Белгород выбрать город
Выберите город

Владивосток: «Серая лошадь» еще не отбросила копыта (ФОТО). Здание серая лошадь во владивостоке


О доме "Серая лошадь" (Владивосток)

В 1938-1939 годах в центральной части города Владивостока, в непосредственной близости от Морского вокзала возвели и сдали к эксплуатации два здания - дома номер 17 и 19 по улице Алеутской (тогда она носила название 25-го Октября). Оба этих дома получили в народе название "Серая лошадь". О том, как возникло это название, а также об особенностях архитектуры и устройства зданий расскажем в этой статье.

Немного истории

Руководил постройкой 17-го дома молодой архитектор Александр Порецков, создавший в городе еще немало зданий. Большая часть из них стали впоследствии памятниками архитектуры. Строительство второго дома, который был сдан годом позднее, осуществлялось под руководством архитектора Николая Бигачева.

Квартиры в одном из зданий предполагались как жилье для местных работников-железнодорожников, а во втором - для нуждающихся милиционеров, пограничников и работников НКВД. Их так и прозвали - "железнодорожный" дом и "милицейский".

Ныне "Серая лошадь" во Владивостоке - одна из самых знаменитых городских построек. Оба этих дома внесены в реестр памятников истории и архитектуры федерального значения. Они охраняются государством, хотя и остаются обычными жилыми домами.

Кстати, когда произносят это название, как правило, имеют в виду дом номер 17. В соседнем нет скульптур, он кажется скучноватым и восторгов не вызывает.

Архитектурные черты эпохи

Надо сказать, что согласно генплану, разработанному Борисом Васильевым, тогдашним главным архитектором Владивостока, центр города предполагалось застроить домами стиля сталинский ампир. Такие дома уже были возведены в Москве. Но владивостокский план был утвержден только в 1938 году, и понятно, что в полной мере его осуществлению помешала Великая Отечественная война.

Крышу "Серой лошади" Владивостока украшают знаковые для социалистической эпохи скульптуры. Это колхозница, красноармеец, летчица и шахтер. Ну и во дворе - девушка с веслом.

Все эти статуи, разумеется, символизировали единение Красной армии и рабочего класса.

Особенности постройки

Дома под общим названием "Серая лошадь" были первыми небоскребами в городе. Над обычной для тех времен 3-4-этажной застройкой они возвышались еще на столько же, то есть имели 7 и 8 этажей. Да и потолки в квартирах этих исполинов были высотой 3,5 метра, что делало постройки еще внушительнее.

Но этим новшества не ограничивались. В домах действовал первый в России мусоропровод, причем с индивидуальными выходами в каждой кухне. По первоначальным замыслам архитектора, мусор должен был спускаться в подвал, где и предполагалось его сожжение. За счет тепла, получаемого от мини-мусоросжигательного предприятия должен был отапливаться весь дом. Жаль, но впоследствии от этой новаторской идеи отказались.

В каждой квартире имелись два балкона, большая гардеробная, просторные зал и кухня. Кроме того, перед заселением жильцов комнаты были меблированы.

А еще здесь функционировала своя котельная, которая позволяла еженедельно обеспечивать жильцов горячей водой.

Отопление в доме было печным. Современные жильцы, как правило, печи уже давно разобрали.

По воспоминаниям новоселов, на крыше домов, с которой открывался великолепный вид на город, было и что-то типа детской площадки. Качелей и горок, конечно, не поставили, но дети имели обыкновение там играть, а матери развешивали для просушки белье.

В качестве подтверждения приведем выдержку из статьи одной из газет, в которой восхищенно рассказывалось, что квартиры "Серой лошади" Владивостока

оборудованы теплыми туалетами и лифтами, на первом этаже есть тир, парикмахерская, прачечная, детская и гимнастический зал. На последнем - даже солярий...

При домах функционировал и детский сад. Еще был проект, по которому на крыше предполагалось открыть ресторан. Проект так и остался проектом, но во дворе построили большой фонтан.

Почему "Серая лошадь"?

Действительно, при чем же тут лошадь?

Историй, связанных с возникновением названия зданий "Серая лошадь" Владивостока, накопилось предостаточно.

По одной из них, считающейся официальной, домам изначально дали наименования "Красная горка" и "Серая лошадь" - в честь фортов, расположенных в Ленинградской области. Здесь имеется в виду кронштадтское восстание против советской власти 1919-го года, которое было успешно подавлено красными моряками под командованием Сталина.

А согласно другой, самой распространенной версии, моряки, получая зарплату, а также отмечая встречи и расставания, веселились в столовой-трактире, расположенной в торце семнадцатого дома. Были они балтийцами, перебравшимися на Дальний Восток, вот и обозвали, ностальгируя, точку общепита "Серой лошадью" - по названию тамошнего форта. А наименование прилипло и к новым жилым зданиям. Изначально дома были розового цвета, но спустя пару лет после сдачи их замазали сажей - вот и стали они серыми в целях маскировки.

А еще в истории "Серой лошади" Владивостока и на самом деле фигурирует одна серая лошадка. Она якобы часто простаивала у местного трактира. Подремывая, животное ожидало хозяина, некоего Семеныча, любившего пропустить рюмку-другую в этом заведении.

Есть и другая, версия, еще менее вероятная, но все же. Согласно ей, на крыше одного из зданий, то ли 17-го, то ли 19-го, стояла статуя лошади. Так это или нет - теперь доподлинно неизвестно.

Ну, наконец, и еще одна - народная, юмористическая. Дева с веслом, чья скульптура украшала двор семнадцатого дома, была якобы уж слишком дебелой и корпулентной, отчего острословы и прозвали ее "лошадью". От изваяния-то позже избавились, а название осталось.

Дома сегодня

Здания все еще выглядят величественно, но весьма обветшали. Последний основательный ремонт затрагивал лишь шахту и кабину лифта. Проводился он в 80-х годах прошлого века. Был отчет о ремонте фасада, который провели в год проведения Саммита АТЭС (2012 год). Крышу тогда тоже подлатали, поскольку она протекала.

Однако ремонт был проведен некачественно - в процессе работ строители нарушили ливневую канализацию, в результате чего дом стало периодически подтапливать. На все обращения к властям города и управляющую компанию, чиновники отвечают, что капитальный ремонт зданий состоится. Назначен он на 2041 год. Нужно только обождать.

Между прочим, в доме нет канализации. Вместо нее, как бы дико это ни звучало в наше время, под домом большая выгребная яма, которую давно не чистили. Дом как памятник архитектуры находится на балансе у федеральных властей, поэтому городские ремонтные службы ничего не могут поделать с тем, что подвалы постоянно находятся в полузатопленном состоянии.

Детского сада, фонтана и спортивной площадки уже давно нет. Проход на крышу забили. В домах открыли хостелы, и теперь их постояльцы иногда мусорят и шумят.

Кроме того, в зданиях функционируют Союз писателей Приморского края, книжная лавка, кафе и салон красоты.

Мы рассказали об истории дома "Серая лошадь" г. Владивостока.

fb.ru

Серая лошадь | Приморский край

«Серая лошадь» — знаменитый комплекс из двух зданий на улице Алеутская. Верхний дом, 17-ый был построен в 1938 году, под руководством архитектора А. Порецкова, а дом № 19 через год построил архитектор Н. Бигачёв.Краеведы говорят, название появилось не сразу. Откуда же оно взялось? Корреспондент VL.ru Наталья Фирцикова в рубрике «Назад в будущее» расспросила об этом и жителей этих домов и просто людей, каждый день проезжающих и проходящих мимо «Серой лошади». Но самый убедительный рассказ прозвучал из уст приморского писателя Владимира Щербака.

Ух, сколько версий услышала… а где же истина? Многие слышали о мифическом то ли Семёныче, то ли Петровиче — «водителе кобылы», который частенько наведывался в рюмочную, расположенную в одном из домов. Лошадка, неизменно ждавшая хозяина во дворе, якобы, и подсказала название дому. По другой легенде, на крыше дома № 17 когда-то стояла конная фигура — отсюда и название.

«Все это абсолютная чушь!» — говорит приморский писатель Владимир Щербак, который прожил в доме № 19 на Алеутской тридцать лет. Он-то знает историю происхождения этого, как он говорит, «никнейма».

— А как же было на самом деле?

— В правом торце 17-ого дома, — рассказывает В.Щербак, — размещается «Трактиръ», а в середине прошлого века здесь была просто столовая с подачей пива. Неподалёку, как и сегодня, находилась бухгалтерия Дальневосточного морского пароходства. И морякам столовая приглянулась — удобно и зарплату «обмыть», и просто пообщаться. Видимо, эта столовая напоминала им ту, что находилась в Кронштадте, возле знаменитых «Красной горки» и «Серой лошади». Вот прозвище «Серая лошадь» и прилипло сначала к «железнодорожному» дому (№17), а потом и к «милицейскому» (№19).

— А остальные легенды откуда берут своё начало?

— Ну народ ведь как придумывает – один сказал, другой добавил, третьему послышалась. Никто толком не знает, а объект любопытный.

— Может быть, хоть какая-то подоплёка есть у этих историй?

— Думаю, могло произойти наслоение. Есть другая история, к этим домам отношения не имеющая. Я одно время хотел написать рассказ «Последняя лошадь Владивостока». Это — о живой лошади, о которой тоже ходили легенды. Я ее знал ещё с детства, в последнее время она возила продукты в ресторан «Челюскин» (теперь «Версаль»). Про эту лошадь и ее возчика ходили разные байки, возможно, это и дало толчок к возникновению версии о «Серой лошади». Надо сказать, что во дворе 17 – го и 19 – го домов лошадь, по определению, стоять не могла. В нашем 19-м доме жило всё милицейское начальство – от начальника милиции до начальника управления НКВД, КГБ, их замы, полковники, генералы. Ну с какой бы радости тут стояла лошадь? Да ещё и с повозкой… К нам приезжали машины – ЗИСы, ЗИМы, «Победы».

— Существует история про то, что дома раньше были розовыми, а потом их перекрасили в серый, и от этого «имя». Перекрашивали?

— Серая облицовка у зданий была изначально. Только лет пять назад 19-ый дом покрасили голубоватой краской. Впервые сделали такой косметический ремонт. А внутри дома ужасны. Там бегают огромные крысы. Я это знаю, потому что в Отделение Союза Писателей, расположенное в 19-ом доме, хожу уже много лет, со времён студенчества.

— Расскажите о фигурах, расположенных на крыше 17 – го дома.

— Будучи ещё мальчишкой, я видел проект нашего дома – на крыше тоже должны были быть фигуры. Почему их не установили, я не скажу, да и никто уже не скажет – может быть, торопились до сдачи дома. 17-ый дом делали раньше, поэтому не спешили, а 19-й — торопились к какому-то празднику… короче, обошлись без фигур. Те фигуры, что мы сегодня видим, представляют знаковые профессии эпохи социализма – красноармеец, лётчик, колхозница и шахтёр. Раньше ещё и «Девушка с веслом» была – стояла во дворе «железнодорожного» дома как Афина с копьём. А еще в подъезде дома № 19 стоят каменные гривастые львы.

— Что ещё примечательного в этих домах?

— Мусоропровод. Первый на всём Дальнем Востоке. Правда, плохо, что он был не в подъезде, как сейчас, а прямо в квартире, на кухне. И был он внутри ступенчатым, поэтому засорялся и появлялись крысы. Считалось, что это был высотный дом. Моя семья въехала в «милицейский» дом в 1948 году, лифтов ещё не было, но были пролёты для них. Потом появились и лифты – с решёточкой. Кажется, они и до сих пор там работают. А ещё там были огромные потолки и подоконники. Прожив больше четверти века в этом доме и переехав в «хрущёвку», я долго не мог привыкнуть к потолкам — почти в два раза ниже, чем там. Я пригибался – мне казалось, что потолок давит. А подоконники там в три раза шире. Когда меня, ещё мальчишкой, не пускали на улицу, я лежал на подоконнике.

— Квартиры там все одинаковые?

— Нет. Размер квартиры зависел от того, какой пост занимает человек. У меня отец был майор. Поскольку у него была семья и двое детей, он занимал две комнаты в трёхкомнатной квартире, а третья комната принадлежала холостяку. Большинство же жильцов занимали отдельную квартиру. Полковники, генералы занимали по несколько квартир.

— Значит, тут и жильцы были интересные?

— Дом специфический. Жильцы, в основном, чекистские и милицейское начальники. А вот в магазине подписных изданий, расположенном внизу, бывали очень и очень интересные и известные люди. Но они ведь не жили в нашем доме… Дома были ведомственными. Почему их и называли «железнодорожный» и «чекистский». В то время за ними ухаживали, а когда они стали городскими, начали разрушаться.

P. S. Дома, и вправду, рушатся прямо на глазах. На это сетуют буквально все, с кем пришлось беседовать о «Серой лошади». Фасад осыпается. Центральной канализации до сих пор нет, а выгребную яму не чистили много лет. Неужели скоро «Серая лошадь» «отбросит копыта»? Хочется думать, что нет, и те, кто по должности отвечает за состояние если не памятника архитектуры, то хотя бы жилого фонда, перестанут быть безучастными наблюдателями. 

Наталья Фирцикова — VL.ru

primkray.ru

Серая Лошадь Владивосток история дома

«Серая лошадь»Одна из главных архитектурных достопримечательностей Владивостока, «Серая лошадь», украшает морской фасад города. Прошло более 70 лет, но жить в этом доме всё еще считается престижным.Монументальные сталинские постройки по улице Алеутской 17 и 19 были возведены в 1938 и 1939 годах.

Проект 17 дома был разработан архитектором Александром Порецковым, 19 дома — Николаем Бигачевым. Первое здание предназначалось для работников Дальневосточной железной дороги, поэтому получило название «железнодорожного» дома, а второе — для офицеров и служащих НКВД, погранвойск и милиции, так называемый, «милицейский» дом.Дом номер 17 украшен знаковыми пролетарскими профессиональными символами — скульптурами красноармейца, летчика, колхозницы и шахтера. Именно этот дом и прославился среди жителей Владивостока как «Серая лошадь».

Его строительство стартовало в 1936 году. Любопытно, что в строительстве исторического здания были использованы мраморные надгробия с Покровского кладбища, после того, как оно было закрыто.«Серая лошадь» стала первой высоткой города — восьмиэтажным исполином на фоне трехэтажных домов. Также в этом доме, впервые в России, был спроектирован и построен мусоропровод. Изначально предполагалось, что на нижнем этаже мусор будет сжигаться, а горячий воздух пустят в систему отопления, но в скорости от этой идеи отказались.

Откуда взялось прозвище «Серая лошадь», точно не может сказать никто. Жители города рассказывают об истории некоего «Семеныча», любителя выпить в рюмочной в одном из зданий и счастливого обладателя серой лошадки. Предполагают, что пока непутевый хозяин пропускал рюмашку-другую, лошадь верно ждала его снаружи и невольно подсказывала прозвище дому.

По другой легенде, на крыше 17 дома когда-то стояла фигура лошади — отсюда и название. Третья версия такова: в 17 доме когда-то находилась столовая, где продавали пиво. Морякам, регулярно приходившим сюда «обмыть» зарплату, которую они получали неподалеку, в бухгалтерии Дальневосточного морского пароходства, эта столовая напоминала другую, которая находилась в Кронштадте возле «Красной горки» и «Серой лошади».

Комплекс зданий был отреставрирован к саммиту АТЭС. Была поставлена задача не только добиться первозданного вида, но и создать максимальную защиту от климатических воздействий. Поскольку первоначально специфический дальневосточный климат не пошел фасаду «Серой лошади» на пользу.Интересно, что «Серая лошадь», по справедливости, совсем не серая, а розовая.

Такой она была до Великой Отечественной войны, когда ее и перекрасили в серый цвет. Изначально же дома были отделаны штукатуркой с добавлением розового мрамора. При восстановлении фасада зданий этот момент был учтен, и реставраторы постарались воссоздать подлинный облик здания.

www.mytravelbook.org

Владивосток. Серая Лошадь.: ru_roofers

Побывал на т.н. "Серой лошади". Точнее, на одном из её зданий - дом №17.Немного истории.Своя "Серя лошадь" есть во многих городах России. В Иркутске - это супермаркет, в Хабаровске - район и ресторан, в Питере так называют кусочек набережной у памятника Петру I.Так называемая "Серая лошадь" - одно из самых знаменитых зданий нашего города. По сути - это два здания, но то, на котором нет статуй (дом №19) скучное, поэтому про него никто особо не вспоминает. Здания построили в 1939-м году. Изначально они были розового цвета, но в 1941-м их перекрасили в серый - для маскировки. Это были первые "небоскрёбы" города, в 39-м в городе не было зданий, выше 3-х этажей, а эти - 7 и 8-этажные. А если учесть потолки в 3,5 метра - Серая Лошадь и сейчас довольно высокое. А ещё это первое здание города, в котором был мусоропровод. На кухне каждой квартиры. В доме была своя котельная и раз в неделю давали горячую воду.На крыше дома №17 стоят четыре скульптуры знаковых фигур эпохи социализма – красноармейца, лётчицы, колхозницы и шахтёра. А во дворе стояла статуя девушки с веслом.Одно здание было построено для работников Дальневосточной железной дороги, а второе - для офицеров и служащих НКВД, погранвойск и милиции. В подвале было бомбоубежище.  Почему "Сарая лошадь"? Дело в том, что неподалёку от этого места находится комплекс зданий Дальневосточного морского пароходства, в том числе отдел кадров и бухгалтерия, и моряки, получая зарплату, обмывали её, не отходя от кассы, а также с размахом отмечали встречи и расставания в этой самой столовой. Она, видимо, очень напоминала им другую, такую же, находившуюся на Балтике, точнее, в Кронштадте, возле бывших фортов «Красная горка» и «Серая лошадь». Вот моряки-дальневосточники по аналогии с той столовой назвали и эту. Позже прозвище прилипло к «железнодорожному» дому, а потом и к «милицейскому».

Кто-нибудь это вообще прочитал?Ладно, продолжим. Сейчас здание выглядит так:

Прежде чем туда полезть, я пытался узнать у многих знакомых самый лёгкий путь туда. Но все, как один, утверждали, что туда хрен залезешь. Собственно, даже в подъезд пройти проблема, потому что там офисы, охрана и чуть ли не сам Дьявол жарит грешников. Кстати, там ещё хотели построить вытрезвитель. Так вот, несколько знакомых на крыше всё же были, но они работают в интернет-компаниях, ставят кабельное телевидение и т.п. Так что им просто по работе нужно было туда подниматься.Ещё там есть пожарные лестницы. Одна выпелена почти полностью, причём где-то с середины и до самой крыши. А вторая вполне себе ничего, но начинается на высоте где-то 4-х метров. Я блеат себя Человеком-Пауком почувствовал, когда залез наверх. Подпрыгнуть, ухватиться за какую-то деревянную балку, подтянуться и дотянуться до ещё одной балки в полуметре от первой. Потом ещё подтянуться и допрыгнуть до основания лестницы, встать на него и, подпрыгнув, дотянуться до самой лестницы. Как я слезал - отдельная история и это словами я описать не смогу.1. Крыша очень интересная, шумная и красивая.2.3.4.5.6. Центральная площадь. Там творился двухдневный проект Art Dance, который собрал кучу диджеев из Китая, Австралии, Британии и ещё хуй победи откуда. А ещё, у всех только 3D, а у нас уже 5D.7. Большое белое здание справа - Администрация.8. Синее здание по центру - пресс-центр Fresh Plaza. Изначально планировалось построить там многоуровневую парковку. А сейчас центр полупустой. Там самая высокая цена аренды по городу - 1700руб\кв.метр. На первом этаже есть очень крутой ресторан "Republic".9. Стройка моста через бухту Золотой Рог. Видимо, мост так и будет называться.10. Морской вокзал и Железнодорожный вокзал, который почти не видно из-за жёлтого здания - это офис РЖД. Здесь заканчивается самая продолжительная железнодорожная трасса, соединяющая Владивосток и Москву - 9288 км. Закладка железной дороги и вокзала состоялась 19 мая 1891 года при участии будущего императора Николая 2. В 1894 году по проекту архитектора Базилевского было построено небольшое одноэтажное здание, но здание не вмещало возросшего числа пассажиров. И 5 февраля 1912 года был открыт новый вокзал по проекту Н.В. Коновалова.11. Администрация и центральная площадь.12. Чуть позже врубили подсветку.13. Вегас, детка!14. Стройка моста.15. Вокзалы.

 

ru-roofers.livejournal.com

«Серой лошади» Владивостока исполнилось три четверти века | КУЛЬТУРА

В музее им. Арсеньева вспомнили о необычном здании Владивостока, которое в отличие от других имеет имя собственное - «Серая лошадь». Это дом по ул. Алеутской, 17.

Дом «Серая лошадь» расположен по ул. Алеутской, 17. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Здание было построено по проекту архитекторов Александр Порецкова и Николай Бигачёва в 1936-38 годах и заселено перед Великой Отечественной войной. 

Его возводили бойцы корпуса железнодорожных войск. Рядом была устроена и скульптурная мастерская, где изготавливали архитектурные элементы зданий, лепнину и скульптуры. По словам патриарха приморской архитектуры Николая Рябова такое творчество было дело рук тех же бойцов-железнодорожников. Было у серой лошади ещё одно название – «дом на штыках». За это архитектурное «излишество» чуть не поплатился жизнью Александр Порецков. 

Название «дом на штыках» появилось из-за заострённых пилонов на фасаде.здания Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Почему же жители Владивостока называют здание серой лошадью? Как выглядела та, героическая лошадка не знает никто, а версий много.

История первая. Извозчик Петрович (Семёныч) частенько наведывался в рюмочную, а свою кобылу оставлял неподалёку от входа. В ожидании седока она мирно паслась на газоне у дома № 17, который потом и прозвали - «серой лошадью».

История вторая повествует о том, что перед главной лестницей, ведущей к дому, стояла статуя женщины с веслом. За её непропорционально большую фигуру гипсовую даму прозвали серой лошадью, а потом прозвище перешло к дому.

Третья история повествует о том, что перед домом стояла скульптура лошади серого цвета и нет ничего удивительного, что и сталинскую многоэтажку нарекли также.

Четвёртая история опровергает третью и утверждает, что вместо колхозницы и рабочего  раньше возвышалась скульптура серой лошади.

Пятая пытается объединить далёкий Кронштадт и Владивосток. И там и там было принято обмывать зарплату в рюмочной. В Кронштадте - в «Красной горке» и «Серой лошади», во Владивостоке – в питейном заведении за легендарным зданием. Рюмочная и была серого цвета.

Добавить легендарности зданию тот факт, что это была первая высотка Владивостока. Шутка ли - 8 этажей! Впервые здесь был спроектирован и построен мусоропровод, канализация, лифт. На крыше здания был запроектирован солярий для отдыха жителей и сад.

Крышу здания украшают фигуры тружеников народного хозяйства. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Так сложилась, что для штукатурки этого здания была использована розовая мраморная крошка, поэтому здание было удивительного розового цвета. Мраморные плиты свозили к стройке с Покровского кладбища, которое в то время было закрыто. В 1941 году розовую лошадь в целях светомаскировки побелили известью с сажей. На этом «розовый» период здания оборвался и начался серый.

Никто из жильцов не помнит скульптур серых лошадей, а только двух медвежат, которые являлись скульптурным украшением нижнего фонтана – у самого подножия лестницы. Об их осколках не раз с сожалением вспоминал бывший домуправ. Они долгое время лежали в подвале здания, а потом кто-то навёл порядок и выбросил осколки, как ненужный хлам.

Внутри здания чудом сохранились два льва, которые охраняют вход, уникальные металлические узоры парадной лестницы и многое другое. На крыше - скульптурные композиции рабочий и колхозница, летчик и красноармеец.

Подъезд охраняют каменные львы. Фото: АиФ

www.vl.aif.ru

ВЛАДИВОСТОК И "СЕРАЯ ЛОШАДЬ" - Дух беспокойный, дух порочный. Кто звал тебя во тьме полночной?

"«Серая лошадь» — знаменитый комплекс из двух зданий на улице Алеутская. Верхний дом, 17-ый был построен в 1938 году, под руководством архитектора А. Порецкова, а дом № 19 через год построил архитектор Н. Бигачёв." Новости Владивостока на VL.ru

а вот тут сталкиваемся с иным мнением: "Само здание "серой лошади" было построено ещё до войны с японцами (1904-1905) и первоначально оно было из розового мрамора, когда началась война, это здание было самым высоким и видным, испугались, что японцы первым делом ударят по нему и было принято решение закрасить здание в серый. Так и спасли его.."(в комментариях здесь)

И это ещё стоит уточнить ...А пока, смотрим и любуемся видами с крыши этого здания

Вообще, это очень важное для горожан здание. И как бы на самом деле не складывалась его история, любой житель Владивостока, находкинец или иной приморец знает и помнит это странное название, этот дорогой для памяти дом "Серая лошадь" А вот виды с крыши и верхней части этого здания

</a>

Вот такие виды открываются с владивостокской "Серой лошади".

akozmin-7.livejournal.com

«Серая лошадь» еще не отбросила копыта (ФОТО) – Новости Владивостока на VL.ru

«Серая лошадь» - знаменитый комплекс из двух зданий на улице Алеутская. Верхний дом, 17-ый был построен в 1938 году, под руководством архитектора А. Порецкова, а дом № 19 через год построил архитектор Н. Бигачёв.Краеведы говорят, название появилось не сразу. Откуда же оно взялось? Корреспондент VL.ru Наталья Фирцикова в рубрике «Назад в будущее» расспросила об этом и жителей этих домов и просто людей, каждый день проезжающих и проходящих мимо «Серой лошади». Но самый убедительный рассказ прозвучал из уст приморского писателя Владимира Щербака.

Ух, сколько версий услышала... а где же истина? Многие слышали о мифическом то ли Семёныче, то ли Петровиче - «водителе кобылы», который частенько наведывался в рюмочную, расположенную в одном из домов. Лошадка, неизменно ждавшая хозяина во дворе, якобы, и подсказала название дому. По другой легенде, на крыше дома № 17 когда-то стояла конная фигура — отсюда и название.

«Все это абсолютная чушь!» - говорит приморский писатель Владимир Щербак, который прожил в доме № 19 на Алеутской тридцать лет. Он-то знает историю происхождения этого, как он говорит, «никнейма».

- А как же было на самом деле?

- В правом торце 17-ого дома, - рассказывает В.Щербак, - размещается «Трактиръ», а в середине прошлого века здесь была просто столовая с подачей пива. Неподалёку, как и сегодня, находилась бухгалтерия Дальневосточного морского пароходства. И морякам столовая приглянулась — удобно и зарплату «обмыть», и просто пообщаться. Видимо, эта столовая напоминала им ту, что находилась в Кронштадте, возле знаменитых «Красной горки» и «Серой лошади». Вот прозвище «Серая лошадь» и прилипло сначала к «железнодорожному» дому (№17), а потом и к «милицейскому» (№19).

- А остальные легенды откуда берут своё начало?

- Ну народ ведь как придумывает – один сказал, другой добавил, третьему послышалась. Никто толком не знает, а объект любопытный.

- Может быть, хоть какая-то подоплёка есть у этих историй?

- Думаю, могло произойти наслоение. Есть другая история, к этим домам отношения не имеющая. Я одно время хотел написать рассказ «Последняя лошадь Владивостока». Это - о живой лошади, о которой тоже ходили легенды. Я ее знал ещё с детства, в последнее время она возила продукты в ресторан «Челюскин» (теперь «Версаль»). Про эту лошадь и ее возчика ходили разные байки, возможно, это и дало толчок к возникновению версии о «Серой лошади». Надо сказать, что во дворе 17 – го и 19 – го домов лошадь, по определению, стоять не могла. В нашем 19-м доме жило всё милицейское начальство – от начальника милиции до начальника управления НКВД, КГБ, их замы, полковники, генералы. Ну с какой бы радости тут стояла лошадь? Да ещё и с повозкой… К нам приезжали машины – ЗИСы, ЗИМы, «Победы».

- Существует история про то, что дома раньше были розовыми, а потом их перекрасили в серый, и от этого «имя». Перекрашивали?

- Серая облицовка у зданий была изначально. Только лет пять назад 19-ый дом покрасили голубоватой краской. Впервые сделали такой косметический ремонт. А внутри дома ужасны. Там бегают огромные крысы. Я это знаю, потому что в Отделение Союза Писателей, расположенное в 19-ом доме, хожу уже много лет, со времён студенчества.

- Расскажите о фигурах, расположенных на крыше 17 – го дома.

- Будучи ещё мальчишкой, я видел проект нашего дома – на крыше тоже должны были быть фигуры. Почему их не установили, я не скажу, да и никто уже не скажет – может быть, торопились до сдачи дома. 17-ый дом делали раньше, поэтому не спешили, а 19-й — торопились к какому-то празднику... короче, обошлись без фигур. Те фигуры, что мы сегодня видим, представляют знаковые профессии эпохи социализма – красноармеец, лётчик, колхозница и шахтёр. Раньше ещё и «Девушка с веслом» была – стояла во дворе «железнодорожного» дома как Афина с копьём. А еще в подъезде дома № 19 стоят каменные гривастые львы.

- Что ещё примечательного в этих домах?

- Мусоропровод. Первый на всём Дальнем Востоке. Правда, плохо, что он был не в подъезде, как сейчас, а прямо в квартире, на кухне. И был он внутри ступенчатым, поэтому засорялся и появлялись крысы. Считалось, что это был высотный дом. Моя семья въехала в «милицейский» дом в 1948 году, лифтов ещё не было, но были пролёты для них. Потом появились и лифты – с решёточкой. Кажется, они и до сих пор там работают. А ещё там были огромные потолки и подоконники. Прожив больше четверти века в этом доме и переехав в «хрущёвку», я долго не мог привыкнуть к потолкам - почти в два раза ниже, чем там. Я пригибался – мне казалось, что потолок давит. А подоконники там в три раза шире. Когда меня, ещё мальчишкой, не пускали на улицу, я лежал на подоконнике.

- Квартиры там все одинаковые?

- Нет. Размер квартиры зависел от того, какой пост занимает человек. У меня отец был майор. Поскольку у него была семья и двое детей, он занимал две комнаты в трёхкомнатной квартире, а третья комната принадлежала холостяку. Большинство же жильцов занимали отдельную квартиру. Полковники, генералы занимали по несколько квартир.

- Значит, тут и жильцы были интересные?

- Дом специфический. Жильцы, в основном, чекистские и милицейское начальники. А вот в магазине подписных изданий, расположенном внизу, бывали очень и очень интересные и известные люди. Но они ведь не жили в нашем доме… Дома были ведомственными. Почему их и называли «железнодорожный» и «чекистский». В то время за ними ухаживали, а когда они стали городскими, начали разрушаться.

P. S. Дома, и вправду, рушатся прямо на глазах. На это сетуют буквально все, с кем пришлось беседовать о «Серой лошади». Фасад осыпается. Центральной канализации до сих пор нет, а выгребную яму не чистили много лет. Неужели скоро «Серая лошадь» «отбросит копыта»? Хочется думать, что нет, и те, кто по должности отвечает за состояние если не памятника архитектуры, то хотя бы жилого фонда, перестанут быть безучастными наблюдателями. 

Наталья Фирцикова - VL.ru

www.newsvl.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта