Белгород выбрать город
Выберите город

Владивосток. Здание серая лошадь во владивостоке история


Эпизоды Владивостока. Серая лошадь. - Евгения

 Здания постройки 30-х – начала 50-х годов прошлого века принято называть «сталинскими». Монументальные, с парадной выправкой, гранитными лестницами, они довольно точно отражают пафос того времени. Во Владивостоке дома под номерами 17,19 на улице Алеутской принадлежат как раз к этой стилистике. Больше того, они входят в список памятников архитектуры федерального значения.  «БОЛЬШОЙ ВЛАДИВОСТОК» ОБРАЗЦА 1936 ГОДА     Семи-восьмиэтажные многоквартирные жилые дома, построенные в 1937-1940 годах по проекту архитекторов А.И. Порецкова и Н.А. Бигачева на улице 25-го Октября (ныне ул. Алеутская) – это претворенная в жизнь часть проектировавшегося в то время нового грандиозного ансамбля застройки улицы 25-го Октября, которая по генеральному плану реконструкции Владивостока, разработанному в середине 1930-х годов архитектором Е.А. Васильевым, должна была стать главной меридиональной магистралью города.  К слову, согласно генеральному плану Владивостока 1936 года планировалось превратить ул. Ленинскую (ныне ул. Светланская) в парадную набережную, убрав всю застройку с чётной стороны.     На берегу бухты Золотой Рог, в районе Комсомольской (ныне Адмиральской) пристани, планировался выход к морю. Здесь также проектировалась громадная лестница – спуск к воде. Амфитеатр предполагалось устроить на оси естественного и поэтому еще более живописного входа в бухту Золотой Рог. Оба здания на ул. Алеутской имеют единое архитектурно-художественное решение в монументальном стиле советской архитектуры, который также называли «сталинским ампиром». Первое, под № 17, предназначалось для руководящего состава железной дороги, второе, под № 19, – для сотрудников наркомата внутренних дел, оно круглосуточно охранялось, но не спасло в годы репрессий некоторых жильцов – высоких чинов, занимавших шестикомнатные квартиры, от арестов, тюрьмы и расстрельной статьи.  ЛЕГЕНДА ОБ ИМЕНИ     Сегодня речь пойдёт о доме под № 17. Во Владивостоке он больше известен как Серая лошадь. Существует несколько версий возникновения необычного «собственного» имени. Одни из старожилов утверждают, что в старые добрые времена рядом с этим зданием располагалась рюмочная, куда частенько наведывался некто Семёныч, доставлявший продукты в столовые, закусочные, которых в этом районе находилось великое множество. Бывало, он засиживался за «стопочкой» в заведении не один час, а его транспортное средство – серая лошадка, запряженная в телегу, покорно и терпеливо дожидалась своего непутевого хозяина.     Другие связывают образ Серой лошади со скульптурой... женщины с веслом, которая одно время якобы стояла перед зданием и была громадной... до безобразия. Третьи уверяют, что дом когда-то, очень давно, был украшен лепной фигурой лошади. Как ни жаль развенчивать легенды, но в своё время старейший зодчий Владивостока Николай Степанович Рябов, профессор архитектуры, кандидат технических наук, по проектам которого в нашем городе за полвека были построены около 100 зданий, рассказывал, что никакого украшения в виде лошади на здании и рядом с ним никогда не было. Его информации можно доверять, учитывая, что, будучи студентом, Рябов в 1936 году под руководством талантливых архитекторов Порецкова и Бигачева принимал участие в проектировании этого объекта, а затем и в его сооружении.  ПРОМЕНАД НА КРЫШЕ     На строительстве первого высотного дома во Владивостоке работал корпус железнодорожных строительных войск, которым командовал Янис Лацис. Красноармейцам, не имевшим опыта в сооружении зданий повышенной сложности и занимавшихся преимущественно прокладкой железных дорог, приходилось нелегко. Поэтому сюда решили направить студентов строительного факультета Дальневосточного политехнического института им. Куйбышева (ныне Дальневосточный государственный технический университет) для строительного «ликбеза» и технического руководства. В их числе и оказался Николай Рябов. Работа велась в три смены, то есть круглосуточно. Этаж за этажом вырастали на глазах.     Стоящее на холме семиэтажное здание под № 17 авторы проекта видели как композиционный центр всего ансамбля будущей застройки отрезка улицы 25-го Октября между 1-й Морской и Ленинской. Его фасад был расчленен выступающими объемами лестничных клеток на три части. При этом средняя завершалась над карнизом монументальной колоннадой, увенчанной четырьмя гигантскими статуями: рабочего, колхозницы, краснофлотца и пограничника. Их создал красноармеец Черноскутов, мастер-самоучка.     Верхний этаж здания, выделенный сплошной линией балконов с балюстрадами и сдвоенными полуколоннами в межоконных простенках, должен был читаться как широкий фриз. Он был обустроен для отдыха и прогулок. Жильцы могли выходить на «крышу», любоваться открывающейся великолепной панорамой бухты Золотой Рог, дышать свежим воздухом (тогда в городе нашенском не было такого засилья автомобилей). Здесь существовал также солярий, и роскошный зимний сад.     Торец здания, как и соседнего – под №19, зодчие акцентировали рядами г-образных балконов. В декоративной обработке фасадов они также использовали детали архитектуры классицизма.  ПЕРВАЯ ВЫСОТКА И ПЕРВЫЙ МУСОРОПРОВОД     Новый дом был уникален для того времени своей высотностью, лифтом, тем, что здесь впервые не только на Дальнем Востоке, но, пожалуй, во всей стране был, спроектирован и построен мусоропровод. Сначала планировалось, что мусор будет сжигаться в специальной топке, установленной в цокольном этаже дома, а горячий воздух, получаемый при этом, пойдет на обогрев квартир. Однако на практике эта схема не сработала, и от неё отказались в пользу более простой.     Квартиры в этом доме также строились с соответствующими удобствами. К примеру, площадь 2-комнатной составляла около 70 кв. метров: помимо комфортабельных гостиной и спальни с паркетом были предусмотрены просторная кухня, вместительные ниши-кладовки. Высота потолков намного превышала трехметровую отметку. В доме имелись два выхода: парадный – на улицу, и черный – во двор. Для удобства жильцов в здании по проекту были также предусмотрены магазин, детский сад, ателье по пошиву одежды, парикмахерская, подростковый клуб и даже игровая комната. А для красоты – в парадной одного из подъездов «поселили» гигантских каменных львов. Они «живы» и поныне.     Кстати, строился дом неполных два года. В 1938 году его уже заселили. Нельзя не сказать еще об одном печальном обстоятельстве. Известно, что при возведении Серой лошади для облицовки использовались мраморные надгробия, взятые с Покровского кладбища – к тому времени оно было уже закрыто.     Фасад здания отделывался по совершенно новой технологии. Здесь применили цветную штукатурку с каменной крошкой. Первоначально дом имел розоватый тон и выглядел потрясающе красиво, но началась война и его «перелицевали» в серый. В целях безопасности. Таким он и дожил до наших дней.  Авт. Т. Калиберова, "Особняк", № 3, Апрель 2011 г.

evansy2007.livejournal.com

История одной Серой Лошади. | Русская интерьерная скульптура

Георгий Шароглазов.

 

Своя "Серая лошадь" есть во многих городах России. В Иркутске - это супермаркет, в Хабаровске - район и ресторан, в Питере так называют кусочек набережной у памятника Петру I.Так называемая "Серая лошадь" - одно из самых знаменитых зданий нашего города, владивостока. По сути - это два здания, но то, на котором нет статуй (дом №19) скучное, поэтому про него никто особо не вспоминает. Здания построили в 1939-м году. Изначально они были розового цвета, но в 1941-м их перекрасили в серый - для маскировки.

Это были первые "небоскрёбы" города, в 39-м в городе не было зданий, выше 3-х этажей, а эти - 7 и 8-этажные. А если учесть потолки в 3,5 метра - Серая Лошадь и сейчас довольно высокое. А ещё это первое здание города, в котором был мусоропровод. На кухне каждой квартиры. В доме была своя котельная и раз в неделю давали горячую воду.На крыше дома №17 стоят четыре скульптуры знаковых фигур эпохи социализма – красноармейца, лётчицы, колхозницы и шахтёра. А во дворе стояла статуя девушки с веслом.Одно здание было построено для работников Дальневосточной железной дороги, а второе - для офицеров и служащих НКВД, погранвойск и милиции. В подвале было бомбоубежище.

Почему "Сарая лошадь"? Дело в том, что неподалёку от этого места находится комплекс зданий Дальневосточного морского пароходства, в том числе отдел кадров и бухгалтерия, и моряки, получая зарплату, обмывали её, не отходя от кассы, а также с размахом отмечали встречи и расставания в этой самой столовой. Она, видимо, очень напоминала им другую, такую же, находившуюся на Балтике, точнее, в Кронштадте, возле бывших фортов «Красная горка» и «Серая лошадь». Вот моряки-дальневосточники по аналогии с той столовой назвали и эту. Позже прозвище прилипло к «железнодорожному» дому, а потом и к «милицейскому».

На самом то деле, первый раз слово "Серая Лошадь" я услышал когда мы с друзьями пошли в столовую под этим названием. А было это в далеких семидесятых. Безусловно что название идет от столовой. А как то незаметно с годами, стал понимать что "Серая Лошадь" не название столовой, а всего комплекса. Было "прояснение" когда на вопрос: "..где ты поставил львов?" я долго объяснял, что здание напротив управления Дальневосточного Пароходства, и тут то я и услышал в первый раз : Здание "на штыках"? и при этом видимо на моем лице собеседник увидел полное мое незнание вопроса и уточнил: "Серая Лошадь" Вот бы где мне заострить внимание! Но жизнь суетна, Штыки (полнообъемные такие колонны ввиде штыков, которые украшают пилястры здания.) я рассмотрел и интуитивно чувствовал что что то не то. Пока не прочитал вчера, что там два здания.

Катерина, посмотрел вашу подборку львов. Спасибо. Этих я сделал давно, и как же нужен был такой материал который увидел у вас.

Стоят они как раз возле той самой Серой Лошади.

Самое интересное, что в подъездах этого здания,  лежат львы из бетона, со дня его постройки.

www.kowal.ru

Владивосток » Год синей лошади во Владивостоке встретили рассказом о «Серой лошади»

Мифы, легенды и реальную историю домов, именуемых «Серой лошадью», рассказали в музее имени Арсеньева в пятницу, 31 января. «Конскую» встречу назвали «Следующая остановка — "Серая лошадь"» и не напрасно поставили на этот день — именно сегодня наступил год Лошади по Восточному календарю. Вспоминали и о здании, и об одноименном литературном объединении, которое живет и по сей день.

Открыла встречу режиссер-постановщик музея Галина Лунегова, которая напомнила, что «Серой лошадью» называется не один, а целых два дома на Алеутской, 17 и 19. Они появились во Владивостоке с разницей в три года.

«В 1931 году было принято постановление о развитии целого ряда городов, в том числе Владивостока. Сюда была направлена бригада архитекторов-проектировщиков. В их числе — Евгений Васильев, который вскоре стал главным архитектором города. Он возглавил штаб по разработке Генплана, — рассказал Почетный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Валентин Аникеев. — Некоторые идеи в его плане были очень плодотворными. Мы даже ими воспользовались спустя более чем 60 лет, осовременив их.

Так вот — мы, изучая документы того времени, не нашли не одного подтверждения, что идея здания была заложена в его генплане. В отчетах нет ссылок на строительство этих домов. По одной версии, это здание строилось для НКВД. По второй, в это время (1933-1934 гг.) задание на проектирование первого из этих домов получил Александр Иваныч Порецков. Ветераны знают его характер — он был очень своеобразным человеком. Возможно, они с Васильевым просто вступили в противоречия, и последний решил не "рекламировать", как бы сейчас сказали, этот объект. К моменту утверждения первого Генплана города они уже были, но в брошюрах их нет!».

Порецков проектировал лишь один дом из ансамбля «Серая лошадь» (он был построен, по разным данным, в 1936 или 1938 году). Второй возводился по чертежам Николая Бигачева и был сдан в 1939 году.

«Я видел много городов и скажу, что такие дома не потерялись бы в любом городе, — считает Юрий Лиханский, завкафедрой архитектурной среды и интерьера ДВФУ. — Здесь был предусмотрены первые во Владивостоке лифты, мусоропровод в каждой квартире. Был детский сад. Предполагалось, что крышу за этой колоннадой можно будет эксплуатировать — играть на ней в теннис, в частности. В подъезде одного из зданий сидят львы — где вы еще такое видели? Его строили из кирпича, а последние два этажа — из шлакобетона. Скульптуры на крыше сделал солдатик-самоучка. Причем в его работах применены классические схемы искажения фигур». Цементные, с металлическим каркасом шахтер, колхозница, военные до сих пор украшают крышу здания. 

«Серая лошадь» в те годы возвышалась над малоэтажным Владивостоком, который был больше похож на поселок и мало чем напоминал сегодняшний мегаполис.

Участники встречи показали фотографии и проекты реставрации «Серой лошади». Оказывается, при постройке здания были розовыми! Студент архитектора Лиханского Роман Каличкин изучал архитектуру Владивостока 30-х годов и обнаружил, что по углам здания не серые. Оказалось, что с начала Великой Отечественной Владивосток полагалось демаскировать. Раздобыли сажу, масло, покрасили фасады зданий… Сажа впиталась так плотно, что они стали серыми. «Как узнали истинный цвет? Вода по углам вымыла наслоения сажи, там есть "родной" цвет. На мраморную крошку для украшения фасада пошли надгробия с Покровского кладбища», — рассказал Юрий Лиханский. И добавил, что автор проекта реставрации Роман Каличкин погиб, не успев воплотить свою идею в жизнь.

Так почему же «Серая лошадь»? Историк и журналист Сергей Корнилов поведал о нескольких версиях происхождения этого названия: «Первая — в том, что на фронтоне здания была скульптура лошади. Хотя на самом деле ее не было. Еще говорят, что все ждали, что между скульптурами людей будет еще одна — якобы колесница. Хотя эта версия кажется абсурдной. Рассказывают что возле этих зданий появлялся молочник с телегой, в которую была запряжена лошадь. И что в глубине между зданиями была "Столовая № 1". Мне это рассказал Дмитрий Александрович Старцев, потомок декабриста Бестужева и старожил Владивостока — по его словам, в столовую часто приезжал мужичок, сидел с кружкой пива, а серая лошадь его ждала. Сначала перед зданиями стояла скульптура — "Женщина с веслом". Из белой она постепенно стала серой, и около нее назначали свидания, говоря: "Встретимся у серой лошади!".

Версий множество. Но наиболее логичной мне кажется вот такая: изначально здания были розовыми, и когда они были построены, они возвышались над всем малоэтажным Владивостоком огромными монстрами. А когда их покрасили в серый цвет, возникла такая аналогия».

Любовь Малико в прошлом году справила юбилей — 90 лет. В 1941 году ее, 17-летнюю комсомолку, послали работать инструктором в службу ПВО Владивостока. «Я занималась подготовкой населения к войне. С августа по декабрь работала с жителями "Серой лошади". Люди выходили в газоубежище прямо с дома — жаль, оно сейчас разрушено. Я собирала "шестерки" жителей с каждого подъезда, мы заказывали стенды, топорики, ведра… И я ночью ходила, проверяла, чтобы ни щелки просвета не было — чтобы все окна были закрыты плотной черной тканью», — вспоминает Любовь Андреевна.

«Серая лошадь» — не только название здания, но и имя литературного объединения. Оно возникло 20 лет назад при Союзе писателей, который до сих пор находится в этом здании. И до сих пор поэты, прозаики и переводчики собираются вместе «на "Серую лошадь"». Правда, уже в другом месте.

Елена Васильева стояла у истоков литобъединения. Сегодня она прочла стихи из альманахов «Серая лошадь», которые выпускали писатели, — Вячеслава Крыжановского, Алексея Денисова, Дмитрия Рекачевского, Виталия Семкина и свои. А поэт Константин Дмитриенко, который пришел в объединение в 1998 году, отметил, что «прелесть "Серой лошади"» была в том, что, несмотря на свое вырождение из недр Союза писателей, она четко и ясно была в оппозиции: есть Союз — старье, которое рано или поздно забудется, а есть «Серая лошадь». Как показала практика, главное в тогдашней «Серой лошади» было заявление: «Вот есть мы. И мы без взглядов на далекий запад определяем здесь, что есть литература».

Источник — VL.ru

vladivostok.russiaregionpress.ru

«Серая лошадь» еще не отбросила копыта

«Серая лошадь» — знаменитый комплекс из двух зданий на улице Алеутская. Верхний дом, 17-ый был построен в 1938 году, под руководством архитектора А. Порецкова, а дом № 19 через год построил архитектор Н. Бигачёв.Краеведы говорят, название появилось не сразу. Откуда же оно взялось? Корреспондент VL.ru Наталья Фирцикова в рубрике «Назад в будущее» расспросила об этом и жителей этих домов и просто людей, каждый день проезжающих и проходящих мимо «Серой лошади». Но самый убедительный рассказ прозвучал из уст приморского писателя Владимира Щербака.

Ух, сколько версий услышала… а где же истина? Многие слышали о мифическом то ли Семёныче, то ли Петровиче — «водителе кобылы», который частенько наведывался в рюмочную, расположенную в одном из домов. Лошадка, неизменно ждавшая хозяина во дворе, якобы, и подсказала название дому. По другой легенде, на крыше дома № 17 когда-то стояла конная фигура — отсюда и название.

«Все это абсолютная чушь!» — говорит приморский писатель Владимир Щербак, который прожил в доме № 19 на Алеутской тридцать лет. Он-то знает историю происхождения этого, как он говорит, «никнейма».

— А как же было на самом деле?

— В правом торце 17-ого дома, — рассказывает В.Щербак, — размещается «Трактиръ», а в середине прошлого века здесь была просто столовая с подачей пива. Неподалёку, как и сегодня, находилась бухгалтерия Дальневосточного морского пароходства. И морякам столовая приглянулась — удобно и зарплату «обмыть», и просто пообщаться. Видимо, эта столовая напоминала им ту, что находилась в Кронштадте, возле знаменитых «Красной горки» и «Серой лошади». Вот прозвище «Серая лошадь» и прилипло сначала к «железнодорожному» дому (№17), а потом и к «милицейскому» (№19).

— А остальные легенды откуда берут своё начало?

— Ну народ ведь как придумывает – один сказал, другой добавил, третьему послышалась. Никто толком не знает, а объект любопытный.

— Может быть, хоть какая-то подоплёка есть у этих историй?

— Думаю, могло произойти наслоение. Есть другая история, к этим домам отношения не имеющая. Я одно время хотел написать рассказ «Последняя лошадь Владивостока». Это — о живой лошади, о которой тоже ходили легенды. Я ее знал ещё с детства, в последнее время она возила продукты в ресторан «Челюскин» (теперь «Версаль»). Про эту лошадь и ее возчика ходили разные байки, возможно, это и дало толчок к возникновению версии о «Серой лошади». Надо сказать, что во дворе 17 – го и 19 – го домов лошадь, по определению, стоять не могла. В нашем 19-м доме жило всё милицейское начальство – от начальника милиции до начальника управления НКВД, КГБ, их замы, полковники, генералы. Ну с какой бы радости тут стояла лошадь? Да ещё и с повозкой… К нам приезжали машины – ЗИСы, ЗИМы, «Победы».

— Существует история про то, что дома раньше были розовыми, а потом их перекрасили в серый, и от этого «имя». Перекрашивали?

— Серая облицовка у зданий была изначально. Только лет пять назад 19-ый дом покрасили голубоватой краской. Впервые сделали такой косметический ремонт. А внутри дома ужасны. Там бегают огромные крысы. Я это знаю, потому что в Отделение Союза Писателей, расположенное в 19-ом доме, хожу уже много лет, со времён студенчества.

— Расскажите о фигурах, расположенных на крыше 17 – го дома.

— Будучи ещё мальчишкой, я видел проект нашего дома – на крыше тоже должны были быть фигуры. Почему их не установили, я не скажу, да и никто уже не скажет – может быть, торопились до сдачи дома. 17-ый дом делали раньше, поэтому не спешили, а 19-й — торопились к какому-то празднику… короче, обошлись без фигур. Те фигуры, что мы сегодня видим, представляют знаковые профессии эпохи социализма – красноармеец, лётчик, колхозница и шахтёр. Раньше ещё и «Девушка с веслом» была – стояла во дворе «железнодорожного» дома как Афина с копьём. А еще в подъезде дома № 19 стоят каменные гривастые львы.

— Что ещё примечательного в этих домах?

— Мусоропровод. Первый на всём Дальнем Востоке. Правда, плохо, что он был не в подъезде, как сейчас, а прямо в квартире, на кухне. И был он внутри ступенчатым, поэтому засорялся и появлялись крысы. Считалось, что это был высотный дом. Моя семья въехала в «милицейский» дом в 1948 году, лифтов ещё не было, но были пролёты для них. Потом появились и лифты – с решёточкой. Кажется, они и до сих пор там работают. А ещё там были огромные потолки и подоконники. Прожив больше четверти века в этом доме и переехав в «хрущёвку», я долго не мог привыкнуть к потолкам — почти в два раза ниже, чем там. Я пригибался – мне казалось, что потолок давит. А подоконники там в три раза шире. Когда меня, ещё мальчишкой, не пускали на улицу, я лежал на подоконнике.

— Квартиры там все одинаковые?

— Нет. Размер квартиры зависел от того, какой пост занимает человек. У меня отец был майор. Поскольку у него была семья и двое детей, он занимал две комнаты в трёхкомнатной квартире, а третья комната принадлежала холостяку. Большинство же жильцов занимали отдельную квартиру. Полковники, генералы занимали по несколько квартир.

— Значит, тут и жильцы были интересные?

— Дом специфический. Жильцы, в основном, чекистские и милицейское начальники. А вот в магазине подписных изданий, расположенном внизу, бывали очень и очень интересные и известные люди. Но они ведь не жили в нашем доме… Дома были ведомственными. Почему их и называли «железнодорожный» и «чекистский». В то время за ними ухаживали, а когда они стали городскими, начали разрушаться.

P. S. Дома, и вправду, рушатся прямо на глазах. На это сетуют буквально все, с кем пришлось беседовать о «Серой лошади». Фасад осыпается. Центральной канализации до сих пор нет, а выгребную яму не чистили много лет. Неужели скоро «Серая лошадь» «отбросит копыта»? Хочется думать, что нет, и те, кто по должности отвечает за состояние если не памятника архитектуры, то хотя бы жилого фонда, перестанут быть безучастными наблюдателями. 

Наталья Фирцикова — VL.ru

Источник — VL.ru

Написать комментарий на IntenseDebate

vladivostok.russiaregionpress.ru

Год синей лошади во Владивостоке встретили рассказом о «Серой лошади» (ФОТО) — Новости Владивостока на VL.ru

23:35, 31 января 2014

Мифы, легенды и реальную историю домов, именуемых «Серой лошадью», рассказали в музее имени Арсеньева в пятницу, 31 января. «Конскую» встречу назвали «Следующая остановка — "Серая лошадь"» и не напрасно поставили на этот день — именно сегодня наступил год Лошади по Восточному календарю. Вспоминали и о здании, и об одноименном литературном объединении, которое живет и по сей день.

Открыла встречу режиссер-постановщик музея Галина Лунегова, которая напомнила, что «Серой лошадью» называется не один, а целых два дома на Алеутской, 17 и 19. Они появились во Владивостоке с разницей в три года.

«В 1931 году было принято постановление о развитии целого ряда городов, в том числе Владивостока. Сюда была направлена бригада архитекторов-проектировщиков. В их числе — Евгений Васильев, который вскоре стал главным архитектором города. Он возглавил штаб по разработке Генплана, — рассказал Почетный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Валентин Аникеев. — Некоторые идеи в его плане были очень плодотворными. Мы даже ими воспользовались спустя более чем 60 лет, осовременив их.

Так вот — мы, изучая документы того времени, не нашли не одного подтверждения, что идея здания была заложена в его генплане. В отчетах нет ссылок на строительство этих домов. По одной версии, это здание строилось для НКВД. По второй, в это время (1933-1934 гг.) задание на проектирование первого из этих домов получил Александр Иваныч Порецков. Ветераны знают его характер — он был очень своеобразным человеком. Возможно, они с Васильевым просто вступили в противоречия, и последний решил не "рекламировать", как бы сейчас сказали, этот объект. К моменту утверждения первого Генплана города они уже были, но в брошюрах их нет!».

Порецков проектировал лишь один дом из ансамбля «Серая лошадь» (он был построен, по разным данным, в 1936 или 1938 году). Второй возводился по чертежам Николая Бигачева и был сдан в 1939 году.

«Я видел много городов и скажу, что такие дома не потерялись бы в любом городе, — считает Юрий Лиханский, завкафедрой архитектурной среды и интерьера ДВФУ. — Здесь был предусмотрены первые во Владивостоке лифты, мусоропровод в каждой квартире. Был детский сад. Предполагалось, что крышу за этой колоннадой можно будет эксплуатировать — играть на ней в теннис, в частности. В подъезде одного из зданий сидят львы — где вы еще такое видели? Его строили из кирпича, а последние два этажа — из шлакобетона. Скульптуры на крыше сделал солдатик-самоучка. Причем в его работах применены классические схемы искажения фигур». Цементные, с металлическим каркасом шахтер, колхозница, военные до сих пор украшают крышу здания.

«Серая лошадь» в те годы возвышалась над малоэтажным Владивостоком, который был больше похож на поселок и мало чем напоминал сегодняшний мегаполис.

Участники встречи показали фотографии и проекты реставрации «Серой лошади». Оказывается, при постройке здания были розовыми! Студент архитектора Лиханского Роман Каличкин изучал архитектуру Владивостока 30-х годов и обнаружил, что по углам здания не серые. Оказалось, что с начала Великой Отечественной Владивосток полагалось демаскировать. Раздобыли сажу, масло, покрасили фасады зданий… Сажа впиталась так плотно, что они стали серыми. «Как узнали истинный цвет? Вода по углам вымыла наслоения сажи, там есть "родной" цвет. На мраморную крошку для украшения фасада пошли надгробия с Покровского кладбища», — рассказал Юрий Лиханский. И добавил, что автор проекта реставрации Роман Каличкин погиб, не успев воплотить свою идею в жизнь.

Так почему же «Серая лошадь»? Историк и журналист Сергей Корнилов поведал о нескольких версиях происхождения этого названия: «Первая — в том, что на фронтоне здания была скульптура лошади. Хотя на самом деле ее не было. Еще говорят, что все ждали, что между скульптурами людей будет еще одна — якобы колесница. Хотя эта версия кажется абсурдной. Рассказывают что возле этих зданий появлялся молочник с телегой, в которую была запряжена лошадь. И что в глубине между зданиями была "Столовая № 1". Мне это рассказал Дмитрий Александрович Старцев, потомок декабриста Бестужева и старожил Владивостока — по его словам, в столовую часто приезжал мужичок, сидел с кружкой пива, а серая лошадь его ждала. Сначала перед зданиями стояла скульптура — "Женщина с веслом". Из белой она постепенно стала серой, и около нее назначали свидания, говоря: "Встретимся у серой лошади!".

Версий множество. Но наиболее логичной мне кажется вот такая: изначально здания были розовыми, и когда они были построены, они возвышались над всем малоэтажным Владивостоком огромными монстрами. А когда их покрасили в серый цвет, возникла такая аналогия».

Любовь Малико в прошлом году справила юбилей — 90 лет. В 1941 году ее, 17-летнюю комсомолку, послали работать инструктором в службу ПВО Владивостока. «Я занималась подготовкой населения к войне. С августа по декабрь работала с жителями "Серой лошади". Люди выходили в газоубежище прямо с дома — жаль, оно сейчас разрушено. Я собирала "шестерки" жителей с каждого подъезда, мы заказывали стенды, топорики, ведра… И я ночью ходила, проверяла, чтобы ни щелки просвета не было — чтобы все окна были закрыты плотной черной тканью», — вспоминает Любовь Андреевна.

«Серая лошадь» — не только название здания, но и имя литературного объединения. Оно возникло 20 лет назад при Союзе писателей, который до сих пор находится в этом здании. И до сих пор поэты, прозаики и переводчики собираются вместе «на "Серую лошадь"». Правда, уже в другом месте.

Елена Васильева стояла у истоков литобъединения. Сегодня она прочла стихи из альманахов «Серая лошадь», которые выпускали писатели, — Вячеслава Крыжановского, Алексея Денисова, Дмитрия Рекачевского, Виталия Семкина и свои. А поэт Константин Дмитриенко, который пришел в объединение в 1998 году, отметил, что «прелесть "Серой лошади"» была в том, что, несмотря на свое вырождение из недр Союза писателей, она четко и ясно была в оппозиции: есть Союз — старье, которое рано или поздно забудется, а есть «Серая лошадь». Как показала практика, главное в тогдашней «Серой лошади» было заявление: «Вот есть мы. И мы без взглядов на далекий запад определяем здесь, что есть литература».

Источник — VL.ru

xn--80ajaxl.xn--b1afiph8dya0c.xn--p1ai


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта