Белгород выбрать город
Выберите город

Ямщик, не гони лошадей. Ямщик не гони лошадей высоцкий


Ямщик, не гони лошадей - это... Что такое Ямщик, не гони лошадей?

«Ямщи́к, не гони́ лошаде́й»  — русский романс, созданный в начале XX века. Слова были написаны поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс «Гони, ямщик!». Получил большую популярность в 1910-е гг. в России[2]. Был запрещён в РСФСР в 1920 году.

История

Николай Алексеевич фон Риттер, автор слов романса.

Слова будущего романса «Ямщик, не гони лошадей» были написаны известным в начале XX века в России поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году как стихотворение, являющееся по замыслу автора ответом на романс «Гони, ямщик!». Это стихотворение получило широкую известность позже, когда было воплощено в романсе композитора Якова Фельдмана. Исследовательница русского романса Елена Уколова пишет, что нет возможности сказать однозначно, где Яков Фельдман познакомился с Николаем фон Риттером. По мнению Уколовой, это могло произойти в московском издательстве Ямбора. В результате к началу 1915 года Фельдман создал два романса на стихи Риттера. Один из них как раз и был «Ямщик, не гони лошадей!». Уколова пишет, что романс появился своевременно, потому что совпал с настроением, витавшим в обществе[1].

Музыкальный вариант романса был посвящён Фельдманом русской певице Агриппине Сергеевне Гранской, на тот момент жене Фельдмана. Фельдман и Гранская познакомились в Воронеже в январе 1913 года, и с тех пор на протяжении 15 лет все свои музыкальные произведения Фельдман посвящал ей[1]. В 1915 году ноты и текст романса были опубликованы в серии «Цыганская жизнь» издателя Николая Давингофа с указанием посвящения Гранской и как ответ на романс «Гони, ямщик!»[3].

В 1915 году первый вариант исполнения песни «Ямщик, не гони лошадей» принадлежал Гранской, что принесло ей как певице широкую известность. Впоследствии утвердился мужской вариант исполнения романса[1].

Романс после появления приобрёл большую народную популярность. Исследователь Рита Болотская на страницах газеты Собеседник пишет: «Не было, наверное, ни одной студии грамзаписи, не воздавшей должное „Ямщику“. Даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными»[1]. В 1916 году русским режиссёром, театральным художником и сценаристом Евгением Бауэром был снят немой художественный фильм с названием «Ямщик, не гони лошадей», являвшийся своеобразной экранизацией романса. Фильм до настоящего времени не сохранился.

После революции 1917 года автор текста романса Николай фон Риттер покинул Россию. Автор музыки Фельдман остался в Советской России. Романс был запрещён в Советской России в 1920 году «как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами коммунизма» и вычеркнут из всех репертуаров[1].

В 1925 году умерла первая исполнительница романса Агриппина Гранская. Фельдман продолжал работать в СССР, но широкой известности не добился, и «Ямщик» остался его наиболее «звёздной» песней[1].

Мнения

Отмечено, что песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» и это крылатое выражение оттуда тесно переплетаются с романсом «Ямщик, не гони лошадей»[4].

Каверы

Ссылки

  • Штейман С. А. Ямщик погоняй лошадей: Новый цыганский романс: Ответ на романс «Ямщик не гони лошадей» : (Для голоса с фп.) / Музыка С. А. Штеймана, автора романса «Уголок»; Слова Д. А. Богемскаго. — К.; Баку: Ииндржишек Г. И., 1917 (Типо-литография и нотопечатня «И. И. Чоколов»). — 3 c.
  • Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.
  2. ↑ Смирнова А. И., Млечко А. В., Компанеец В. В. и др. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920—1940 годы): / Под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.И. Смирновой.. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — Т. 1. — С. 229-230. — 244 с. — ISBN 5-85534-733-8
  3. ↑ Цыганская жизнь. № 452. Издание Н. Давингофа, 1915
  4. ↑ Синячкин В. П., Брагина М. А., Дронов В. В., Красс Н. А., Тарасов Е. Ф. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка / Под научной редакцией В.М. Филиппова. — Учеб. пособие.. — Москва: РУДН, 2008. — С. 164-165. — 364 с.

dis.academic.ru

Ямщик, не гони лошадей — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Ямщи́к, не гони́ лошаде́й»  — русский романс, созданный в начале XX века. Слова были написаны поэтом Николаем Александровичем (или Алексеевичем) фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс «Гони, ямщик!». Получил большую популярность в 1910-е гг. в России[3]. Был запрещён в РСФСР в 1920 году.

История

Слова будущего романса «Ямщик, не гони лошадей» были написаны известным в начале XX века в России поэтом Николаем Александровичем (или Алексеевичем) фон Риттером в 1905 году как стихотворение, являющееся по замыслу автора ответом на романс «Гони, ямщик!». Это стихотворение получило широкую известность позже, когда было воплощено в романсе композитора Якова Лазаревича Фельдмана (1884—1950). Исследовательница русского романса Елена Уколова пишет, что нет возможности сказать однозначно, где Яков Фельдман познакомился с Николаем фон Риттером. По мнению Уколовой, это могло произойти в московском издательстве Ямбора. В результате к началу 1915 года Фельдман создал два романса на стихи Риттера. Один из них как раз и был «Ямщик, не гони лошадей!». Уколова пишет, что романс появился своевременно, потому что совпал с настроением, витавшим в обществе[1].

Музыкальный вариант романса был посвящён Фельдманом русской певице Агриппине Сергеевне Гранской, на тот момент жене Фельдмана. Фельдман и Гранская познакомились в Воронеже в январе 1913 года, и с тех пор на протяжении 15 лет все свои музыкальные произведения Фельдман посвящал ей[1]. В 1914 году ноты и текст романса были опубликованы в серии «Цыганская жизнь» издателя Николая Давингофа с указанием посвящения Гранской и как ответ на романс «Гони, ямщик!»[2].

В 1915 году первый вариант исполнения песни «Ямщик, не гони лошадей» принадлежал Гранской, что принесло ей как певице широкую известность. Впоследствии утвердился мужской вариант исполнения романса[1].

Романс после появления приобрёл большую народную популярность. Исследователь Рита Болотская на страницах газеты Собеседник пишет: «Не было, наверное, ни одной студии грамзаписи, не воздавшей должное „Ямщику“. Даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными»[1]. В 1916 году русским режиссёром, театральным художником и сценаристом Евгением Бауэром был снят немой художественный фильм с названием «Ямщик, не гони лошадей», являвшийся своеобразной экранизацией романса. Фильм до настоящего времени не сохранился.

После революции 1917 года автор текста романса Николай фон Риттер покинул Россию. Автор музыки Фельдман остался в Советской России. Романс был запрещён в Советской России в 1920 году как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами коммунизма и вычеркнут из всех репертуаров[1].

В 1925 году умерла первая исполнительница романса Агриппина Гранская. В том же году Я. Л. Фельдман опубликовал серию своих последних романсов с посвящением своей умершей жене. Сам же композитор работал музыкантом и дирижером в разных городах и скончался в 1950 году.

Лишь через много лет романс «Ямщик, не гони лошадей» вернулся к слушателям, заняв место в одном ряду с самыми популярными вокальными произведениями.

Мнения

Отмечено, что песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» и это крылатое выражение оттуда тесно переплетаются с романсом «Ямщик, не гони лошадей»[4].

Публикации

Каверы

Напишите отзыв о статье "Ямщик, не гони лошадей"

Ссылки

  • Штейман С. А. Ямщик погоняй лошадей: Новый цыганский романс: Ответ на романс «Ямщик не гони лошадей» : (Для голоса с фп.) / Музыка С. А. Штеймана, автора романса «Уголок»; Слова Д. А. Богемскаго. — К.; Баку: Ииндржишек Г. И., 1917 (Типо-литография и нотопечатня «И. И. Чоколов»). — 3 c.
  • Болотская Рита. [sem40.ru/culture/music/12431/ Еврейский автор русского романса]. — Собеседник, 2004, августа.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Болотская Рита. [sem40.ru/culture/music/12431/ Еврейский автор русского романса]. — Собеседник, 2004, август.
  2. ↑ 1 2 3 4 Цыганская жизнь. № 452. Издание Н. Давингофа, 1914
  3. ↑ Смирнова А. И., Млечко А. В., Компанеец В. В. и др. [www.bsu.by/Cache/pdf/36663.pdf Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920—1940 годы):] / Под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.И. Смирновой.. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — Т. 1. — С. 229-230. — 244 с. — ISBN 5-85534-733-8.
  4. ↑ Синячкин В. П., Брагина М. А., Дронов В. В., Красс Н. А., Тарасов Е. Ф. [web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/251-Sinyachkin.pdf Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка] / Под научной редакцией В.М. Филиппова. — Учеб. пособие.. — Москва: РУДН, 2008. — С. 164-165. — 364 с.

Отрывок, характеризующий Ямщик, не гони лошадей

Граф Илья Андреич повез своих девиц к графине Безуховой. На вечере было довольно много народу. Но всё общество было почти незнакомо Наташе. Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения. M lle Georges, окруженная молодежью, стояла в углу гостиной. Было несколько французов и между ними Метивье, бывший, со времени приезда Элен, домашним человеком у нее. Граф Илья Андреич решился не садиться за карты, не отходить от дочерей и уехать как только кончится представление Georges. Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых. Он, тотчас же поздоровавшись с графом, подошел к Наташе и пошел за ней. Как только Наташа его увидала, тоже как и в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему и страха от отсутствия нравственных преград между ею и им, охватило ее. Элен радостно приняла Наташу и громко восхищалась ее красотой и туалетом. Вскоре после их приезда, m lle Georges вышла из комнаты, чтобы одеться. В гостиной стали расстанавливать стулья и усаживаться. Анатоль подвинул Наташе стул и хотел сесть подле, но граф, не спускавший глаз с Наташи, сел подле нее. Анатоль сел сзади. M lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шопот. M lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по французски какие то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза. – Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то. После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг. – Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе. – Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал…. – Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша! Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него. После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу. Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза. – Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала. – Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать. Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал: – Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу. Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз. – Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки. – Натали?! «Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд. Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери. – Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль. Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила. – Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен. Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали. Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда. После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.

wiki-org.ru

Ямщик, не гони лошадей - это... Что такое Ямщик, не гони лошадей?

«Ямщи́к, не гони́ лошаде́й»  — русский романс, созданный в начале XX века. Слова были написаны поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс «Гони, ямщик!». Получил большую популярность в 1910-е гг. в России[2]. Был запрещён в РСФСР в 1920 году.

История

Николай Алексеевич фон Риттер, автор слов романса.

Слова будущего романса «Ямщик, не гони лошадей» были написаны известным в начале XX века в России поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году как стихотворение, являющееся по замыслу автора ответом на романс «Гони, ямщик!». Это стихотворение получило широкую известность позже, когда было воплощено в романсе композитора Якова Фельдмана. Исследовательница русского романса Елена Уколова пишет, что нет возможности сказать однозначно, где Яков Фельдман познакомился с Николаем фон Риттером. По мнению Уколовой, это могло произойти в московском издательстве Ямбора. В результате к началу 1915 года Фельдман создал два романса на стихи Риттера. Один из них как раз и был «Ямщик, не гони лошадей!». Уколова пишет, что романс появился своевременно, потому что совпал с настроением, витавшим в обществе[1].

Музыкальный вариант романса был посвящён Фельдманом русской певице Агриппине Сергеевне Гранской, на тот момент жене Фельдмана. Фельдман и Гранская познакомились в Воронеже в январе 1913 года, и с тех пор на протяжении 15 лет все свои музыкальные произведения Фельдман посвящал ей[1]. В 1915 году ноты и текст романса были опубликованы в серии «Цыганская жизнь» издателя Николая Давингофа с указанием посвящения Гранской и как ответ на романс «Гони, ямщик!»[3].

В 1915 году первый вариант исполнения песни «Ямщик, не гони лошадей» принадлежал Гранской, что принесло ей как певице широкую известность. Впоследствии утвердился мужской вариант исполнения романса[1].

Романс после появления приобрёл большую народную популярность. Исследователь Рита Болотская на страницах газеты Собеседник пишет: «Не было, наверное, ни одной студии грамзаписи, не воздавшей должное „Ямщику“. Даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными»[1]. В 1916 году русским режиссёром, театральным художником и сценаристом Евгением Бауэром был снят немой художественный фильм с названием «Ямщик, не гони лошадей», являвшийся своеобразной экранизацией романса. Фильм до настоящего времени не сохранился.

После революции 1917 года автор текста романса Николай фон Риттер покинул Россию. Автор музыки Фельдман остался в Советской России. Романс был запрещён в Советской России в 1920 году «как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами коммунизма» и вычеркнут из всех репертуаров[1].

В 1925 году умерла первая исполнительница романса Агриппина Гранская. Фельдман продолжал работать в СССР, но широкой известности не добился, и «Ямщик» остался его наиболее «звёздной» песней[1].

Мнения

Отмечено, что песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» и это крылатое выражение оттуда тесно переплетаются с романсом «Ямщик, не гони лошадей»[4].

Каверы

Ссылки

  • Штейман С. А. Ямщик погоняй лошадей: Новый цыганский романс: Ответ на романс «Ямщик не гони лошадей» : (Для голоса с фп.) / Музыка С. А. Штеймана, автора романса «Уголок»; Слова Д. А. Богемскаго. — К.; Баку: Ииндржишек Г. И., 1917 (Типо-литография и нотопечатня «И. И. Чоколов»). — 3 c.
  • Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.
  2. ↑ Смирнова А. И., Млечко А. В., Компанеец В. В. и др. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920—1940 годы): / Под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.И. Смирновой.. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — Т. 1. — С. 229-230. — 244 с. — ISBN 5-85534-733-8
  3. ↑ Цыганская жизнь. № 452. Издание Н. Давингофа, 1915
  4. ↑ Синячкин В. П., Брагина М. А., Дронов В. В., Красс Н. А., Тарасов Е. Ф. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка / Под научной редакцией В.М. Филиппова. — Учеб. пособие.. — Москва: РУДН, 2008. — С. 164-165. — 364 с.

veter.academic.ru

Ямщик, не гони лошадей - это... Что такое Ямщик, не гони лошадей?

«Ямщи́к, не гони́ лошаде́й»  — русский романс, созданный в начале XX века. Слова были написаны поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс «Гони, ямщик!». Получил большую популярность в 1910-е гг. в России[2]. Был запрещён в РСФСР в 1920 году.

История

Николай Алексеевич фон Риттер, автор слов романса.

Слова будущего романса «Ямщик, не гони лошадей» были написаны известным в начале XX века в России поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году как стихотворение, являющееся по замыслу автора ответом на романс «Гони, ямщик!». Это стихотворение получило широкую известность позже, когда было воплощено в романсе композитора Якова Фельдмана. Исследовательница русского романса Елена Уколова пишет, что нет возможности сказать однозначно, где Яков Фельдман познакомился с Николаем фон Риттером. По мнению Уколовой, это могло произойти в московском издательстве Ямбора. В результате к началу 1915 года Фельдман создал два романса на стихи Риттера. Один из них как раз и был «Ямщик, не гони лошадей!». Уколова пишет, что романс появился своевременно, потому что совпал с настроением, витавшим в обществе[1].

Музыкальный вариант романса был посвящён Фельдманом русской певице Агриппине Сергеевне Гранской, на тот момент жене Фельдмана. Фельдман и Гранская познакомились в Воронеже в январе 1913 года, и с тех пор на протяжении 15 лет все свои музыкальные произведения Фельдман посвящал ей[1]. В 1915 году ноты и текст романса были опубликованы в серии «Цыганская жизнь» издателя Николая Давингофа с указанием посвящения Гранской и как ответ на романс «Гони, ямщик!»[3].

В 1915 году первый вариант исполнения песни «Ямщик, не гони лошадей» принадлежал Гранской, что принесло ей как певице широкую известность. Впоследствии утвердился мужской вариант исполнения романса[1].

Романс после появления приобрёл большую народную популярность. Исследователь Рита Болотская на страницах газеты Собеседник пишет: «Не было, наверное, ни одной студии грамзаписи, не воздавшей должное „Ямщику“. Даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными»[1]. В 1916 году русским режиссёром, театральным художником и сценаристом Евгением Бауэром был снят немой художественный фильм с названием «Ямщик, не гони лошадей», являвшийся своеобразной экранизацией романса. Фильм до настоящего времени не сохранился.

После революции 1917 года автор текста романса Николай фон Риттер покинул Россию. Автор музыки Фельдман остался в Советской России. Романс был запрещён в Советской России в 1920 году «как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами коммунизма» и вычеркнут из всех репертуаров[1].

В 1925 году умерла первая исполнительница романса Агриппина Гранская. Фельдман продолжал работать в СССР, но широкой известности не добился, и «Ямщик» остался его наиболее «звёздной» песней[1].

Мнения

Отмечено, что песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» и это крылатое выражение оттуда тесно переплетаются с романсом «Ямщик, не гони лошадей»[4].

Каверы

Ссылки

  • Штейман С. А. Ямщик погоняй лошадей: Новый цыганский романс: Ответ на романс «Ямщик не гони лошадей» : (Для голоса с фп.) / Музыка С. А. Штеймана, автора романса «Уголок»; Слова Д. А. Богемскаго. — К.; Баку: Ииндржишек Г. И., 1917 (Типо-литография и нотопечатня «И. И. Чоколов»). — 3 c.
  • Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.
  2. ↑ Смирнова А. И., Млечко А. В., Компанеец В. В. и др. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920—1940 годы): / Под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.И. Смирновой.. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — Т. 1. — С. 229-230. — 244 с. — ISBN 5-85534-733-8
  3. ↑ Цыганская жизнь. № 452. Издание Н. Давингофа, 1915
  4. ↑ Синячкин В. П., Брагина М. А., Дронов В. В., Красс Н. А., Тарасов Е. Ф. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка / Под научной редакцией В.М. Филиппова. — Учеб. пособие.. — Москва: РУДН, 2008. — С. 164-165. — 364 с.

3dic.academic.ru

Ямщик, не гони лошадей - это... Что такое Ямщик, не гони лошадей?

«Ямщи́к, не гони́ лошаде́й»  — русский романс, созданный в начале XX века. Слова были написаны поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс «Гони, ямщик!». Получил большую популярность в 1910-е гг. в России[2]. Был запрещён в РСФСР в 1920 году.

История

Николай Алексеевич фон Риттер, автор слов романса.

Слова будущего романса «Ямщик, не гони лошадей» были написаны известным в начале XX века в России поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году как стихотворение, являющееся по замыслу автора ответом на романс «Гони, ямщик!». Это стихотворение получило широкую известность позже, когда было воплощено в романсе композитора Якова Фельдмана. Исследовательница русского романса Елена Уколова пишет, что нет возможности сказать однозначно, где Яков Фельдман познакомился с Николаем фон Риттером. По мнению Уколовой, это могло произойти в московском издательстве Ямбора. В результате к началу 1915 года Фельдман создал два романса на стихи Риттера. Один из них как раз и был «Ямщик, не гони лошадей!». Уколова пишет, что романс появился своевременно, потому что совпал с настроением, витавшим в обществе[1].

Музыкальный вариант романса был посвящён Фельдманом русской певице Агриппине Сергеевне Гранской, на тот момент жене Фельдмана. Фельдман и Гранская познакомились в Воронеже в январе 1913 года, и с тех пор на протяжении 15 лет все свои музыкальные произведения Фельдман посвящал ей[1]. В 1915 году ноты и текст романса были опубликованы в серии «Цыганская жизнь» издателя Николая Давингофа с указанием посвящения Гранской и как ответ на романс «Гони, ямщик!»[3].

В 1915 году первый вариант исполнения песни «Ямщик, не гони лошадей» принадлежал Гранской, что принесло ей как певице широкую известность. Впоследствии утвердился мужской вариант исполнения романса[1].

Романс после появления приобрёл большую народную популярность. Исследователь Рита Болотская на страницах газеты Собеседник пишет: «Не было, наверное, ни одной студии грамзаписи, не воздавшей должное „Ямщику“. Даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными»[1]. В 1916 году русским режиссёром, театральным художником и сценаристом Евгением Бауэром был снят немой художественный фильм с названием «Ямщик, не гони лошадей», являвшийся своеобразной экранизацией романса. Фильм до настоящего времени не сохранился.

После революции 1917 года автор текста романса Николай фон Риттер покинул Россию. Автор музыки Фельдман остался в Советской России. Романс был запрещён в Советской России в 1920 году «как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами коммунизма» и вычеркнут из всех репертуаров[1].

В 1925 году умерла первая исполнительница романса Агриппина Гранская. Фельдман продолжал работать в СССР, но широкой известности не добился, и «Ямщик» остался его наиболее «звёздной» песней[1].

Мнения

Отмечено, что песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» и это крылатое выражение оттуда тесно переплетаются с романсом «Ямщик, не гони лошадей»[4].

Каверы

Ссылки

  • Штейман С. А. Ямщик погоняй лошадей: Новый цыганский романс: Ответ на романс «Ямщик не гони лошадей» : (Для голоса с фп.) / Музыка С. А. Штеймана, автора романса «Уголок»; Слова Д. А. Богемскаго. — К.; Баку: Ииндржишек Г. И., 1917 (Типо-литография и нотопечатня «И. И. Чоколов»). — 3 c.
  • Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Болотская Рита. Еврейский автор русского романса. — Собеседник, 2004, августа.
  2. ↑ Смирнова А. И., Млечко А. В., Компанеец В. В. и др. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920—1940 годы): / Под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.И. Смирновой.. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — Т. 1. — С. 229-230. — 244 с. — ISBN 5-85534-733-8
  3. ↑ Цыганская жизнь. № 452. Издание Н. Давингофа, 1915
  4. ↑ Синячкин В. П., Брагина М. А., Дронов В. В., Красс Н. А., Тарасов Е. Ф. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка / Под научной редакцией В.М. Филиппова. — Учеб. пособие.. — Москва: РУДН, 2008. — С. 164-165. — 364 с.

biograf.academic.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта