Белгород выбрать город
Выберите город

Породы верхово-упряжных лошадей. Верхово упряжные породы лошадей


Породы лошадей. - Полезное. - Каталог статей

            Разнообразные породы лошадей группируют либо по зонально- климатическому признаку- лесные, степные, горные, либо по назначению-верховые,  верхово-упряжные, легкоупряжные, тяжелоупряжные, верхово-вьючные, либо по происхождению-культурные, переходные, аборигенные, либо по методам разведения -  заводские, табунные.За рубежом есь еще особая категория лошадей редких мастей, которые умеют двигаться особыми видами аллюров. Это лошади для шоу: американская кремовая и белая, аппалуза, паломино, пинто, пасо-фино, фалабелла и т.д. за последние годы появились даже специализированные породы лошадей для шоу: американская золотая верховая, американская миниатюрная.В этом разделе представлено описание лишь некоторых, наиболее популярных пород лошадей.

ПОНИ.

Верховые породы.

Чистокровная верховая или английская скаковая. Выведена на рубеже 18-19 веков в Англии на основе завозимых восточных лошадей, преимущественно арабских, варварийских, турецких, возможно ахалтекинских. Истинную породу многих ввозимых лошадей установить невозможно,т.к. в те времена всех лошадей называли»арабскими». Все современные лошади этой породы ведут свою родословную от одного из трех представителей восточных лошадей: Дарлея Арабиана, Годольфина Арабиана, Бейерлея Терка.Чистокровные лошади отличаются сухостью форм, пропорциональным сложением, хорошим ростом, обладают широкими, размашистыми движениями, феноменальной резвостью и отличным прыжком. Чистокровная верховая порода была использована при выведении почти всех полукровных спортивных лошадей мира. В России на основе донской и чистокровной пород выведена буденновская.

Арабская. Выводилась на Аравийском полуострове в течение 4-5 веков, а окончательно сформировалась в 7 веке у бедуинов. Порода сыграла огромную роль во всемирном коневодстве. Благодаря ей появилась чистокровная верховая. В России была выведена стрелецкая порода, от которой потом пошла терская. Жеребец Сметанка стал основателем сразу 2 пород: орловской рысистой и орловской верховой.
Ахалтекинская. Самая древняя порода. Была выведена в течение 2 тысячелетий в жарком, сухом климате Туркмении. Лошади легкие, неприхотливые, очень выносливые. Пригодны во всех видах конного спорта. Порода активно используется в создании многих пород, в том числе в воссоздании русской верховой породы.
Тракененская. Выведена в Германии в конном заводе Тракенен. В создании породы были использованы литовские кобылы лесного типа, а также испанские и неаполитанские в сочетании с турецкими и туркменскими жеребцами, а с 1920 скрещивание проводилось в основном с чистокровными верховыми . Современные тракенены не ниже 160-165 см в холке.Германия является настоящей Меккой спортивных пород лошадей, которых в этой стране насчитывается более 3-х десятков: ганноверская, голштинская, ольденбургская, вестфальская, баварская верховая, мекленбурская, гессенская и т.д.
Русская верховая.Среди отечественных пород заслуживает особого внимания. Воссоздана в 1998г. Наиболее успешно зарекомендовала себя в выездке. Это крупные лошади темных мастей, предпочтительно вороной. Высота в холке 163-165см. Русская верховая создана на основе сохранившейся помеси исчезнувшей орлово-ростопчинской породы с добавлением кровитщательно отобранных по типу и масти лошадей арабской, чистокровной верховой, тракененской и ахалтекинской пород.

Верхово-упряжные породы.

Донская.Универсальная порода для езды верхом и в упряжи, выведенная несколько столетий назад казаками на юге европейской части России из степных ногайских, карабахских, персидских, туркменских лошадей. Порода улучшалась прилитием крови арабской,орлово-ростопчинской, стрелецкой и чистокровной верховой пород. Лошади сухие, крепкие, рост в холке 160-163см.Масть- рыжая, нередко с золотистым отливом-наследие персидских и карабахских предков. Донская порода, скрещенная с чистокровной верховой  стала основой для создания Буденновской породы.

Ольденбургская порода была выведена в Германии в 18 веке. Первоначально использовались как каретные лошади, но постепенно приобрели спортивный вид . рост в холке 165-175см., появилась сухость, гибкость, прыгучесть.
Липпицианская порода. Типичная верхово-упряжная порода, выведенная в 16-18 веках в Австрии на основе старых испанских и неаполитанских пород. Высокие ( о 165см в холке), они отличаются светло-серой, почти белой мастью и легкими высокими движениями при массивном корпусе. Лошадьми этой породы комплектуется знаменитая венская Испанская школа верховой езды , которой уже 400 лет.

Легкоупряжные породы.

Орловская рысистая.В 2006 году ей исполнилось 230 лет. Крупные( 157-165см в холке), сложенные, гармоничные лошади. Масть преимущественно серая разных оттенков, но встречаются и вороная , гнедая, рыжая.Порода получила свое название в честь графа Орлова-Чесменского,который вывел эту породу.

Американская стандартбредная.Выведена в конце 18 – начале19 веков путём сложного скрещивания чистокровной верховой, норфолькской рысистой и арабской пород с местными лошадьми и канадскими иноходцами. Основателем породы является жеребец Гамблетониан X (1849 г.р.).  Стандартбредной ее называют после того как с 1879 года в плем книги стали занисить лошадей только с определенным стандартом резвости: рысакам нужно пробежать милю (1609м) не менее ,чем за 2 мин.30с.
Французкие рысаки.Французская рысистая порода выведена в течении 19-20 веков в провинции Нормандия прилитием к местной грубоватой массивной лошади, отличавшейся рядом ценных качеств (неприхотливость, спокойствие и др.), арабской и чистокровной верховой крови. Масть преимущественно гнедая, рыжая, реже воронаяили караковая. Лошади позднеспелые , поэтому начинают испытываться в 4-5 лет. На сегодняшний день французские рысаки - отличные призовые лошади, которые составляют серьёзную конкуренцию представителям американской стандартбредной породы.
Русская рысистая.Самая молодая порода из четырех основных рысистых пород на земле.Первенство орловского рысака на ипподромах Европы продолжалось до 80-х годов XIX века. Затем все более успешно там стали выступать лошади американской рысистой породы, селекция которой велась исключительно на резвость. Даже на ипподромах России американские рысаки стали всё чаще побеждать орловцев. Это побудило многих коннозаводчиков начать скрещивать орловских рысистых кобыл с жеребцами американской стандартбредной породы. Но скрещивания были настолько бессистемными, что должных результатов не дали. Однако, были выведены лошади, генетически более резвые, чем орловские, но в тоже время уступавшие в скорости американским рысакам. Как порода русская рысистая была утверждена в 1949 г. Высота в холке: 157-163 см. Масть: гнедая, вороная или рыжая, реже - серая.

ШАЙРСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ (Shire)

Колосс Английский.         Эти могучие великаны выглядят так умильно со своими розовыми носами, из которых растут длиннющие «усы», и пушистыми белыми «лапами». Как-то не сразу замечаешь, что твоя голова находится где-то на уровне середины плеча коня. Однако ведь именно шайры держат рекорд среди лошадей по росту. Итак, наш рассказ - о самых больших лошадях планеты.

Родина шайров - центральные графства Англии: Линкольншир, Дербишир, Лестершир и Стаффордшир. Собственно, «шир» и «шайр» по-староанглийски значит «графство», а сегодня «Шайрами» называют всю центральную Англию. «Лошадь центральных графств» официально получила свое название сравнительно недавно, в 1884 году, хотя первым, кто назвал шайров шайрами, был король Генрих VIII.

Шайры принадлежат к числу тех пород, чье происхождение теряется во тьме веков. Но в своем нынешнем виде эта порода, одна из старейших среди тяжеловозов, сформировалась всего лет двести-триста тому назад, когда с ростом промышленности появился спрос на этих «тягачей повышенной грузоподъемности».

Впрочем, еще римляне, завоевавшие Британию в I веке н. э., застали на острове лошадей очень крупных и массивных (естественно, по тогдашним меркам). Такими британские лошади изображены и на древних монетах. Бритты на тяжелых боевых колесницах на полном скаку бросались на римские легионы, а ведь лошадям мелким и слабым такие маневры не под силу.

Однако родство более близкое и более достоверное прослеживается у шайра с так называемой «большой лошадью» Средневековья (Great Horse), попавшей в Англию вместе с воинами Вильгельма Завоевателя. «Большая лошадь» была способна везти на себе закованного в доспехи рыцаря, чей вес вместе с седлом и полным вооружением превосходил 200 кг! Такая лошадь была чем-то вроде живого танка.

Сегодня свое «боевое прошлое» шайры могут вспомнить только на парадах придворной кавалерии Ее Величества: на огромных серых конях ездят барабанщики, и что интересно, поскольку у барабанщиков руки заняты, управляют они своими шайрами ногами - поводья пристегнуты к сапогам.

Исследование конских доспехов Средневековья показало, что «большая лошадь», прямо-таки огромная для своего времени, должна была иметь рост около 157 см, а телосложением напоминала утяжеленного коба - по массивности это что-то наподобие латвийской упряжной старого типа.

Для поддержания и совершенствования породы крупных рыцарских коней в Англию неоднократно завозились жеребцы с континента. Есть сведения, что в 1160 году «импортные» лошади поступили в королевскую конюшню.

При короле Джоне (1199-1216) во Фландрии, Голландии и в низовьях Эльбы было куплено около ста жеребцов. Лошади, годные под седло рыцаря, были, так сказать, стратегическим ресурсом, и их разведению уделялось очень большое внимание. Например, королевский указ, изданный в 1541 году, под угрозой строжайшего наказания запрещал использовать в разведении жеребцов ниже определенного, совсем не маленького, роста.

Большая, английская и вороная.     В качестве упряжной породы «большая лошадь» появилась на исторической сцене лишь в конце XVI века, когда необходимость в рыцарском коне отпала. Хроники тех времен упоминают лошадей, способных везти по плохой дороге груз в три с половиной тонны. Надо сказать, тогдашние дороги в основном представляли собой просто разбитые колеи. По словам современника Томаса Бландвиля (1561-1602), в этот период в Англию были завезены немецкие, фризские и фландрские, или фламандские, лошади. Судя по всему, немецкие жеребцы не оказали особого влияния на породу, а вот фризы и фламандцы оставили заметный след. Фризская кровь несколько облагородила облик английской «большой лошади» и сделала ее движения более легкими и свободными. Но все же главными «улучшателями» оказались тяжелые и медлительные фламандские лошади. В XVII веке подрядчики из Фландрии участвовали в осушении болот в Восточной Англии, они привезли с собой большое количество лошадей, которые так и остались в стране и использовались в разведении.

В XVII столетии «большую лошадь» стали называть «английской вороной». Вороная масть была характерна для фламандских лошадей, возможно, благодаря им предки нынешних шайров также были в основном вороными. Название «английская вороная» появилось с легкой руки Оливера Кромвеля, который, кстати, хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Правда, есть основания считать, что будущий лорд-протектор на самом деле имел в виду фризов, но название все равно вошло в обиход как обозначение тяжелой английской лошади.

Огромную работу по совершенствованию породы проделал Роберт Бейквелл (1725-1795), один из крупнейших селекционеров своего времени. Используя фламандских маток, Бейквелл настолько улучшил лошадей Лестершира, что породу стали называть «бейквеллская вороная».

Благодаря шайрской крови в Шотландии сформировалась своя порода тяжеловозов, также получившая широкое признание, в том числе и за пределами Соединенного Королевства - клейдесдальская. Клейдесдали очень похожи на шайров, но несколько легче и мельче их.

В XIX веке шайры стали самой популярной тяжеловозной породой в Англии и вызывали большой интерес у иностранных специалистов. В начале XX века в племкнигу каждый год записывали около тысячи жеребцов и три-четыре тысячи кобыл, число лошадей на выставках достигало шести-семи сотен.

На американский континент первый шайр ступил в 1836 году, но массовый ввоз этих лошадей в Соединенные Штаты начался только в 1880-е годы. Американские коневоды быстро оценили способность шайрских жеребцов давать рослое потомство даже от мелковатых и сравнительно беднокостных кобыл. За один 1887 год в США было ввезено уже четыре сотни шайров. На рубеже веков великаны с эффектными движениями и струящимися фризами бросили вызов першеронам, самой популярной тяжеловозной породе Америки. С 1909 по 1911 год в племенную книгу было записано около 6700 лошадей, причем 80% из них были рождены в США.

В XIX - начале XX века шайров завозили и в Россию, их использовали для получения крупной транспортной лошади. Князь Урусов отмечал, что племенные шайры, вывезенные в другие страны, оправдывали возложенные на них ожидания лишь при условии, что полученное от них потомство получало обильный корм, и вообще уход за ним был поставлен на должном уровне. По его словам, «эти лошади процветают только в стране с обильными пастбищами и богатым населением, способным сытно кормить их». При своих размерах шайры действительно требуют больше корма, чем другие лошади, но это не относится к концентратам: - главное, чтобы было вволю травы и сена.

Однако автор «Книги о лошади» обращает внимание на еще один нюанс: «при случке с шайрским жеребцом надо внимательно подбирать соответствующую по формам кобылу, иначе получаются чудовищные ублюдки, которые, при плохом корме, развиваются в безобразные и негодные экземпляры».

В общем, скрещивания сочень крупными лошадьми имеют свои сложности. Возможно, из-за этого у нас все-таки шире использовались менее рослые и более сухие клейдесдали. Тем не менее, шайры внесли определенный вклад в создание владимирской тяжеловозной породы, их клички встречаются в родословных наших лошадей в основном с материнской стороны.

Против трактора?         Шайры не только самые большие, но и самые многочисленные из английских тяжеловозов. В Великобритании насчитывается около трех тысяч шайров, за ее пределами - еще около тысячи. А ведь несколько десятилетий назад порода оказалась буквально на грани вымирания. В целом судьба шайров в XX столетии типична для большинства тяжеловозных пород. Автомобили и тракторы начали теснить тяжеловозов уже после Первой Мировой войны, но поначалу этот процесс шел не слишком быстро: преимущества техники сперва не были столь очевидны, к тому же «помог» экономический кризис, машины просто были не всем доступны. Однако в 50-х для шайров начались по-настоящему тяжелые времена. Порода, когда-то насчитывавшая около миллиона представителей, сократилась до нескольких тысяч. Фермерам лошади уже не были нужны, и спрос на тяжеловозов катастрофически падал.

Как и во многих подобных случаях, породу спасли энтузиасты, взявшие на себя руководство Обществом заводчиков. Им удалось пробудить общественный интерес к шайрам, стало расти число владельцев лошадей и заводчиков, увеличился экспорт. Сегодня шайров разводят в Ирландии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и США. Возрождению породы немало способствовали пивоваренные компании, избравшие упряжки из роскошных тяжеловозов на роль живой рекламы. Большое значение имело и проведение выставок, участие в различных шоу. Сегодня ежегодное шоу шайров в Питерсборо собирает около пятнадцати тысяч зрителей.

Племенная книга шайров была основана в 1878 году, а семью годами позже появилось Общество заводчиков шайров. Основателем современной породы можно считать вороного «слепого жеребца из Пэкингтона», жившего во второй половине XVIII века: в родословных лошадей, записанных в первый том студбука, его кличка встречается чаще всего. В 1890 году племенная книга шайров была закрыта: в нее стали заносить только потомство от зарегистрированных родителей. Сегодня она имеет, так сказать, «трехступенчатую» структуру. Помимо основного раздела для чистопородных животных, в ней имеются еще два раздела - «А» и «В». В раздел «А» вносятся кобылы, рожденные от зарегистрированных жеребцов-шайров и незарегистрированных кобыл. Если кобылу из раздела «А» покрыть зарегистрированным жеребцом, то ее дочь может быть занесена в раздел «В», а ее внучка, опять же от жеребца из основного раздела, уже будет считаться чистопородной. Жеребцы, полученные от таких скрещиваний, в разведении не используются. Племенной учет поставлен по всем правилам: для записи в любой из разделов необходимо обязательное тестирование крови на подтверждение отцовства, а в последнее время перешли на тестирование ДНК.

Практически с самого начала своего существования Общество любителей и заводчиков шайрских лошадей было взято под опеку королевской семьей. Король Эдуард VII даже возглавлял общество с 1886 по 1889 год и вырастил в своем заводе двух чемпионов породы.

Густые длинные фризы (волосы на нижних частях ног) - одна из самых заметных особенностей породы. Судя по дошедшим до нас историческим данным, большая оброслость ног, а также гривы и хвоста была свойственна уже древним предкам шайров. На рисунке 1780 года можно видеть шайра, у которого пышные фризы покрывают ноги ниже запястного и скакательного суставов и сзади, и спереди - и, как показывают дошедшие до нас описания, этого коня можно считать вполне типичным представителем породы времен Бейквелла. Ученые-иппологи прошлого даже обнаружили связь между густыми щетками и толщиной костей ног.

Правда, фризы у шайров прошлого были гораздо грубее, чем у современных лошадей. Сильно оброслые ноги более подвержены мокрецам, однако заводчики заметили, что мокрецы появляются реже на ногах, имеющих не грубые и жесткие, а свисающие шелковистыми прядями фризы. В 50-х годах XX века с целью улучшить качество фризов даже проводились вводные скрещивания с клейдесдалями - кстати, попутно шайры унаследовали от них и огромные, расползающиеся на живот отметины на ногах. В целом же английских заводчиков явно не пугает ни якобы более рыхлый светлый копытный рог, ни длинный волос на ногах - напротив, они просто не представляют своих лошадей без всего этого.

Сегодня шайров можно встретить на различных выставках и шоу, как «общеконных», так и специализированных, на крупнейшем из которых выставляется около двухсот лошадей. Когда видишь этих гигантов на выводках или соревнованиях по пахоте, начищенных, ухоженных, с заплетенными и украшенными гривой и хвостом, хочется верить, что англичане сумеют сохранить свою самую большую лошадь.

ПОНИ.

К пони в нашей стране принято относить лошадей низкорослых пород:шетлендской,уэльской,шотландской,исландской,фалабелла,американской миниатюрной. В понятие «пони» в отчественной литературе включены лошади с ростом 100-110см в холке и ниже. За рубежом шкала роста пони иная: в Германии к ним относят лошадей высотой в холке до 120 см и ниже, в Англии- до 147,3см. По английской мерке к пони можно отнести половину конских пород мира, включая почти все наши отечественные.Шетлендский пони.Порода формировалась на Шетландских островах Атлантического океана. Более тысячелетия назад. Они напоминают миниатюрных тяжеловозов,т.к. имеют короткие толстые ноги, тяжелую голову, широкое туловище, густую шерсть и длинные, пышные гриву и хвост.Уэльский пони.Родиной этих пони является холмистая местность Северного Уэльса, благодаря которой они и получили своё название. Порода известна со времен Юлия Цезаря.. Отсюда и утонченные, арабизированные черты экстерьера уэльских пони. Долгое время они использовались в самых разнообразных целях - от работы на фермах и в шахтах, до уроков верховой езды в самых знатных семьях Британии.  В настоящее время различают 3 типа: уэльский горный пони- наиболее мелкие лошадки, не выше122см в холке, средний тип-ростом110-136см и , наконец, уэльский коб для игры в конное поло- от 137 до 159 см в холке. Шотландские пони.Получили название по месту происхождения. Внутри породы различают 3 типа: малые пони, ростом 122-132 см в холке, верховые шотландские пони-132-140см,и наиболее крупные мейленд-пони высотой 142-147 см.Эксмурский пони.Их иногда называют кельтским пони. Древняя упряжная порода ростом 114-125см. Была выведена в Эксмурте и Девоне. Характерной особенностью гнедой и бурой мастей лошадей этой породы является осветление возле ноздрей- «морда в толокне»,как говорят англичане.Исландский пони.За пределами Европы исландская порода считается одной из наиболее чистых. Она берёт своё начало ещё в IX веке нашей эры, когда благодаря переселенцам из Западной Норвегии и севера Британии на территорию Исландии попали невысокие, но исключительно крепкие лошади. Позднее предпринимались попытки добавления восточных кровей. В странах Европы это привело к появлению новых пород, однако в Исландии - только принесло ущерб местному поголовью. Так, после решения Парламента запретить импорт лошадей, исландская порода стала развиваться внутри себя и ныне представляет тех же лошадей, что и одиннадцать веков назад. Экстерьер: довольно тяжёлая голова, небольшие ушки, аккуратные ноздри, хорошо посаженная шея, невысокая холка, короткая и крепкая спина, глубокая грудь, очень сильный мускулистый круп, недлинные ноги с короткими пястями и крепкими сухожилиями, твёрдые правильной формы копыта.Основной аллюр-иноходь, а масти преимущественно вороная и гнедая, реже-буланая.

Источник: www.horse-club.ru

horsik.3dn.ru

Породы верхово-упряжных лошадей

Донская порода

Одна из старейших отечественных пород лошадей, появление которой относится к ХУ-ХУ1 столетию. Порода сложилась в казачьих станицах нижнего течения реки Дон. В основе ее формирования лежали местные ногайские кобылы, а в качестве жеребцов использовались, в основном, представители восточных пород — турецкие, карабахские, турк­менские. Основным назначением донских лошадей было использование в военных походах и в защите южных рубежей России.

подробнее...

Украинская верховая порода.

По окончании Великой Отечественной войны в конных заводах Украины была начата работа по созданию полу­кровной верхово-упряжной породы лошадей. Скрещивались кобылы вен­герских пород (нониусы, гидраны, фуриозо) и местные полукровные кобы­лы с жеребцами чистокровной верховой, ганноверской и тракененской по­род, а также с жеребцами — помесями русской верховой породы. В конце 1960-х гг. производство универсальной лошади с широким диапазоном использования было переориентировано на разведение лошадей спортивного назначения. В 1992 г. порода была апробирована и утверждена как само­стоятельная.

подробнее...

Ганноверская порода.

Одной из наиболее известных пород лошадей Гер­мании является ганноверская. Она создавалась на базе государственной заводской конюшни Целле (Нижняя Саксония) как лошадь для сельскохозяй­ственных и транспортных работ. В создании породы были использованы лошади испанские, голыптинские, позднее — чистокровные верховые.

подробнее...

Тракененская порода

Одна из старейших полукровных пород лоша­дей Европы. Начало ее создания относится к XIV в., когда рыцари тевтон­ского ордена на литовских землях стали разводить лошадей для военных целей. Вначале в качестве улучшателей местных литовских кобыл (некруп­ных животных лесного типа) использовали жеребцов восточного происхож­дения, а также испанских. С конца XVIII в. в скрещивание стали включать жеребцов чистокровной верховой породы. Основную роль в создании поро­ды сыграл созданный в 1732 г. в Восточной Пруссии Тракененский конный завод. В этом заводе была организована четко спланированная работа по созданию и последующему совершенствованию породы лошадей, пригод­ной и для военных целей, и для сельскохозяйственных работ.

подробнее...

Буденновская порода.

Буденновская порода лошадей была выведена в конных заводах Ростовской области путем воспроизводительного скрещи­вания кобыл донской и частично черноморской пород с жеребцами чисто­кровной верховой породы. Работа проводилась под руководством маршала СМ. Буденного, что и определило ее название. Официальное признание порода получила в 1948 г. Основным назначением лошадей новой породы было использование их в качестве верховых под седлом командного состава кавалерийских частей Красной Армии.

подробнее...

www.bashplem.ru

Верхово упряжные породы лошадей | loshadi.bitballoon.com

Надежная прогулочная лошадь с мягкими аллюрами и покладистым характером.

Карачаевская лошадь (карач.-балк. къарачай ат) — верхово-упряжная порода Северного Кавказа. Родиной лошадей является высокогорный Карачай у устьев р. Кубань. В официальном издании МСХ РФ (М.: 2014) «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», карачаевская порода лошадей значится под номером 9354442 (оригинатор № 1278). Карачаевская порода выведена путем улучшения местных лошадей восточными жеребцами.

Табунное содержание карачаевских лошадей летом на пастбище в горах, с сильно пересеченным рельефом при резких колебаниях температуры и влажности, а зимой в предгорьях и на равнине с незначительной подкормкой сеном способствовали выработке у этих лошадей приземистости, хорошей подвижности, особой стойкости к невзгодам существования.

P/S: В наши дни помимо основного использования, породы скрещивают с английской ч-к и используют для скачек, любительского спорта. Так же последние годы европейцы покупают большими партиями данных лошадей, как идеальную прогулочную лошадь. Туризм сейчас развит и на родине карачаев. Т.к эти лошади отличаются послушным и смелым характером, выносливостью, не требовательны в уходе, имеют своеобразный "волчий" ход, который очень комфортен для всадника.

К сожалению, в большинстве случаев, жизнь данной породы, не улучшилась. И она содержится, как и много веков назад. Добывает корм в горах, в холодный период скудно подкармливается. Медицинская помощь оказывается в редких случаях. Но наиболее возмутительна кастрация жеребцов без наркоза. Сейчас эта проблема остро рассматривается защитниками животных, как не гуманное отношение. Так же заездка лошадей, тоже происходит по диким обычаям древности.

Это единственные лошади, которые смогли взобраться с грузом по гололеду к вершине Эльбруса, во время восхождения экспедиции.

Общие характеристики карачаевской породы

Генеалогические линии жеребцов

В карачаевской породе в конце 20-х годов XX века были заложены генеалогические мужские линии жеребцов, получившие дальнейшее развитие. Одной из наиболее значительных стала линия вороного жеребца Даусуза. Потомки его характеризовались крепостью конституции, массивностью и высокой плодовитостью, универсальной работоспособностью. Позднее, в пятидесятых, с использованием двух жеребцов кабардинской породы, путем вводного скрещивания, были созданы еще две мужские линии: 166 Залога и 79 Арсенала. Они удачно вписались в карачаевскую породу, расширив ее генофонд. Одной из наиболее ценных линий, стали потомки вороного англо-карачаевского Лувра, лошади этой линии завершили формирование генеалогической структуры карачаевской породы лошадей.

Внутрипородные типы в породе

Карачаевская лошадь старого типа была некрупной, сухой, очень подвижной и выносливой, была хорошо приспособлена к суровым условиям табунного содержания и использования в горной местности. В настоящее время работоспособность лошадей этой породы повысилась, они стали крупнее, не утратив при этом ценных качеств. В пределах породы карачаевские лошади разделяются на три типа: характерный, массивный и верховой.

Наиболее распространены представители характерного типа — лошади верхово-упряжного склада, наиболее соответствующие эталону, эти лошади используются для работы под седлом, в параконной упряжи. Верховой тип: относятся в основном лошади, имеющие небольшое прилитие крови чистокровной верховой породы, как правило, в пределах 1/8, более рослые, сухие, несколько облегченные. Лошади верхового типа ценятся как разъездные, хорошо используются в туризме, могут быть подготовлены для соревнований по классическим видам конного спорта. Лошади же массивного типа — это низкорослые, широкотелые, растянутые и костистые. Они используются больше на транспортных работах в упряжи, реже для всадников — чабанов или под вьюком. Эти лошади хорошо сохраняют упитанность тела во все сезоны года, они наиболее неприхотливы к условиям.

Плодовитость карачаевских кобыл

Ценным свойством лошадей карачаевской породы является их высокая плодовитость. По материалам конного завода и племенных ферм КЧР показатели воспроизводства кобыл составляли примерно: зажеребляемостъ — 86-92 %, благополучная выжеребка — 83-89 %. Карачаевские лошади при относительной позднеспелости отличаются долголетием, и многие жеребцы и кобылы карачаевской породы, используются в племенном разведении сроком до 22-25 лет и более. Так, карачаевская кобыла «Грустная» в возрасте 24 лет принесла своего 21 жеребёнка.

Карачаевских кобыл также скрещивают с чистокровными-верховыми производителями. Лошади англо-карачаевской породной группы резвее, крупнее чистопородных карачаевских, и имеют более правильный экстерьер, хорошее качество движений, но сохраняют при этом крепость конcтитуции. Имеют прочные конечности, и относительно неприхотливы к условиям содержания. Англо-карачаевские лошади часто успешно выступают в конкуре, троеборье и стипль-чезах.

Карачаевская лошадь — типичная горная порода, и это отражается не только на особенностях интерьера, но и на некоторых чертах экстерьера. При росте около 150—155 см, представители карачаевской породы достаточно глубоки и широкотелы. Карачаевцам лошадь больше была нужна для работы, чем для войны, и их кони отличаются универсальным, более «упряжным» складом, относительно большей низконогостью и массивностью.

Голова карачаевских лошадей средней величины, сухая, слегка горбоносая, с тонкой носовой частью и очень строгими, заостренными ушами средней величины; средней длины и выхода, хорошо обмускуленная шея, иногда с небольшим кадыком.

Холка достаточно длинная, не высокая, спина прямая, прочная, поясница средней длины, нормально обмускуленная.

Круп у лошадей не длинный, достаточно широкий и немного спущенный; грудная клетка широкая, глубокая, с хорошо развитыми ложными ребрами. Лопатка у карачаевских лошадей средней длины, нередко бывает прямовата. Постановка передних ног лошади широкая, с небольшой косолапостью, в их строении существенных недостатков не отмечается. Задние ноги при правильной постановке нередко бывают саблисты, что вообще характерно для горных пород, в том числе и карачаевской.

Копыта у карачаевских лошадей в абсолютном большинстве случаев имеют правильную форму и размеры и отличаются особой крепостью копытного рога. Грива и хвост представителей породы достаточно густые и длинные и нередко волнистые.

История разведения и использования XVIII—XX вв

Карачаевская порода лошадей сформировалась предположительно в ХIV—ХV веках в северо-западной части Приэльбрусья. На богатых пастбищах водораздела рек Каспийского и Черного морей, в долинах Кумы, Кубани, Зеленчука, издавна было развито коневодство у горцев.

Первые достоверные сведения об этих лошадях относятся к ХVII и XVIII cтoлетию Петр-Симон Паллас (нем. Peter Simon Pallas; 1741—1811), один из главных европейских исследователей в области географии и зоологии, путешественник и естествоиспытатель, в 1793 году посетил регион Пятигорья. Он составил, помимо прочего, подробный этнографический отчет о своей поездке на Северный Кавказ, в котором отметил, что коневодство и скотоводство являются ведущими отраслями сельского хозяйства карачаевцев.

«Они выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которые известны своими выдающимися качествами».

Карачаевские лошади должны были быть хорошо приспособленными к работе в горной местности, где на больших высотах воздух более разрежен, быть неутомимыми и выносливыми. С. М. Броневский, автор одной из наиболее основательных книг о народах Кавказа, в начале 20-х годов XIX в. впервые зафиксировал существование карачаевской породы лошадей:

«У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем Карачаевских».

Карачай вошел в состав Российской империи 23 октября (4 ноября) 1828 года. В 1829 году, венгерский ученый и путешественник Жан Шарль де Бесс, в своем подробном описании Кавказа писал:

«Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы; среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до двух тысяч франков. Г-н Клапрот утверждал со слов наемных переводчиков, что в этих краях лошади низкорослые; в действительности же лошади здесь обычно того роста, который пригоден для использования в легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы лошадей, которая была бы более подходящей для езды по крутым скалистым склонам и более неутомимой».

В своем трехтомном исследовании Кавказского края, русский писатель П. П. Зубов отметил и карачаевское коневодство:

«Они большею частию занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей».

Занятие коневодством отразилось на языке карачаевского народа например, примером этого может служить разнообразие названий мастей лошадей в карачаевском языке, цвета различаются очень тонко, масти лошадей подразделялись почти на сорок оттенков.

Тавра крупных карачаевских коннозаводчиков были утверждены официальными органами, и лошадей с этими таврами охотно покупали для пополнения казачьих частей. Значительным был также экспорт карачаевских лошадей и скота в Закавказье.

Разбивка табунов на более мелкие подразделения — косяки во главе с одним жеребцом, позволяла ограничиваться меньшими пастбищными пространствами. Перестройка коневодческого дела, на новый лад, происходила главным образом в коневодческих хозяйствах карачаевских биев.

К концу позапрошлого века на Северном Кавказе было широко распространено такое мнение, что самые красивые лошади имеются в табунах карачаевского коннозаводчика Джераштиева. В конце столетия XIX века в Карачае было немало владельцев лошадей, имевших табуны по нескольку сотен голов: Байчоровы, Байрамуковы, Джараштиевы, Крымшамхаловы, Кубановы, Текеевы и другие.

Байчоровская порода была гнедой масти, считалась неприхотливой, обладала твердыми крепкими копытами, отчего имела большой спрос у казаков; лошади табунов Байрамуковых были серого, Кубановых — рыжего, лошади Джараштиевых — красного окраса. Эти последние («джаражды») славились красотой и изяществом, и служили лучшим подарком.

Гражданская война нанесла огромный ущерб карачаевскому коневодству. Тысячи лошадей погибли или были уведены во время военных действий на Северном Кавказе. До революции, по данным Абрамовской комиссии (1907), общая численность поголовья в Карачае составляла 33758 лошадей. В 1925/26 году, по данным У. Алиева, общая численность лошадей в Карачае составляла 11970 головы. Но благодаря ценности породы были предприняты меры по её сохранению и улучшению. Карачаевская лошадь старого типа была не­большого роста и отличалась хорошим и пропорциональным сложением. Она очень вынослива и неутомима в передвиже­ниях по горным дорогам, тропинкам и незаменима для боль­ших переходов.

В дореволюционное время имелись пользовавшиеся известностью большие конские заводы частных владельцев, для разведения пле­менных лошадей. За время Гражданской войны, все заводы практически лик­видировались. В СССР местная карачаевская лошадь заслужила заботу, ее значение было оценено в первые годы Советской власти. «Конь — крылья мужчины», — гласит старинная карачаевская пословица. До конца XIX в. карачаевцы лошадей не запрягали. Уход за лошадьми был более тщательным, лошадей таврили тамгами (фамильно-родовыми знаками). В 1922 году на собрании табуно-владельцев Карачая, была выбрана комиссия по возрождению коневодства. Недалеко от г. Кисловодска учредили конный завод, племенной совхоз, а в 1927 году в Первомайском создана государственная конюшня.

В известном пробеге вокруг Кавказского хребта зимой 1935/36 года, участвовало 6 карачаевских и 4 улучшенные карачаевские лошади. В пробеге принимало участие 48 лошадей различных пород, 48 джигитов разных национальностей.

Стартовал пробег на Пятигорском ипподроме. Труднейший переход общей протяженностью 3000 км был совершен зимой в 47 ходовых дней, в среднем по 63,9 км в сутки. Особенно трудными участками пути были переходы через Клухор и Сурамский перевал, а также Водонасосная — Девичи (84 км), совершенный при встречном 11-бальном штормовом ветре. Пробег показал значительную, при передвижении на пересеченной местности, стойкость карачаевской лошади.

На Клухорском перевале, передовые карачаевские лошади выполняли роль «снегоочистителей», или «бульдозеров». Например, рыжий карачаевский жеребец Гранат,1929 г. р., из КТФ колхоза «Ленин Джол» (а. Каменномостский), будучи «снегоочистителем» на Клухорском перевале и совершив в труднейших зимних условиях переход за 49 дней свыше 3000 км, пришел к концу пробега бодрым и здоровым. 14 февраля 1936 года, конники вернулись в Пятигорск.

Через месяц участники этого перехода, в том числе и карачаевские лошади, совершили скоростной пробег Пятигорск — Ростов. Весь путь, длиною 600 км, по грязной дороге, был пройден за 5 дней, максимальный суточный переход равнялся 150 км. Имеются так же сведения, об участии карачаевских лошадей в пробеге Ленинакан — Сухуми и Ростов-на-Дону — Тбилиси. Карачаевская лошадь является лошадью особой горной породы, полу­ченной в результате долгой работы над ней коневодов — карачаевцев. В 1936 году в Карачаевскую область был направлен генетический отряд экспедиции Всесоюзной академии наук, обследовавший карачаевское коневодство.

«Единичные попытки некоторых крупных коневодов метизировать свою лошадь культурными верховыми и даже рысистыми жеребцами не отразились сколько-нибудь серьезно на физиономии породы»

Карачаевская лошадь, по экстерьеру, не выде­лялась раньше красотой: она была недостаточного роста, с сухими формами, зато она очень вынослива и неприхотлива. Современная лошадь значительно отошла от этого типа, достигая до 160 см в холке.

Организация Карачаевского ГПР

1 сентября 1937 года было принято постановление об улучшении карачаевской породы.

Госплемрассадник много работал над улучшением качеств карачаев­ского коня. В довоенное время работа по улучшению породы лошади шла по двум направлениям:

а) разведение карачаевской породы лошади в себе, то есть путем отбора маток и подбора жеребцов внутри породы;

б) прилитие крови английской лошади через чистокровных и полукровных жеребцов.

«Карачаевцы — потомственные коневоды. Поэтому не редки случаи, когда их приемы в работе являются творческим созиданием, которое передается из поколения в поколение.».

Во время немецкой оккупации КАО, август 1942 — январь 1943 г., ценное поголовье было временно эвакуировано колхозниками в Грузию.

Лишение породного статуса (1943 г.)

Развитие карачаевской породы лошадей было в известной мере нарушено и замедлено в 1943 году, когда карачаевский народ был подвергнут репрессиям и депортирован в республики Средней Азии. Карачаевскую породу отнесли к кабардинской и во 2-й, 3-й и 4-й тома ГПК она записана под этим названием. Карачаевских лошадей с 1943 г. и в специализированной литературе безосновательно причисляли к кабардинской породе. Вызвано это было мотивами, далекими от зоотехники, связанными с репрессиями, обрушившимися на карачаевский народ.

Восстановление породы (1989 г.)

Почти до середины 1960-х годов термин «карачаевская лошадь» практически не встречается, например, нет его в «Книга о лошади» (1952, составлена под руководством С. М. Буденного), «Альбом пород лошадей СССР» (1953, Афанасьев С. В.), нет и в книге «Коневодство» (1961, В. И. Калинин, А. А. Яковлев). Благодаря усилиям карачаевских коневодов, помощи А. С. Красникова (доклад ученому совету ВНИИ коневодства от 15 апреля 1963 г.), термин удалось вернуть на место, но еще долго карачаевской лошади отказывали в самостоятельном породном статусе.

В 1957 году карачаевский народ возвратился на родину, и постепенно реабилитировался в правах, но только в конце восьмидесятых годов дискриминационное решение о причислении карачаевских лошадей к кабардинской породе было отменено, и порода вновь получила статус самостоятельной, войдя отдельным разделом в 5-й том Госплемкниги. в которую было записано 130 карачаевских жеребцов и 495 кобыл. В 1990 году карачаевская порода вновь рассматривается как самостоятельная.

Времена после распада СССР отразились на карачаевском коневодстве далеко не в лучшую сторону. Однако, коневоды и энтузиасты сделали все возможное, чтобы не утратить самобытную горную породу.

Горно-вьючные качества карачаевской лошади сказались и в 1998 году, когда, в целях популяризации породы, 12 августа группа конников Карачаево-Черкесии, во главе с заслуженным специалистом республики К.-Г. Урусовым и А. Тебуевым с тремя карачаевскими лошадьми (Даур, Хурзук, Имбирь) завершила беспримерный подъем на восточную вершину горы Эльбрус (5621 метра над уровнем моря), а в 1999 году, 18 августа, такое же восхождение (лошади — Игилик, Даур, Имбирь) было совершено и на западную вершину (5642 м.) этой высочайшей горы Европы.

Отличительной особенностью современных карачаевских лошадей является очень мягкий и производительный шаг. Многие лошади идут при этом своеобразным аллюром, похожим на иноходь, развивая на шагу скорость до 12 км в час. Такой аллюр особенно мягок и приятен. В условиях Подмосковья карачаевские лошади стали известны, как отличные верховые для длительных прогулок и охоты. Карачаевские лошади в недавнем прошлом пользовались особенно высоким спросом со стороны пограничников, приезжавших даже из Среднеазиатского округа. Их считали лучшими лошадьми для пограничной службы в горах

Распространённые масти в породе

Представителям современной карачаевской породы присущи темные масти: вороная, караковая, темно-гнедая, реже гнедая; белые отметины практически не встречаются. По данным от 1939 г. 58 % лошадей суммарной группы и 61 % элитной гнедые, рыжая масть 9 %, вороная 8,5 %. Серая масть 7 %, караковая 6 %, буланая 3,2 %, чалость 5,3 %, пегость 0,5 %

Современная лошадь карачаевской породы

Лошади карачаевской породы в настоящее время разводятся в хозяйствах Карачаево-Черкесской республики, а также и за ее пределами, за границей.

Растущий интерес к породе обусловлен ее оригинальными качествами, и накладывает дополнительную ответственность на коннозаводчиков, так как возрастают требования к достоверности племенных документов на лошадей..

Примеры современных достижений

• В Москве на ВДНХ в 1987 году, жеребец по прозвищу Дебош (хозяин Салпагаров Магомет) занял первое место, став чемпионом ВДНХ

• На самой крупной в России, проходящей в Москве конной выставке «Эквирос», в 2003 году жеребец Дамаск карачаевской породы (2000 г. р., Карачаевский конный завод), был в списке золотых медалистов.

• Жеребец карачаевской породы, Карагёз, получил Диплом Первой степени, как лучший представитель породы на Всероссийской конской выставке «Эквирос-2005», рождён в Карачаевском конзаводе.

• Горец, караковый жеребец, победитель породы на выставке «Эквирос» в 2009 году

• 20-22 мая 2011 года в Калужской области прошел Международный турнир по дистанционным конным пробегам «Караванными Тропами — Весна 2011». Победители: на дистанции 160 км. CEI 3* стал конь ALMAZ (карачаевская порода), Россия, на дистанции 120 км. CEI 2* конь MALYSH (карачаевская порода), Россия, лошадь KUBA (карачаевская порода) Россия, и др.

Лошадь паломино масти

loshadi.netlify.com

Верхово упряжные породы лошадей | koni.bitballoon.com

Надежная прогулочная лошадь с мягкими аллюрами и покладистым характером.

Карачаевская лошадь (карач.-балк. къарачай ат) — верхово-упряжная порода Северного Кавказа. Родиной лошадей является высокогорный Карачай у устьев р. Кубань. В официальном издании МСХ РФ (М.: 2014) «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», карачаевская порода лошадей значится под номером 9354442 (оригинатор № 1278). Карачаевская порода выведена путем улучшения местных лошадей восточными жеребцами.

Табунное содержание карачаевских лошадей летом на пастбище в горах, с сильно пересеченным рельефом при резких колебаниях температуры и влажности, а зимой в предгорьях и на равнине с незначительной подкормкой сеном способствовали выработке у этих лошадей приземистости, хорошей подвижности, особой стойкости к невзгодам существования.

P/S: В наши дни помимо основного использования, породы скрещивают с английской ч-к и используют для скачек, любительского спорта. Так же последние годы европейцы покупают большими партиями данных лошадей, как идеальную прогулочную лошадь. Туризм сейчас развит и на родине карачаев. Т.к эти лошади отличаются послушным и смелым характером, выносливостью, не требовательны в уходе, имеют своеобразный "волчий" ход, который очень комфортен для всадника.

К сожалению, в большинстве случаев, жизнь данной породы, не улучшилась. И она содержится, как и много веков назад. Добывает корм в горах, в холодный период скудно подкармливается. Медицинская помощь оказывается в редких случаях. Но наиболее возмутительна кастрация жеребцов без наркоза. Сейчас эта проблема остро рассматривается защитниками животных, как не гуманное отношение. Так же заездка лошадей, тоже происходит по диким обычаям древности.

Это единственные лошади, которые смогли взобраться с грузом по гололеду к вершине Эльбруса, во время восхождения экспедиции.

Общие характеристики карачаевской породы

Генеалогические линии жеребцов

В карачаевской породе в конце 20-х годов XX века были заложены генеалогические мужские линии жеребцов, получившие дальнейшее развитие. Одной из наиболее значительных стала линия вороного жеребца Даусуза. Потомки его характеризовались крепостью конституции, массивностью и высокой плодовитостью, универсальной работоспособностью. Позднее, в пятидесятых, с использованием двух жеребцов кабардинской породы, путем вводного скрещивания, были созданы еще две мужские линии: 166 Залога и 79 Арсенала. Они удачно вписались в карачаевскую породу, расширив ее генофонд. Одной из наиболее ценных линий, стали потомки вороного англо-карачаевского Лувра, лошади этой линии завершили формирование генеалогической структуры карачаевской породы лошадей.

Внутрипородные типы в породе

Карачаевская лошадь старого типа была некрупной, сухой, очень подвижной и выносливой, была хорошо приспособлена к суровым условиям табунного содержания и использования в горной местности. В настоящее время работоспособность лошадей этой породы повысилась, они стали крупнее, не утратив при этом ценных качеств. В пределах породы карачаевские лошади разделяются на три типа: характерный, массивный и верховой.

Наиболее распространены представители характерного типа — лошади верхово-упряжного склада, наиболее соответствующие эталону, эти лошади используются для работы под седлом, в параконной упряжи. Верховой тип: относятся в основном лошади, имеющие небольшое прилитие крови чистокровной верховой породы, как правило, в пределах 1/8, более рослые, сухие, несколько облегченные. Лошади верхового типа ценятся как разъездные, хорошо используются в туризме, могут быть подготовлены для соревнований по классическим видам конного спорта. Лошади же массивного типа — это низкорослые, широкотелые, растянутые и костистые. Они используются больше на транспортных работах в упряжи, реже для всадников — чабанов или под вьюком. Эти лошади хорошо сохраняют упитанность тела во все сезоны года, они наиболее неприхотливы к условиям.

Плодовитость карачаевских кобыл

Ценным свойством лошадей карачаевской породы является их высокая плодовитость. По материалам конного завода и племенных ферм КЧР показатели воспроизводства кобыл составляли примерно: зажеребляемостъ — 86-92 %, благополучная выжеребка — 83-89 %. Карачаевские лошади при относительной позднеспелости отличаются долголетием, и многие жеребцы и кобылы карачаевской породы, используются в племенном разведении сроком до 22-25 лет и более. Так, карачаевская кобыла «Грустная» в возрасте 24 лет принесла своего 21 жеребёнка.

Карачаевских кобыл также скрещивают с чистокровными-верховыми производителями. Лошади англо-карачаевской породной группы резвее, крупнее чистопородных карачаевских, и имеют более правильный экстерьер, хорошее качество движений, но сохраняют при этом крепость конcтитуции. Имеют прочные конечности, и относительно неприхотливы к условиям содержания. Англо-карачаевские лошади часто успешно выступают в конкуре, троеборье и стипль-чезах.

Карачаевская лошадь — типичная горная порода, и это отражается не только на особенностях интерьера, но и на некоторых чертах экстерьера. При росте около 150—155 см, представители карачаевской породы достаточно глубоки и широкотелы. Карачаевцам лошадь больше была нужна для работы, чем для войны, и их кони отличаются универсальным, более «упряжным» складом, относительно большей низконогостью и массивностью.

Голова карачаевских лошадей средней величины, сухая, слегка горбоносая, с тонкой носовой частью и очень строгими, заостренными ушами средней величины; средней длины и выхода, хорошо обмускуленная шея, иногда с небольшим кадыком.

Холка достаточно длинная, не высокая, спина прямая, прочная, поясница средней длины, нормально обмускуленная.

Круп у лошадей не длинный, достаточно широкий и немного спущенный; грудная клетка широкая, глубокая, с хорошо развитыми ложными ребрами. Лопатка у карачаевских лошадей средней длины, нередко бывает прямовата. Постановка передних ног лошади широкая, с небольшой косолапостью, в их строении существенных недостатков не отмечается. Задние ноги при правильной постановке нередко бывают саблисты, что вообще характерно для горных пород, в том числе и карачаевской.

Копыта у карачаевских лошадей в абсолютном большинстве случаев имеют правильную форму и размеры и отличаются особой крепостью копытного рога. Грива и хвост представителей породы достаточно густые и длинные и нередко волнистые.

История разведения и использования XVIII—XX вв

Карачаевская порода лошадей сформировалась предположительно в ХIV—ХV веках в северо-западной части Приэльбрусья. На богатых пастбищах водораздела рек Каспийского и Черного морей, в долинах Кумы, Кубани, Зеленчука, издавна было развито коневодство у горцев.

Первые достоверные сведения об этих лошадях относятся к ХVII и XVIII cтoлетию Петр-Симон Паллас (нем. Peter Simon Pallas; 1741—1811), один из главных европейских исследователей в области географии и зоологии, путешественник и естествоиспытатель, в 1793 году посетил регион Пятигорья. Он составил, помимо прочего, подробный этнографический отчет о своей поездке на Северный Кавказ, в котором отметил, что коневодство и скотоводство являются ведущими отраслями сельского хозяйства карачаевцев.

«Они выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которые известны своими выдающимися качествами».

Карачаевские лошади должны были быть хорошо приспособленными к работе в горной местности, где на больших высотах воздух более разрежен, быть неутомимыми и выносливыми. С. М. Броневский, автор одной из наиболее основательных книг о народах Кавказа, в начале 20-х годов XIX в. впервые зафиксировал существование карачаевской породы лошадей:

«У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем Карачаевских».

Карачай вошел в состав Российской империи 23 октября (4 ноября) 1828 года. В 1829 году, венгерский ученый и путешественник Жан Шарль де Бесс, в своем подробном описании Кавказа писал:

«Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы; среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до двух тысяч франков. Г-н Клапрот утверждал со слов наемных переводчиков, что в этих краях лошади низкорослые; в действительности же лошади здесь обычно того роста, который пригоден для использования в легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы лошадей, которая была бы более подходящей для езды по крутым скалистым склонам и более неутомимой».

В своем трехтомном исследовании Кавказского края, русский писатель П. П. Зубов отметил и карачаевское коневодство:

«Они большею частию занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей».

Занятие коневодством отразилось на языке карачаевского народа например, примером этого может служить разнообразие названий мастей лошадей в карачаевском языке, цвета различаются очень тонко, масти лошадей подразделялись почти на сорок оттенков.

Тавра крупных карачаевских коннозаводчиков были утверждены официальными органами, и лошадей с этими таврами охотно покупали для пополнения казачьих частей. Значительным был также экспорт карачаевских лошадей и скота в Закавказье.

Разбивка табунов на более мелкие подразделения — косяки во главе с одним жеребцом, позволяла ограничиваться меньшими пастбищными пространствами. Перестройка коневодческого дела, на новый лад, происходила главным образом в коневодческих хозяйствах карачаевских биев.

К концу позапрошлого века на Северном Кавказе было широко распространено такое мнение, что самые красивые лошади имеются в табунах карачаевского коннозаводчика Джераштиева. В конце столетия XIX века в Карачае было немало владельцев лошадей, имевших табуны по нескольку сотен голов: Байчоровы, Байрамуковы, Джараштиевы, Крымшамхаловы, Кубановы, Текеевы и другие.

Байчоровская порода была гнедой масти, считалась неприхотливой, обладала твердыми крепкими копытами, отчего имела большой спрос у казаков; лошади табунов Байрамуковых были серого, Кубановых — рыжего, лошади Джараштиевых — красного окраса. Эти последние («джаражды») славились красотой и изяществом, и служили лучшим подарком.

Гражданская война нанесла огромный ущерб карачаевскому коневодству. Тысячи лошадей погибли или были уведены во время военных действий на Северном Кавказе. До революции, по данным Абрамовской комиссии (1907), общая численность поголовья в Карачае составляла 33758 лошадей. В 1925/26 году, по данным У. Алиева, общая численность лошадей в Карачае составляла 11970 головы. Но благодаря ценности породы были предприняты меры по её сохранению и улучшению. Карачаевская лошадь старого типа была не­большого роста и отличалась хорошим и пропорциональным сложением. Она очень вынослива и неутомима в передвиже­ниях по горным дорогам, тропинкам и незаменима для боль­ших переходов.

В дореволюционное время имелись пользовавшиеся известностью большие конские заводы частных владельцев, для разведения пле­менных лошадей. За время Гражданской войны, все заводы практически лик­видировались. В СССР местная карачаевская лошадь заслужила заботу, ее значение было оценено в первые годы Советской власти. «Конь — крылья мужчины», — гласит старинная карачаевская пословица. До конца XIX в. карачаевцы лошадей не запрягали. Уход за лошадьми был более тщательным, лошадей таврили тамгами (фамильно-родовыми знаками). В 1922 году на собрании табуно-владельцев Карачая, была выбрана комиссия по возрождению коневодства. Недалеко от г. Кисловодска учредили конный завод, племенной совхоз, а в 1927 году в Первомайском создана государственная конюшня.

В известном пробеге вокруг Кавказского хребта зимой 1935/36 года, участвовало 6 карачаевских и 4 улучшенные карачаевские лошади. В пробеге принимало участие 48 лошадей различных пород, 48 джигитов разных национальностей.

Стартовал пробег на Пятигорском ипподроме. Труднейший переход общей протяженностью 3000 км был совершен зимой в 47 ходовых дней, в среднем по 63,9 км в сутки. Особенно трудными участками пути были переходы через Клухор и Сурамский перевал, а также Водонасосная — Девичи (84 км), совершенный при встречном 11-бальном штормовом ветре. Пробег показал значительную, при передвижении на пересеченной местности, стойкость карачаевской лошади.

На Клухорском перевале, передовые карачаевские лошади выполняли роль «снегоочистителей», или «бульдозеров». Например, рыжий карачаевский жеребец Гранат,1929 г. р., из КТФ колхоза «Ленин Джол» (а. Каменномостский), будучи «снегоочистителем» на Клухорском перевале и совершив в труднейших зимних условиях переход за 49 дней свыше 3000 км, пришел к концу пробега бодрым и здоровым. 14 февраля 1936 года, конники вернулись в Пятигорск.

Через месяц участники этого перехода, в том числе и карачаевские лошади, совершили скоростной пробег Пятигорск — Ростов. Весь путь, длиною 600 км, по грязной дороге, был пройден за 5 дней, максимальный суточный переход равнялся 150 км. Имеются так же сведения, об участии карачаевских лошадей в пробеге Ленинакан — Сухуми и Ростов-на-Дону — Тбилиси. Карачаевская лошадь является лошадью особой горной породы, полу­ченной в результате долгой работы над ней коневодов — карачаевцев. В 1936 году в Карачаевскую область был направлен генетический отряд экспедиции Всесоюзной академии наук, обследовавший карачаевское коневодство.

«Единичные попытки некоторых крупных коневодов метизировать свою лошадь культурными верховыми и даже рысистыми жеребцами не отразились сколько-нибудь серьезно на физиономии породы»

Карачаевская лошадь, по экстерьеру, не выде­лялась раньше красотой: она была недостаточного роста, с сухими формами, зато она очень вынослива и неприхотлива. Современная лошадь значительно отошла от этого типа, достигая до 160 см в холке.

Организация Карачаевского ГПР

1 сентября 1937 года было принято постановление об улучшении карачаевской породы.

Госплемрассадник много работал над улучшением качеств карачаев­ского коня. В довоенное время работа по улучшению породы лошади шла по двум направлениям:

а) разведение карачаевской породы лошади в себе, то есть путем отбора маток и подбора жеребцов внутри породы;

б) прилитие крови английской лошади через чистокровных и полукровных жеребцов.

«Карачаевцы — потомственные коневоды. Поэтому не редки случаи, когда их приемы в работе являются творческим созиданием, которое передается из поколения в поколение.».

Во время немецкой оккупации КАО, август 1942 — январь 1943 г., ценное поголовье было временно эвакуировано колхозниками в Грузию.

Лишение породного статуса (1943 г.)

Развитие карачаевской породы лошадей было в известной мере нарушено и замедлено в 1943 году, когда карачаевский народ был подвергнут репрессиям и депортирован в республики Средней Азии. Карачаевскую породу отнесли к кабардинской и во 2-й, 3-й и 4-й тома ГПК она записана под этим названием. Карачаевских лошадей с 1943 г. и в специализированной литературе безосновательно причисляли к кабардинской породе. Вызвано это было мотивами, далекими от зоотехники, связанными с репрессиями, обрушившимися на карачаевский народ.

Восстановление породы (1989 г.)

Почти до середины 1960-х годов термин «карачаевская лошадь» практически не встречается, например, нет его в «Книга о лошади» (1952, составлена под руководством С. М. Буденного), «Альбом пород лошадей СССР» (1953, Афанасьев С. В.), нет и в книге «Коневодство» (1961, В. И. Калинин, А. А. Яковлев). Благодаря усилиям карачаевских коневодов, помощи А. С. Красникова (доклад ученому совету ВНИИ коневодства от 15 апреля 1963 г.), термин удалось вернуть на место, но еще долго карачаевской лошади отказывали в самостоятельном породном статусе.

В 1957 году карачаевский народ возвратился на родину, и постепенно реабилитировался в правах, но только в конце восьмидесятых годов дискриминационное решение о причислении карачаевских лошадей к кабардинской породе было отменено, и порода вновь получила статус самостоятельной, войдя отдельным разделом в 5-й том Госплемкниги. в которую было записано 130 карачаевских жеребцов и 495 кобыл. В 1990 году карачаевская порода вновь рассматривается как самостоятельная.

Времена после распада СССР отразились на карачаевском коневодстве далеко не в лучшую сторону. Однако, коневоды и энтузиасты сделали все возможное, чтобы не утратить самобытную горную породу.

Горно-вьючные качества карачаевской лошади сказались и в 1998 году, когда, в целях популяризации породы, 12 августа группа конников Карачаево-Черкесии, во главе с заслуженным специалистом республики К.-Г. Урусовым и А. Тебуевым с тремя карачаевскими лошадьми (Даур, Хурзук, Имбирь) завершила беспримерный подъем на восточную вершину горы Эльбрус (5621 метра над уровнем моря), а в 1999 году, 18 августа, такое же восхождение (лошади — Игилик, Даур, Имбирь) было совершено и на западную вершину (5642 м.) этой высочайшей горы Европы.

Отличительной особенностью современных карачаевских лошадей является очень мягкий и производительный шаг. Многие лошади идут при этом своеобразным аллюром, похожим на иноходь, развивая на шагу скорость до 12 км в час. Такой аллюр особенно мягок и приятен. В условиях Подмосковья карачаевские лошади стали известны, как отличные верховые для длительных прогулок и охоты. Карачаевские лошади в недавнем прошлом пользовались особенно высоким спросом со стороны пограничников, приезжавших даже из Среднеазиатского округа. Их считали лучшими лошадьми для пограничной службы в горах

Распространённые масти в породе

Представителям современной карачаевской породы присущи темные масти: вороная, караковая, темно-гнедая, реже гнедая; белые отметины практически не встречаются. По данным от 1939 г. 58 % лошадей суммарной группы и 61 % элитной гнедые, рыжая масть 9 %, вороная 8,5 %. Серая масть 7 %, караковая 6 %, буланая 3,2 %, чалость 5,3 %, пегость 0,5 %

Современная лошадь карачаевской породы

Лошади карачаевской породы в настоящее время разводятся в хозяйствах Карачаево-Черкесской республики, а также и за ее пределами, за границей.

Растущий интерес к породе обусловлен ее оригинальными качествами, и накладывает дополнительную ответственность на коннозаводчиков, так как возрастают требования к достоверности племенных документов на лошадей..

Примеры современных достижений

• В Москве на ВДНХ в 1987 году, жеребец по прозвищу Дебош (хозяин Салпагаров Магомет) занял первое место, став чемпионом ВДНХ

• На самой крупной в России, проходящей в Москве конной выставке «Эквирос», в 2003 году жеребец Дамаск карачаевской породы (2000 г. р., Карачаевский конный завод), был в списке золотых медалистов.

• Жеребец карачаевской породы, Карагёз, получил Диплом Первой степени, как лучший представитель породы на Всероссийской конской выставке «Эквирос-2005», рождён в Карачаевском конзаводе.

• Горец, караковый жеребец, победитель породы на выставке «Эквирос» в 2009 году

• 20-22 мая 2011 года в Калужской области прошел Международный турнир по дистанционным конным пробегам «Караванными Тропами — Весна 2011». Победители: на дистанции 160 км. CEI 3* стал конь ALMAZ (карачаевская порода), Россия, на дистанции 120 км. CEI 2* конь MALYSH (карачаевская порода), Россия, лошадь KUBA (карачаевская порода) Россия, и др.

Порода лошадей на фРазвитие коневодства в россии

koni.netlify.com


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта