Белгород выбрать город
Выберите город

"Тройка мчится, тройка скачет...". Тройка лошадей запряженная в сани


Тройка лошадей — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Запрос «Русская тройка» перенаправляется сюда; о типе скоростного железнодорожного вагона см. РТ200. У этого термина существуют и другие значения, см. Тройка.

Тро́йка — старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.

Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.

Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.

ru.wikipedia.org

Аналогов нет!))Русская тройка! — DRIVE2

…А он чуть не плачет: "Я как вздохнул на старте, так только на финише и выдохнул, испугался". Он не представлял, что будут такие скорости. Поэтому они, иностранцы, и не понимают философию русской тройки. Они думают, что тройка — это просто три лошади рядом. Глупые. Тройка — это птица!"Курсивом выделены в основном скопированные фрагменты статьи Натальи Радуловой из журнала "Огонек" : Триединственные в мире! . Эта просто Великолепная статья и побудила меня сверстать это пост.)) Прочтите её обязательно!))Очень трогает!

Также использованы материалы сайтов:www.ya-fermer.ru/russkaya-troykahorsesclub.ucoz.ru/forum/27-317-1ruslife.org.ua/post289323222/kavalerist.ru/page.php?al=russkaja_trojka_loshadejи ссылка на еще один сайт в посте.

.

…"Говорят, что Россия — это матрешки и водка. Не только. Есть еще мы! — мастер-наездник, 8-кратный чемпион России Андрей Корчагин вместе с женой и сыном запрягают в сани тройку лошадей.— Вот она, настоящая Россия, смотрите. А?" Лошади, черные, будто глянцевые, зло мотают головами, кажется, только отпусти — сразу унесутся в поле. "Давайте, в сани быстро! — командует Корчагин.— Не успеете сесть — эти ждать не будут!…"Вики" говорит, что русской тройке около двухсот лет. Но еще в XVI веке барон Сигизмунд фон Герберштейн написал свои знаменитые "Записки о Московии" — на картах в этой книге указаны явления, характерные для описанной местности, вот там тройка — три лошади, средняя — под дугой, с оглоблями, по сторонам — две пристяжные — и была нарисована. Елена Петерсон, хранитель музея при Московском ипподроме, считает, что типично русской уникальной запряжке никак не меньше 500 лет.Тройка — это единственная в мире разноаллюрная запряжка, где коренник бежит рысью, а пристяжные — галопом. Она действительно "у бойкого народа могла только родиться, в той земле, что не любит шутить".Собрать хорошую тройку — это мастерство; лошадей нужно выровнять по темпераменту, по складу, по аиле.Для лошадей разных пород нужны свои приемы съездки и особые условия езды, связанные как с конституцией, типом высшей нервной деятельности и размерами самих лошадей, так и спреобладающим рельефом местности, климатом и т.д.В такой команде, считает Корчагин, все важны: "Каждая наша лошадь знает, что хватать и куда бежать. Это в Европе в четверке любую лошадь ставь куда угодно — от перемены мест ничего не изменится. А у нас индивидуальный подход. Поэтому мы не за два дня ставим тройки — я месяцами объясняю лошади, где ей будет удобно, интересно. Если она съезжается налево, как левша, значит, надо ставить ее налево. Пристяжные ведь здорово помогают коренному, облегчают ему работу, вот почему тройка универсальна и для скоростной, и для продолжительной езды. Если наездник не дурак, конечно". За границей до сих пор никто не понимает, как наши наездники управляют лошадьми, которые бегут разными аллюрами. Европейцы целый фильм сняли только о руках Корчагина — спортсмены-конники говорят, что Андрей на удилах "играет".Коннозаводчики всего мира пытались повторить такую упряжку. Тому есть свои причины. Тройка считается самой быстрой упряжью в мире. Ее скорость достигла 55-60 км/час.Тройка лошадей и все, что с ней связано — это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки…

.

В центре русских троек "Наследие", созданном по инициативе Андрея Корчагина и любителя лошадей, московского адвоката Юрия Рыбакова, содержатся настоящие "спортсмены". "Это в прокатную тройку, чтобы детей в парке катать, лучше покупать покладистых лошадок, — объясняет Корчагин.— А у нас 18 профессионалов. Они если начнут играть друг с другом, могут разбить все стены денников. Поэтому тут и укреплено все. Коллеги удивляются: "Ой, да что у вас за дьяволы?".Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент…

.

Так как тройки развивали достаточно большую скорость — требовалось как-то оповещать людей о её приближении . Роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению — бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции — персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай.По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.Подробнее об украшении троек колокольчиками и арканами с бубенцами можно почитать здесь: kishar.ru/around/rus_tr.php . Это тоже целое искусство!

.

По поводу скоростей русской тройки есть даже исторический анекдот.Однажды к Екатерине Второй с визитом прибыл император Австрии Иосиф. И русская царица решила удивить заморского гостя. По ее приказу к ней доставили лучшего из ямщиков, к которому она задала только один вопрос: «Отвезешь императора в Москву за 36 часов?». К слову сказать, тогда весь путь на перекладных составлял как минимум двое суток. Ответ ямщика был таким: «Довезу матушка. Только не уверен, что довезу его душу?». История умалчивает, в каком состоянии доехал австрийский император до купеческой Москвы.

.

В России применялись и чисто рысистые тройки, когда три лошади, подобранные по типу и росту идут всю дистанцию рысью.Наилучшим возрастом для троечных лошадей является 6 -8 лет. Моложе 5 лет лошадей для троек совсем не брали.Коренник в рысистой тройке должен быть несколько крупнее пристяжных, должен идти правильной, четкой, размеренной рысью, нести голову высоко, красиво.Пристяжные должны быть максимально однотипными между собой и, в то же время, гармонировать с коренником тройки.Русская тройка часто показывалась за границей и неизменно производила впечатление!Вот в Аахене мы были — Меркель там, президенты, полный стадион людей. Ну мы фигурку показали — без шлемов, в русских костюмах — все аплодируют. Но мне не хватает. Стал я искать место, где можно разогнаться. "Девчонки, — говорю своим, — покажем немцам, что такое настоящая Россия?" И мы как рванули — у меня фуражку сдуло, а все эти 70 тысяч зрителей вскочили и разом выдохнули: "Ууух!" Вот так! Получите!Клавдия говорит, что наибольший восторг испытывает во время соревнований, когда лошади выходят на финишную прямую: "Они сами все понимают, знают, что надо победить. Но мы все равно их подбадриваем. Всю дистанцию сидим тихо, как мышки, а на финише начинаем кричать, топать ногами. И тут такое как снисходит на нас всех: кони, мы — будто одно целое, летим вместе. Классика: какой же русский не любит быстрой езды? И я ее люблю, дышу этим, мне совсем не боязно…

.

Ну вот как-то так получилось)))Всем бобра!))

www.drive2.ru

"Тройка мчится, тройка скачет..." | Страна Мастеров

  Наш новогодний подарок необычен тем, что изготовлен из разных материалов и разными ученицами, но так красиво соединён в одно единое целое для того, чтобы он ежегодно создавал праздничное настроение и радовал всех учеников школы. В Севастополе мы ни разу не видели тройки. Поэтому ученики нашей школы могут познакомиться с нашей сказочной тройкой, а желающие даже смогут её себе изготовить.

Тройка — непереводимое русскоеслово, вошедшее во все иностранные словари именно в такой транскрипции —troyka. Русская тройка уникальна, она не имеет аналогов в других странах,французы воспринимают ее как русское чудо, нигде больше в мире она не получилатакого распространения, как в России. Парная упряжка была популярна в Европе вначале XVII века, в фургон иногда также впрягалось четыре-шесть лошадей, апарадный царский выезд мог содержать даже 12 лошадей. Но самым удобнымсредством оказалась тройка: три лошади сильнее тянули фургон, чем две, ауправлялись они куда легче четвертки. Тройку лошадей, запряженных в сани-розвальни, избрал для новогодней доставки подарков и Дед Мороз.

Новогодняя тройка Деда Мороза срасписными и вместительными санями для подарков по традиции оборудуетсяспецсигналом (колокольчиками на дуге), чтобы об ее приближении всем былоизвестно заранее. В сухую ясную погоду литой перезвон поддужных колокольчиковслышен за пять верст, и служащие ямских новогодних станций могут заранееприготовить на замену свежих лошадей для всегда спешащего Деда Мороза. Когда наРуси стали считаться особым шиком тройки с малиновым звоном, двухфунтовыеколокольчики в обрамлении десятка бубенчиков под дугу стали вешать все кому нелень, и отличить тройку Деда Мороза от обычных троек стало невозможно. Врезультате в 1836 г. Сенат строжайше запретил украшать колокольчиками частныетройки.  

( Материал был взят из интернета, ксожалению мы не отметили сайт).

Тройка упоминается и в песнях. Например:

1. "Тройка мчится, тройка скачет..."

2. "Вот мчится тройка удалая..."

3. "И уносят меня, и уносят меня .... три белых коня...."

Вы тоже можете продлить этот список песен!

 

 

stranamasterov.ru

История легендарной русской тройки - Животные и природа

Литературные источники свидетельствуют о том, что русская тройка, в качестве конной упряжки, появилась примерно в XVIII-м веке. Ранее в России в упряжку ставили либо одну лошадь, либо несколько, запрягая их гуськом.

В начале XVIII-го века сначала появилась парная упряжка («на отлет»), а затем и троечная запряжка в ряд. Поначалу такая тройка была довольно редким явлением, но со временем приобрела широкую популярность, на ней, в частности, стали возить нарочную почту. Уже во второй половине XVII-го века, почтовая служба значительно уменьшила сроки доставки корреспонденции, используя силу, выносливость и скорость русской тройки. Она могла перевозить больше грузов и проезжать в труднопроходимых местах по извечно плохим русским дорогам.

В последней трети XVIII-го века – начале XIX-го на тройке стали перевозить не только почту и грузы, но и пассажиров. Она получила официальный статус почтового, курьерского и пассажирского перевозчика. Запрягалась тройка в телегу, кибитку, тарантас и сани, изредка в возок, но никогда не использовалась для запряжки в карету.

В первой половине девятнадцатого века русская тройка приобрела такую широкую популярность, что превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы бессмертные строки из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя о «птице-тройке». С ней сравнивали удаль, широту и размах русской души. Иностранцы восхищались ездой на тройке, признавая, что нет более лихой и быстрой езды.

С появлением в XVIII-м веке железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках. Она сохранилась в основном в сельской местности, использовалась на свадьбах и массовых мероприятиях. Начиная с двадцатого века русская тройка используется только в качестве экзотических видов развлечения для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.

Такова краткая история русской тройки. Рассказывая об ее устройстве, надо сказать, что они были очень индивидуальными. Ничего похожего в других странах никогда не было.

В основе троечной упряжки была обычная русская парная упряжка («на отлет»). Она состояла из коренной лошади, которая несла на себе основную нагрузку, и пристяжной, которая припрягалась обычно слева от коренника. Для получения тройки, к двойной упряжке припрягали еще одну пристяжную лошадь, обычно справа от коренной. Использовали для этого такую же упряжь, как и в парной упряжке. В результате получали очень рационально устроенную, выверенную до мелочей долгими годами использования, конскую упряжку, ставшую для многих олицетворением России. Отличительной особенностью тройки являлось то, что в качестве коренной лошади использовался обычно рослый рысак. В качестве пристяжных лошадей использовались обычно более легкие породы. Лошади бежали разным аллюром: коренник мощной размашистой рысью, а пристяжные размеренным галопом, причем правая лошадь – галопом с левой ноги, когда левая передняя нога выносится дальше вперед, а левая лошадь – галопом с правой ноги, когда правая передняя нога выносится дальше вперед. Лошади выбирают вид галопа на уровне инстинкта. Этим они обычно уравновешивают грациозно повернутую в обратную сторону голову. Такое сочетание ездовой рыси и галопа смотрится очень красиво и гармонично.

Со временем, троечную упряжку, начали всячески обильно украшать. Хомут красочно расписывали. Для этого использовалась резьба по дереву, декоративная роспись красками, отделка узорчатой тисненой кожей и, особенно часто, металлический набор на кожаной подкладке. Металлические детали были литыми, имели различную форму, широко использовались в упряжках, прекрасно сочетаясь с кожей уздечек, шлей, седелок, шорок. Детали выливались из меди с никелем или цинком, использовалась так же посеребренная медь, или чистое серебро. Для украшения, упряжь снабжалась также большим количеством кистей. Их располагали обычно на уздах и шлеях, по бокам и впереди лошадей. Очень богато украшали обычно дугу коренной лошади. Использовали для этого художественную роспись либо деревянную резьбу. Вырезали узоры, состоящие из геометрических фигур – кругов, ромбов, треугольников. Для росписи предпочитали пользоваться золотой краской. Она должна была гореть на солнце и выделяться на любом фоне. Со временем на позолоту стало модно наносить тонкий графический узор при помощи черной или красноватой краски. Он представлял из себя хитросплетения растительного орнамента: листьев, цветов, стеблей, плодов.

Расписная дуга и хомут, фрагмент с картины художника Стожарова В. Ф. "Натюрморт с дугой", 1966 г.

Во второй половине девятнадцатого столетия на смену золоченым дугам пришли живописные. Это были настоящие произведения искусства. На них изображались крупные гроздья винограда красного и синего цветов, а также зелень трав. Контрастное сочетание цветов создавало сочную палитру, которая оживлялась белыми равномерными мазками-бликами. Такая дуга была видна издалека и очень украшала упряжку.

К сожалению, к концу XIX-го века роспись начала видоизменяться в худшую сторону. Дуги стали тоньше, соответственно места для росписи меньше, рисунок измельчал. В роспись наряду с гроздьями винограда и травами начали вносить изображения цветочных букетов, имеющих пеструю золотую, серебряную окраску, что делало роспись яркой и безвкусной.

В конце концов и эта роспись сошла на «нет». Дуги стали окрашивать в однотонные цвета, иногда для украшения во время праздников, их перевивали цветными лентами.

По мере развития и распространения почтовых и курьерских ездовых троек, возникла необходимость в специальных сигнальных устройствах. Связано это было с двумя основными причинами. Во-первых: основной задачей таких упряжек была быстрая доставка корреспонденции, поэтому скорость у них, по тем временам, была приличная, а правил дорожного движения не существовало. Во избежание столкновений быстро мчащейся повозки с людьми и экипажами, она должна была издавать достаточно громкий сигнал, чтобы освободить для себя дорогу. Во-вторых: все по той же причине скорости доставки, времени на долгое пребывание тройки на почтовых станциях не было. Поэтому громкий, далеко слышный сигнал, должен был предупреждать персонал станции о приближающемся экипаже, с целью заблаговременной подготовки смены уставшим лошадям. Поначалу, в качестве сигнального средства, ямщики использовали свист и молодецкий покрик, извещая прохожих о своем приближении.

Во времена Петра первого начались попытки ввести в России, распространенный в странах Западной Европы, в качестве звукового сигнального средства, почтовый рожок. Попытки эти закончились неудачей, несмотря на репрессивные меры в виде штрафов и телесных наказаний. Нововведение не прижилось, почтовый рожок лишь остался эмблемой российской почты.

Ближе к концу восемнадцатого века, в качестве сигнального средства, был предложен бронзовый колокольчик, маленькая копия, так распространенного на Руси, церковного колокола. Он размещался под дугой, прямо над головой коренной лошади тройки. Его прочно привязывали к центру дуги мягким кожаным ремнем. Во время движения язычок колокольчика, раскачиваясь из стороны в сторону и ударяя по стенкам, издавал звонкий мелодичный звук, слышимый издалека. Такой колокольчик, расположенный под дугой, получил название поддужного, а так же ямского или почтового.

Почтовая тройка, фрагмент с картины художника Орловского А.О. "Путешествие в кибитке", 1819 г., Русский музей

Поддужный колокольчик был предназначен для двух целей. Основной его функцией была, конечно же, сигнальная. Звонок колокольчика был слышен за две версты, что было очень удобно для предупреждения о приближении тройки. Вторая функция была чисто эстетическая. Курьерам, почтовым служащим и пассажирам приходилось очень много времени проводить в пути. Путешествие по огромным пространствам России было скучным и однообразным, занимало, иногда, много дней. Приятный же, мелодичный звонок колокольчика помогал путникам расслабиться. Ритмичный, нежный звук радовал слух, убаюкивал, помогая преодолевать большие расстояния.

Поддужный колокольчик – это чисто русское название, оно, также как и дуга, и тройка, принадлежит русской истории и нигде за пределами России больше не встречается. Именно поэтому, тройка и звон ее колокольчиков являются для иностранцев олицетворением удали русской души.

В XIX-м веке стало очень популярно ездить на тройке с колокольчиками. Тройки стали заводить себе частные владельцы, в основном богатые люди. Производство колокольчиков стало возрастать. Отливали их в основном в кустарных литейных мастерских, расположенных во многих городах и селениях России. Мощность их была небольшая, но так как они были многочисленны, то удовлетворяли возросший спрос. Наиболее распространенным это производство стало в городе Валдай Новгородской губернии, который располагался на главном почтовом пути России Москва-Петербург, что было для него очень выгодно. Произведенные здесь колокольчики называли валдайскими колокольчиками, поэтому все поддужные колокольчики часто называют именно так.

Примерно с начала XIX-го века мастера начали отмечать на колокольчиках год изготовления. Многие ставили, как бы, свое личное клеймо. На нем пропечатывалось имя мастера и место изготовления. Кроме этого часто мастера украшали свое произведение различного вида орнаментами, а так же изображениями одноглавого и двуглавого орла, святого Георгия Победоносца. Многие отливали на колокольчиках интересные крылатые фразы: «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит – потешает, ездить поспешает», «Кого люблю, того дарю», «Дар Валдая» и другие.

Использование колокольчиков всеми, кому захочется, при езде на тройке, имело и некоторые негативные последствия. Это вносило неразбериху в работу почтовых станций. Служащие на станции часто не реагировали на звон колокольчика, думая, что едет частный владелец, а не почта, и бывали не готовы к ее приему, это приводило к задержкам почтовых и курьерских экипажей. В ответ на постоянные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном, правительство неоднократно в XIX-м веке издавало указ с запретом на использование колокольчиков частными лицами. Разрешение выдавалось только для почтовых служащих и земской полиции и только исключительно во время работы и исполнения ими служебных обязанностей.

В середине XIX-го века любители звонкой езды нашли новый способ обходить законы. Для звона начали использовать бронзовые бубенчики. Их в больших количествах, в виде гирлянд, укрепляли на кожаных ошейниках. Ошейники надевали на шею лошади, причем уже не одной, а всех трех. Бубенчики издавали не такой сильный звук, как колокольчики, так как представляли из себя глухой полый шар с дробинкой внутри, в отличие от колокольчика, который был открыт, и имел язык большего размера по сравнению с дробинкой. Для создания приятного гармоничного звука, бубенцы использовались в неограниченном количестве, при этом они специально подбирались по размерам, по тону звука, что приводило к созданию очень созвучного ряда, который при езде производил «согласный» звон.

Памятник-фонтан почтовой тройке в городе Ленске

В конце XIX-го века, с падением почтовой и курьерской роли тройки, правительство перестало издавать запрет на использование колокольчиков частными лицами. Именно тогда колокольчики стали применять в комбинации с бубенцами. От одного до трех колокольчиков размещали вместе с двадцатью-тридцатью бубенчиками, что создавало совершенно неповторимый по звучанию ансамбль, который получил название «ямская гармонь».

Несмотря на то, что научно технический прогресс вытеснил русскую тройку из нашего повседневного обихода, благодаря фольклору, русской литературе и живописи, в которой широко отразилась эта легендарная упряжка, она останется в памяти народа навечно.

Денис Ефимов, специально для Natureworld.ru

В качестве первой иллюстрации использован фрагмент с картины художника Самокиш Н.С. "Тройка (на разгоне)"

natureworld.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта