Белгород выбрать город
Выберите город

«Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)». Сон раскольникова про лошадь анализ


Анализ эпизода “Сон Раскольникова” по роману Достоевского “Преступление и наказание”

Описание сна литературного героя – прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубо­кого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избуш­ке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам рус­скую душу девушки, выросшей на сказках и предани­ях “простонародной старины”. Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу. В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман “Преступление и наказа­ние” Ф. М. Достоевского, я поняла, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины

его подсознания, отраженной в снах этого героя.

В “Преступлении и наказании” описано четыре сна Родиона Раскольникова, но я хочу рассмотреть и про­анализировать первый сон, приснившийся герою по­сле того, как он принял окончательное решение под­твердить свою теорию о “дрожащих тварях” и “право имеющих”, то есть решение убить старуху-процент­щицу. Страшась самого слова “убийство”, он посто­янно спрашивает себя: “. да разве то будет?”. Сама возможность осуществить задуманное ввергает его в ужас, но, пытаясь доказать себе, что он принадлежит к касте высших существ, смеющих пролить “кровь по совести”, Раскольников храбрится и подстегивает свое самолюбие мыслями о спасении множества убо­гих, когда именно он выступит в роли благородного спасителя. Но сон Родиона, описанный Достоевским, сводит на нет все циничные рассуждения героя, от­крывая нам его ранимую, беспомощную в своем за­блуждении душу.

Раскольникову снится его детство, родной городок. Детство обычно ассоциируется с самым беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости прини­мать жизненно важные решения, брать на себя всю ответственность за свои поступки. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе. Кроме того, детство подразумевает инстинктивное разграничивание добра и зла. Символичен и образ отца, с которым идет во сне маленький Ро­дион. Ведь отец – традиционно символ защиты, безо­пасности. Кабак, мимо которого они проходят, и пьяные мужики, выбегающие оттуда,- это уже обра­зы реального мира, измучившего героя.

Один из му­жиков, Миколка, приглашает остальных прокатить­ся на его телеге, в которую впряжена “маленькая, то­щая саврасая крестьянская клячонка”. Все соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, за­ставляя ее тянуть телегу, но из-за хилости та не может идти даже шагом. Мальчик с ужасом видит, как ло­шадь “секут по глазам, по самым глазам!”. Среди кри­ков пьяной толпы слышится “Топором ее, чего!”. То­гда хозяин с остервенением добивает клячу. Раскольников-ребенок смотрит на все происходящее в жутком страхе, потом в порыве жалости и возмуще­ния бросается защищать лошадь, но, увы, слишком поздно. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны – злобная агрессия пья­ной толпы, с другой – непереносимое отчаяние ребен­ка, на глазах которого осуществляется страшное в своей жестокости действо, сотрясающее его душу жа­лостью к “бедной лошадке”. И в центре всего – ужас и слезы добиваемой клячи. Для передачи экспрессив­ности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного ду­шевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: “Господи. пока­жи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!”. Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть вто­рой, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью – в дан­ном случае жизнью лошади. Лошадь – никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо: “. а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрыва­ет: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест”. Так же как и “глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет”. Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется “жизни вши, таракана”.

Таким образом, первый сон Раскольникова, с од­ной стороны, открывает герою весь ужас задуманного им, с другой – подталкивает его к совершению пре­ступления. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значе­ния сна – крика души о недопустимости злодеяний.

schoolessay.ru

Первый сон Родиона Раскольникова - анализ зпизода

Подготовка к сочинению - Анализ эпизода

Первый сон Родиона Раскольникова (5 глава первой части) в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

План к сочинению:

1. Сон на природе. Сон об убийстве лошади - экскурс в прошлое героя.

2. Что показывает автор в этом сне:

- сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого человека, сон помогает понять героя, проникнуть в потаённые уголки человеческой души,

- в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова,

- намечается путь героя от падения к очищению,

- многозначность и символичность сна (определяются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события и судьбы героев),

3.Сон - своеобразный план, согласно которому Раскольникову предлагается действовать – «Боже! - воскликнул он, - да неужели я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…»

4 . Первый сон Раскольникова - один из ключевых моментов сюжета романа «Преступление и наказание».

Рабочие материалы к сочинению

( анализ - исследование текста романа «Преступление и наказание»)

  1. Содержание сна:

- Сколько лет было герою в первом сне? ( «Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом».

- Что привлекает маленького Родю? («Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье… Идут они с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака…»

- Что поразило Родю? ( « в большую такую телегу впряжена была маленькая , тощая , саврасая крестьянская клячонка…Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами…». –

- Что происходит в телеге и в толпе? ( «Смех в телеге и в толпе удваивается, но Миколка сердится и в ярости сечёт учащёнными ударами кобылёнку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдёт.. Вдруг хохот разда ётся залпом и покрывает всё, кобылёнка не вынесла учащённых ударов и в бессилии начала лягаться».

- Как реагирует на это маленький Родя? («Папочка, за что они…бедную лошадку…убили! - всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стеснённой груди… Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит». Душа семилетнего мальчика бунтует, ему жалко бедную лошадку.

2.Что раскрывает первый сон Раскольникова? Тайный смысл сна.

- Герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Герой расколот надвое.

- Сон драматизирует душевную борьбу Раскольникова и составляет важнейшее событие в романе: от него тянутся нити к другим событиям.

- Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, Раскольников стремится уйти как можно дальше из дома. Засыпает на природе. Очевидно, что ужасная теория о разделении людей на «дрожащих тварей» и «имеющих право» скрывается не в петербургских трущобах, а в сознании самого героя.

- Сон играет с Раскольниковым злую шутку, словно предоставляя ему возможность совершить «пробу пробы», после чего герой отправляется к старухе процентщице - для второй попытки.

- «В последней части сна, несомненно, нашли отражение черты придуманного им страшного плана - пусть пока лошади. ( Дарья Менделеева).

- Страшный сон Раскольникова обладает многозначностью и символичностью, является экскурсом в прошлое и в то же время предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему предстояло действовать.

infourok.ru

«Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории трудного пути человеческой души к постижению истины.

Вечером жаркого июльского дня, из своей каморки выходит, в тяжкой тоске, бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется герой по петербургским улицам, лихорадочно идет его жизнь.

Автор подробно рассказывает нам о теории Раскольникова, которая и привела его в жизненный тупик. В личности главного героя выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям (пусть и в несколько странной трактовке героя) и идея безграничного презрения к ним. Противоборство двух составляющих Раскольникова «личностей» и является той причиной, которая определяет развитие сюжета произведения. Подтверждение тому мы находим и в эпизоде, описывающем один из снов героя.

Раскольников видит себя семилетним мальчиком, в праздничный вечер, вместе со своим отцом. Автор приводит описание двух совершенно разных городских объектов: кабака и церкви. Кабак, «всегда производивший… пренеприятнейшее впечатление и даже страх», и церковь, «которую Раскольников любил», со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой.

Раскольников вспоминает, что «в кабаке всегда была толпа, так орали, хохотали, ругались, безобразно и сипло пели и часто дрались». Церковь, напротив, представляется герою красивой и величественной, с ней связаны воспоминания о близких людях -умерших бабушке и маленьком брате.

Церковь и кабак — два противоположных начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога… и пыль на ней всегда такая черная»).

Центральной сценой этого сна Раскольникова является жестокое убийство лошади, свидетелем которой и стал семилетний мальчик. Пьяные посетители кабака пытаются заставить старую лошадь бежать вскачь. Изможденная лошадь не может даже сдвинуть с места запряженную телегу и погибает от кнута хозяина.

Эта сцена бессмысленного убийства производит тягостное впечатление на мальчика. Он пытается защитить лошадь, останавливает, как может, разгулявшуюся толпу. Но все напрасно.

Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Но реальный Раскольников и Миколка из сна — персонажи одного плана. Сцена убийства несчастной лошади является пророческой, она как будто предсказывает сцену убийства старухи-процентщицы. Дальнейшее развитие событий романа подтверждает это предположение.

В Раскольникове, после этого сна, просыпается душа ребёнка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода-сна заключается в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!» Однако буквально через сутки Родион Раскольников всё-таки решится на убийство.

www.allsoch.ru

Сон об убийстве лошади. (Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») на Сёзнайке.ру

Достоевский по праву считается писателем-психологом. В романе «Преступление и наказание» психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 лица. Вот почему так странно звучат его непонятные для читателя слова о «пробе», когда он отправляется к старухе. Ведь читатель не посвящен в замысел Раскольникова и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскрывается только непосредственно перед самым злодеянием.

Но ему предшествует очень важный для понимания характера героя и особенности его преступления эпизод: сон об убийстве лошади. Достоевский полагал, что истинная сущность человека проявляется в подсознании. Вот почему такую важную роль в романе играют сны как один из способов проникнуть в подсознание человека. Первый сон Раскольникова о забитой кляче помогает заглянуть в душу Раскольникова-ребенка, еще не обезображенную его страшной «идеей».

Мир детства, возникающий в его сне, наполнен ощущением сопричастности страданиям и радостям других, он овеян верой в добро и милосердие. Но, как и в реальности, это светлое, гармоничное начало наталкивается во сне Раскольникова на противостоящий ему мрак невежества, жестокости, бездушия. Не здесь ли источник раздвоенности сознания героя, которое приводит его к созданию бесчеловечной теории? Ведь непосредственно перед этим сном находится эпизод, связанный с девочкой, которую пытается совратить некий господин. Та светлая сторона натуры, которая в Раскольникове никогда не умирала, заставляет его вступиться за незнакомую ему девушку, как потом во сне он пытается защитить несчастную лошадь, жестоко забиваемую пьяными мужиками. Правда, сцена на бульваре завершается горькими размышлениями Раскольникова о «проценте», подтверждающем неизбежность существования в мире жестокости и зла. Для Раскольникова это один из аргументов в поддержку правильности его теории и допустимости «крови по совести». Но во сне его подлинная натура противится ужасу убийства беззащитного существа. Здесь подчеркивается несовместимость задуманного Раскольниковым преступления с такими чертами его натуры, как сострадание и нежность.

Образа «клячи заезженной», появляющийся в этом сне, является одним из сквозных в романе: нити от него тянутся к другим персонажам, он становится символом бесконечного страдания. С этим образом-символом соотносятся образы Мармеладова и Катерины Ивановны, их несчастных детей, задавленных нечеловеческими условиями существования.

Но функция данного эпизода этим не исчерпывается. Он завершается тем, что, проснувшись, Раскольников с ужасом думает о том, что не может взять топор и «бить по голове» старуху, «размозжить ей череп», «скользить в липкой теплой крови» — слишком отчетливо он осознал, насколько это противоречит его натуре, пережив свой сон об убийстве лошади. Кажется, еще мгновение — и он откажется от своего преступного замысла. Но как будто некий рок не отпускает его: случайно узнав, что на следующий день в семь часов вечера старуха будет дома одна, он «вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли». Бесчеловечная «идея» захватила его в плен и опутала, как кошмарный сон. И должно еще многое произойти, ему суждено испытать разочарования и страшные страдания, чтобы избавиться от этого кошмара наяву. И окончательное исцеление придет к нему снова во сне — но это будет уже в эпилоге романа.

www.seznaika.ru

Анализ эпизода: Сон Раскольникова Помощь школьнику

Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер наканунеубийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним изключевых моментов сюжета «Преступления и наказания».На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя израмок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный имстрашный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненнойлихорадки, в которую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Поначалу намкажется, что, очутившись в непривычной для себя обстановке Островов, в окружениизелени, свежести и цветов вместо обычных городской пыли, известки и «теснящих идавящих домов» (вспомним попутно размышления героя о необходимости построенияфонтанов), Родион Романович и вправду чудесным образом избавляется «от этих чар,от колдовства, обаяния, от наваждения» и погружается в мир своего детства. Чтоперед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, которыйиспытывает «неприятнейшее впечатление и даже страх», лишь только проходя с отцоммимо городского кабака, и «весь дрожит» от одних доносящихся из него звуков ивида «шляющихся кругом» «пьяных и страшных рож». Когда герой с душевной теплотойвспоминает бедную маленькую городскую церковь «с зеленым куполом и старинные вней образа», и «старого священника с дрожащею головой», и свое собственноеневероятно трогательное благоговение перед «маленькой могилкой меньшого братца,умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить», намкажется, что из-под всего наносного, рожденного жизненными обстоятельствами внынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душаребенка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть наубийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода на первый взгляд заключаетсяв раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, дажеобращается с молитвой к Богу: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь отэтой проклятой… мечты моей!» Однако буквально через сутки Раскольниковвсе-таки приведет в исполнение свой страшный замысел, а Достоевский почему-то недает читателю забыть об этом первом сне своего персонажа практически до самогоконца романа: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, или отголоскипроизнесенной вслух фразы, по всему тексту «Преступления и наказания» разбросанымельчайшие образы, вновь и вновь возвращающие его к содержанию сна. То, спрятавпод камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвращается домой«дрожа, как загнанная лошадь», и ему мерещится, что помощник квартальногонадзирателя Илья Петрович бьет на лестнице его квартирную хозяйку. То с криком:«Уездили клячу!» — умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдругчудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка,оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и «толстой такой шеей», аскромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным,который, по словам Разумихина, «бабушкин сон рассказывает» и при этом «врет, каклошадь» (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое). Все эти мимолетныеуказания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символикизагадочного сна.Вернемся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает ввоспаленном мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, геройстремится уйти как можно дальше от дома: «Домой идти ему стало вдруг ужаснопротивно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот ужеболее месяца, и он пошел куда глаза глядят». Блуждая таким образом, РодионРоманович попадает в отдаленную часть Петербурга. «Зелень и свежесть, — пишетДостоевский, — понравились сначала его усталым глазам… Тут не было ни духоты,ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли вболезненные и раздражающие».Увы, смертельная обида на весь мир слишком глубоко засела в сознании гордогоРаскольникова, и ее не выбить оттуда простой переменой обстановки. Да и тольколи во внешней обстановке заключается все дело? Уж слишком сложный человекРаскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто«заела среда». До этого сам Родион Романович начинает доискиваться уже многопозже, разговаривая с Соней в пятой части романа: «Работает же Разумихин! Да яозлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. О, как ненавиделя эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!» Очевидно,что ужасная теория о разделении людей на «дрожащих тварей» и «имеющих право»скрывается все же не в петербургских трущобах, хоть и немало ейпоспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветленияво время прогулки по зеленым Островам на самом деле не происходит. Все действиягероя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: «…раз он остановился ипересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил изкармана», — а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, неоставляют в нем четкого цельного образа: «особенно занимали его цветы; он на нихвсего дольше смотрел»; «встречались ему тоже пышные коляски, наездники инаездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем онискрывались из глаз».Настоящего просветления не происходит и после пробуждения героя — авторотмечает, что у Раскольникова было «смутно и темно на душе». Небольшое жеоблегчение и весьма кратковременное, как окажется после, умиротворение,наступившее в его душе, связано скорее с принятием окончательного, как емудумалось, решения относительно его теории. Но что это было за решение?«Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решенов этот месяц, ясно, как день, справедливо, как арифметика. Господи! Ведь я всеравно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!». Итак, очевидно, что речьздесь идет не о раскаянии, но лишь о том, сможет...

ли смелый теоретик собственноручно привести в исполнение свой замысел. Сон играет с Раскольниковым злую шутку, словно предоставив ему возможность совершить пробу пробы, после чего герой, в состоянии все того же автоматизма, и в самом деле отправляется к старухе процентщице — для второй попытки. Не случайно сам автор называет видение своего героя «страшным», «болезненным», «чудовищной картиной». При всей своей кажущейся обыденности этот первый в романе сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший Раскольникова в финале третьей части, в котором черт снова приводит его в квартиру Алены Ивановны и из которого словно бы входит в повествование Свидригайлов. Увиденное Раскольниковым, без сомнения, относится к тем «странным и разным» снам, о которых он не решается рассказать даже Соне. Дело в том, что перед нами отнюдь не воспоминание о детстве героя. Недаром его описание предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о том, что «в болезненном состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходством с действительностью», а следующее далее утверждение, что столь «вероятную обстановку» «не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев», вряд ли относится к ужасной, но бытовой картине убийства лошади. Скорее всего, автор здесь в свойственной ему ненавязчивой манере предупреждает читателя о том, что при всей своей правдоподобности «страшный сон» Раскольникова не так прост. Картина, представившаяся герою, поначалу старательно «маскируется» под обыденную и реальную: «…время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти». Обманность и фантасмагоричность сновидения выражаются здесь лишь в том, что оно правдивее реальности: «…даже в памяти его она (местность. — Д. М.) гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне». Настроив героя (и читателей) на волну лирических воспоминаний, сон подбрасывает им все новые и новые подробности — о черной пыли на дороге в кабак, о сахарной кутье на белом блюде, о старинных образах без окладов…. И лишь непосредственно после этого, как бы в продолжение все той же мысли, без абзаца, начинается изложение самого сна: «И вот снится ему…» Эта вторая часть видения Раскольникова также обладает своей собственной фантастикой: здесь маленькому мальчику неожиданно начинают казаться необычными самые обыденные вещи. На самом деле, что такого, например, в том, что в городском кабаке «как будто» происходит гулянье — ведь описанные события развиваются «в праздничный день, под вечер», а «толпа всякого сброду» занимается тем же, чем и всегда, — горланит песни, пугая маленького Родю. Почему стоящая возле «кабачного крыльца» телега названа «странной», если тут же добавлено, что это «одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей», за какими так любил наблюдать маленький мальчик? Действительно странным является, пожалуй, лишь то, что на этот раз «запряжена в нее маленькая, тощая, саврасая, крестьянская клячонка»2, какая обычно не может сдвинуть с места даже предназначенный для нее воз дров или сена — и тогда ее «бьют мужики кнутами, иной раз даже по морде и по глазам», на что всегда так жалко было смотреть сердобольному ребенку. Этими вновь постоянно возникающими отступлениями в сознание читателя как бы исподволь закладывается мысль о полной никчемности и бесполезности бедной лошадки, и разыгрывающаяся далее сцена оказывается, по сути, предрешенной. В последней части видения Раскольникова, несомненно, нашли отражение черты придуманного им страшного плана. Ведь речь здесь идет о возможности распоряжаться чужой жизнью — пусть пока жизнью лошади («Мое добро!» — кричит пьяный Миколка) — и о критериях целесообразности, пользы, ожидаемой от существования окружающих: «А кобыленка эта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест». Насколько близким оказывается положение приснившейся студенту бедной лошадки и вполне реальной старухи процентщицы, которая, по отзывам окружающих, есть не что иное, как «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет», чья жизнь стоит несравнимо меньше лошадиной, равняясь по ценности «жизни вши, таракана». (Эту фразу из подслушанного в трактире разговора Раскольников попытается затем передать Соне.) Сон Раскольникова, как своеобразная проба пробы, также довольно точно передает мелкие детали будущего убийства: лошадку забивают («Топором ее, чего!» — кричит кто-то), по ее морде струится кровь; Миколку, на котором, как после и на Раскольникове, «нет креста», подзуживает при этом целая толпа, так же как студент и офицер своим разговором в трактире подтверждают оценку, мысленно данную Родионом Романовичем старухе процентщице, и убеждают его в своеобразной справедливости собственных замыслов. Однако сон, являясь, по сути, сжатым изложением всего романа, словно коварно подсказывает главному герою и возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии — притвориться, что он-то здесь и ни при чем, занять место стороннего наблюдателя или, еще хуже, самому прикинуться этакой «лошадкой», которую чуть было не «заели» невыносимые условия жизни. И действительно, как во сне Раскольников видит задуманное им убийство со стороны, так и в реальной жизни, на тот случай, если из него не выйдет Наполеона, у философа остается еще мнимый шанс «побороться», свалив свою вину на так вовремя подвернувшегося красильщика-сектанта с его навязчивой идеей о необходимости «пострадать». Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и символичностью, присущими сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то же время — предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории, чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному покаянию и воскресению

Прислал: Cr1stal . 2017-10-15 21:23:06

pomosh-shkolniky.iusite.ru

Анализ эпизода: Сон Раскольникова - Достоевский

Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне Убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из Ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”. На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из Рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им Страшный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненной Лихорадки, в которую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Поначалу нам Кажется, что, очутившись в непривычной для себя обстановке Островов, в окружении Зелени, свежести и цветов вместо обычных городской пыли, известки и “теснящих и Давящих домов” (вспомним попутно размышления героя о необходимости построения Фонтанов), Родион Романович и вправду чудесным образом избавляется “от этих чар, От колдовства, обаяния, от наваждения” и погружается в мир своего детства. Что Перед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, который Испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, лишь только проходя с отцом Мимо городского кабака, и “весь дрожит” от одних доносящихся из него звуков и Вида “шляющихся кругом” “пьяных и страшных рож”. Когда герой с душевной теплотой Вспоминает бедную маленькую

городскую церковь “с зеленым куполом и старинные в Ней образа”, и “старого священника с дрожащею головой”, и свое собственное Невероятно трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца, Умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить”, нам Кажется, что из-под всего наносного, рожденного жизненными обстоятельствами в Нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душа Ребенка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на Убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода на первый взгляд заключается В раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже Обращается с молитвой к Богу: “Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от Этой проклятой… мечты моей!” Однако буквально через сутки Раскольников Все-таки приведет в исполнение свой страшный замысел, а Достоевский почему-то не Дает читателю забыть об этом первом сне своего персонажа практически до самого Конца романа: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, или отголоски Произнесенной вслух фразы, по всему тексту “Преступления и наказания” разбросаны Мельчайшие образы, вновь и вновь возвращающие его к содержанию сна. То, спрятав Под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвращается домой “дрожа, как загнанная лошадь”, и ему мерещится, что помощник квартального Надзирателя Илья Петрович бьет на лестнице его квартирную хозяйку. То с криком: “Уездили клячу!” – умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг Чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка, Оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и “толстой такой шеей”, а Скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным, Который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врет, как Лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое). Все эти мимолетные Указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики Загадочного сна. Вернемся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в Воспаленном мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой Стремится уйти как можно дальше от дома: “Домой идти ему стало вдруг ужасно Противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже Более месяца, и он пошел куда глаза глядят”. Блуждая таким образом, Родион Романович попадает в отдаленную часть Петербурга. “Зелень и свежесть, – пишет Достоевский, – понравились сначала его усталым глазам… Тут не было ни духоты, Ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в Болезненные и раздражающие”. Увы, смертельная обида на весь мир слишком глубоко засела в сознании гордого Раскольникова, и ее не выбить оттуда простой переменой обстановки. Да и только Ли во внешней обстановке заключается все дело? Уж слишком сложный человек Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто “заела среда”. До этого сам Родион Романович начинает доискиваться уже много Позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: “Работает же Разумихин! Да я Озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. О, как ненавидел Я эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!” Очевидно, Что ужасная теория о разделении людей на “дрожащих тварей” и “имеющих право” Скрывается все же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей Поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления Во время прогулки по зеленым Островам на самом деле не происходит. Все действия Героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: “…раз он остановился и Пересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из Кармана”, – а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не Оставляют в нем четкого цельного образа: “особенно занимали его цветы; он на них Всего дольше смотрел”; “встречались ему тоже пышные коляски, наездники и Наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они Скрывались из глаз”. Настоящего просветления не происходит и после пробуждения героя – автор Отмечает, что у Раскольникова было “смутно и темно на душе”. Небольшое же Облегчение и весьма кратковременное, как окажется после, умиротворение, Наступившее в его душе, связано скорее с принятием окончательного, как ему Думалось, решения относительно его теории. Но что это было за решение? “Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено В этот месяц, ясно, как день, справедливо, как арифметика. Господи! Ведь я все Равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!”. Итак, очевидно, что речь Здесь идет не о раскаянии, но лишь о том, сможет ли смелый Теоретик собственноручно привести в исполнение свой замысел. Сон играет с Раскольниковым злую шутку, словно предоставив ему возможность совершить пробу Пробы, после чего герой, в состоянии все того же автоматизма, и в самом деле Отправляется к старухе процентщице – для второй попытки. Не случайно сам автор называет видение своего героя “страшным”, “болезненным”, “чудовищной картиной”. При всей своей кажущейся обыденности этот первый в романе Сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший Раскольникова в финале третьей части, в котором черт снова приводит его в Квартиру Алены Ивановны и из которого словно бы входит в повествование Свидригайлов. Увиденное Раскольниковым, без сомнения, относится к тем “странным И разным” снам, о которых он не решается рассказать даже Соне. Дело в том, что Перед нами отнюдь не воспоминание о детстве героя. Недаром его описание предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о Том, что “в болезненном состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходством с Действительностью”, а следующее далее утверждение, что столь “вероятную Обстановку” “не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же Художник, как Пушкин или Тургенев”, вряд ли относится к ужасной, но бытовой Картине убийства лошади. Скорее всего, автор здесь в свойственной ему Ненавязчивой манере предупреждает читателя о том, что при всей своей Правдоподобности “страшный сон” Раскольникова не так прост. Картина, представившаяся герою, поначалу старательно “маскируется” под обыденную И реальную: “…время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, Как уцелела в его памяти”. Обманность и фантасмагоричность сновидения выражаются Здесь лишь в том, что оно правдивее реальности: “…даже в памяти его она (местность. – Д. М.) гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во Сне”. Настроив героя (и читателей) на волну лирических воспоминаний, сон Подбрасывает им все новые и новые подробности – о черной пыли на дороге в кабак, О сахарной кутье на белом блюде, о старинных образах без окладов…. И лишь Непосредственно после этого, как бы в продолжение все той же мысли, без абзаца, Начинается изложение самого сна: “И вот снится ему…” Эта вторая часть видения Раскольникова также обладает своей собственной Фантастикой: здесь маленькому мальчику неожиданно начинают казаться необычными Самые обыденные вещи. На самом деле, что такого, например, в том, что в Городском кабаке “как будто” происходит гулянье – ведь описанные события Развиваются “в праздничный день, под вечер”, а “толпа всякого сброду” занимается Тем же, чем и всегда, – горланит песни, пугая маленького Родю. Почему стоящая Возле “кабачного крыльца” телега названа “странной”, если тут же добавлено, что Это “одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей”, за Какими так любил наблюдать маленький мальчик? Действительно странным является, Пожалуй, лишь то, что на этот раз “запряжена в нее маленькая, тощая, саврасая, Крестьянская клячонка”2, какая обычно не может сдвинуть с места даже Предназначенный для нее воз дров или сена – и тогда ее “бьют мужики кнутами, Иной раз даже по морде и по глазам”, на что всегда так жалко было смотреть Сердобольному ребенку. Этими вновь постоянно возникающими отступлениями в Сознание читателя как бы исподволь закладывается мысль о полной никчемности и Бесполезности бедной лошадки, и разыгрывающаяся далее сцена оказывается, по Сути, предрешенной. В последней части видения Раскольникова, несомненно, нашли отражение черты Придуманного им страшного плана. Ведь речь здесь идет о возможности Распоряжаться чужой жизнью – пусть пока жизнью лошади (“Мое добро!” – кричит Пьяный Миколка) – и о критериях целесообразности, пользы, ожидаемой от Существования окружающих: “А кобыленка эта, братцы, только сердце мое надрывает: Так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест”. Насколько близким оказывается Положение приснившейся студенту бедной лошадки и вполне реальной старухи Процентщицы, которая, по отзывам окружающих, есть не что иное, как “глупая, Бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, Напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра Же сама собой умрет”, чья жизнь стоит несравнимо меньше лошадиной, равняясь по Ценности “жизни вши, таракана”. (Эту фразу из подслушанного в трактире разговора Раскольников попытается затем передать Соне.) Сон Раскольникова, как своеобразная проба пробы, также довольно точно передает Мелкие детали будущего убийства: лошадку забивают (“Топором ее, чего!” – кричит Кто-то), по ее морде струится кровь; Миколку, на котором, как после и на Раскольникове, “нет креста”, подзуживает при этом целая толпа, так же как Студент и офицер своим разговором в трактире подтверждают оценку, мысленно Данную Родионом Романовичем старухе процентщице, и убеждают его в своеобразной Справедливости собственных замыслов. Однако сон, являясь, по сути, сжатым изложением всего романа, словно коварно Подсказывает главному герою и возможный путь ухода от неминуемо приближающейся Трагедии – притвориться, что он-то здесь и ни при чем, занять место стороннего Наблюдателя или, еще хуже, самому прикинуться этакой “лошадкой”, которую чуть Было не “заели” невыносимые условия жизни. И действительно, как во сне Раскольников видит задуманное им убийство со стороны, так и в реальной жизни, на Тот случай, если из него не выйдет Наполеона, у философа остается еще мнимый Шанс “побороться”, свалив свою вину на так вовремя подвернувшегося Красильщика-сектанта с его навязчивой идеей о необходимости “пострадать”. Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и Символичностью, присущими сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое Героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то Же время – предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему Предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого Пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории, Чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному покаянию и воскресению

rus-lit.com

Сон Родиона Раскольникова (анализ по роману Ф.М. Достоевского).

Готовые Домашние Задания

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение, посвященное истории трудного пути человеческой души к постижению истины.

Вечером жаркого июльского дня, из своей каморки выходит, в тяжкой тоске, бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется герой по петербургским улицам, лихорадочно идет его жизнь.

Автор подробно рассказывает нам о теории Раскольникова, которая и привела его в жизненный тупик. В личности главного героя выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям (пусть и в несколько странной трактовке героя) и идея безграничного презрения к ним. Противоборство двух составляющих Раскольникова «личностей» и является той причиной, которая определяет развитие сюжета произведения. Подтверждение тому мы находим и в эпизоде, описывающем один из снов героя.

Раскольников видит себя семилетним мальчиком, в праздничный вечер, вместе со своим отцом. Автор приводит описание двух совершенно разных городских объектов: кабака и церкви. Кабак, «всегда производивший... пренеприятнейшее впечатление и даже страх», и церковь, «которую Раскольников любил», со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой.

Раскольников вспоминает, что «в кабаке всегда была толпа, так орали, хохотали, ругались, безобразно и сипло пели и часто дрались». Церковь, напротив, представляется герою красивой и величественной, с ней связаны воспоминания о близких людях -умерших бабушке и маленьком брате.

Церковь и кабак - два противоположных начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога... и пыль на ней всегда такая черная»).

Центральной сценой этого сна Раскольникова является жестокое убийство лошади, свидетелем которой и стал семилетний мальчик. Пьяные посетители кабака пытаются заставить старую лошадь бежать вскачь. Изможденная лошадь не может даже сдвинуть с места запряженную телегу и погибает от кнута хозяина.

Эта сцена бессмысленного убийства производит тягостное впечатление на мальчика. Он пытается защитить лошадь, останавливает, как может, разгулявшуюся толпу. Но все напрасно.

Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Но реальный Раскольников и Миколка из сна - персонажи одного плана. Сцена убийства несчастной лошади является пророческой, она как будто предсказывает сцену убийства старухи-процентщицы. Дальнейшее развитие событий романа подтверждает это предположение.

В Раскольникове, после этого сна, просыпается душа ребёнка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода-сна заключается в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!» Однако буквально через сутки Родион Раскольников всё-таки решится на убийство.

Сочинения по теме:

1soch.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта