Белгород выбрать город
Выберите город

Танк Т-90 — последний советский и первый российский. Сколько лошадей в танке т 90


Танк Т-90 Россия характеристики

Танки

Самолеты

Танк Т-90, представляющий собой усовершенствованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.

Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.

В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.

В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.

Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.

Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.

Танк Индии Т-90 "Бхишма"

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк Т-90

Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира

Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:

Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
ширина 3460
высота 2230
клиренс 470
Броня
  комбинированная, со встроенной динамической защитой
Вооружение:
  125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов
Боекомплект:
  43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,80
глубина брода, м 1,20 (с подготовкой 5 м)

Модификации основного боевого танка Т-90

  • Т-90 - первая серийная модификация танка.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
  • Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
  • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

Источники:

  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
  • Техника и вооружение 2010 - 06.

wikiwar.ru

Мощность двигателя "Арматы" увеличат на триста лошадиных сил — Российская газета

На базе "Арматы" создается новый ударный комплекс с более мощной пушкой, чем у танка. А танк Т-90СМ прошел успешные испытания в пустынях Ближнего Востока и уже готовится к экспортным поставкам.

Против "Уралвагонзавода" введены жесткие санкции. Но на Урал зачастили зарубежные и очень высокопоставленные военные делегации. Почему российская бронетехника остается в цене? Кто сможет освоить "Армату" - солдат-срочник или только профессионал? И сколько будут стоить новые танки?

Об этом и многом другом наш разговор с гендиректором "Уралвагонзавода" Олегом Сиенко.

Олег Викторович, как сильно ударили санкции по предприятиям, входящим в вашу корпорацию?

Олег Сиенко: Я покривлю душой, если скажу, что санкции никак на нас не отразились. В детали вдаваться не стану. Но ведь и Западная Европа понесла серьезные потери - репутационные и финансовые.

После разрушения СССР и даже в начале 2000-х мало кто всерьез рассматривал перспективу военно-промышленной кооперации России и Западной Европы. Однако чем сильнее и стабильнее становилось наше государство, тем больший интерес к нам проявляли лидеры западноевропейской индустрии. И буквально в минувшие три - пять лет все стало складываться, как нам казалось, оптимальным образом.

Со странами НАТО воевать мы не собирались. А общих интересов у нас определилось много. Например, совместная борьба с международным терроризмом или совместная деятельность на рынке вооружений. Как ни странно, именно там, где мы всегда конкурировали, возникла интересная перспектива совместного и обоюдовыгодного применения наших возможностей.

На российскую бронетехнику мы стали ставить оборудование западного производства. Появились совместные предприятия, которые позволяли быстрее адаптировать импортируемую технику к отечественным условиям.

Планировались совместные с Европой оружейные проекты?

Олег Сиенко: Что касается мирового рынка, то на Западе прекрасно знают: бронетехники еще советского производства в различных странах огромное количество. И она имеет хороший потенциал для модернизации. В той же Франции родился проект глубокой модернизации танка Т-72. Есть интересные проекты модернизации БТР-80, БМП-3, других машин. Мы готовы были им в этом помочь.

С Францией мы разработали новую колесную боевую машину пехоты для экспорта в третьи страны. Этот проект мог стать очень перспективным. Назывался он "Атом" и впервые демонстрировался на выставке RAE-2013.

И какова ситуация с этими проектами сейчас?

Олег Сиенко: Плохая. То, что было выгодно и нам, и Западной Европе, по воле Вашингтона сворачивается. Возьмем тот же проект "Атом". Повторюсь, он мог стать очень перспективным. Французы отказались от дальнейшей совместной работы. И проиграли только они.

На прошедшей в начале этого года в Абу-Даби крупнейшей оружейной выставке IDEX-2015 компания Emirates Defense Technology представила свой новый проект - тяжелую колесную боевую машину пехоты Enigma. И сейчас в Эмиратах определились с боевым модулем для нее. Он будет тот же, что проектировался нами под "Атом". В основе его автоматическая 57 мм пушка АУ-220М. Военные и гражданские специалисты из ОАЭ приезжали в Нижний Тагил, оценили, как пушка стреляет, остались довольны. Сейчас решается вопрос об установке нашего модуля на БМП Enigma и проведения комплексных испытаний на полигонах ОАЭ, которые должны начаться в следующем году.

Так что мы создаем новую кооперацию. И это пример не единичный.

На выставке в Объединенных Арабских Эмиратах IDEX-2015 в центре внимания был танк Т-90СМ. И на оружейной выставке в Нижнем Тагиле RAE-2015 он привлек внимание иностранных делегаций. У него появилась реальная экспортная перспектива?

Олег Сиенко: Появилась. Танк Т-90СМ прошел успешные испытания в одной из арабских стран. Надеюсь, до конца года будет объявлено о заключении первого контракта на продажу этой машины. В какую страну пока не скажу. Если все сложится, за первым контрактом последуют другие.

На прошедшую в Нижнем Тагиле военно-техническую выставку приезжали иностранные делегации очень высокого уровня. С чем это связано?

Олег Сиенко: Мы не были удивлены тем, что наряду с техническими специалистами выставку RAE-2015 посетили начальники генеральных штабов и министры обороны ряда стран. И связано это с тем, что интерес к нашей военной технике растет. Конечно, против нас можно вводить санкции, можно пытаться дискредитировать наши танки и бронемашины. Но реальная война, которая сейчас идет на Ближнем Востоке, сама ставит ей объективную оценку.

Непоражаемой техники нет. Вопрос в соотношении цены-качества и в простоте эксплуатации. Американский "Абрамс" имеет более мощную защиту и вооружение, чем Т-72. Но он и несоизмеримо дороже. И что? В Интернете есть видео пробития лобовой брони "Абрамса" древним советским ПТУРСом, давно снятым с вооружения Российской армии. А лоб башни этого танка равен метру монолитной брони.

В то же время старенькие Т-72 армии Сирии успешно воюют в городских условиях против боевиков ИГИЛ. И опять же в Интернете есть кадры попадания кумулятивных снарядов в башню Т-72, срабатывания динамической защиты, и никакого пробития.

Возможно, в тех армиях, которые уже реально воюют или на пороге войны, началась переоценка ценностей. Может быть, поэтому и приезжали в Нижний Тагил высокопоставленные делегации, чтобы своими глазами увидеть, что может современная боевая техника, создаваемая в России.

О возможностях полигона Старатель известно всем, кто интересуется военной техникой. Они действительно уникальны. Что, на ваш взгляд, было самым ярким из демонстрационных показов на прошедшей выставке?

Олег Сиенко: Действительно, нигде в мире вы не увидите, как экспонаты, стоящие на демонстрационной площадке, начинают прогревать моторы и один за другим уходить в поле. А поле это прямо перед трибунами. И на нем бронетехника не просто демонстрирует свои ходовые качества, а ведет настоящий бой, пусть и с условным противником.

Открою секрет, на который обратили внимание, наверное, только очень знающие специалисты. Мы впервые показали не просто боевые и ходовые возможности нашей бронетехники, а проверили в действии новое боевое тактическое звено.

Сейчас в составе Сухопутных войск есть отдельные артиллерийские, танковые, мотострелковые, инженерные, зенитно-ракетные подразделения. В новом тактическом звене под единым командованием должны находиться и танки, и самоходная артиллерия, и реактивная, и системы ПВО, и многое другое, что сейчас разбросано по отдельным подразделениям.

И на выставке RAE-2015 состоялась премьера не только "Арматы", но и нового тактического звена. Все видели, как слаженно и одновременно работали танки, самоходки, РСЗО, БМП и БТР, а также инженерная техника. С воздуха им помогали беспилотники и боевая авиация.

Да, смотрелось впечатляюще. Будем ждать, как вашу тактическую премьеру оценят в Генштабе. А какова нынешняя судьба "Арматы", и над чем сейчас работают ваши конструкторы?

Олег Сиенко: Хочу уточнить. "Армата - не только танк, но и базовое шасси для целого семейства военной техники. Танк, который сейчас проходит войсковые испытания, - Т-14, тяжелая БМП - Т-15. Кстати, испытания идут при тесном взаимодействии с нашими конструкторами и инженерами. Они оперативно реагируют на все замечания военных, и уже на производстве мы стараемся что-то изменить в лучшую сторону.

Под "Армату" мы создаем инженерные машины, артиллерийские. Есть интересный проект ударного артиллерийского комплекса, на котором будет стоять 152 мм орудие. Это не "Коалиция-СВ", а нечто совсем другое. В подробности вдаваться не стану.

Правда ли, что вы сами сидели за штурвалом управления танка Т-14 и даже стреляли из него?

Олег Сиенко: Да, это так. Действительно, у нового танка уже не рычаги управления, а штурвал, почти как у самолета. Управлять тяжелой машиной стало проще, хотя и непривычно. И стрелял я из Т-14. Тоже очень интересные ощущения. "Армата" насыщена электроникой. Не будет преувеличением сказать, что машина стала умной.

А почему я решил побывать в роли танкиста? Знаете, когда-то существовала традиция, что под новым железнодорожным мостом, когда по нему пойдет первый паровоз, становился его проектировщик. Поэтому как руководитель корпорации, где была создана "Армата" и где она будет выпускаться, я просто не мог не опробовать лично ее возможности. Думаю, настоящим танкистам новый танк понравится, так же как мотострелкам очень понравится БМП Т-15.

А не слишком ли сложную бронетехнику создали ваши конструкторы? Сможет ли вчерашний школьник, тем более из сельской глубинки, успешно осваивать боевую технику нового поколения?

Олег Сиенко: Конечно, это не машина для солдат-срочников, она для профессионалов. Центр подготовки профессиональных экипажей для той бронетехники, которая создается на базе "Арматы", будет образован в Нижнем Тагиле. В перспективе здесь планируется создать комплексный обучающий центр. В нем смогут проходить подготовку и переподготовку те специалисты, которые имеют дело с техникой, производимой УВЗ. И не только из России, а и из других стран, если с их стороны будет желание.

Почему на выставке не было демонстрации двигателя "Арматы"?

Олег Сиенко: То, что мы показывали раньше, это был прототип перспективного мотора. Сейчас он создан, и новое изделие признано секретным. Могу лишь сказать, что доводка двигателя продолжается. Его создатели обещают довести мощность до 1800 л.с. Уверен, обещание свое сдержат.

Сколько будет стоить "Армата"?

Олег Сиенко: Однозначно дороже выпускаемой ныне бронетехники, но не так заоблачно, как говорят некоторые СМИ. Понятно, что цена опытных машин и серийных будет существенно уменьшена. Хотя это все-таки новое поколение, совершенно другой уровень технологии. Но назвать точную цифру невозможно еще и потому, что до конца не определена стоимость комплектующих изделий для новых машин. Это вопрос сложный, он находится в стадии решения.

Изменится ли выставочная политика "Уралвагонзавода" в 2016 году?

Олег Сиенко: Скорее всего, от европейских салонов мы откажемся. На предстоящий будущим летом во Франции оружейный салон Eurosatory-2016 не поедем. Зато значительно увеличим свою активность на выставках в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Досье "РГ"

"Уралвагонзавод", выпускает следующие образцы бронетехники:

  • боевая машина огневой поддержки "Терминатор", боевая машина огневой поддержки "Терминатор-2", бронированная машина разминирования БМР-3М, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М, инженерная машина разграждения ИМР-3М, модернизированный танк Т-72, танк нового поколения "Армата" Т-14,
  • тяжелая боевая машина нового поколения Т-15, танк Т-90МС, танк Т-90С.
  • Т-14 - единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные по смелости конструкторские решения. Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Броня "Арматы" способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства. Танк оборудован активной и динамической защитой, оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. По периметру башни и корпуса установлены оптико-электронные приборы наблюдения, прицеливания и обнаружения угроз.

rg.ru

вес, тактико технические характеристики (ТТХ), толщина брони, транспортировка, экипаж, расход топлива

После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.

Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект “Чёрный орёл”). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.

Содержание статьи

Краткая история создания

Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.

Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.

Наиболее современным и эффективным считался Т-80 — в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.

Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.

Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был — Т-90.

Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.

Устройство танка

Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм — вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).

Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично — блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.

В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично — бортов и крыши.

Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.

На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.

Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.

Негативно на живучести сказывается плотная компоновка — баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания — он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.

Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.

Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.

Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.

Вооружение Т-90

Главный калибр танка — “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия — двухплоскостной.

Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) — в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.

Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.

Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М «Инвар» с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.

С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.

Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность — до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.

Электронное оборудование

Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника — Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.

Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.

На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители — он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.

Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.

На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.

Тактико-технические характеристики

В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.

 Т-90АM1A2 SEPLeopard 2A6MAMX-56 LeclercChallenger 2
Длина/Ширина, мм9530/37809828/36536670/37009871/295311570/3520
Боевая масса, т46,56368,554,662,5
Экипаж, человек34434
Основное вооружение, боекомплект125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела120мм гладкоствольная пушка M256, 42 выстрела120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела120мм гладкоствольная пушка CN-120 26, 40 выстрелов120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела
Автомат заряжанияЕсть--Есть-
Вспомогательное вооружение1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД2 x 7.62 мм пулемёта MG31 x 7.62 мм пулемёт AANF1, 1 х 12.7 мм пулемёт M2HB2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37
Управляемое вооружениеРефлекс-М----
ПодвескаТорсионнаяТорсионнаяТорсионнаяГидропневматическаяГидропневматическая
Тип двигателя12-цилиндровый дизель В-92С2Газотурбинный AGT-150012-цилиндровый дизель MB 8738-цилиндровый дизель V8X 150012-цилиндровый дизель CV-12
Мощность силовой установки, л. с.10001500150015001200
Максимальная скорость, км/ч7067727256
Запас хода, км (по шоссе)550425550550400

Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.

Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.

Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.

У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.

Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.

Модификации

За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант — Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.

Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений — штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.

А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку — топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.

Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.

Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.

Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.

Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.

Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” — совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.

Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.

Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.

Видео

warbook.club

Танк Т-90 - характеристики

Российский основной боевой танк Т-90, представляет из себя дальнейшее развитие наиболее сильных сторон Т-72 и Т-80. По сравнению со своими современниками - один из наиболее хорошо защищенных ОБТ в мире и также один из наиболее сильно вооруженных.

Как и другие танки времен СССР, он имеет автомат заряжания, экипаж в количестве трёх человек, низкий профиль и отличную подвижность. Даже после появления Т-14 Армата, Т-90 ещё долго будет оставаться на вооружении.

Танк Т-90

Начало

Танк Т-90

В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса "государственной тайны".

Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.

Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.

Эволюция

Танк Т-90

Система управления огнем от Т-80, корпус от Т-72, сохраненный автомат заряжания, который доказал свою эффективность в многочисленных вооруженных конфликтах, как и проверенная временем и боями гладкоствольная 125 миллиметровая пушка. Этот симбиоз наиболее сильных и проверенных решений отечественного танкостроения стал опытным образцом под названием Т-88. После испытаний и решения поставить надежный, неприхотливый и экономичный дизельный двигатель мощностью 830 л.с., на свет появился Т-90, вобравший в себя всё лучшее от предшественников и являющийся их эволюцией.

Мелкосерийное производство началось в 1993 году, постепенно оно увеличивалось, вплоть до 1995 года, когда было налажено полномасштабное производство на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. С тех пор было произведено около 1670 единиц для России и некоторых стран мира.

Устройство в общем

Танк Т-90

Как и предшественники, Т-90 имеет очень низкий профиль, благодаря двухместной башне, в которой справа размещается командир, а слева наводчик. Карусельный автомат заряжания совершенствовался в течении десятилетий, расположен в башне на полу корпуса и позволяет иметь скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Как и предыдущие советские ОБТ, Т-90 может вести огонь ракетами из ствола своего основного орудия, что позволяет бороться с воздушными и любыми наземными целями. Водитель расположен спереди, по центру корпуса, сразу за ним находится башня. Двигатель вынесен в заднее отделение и отделен от экипажа. Ходовая часть традиционная, с торсионной подвеской, шестью опорными катками с наружным обрезиниванием и тремя поддерживающими катками с внутренней амортизацией, ведущим колесом сзади.

Бронекорпус

Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита "Контакт-5", защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны - стандарт для всех модификаций.

Оборудование

Бронирование, система управления огнём и противоракетная защита остались от Т-80. Оборудование системами ночного видения и ядерной, биологической и химической защиты стало стандартом. Противоракетный набор контрмер "Штора-1" дополнительная опция, которая почти всегда устанавливается и может противодействовать системам с лазерным наведением. Система управления огнем полностью цифровая способна наводиться как по тепловизору, так и по лазерному дальномеру. Всё это позволяет стрелять на ходу даже в условиях ограниченной видимости. Под носом корпуса скрыт нож ковша, который может использоваться для преодоления различных препятствий, также к танку может крепиться минный трал.

Вооружение

Танк Т-90

В пушке, пришедшей на Т-90 с предшественников, используются различные типы снарядов. Боекомплект состоит из выстрелов раздельного заряжания следующих типов: бронебойно-подкалиберных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-фугасных и с управляемой ракетой. В общей сложности 42 снаряда. Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный пулемет калибром 7.62 с боезапасом в 2000 патронов и зенитный с круговым обстрелом и боезапасом в 300 патронов. Два блока сшестерённых ракетниц позволяют ставить свою дымовую завесу для скрытия. Дополнительно к этому дизельное топливо может быть введено в выхлоп для альтернативной или более густой дымовой завесы - отличительная черта многих советских танков.

Подвижность

Танк Т-90

Изначально силовая установка для Т-90 была представлена V-12 В-84 мощностью 840 л.с. Позже танк был модернизирован и получил дизель В-92 мощностью 950 л.с. Последние версии используют двигатель В-96 мощностью 1250 л.с. Семиступенчатая коробка передач и торсионная подвеска призваны обеспечить хорошую подвижность и проходимость в любых условиях.

Максимальная скорость составляет достигает 60-65 км/час по шоссе. Запас хода 550 км, 700 км. с внешними баками. По бездорожью - 350 и 520 соответственно. Боевая масса 46-50 тонн. Тяговооруженность 21,5 л/с т.

Модификации

Танк Т-90

В оригинале танк имел обозначение Т-90. Его экспортные варианты были отмечены как Т-90Е, а экспортные варианты командирской версии были известны как Т-90K. Первая модификация, получившая дизельный двигатель В-92, сварную башню и ночной комлекс ТПВ "Эсса" стала Т-90A и была предложена для экспорта под обозначением Т-90С и, в командирской версии, Т-90СК.

Т-90 был модернизирован в 1996 году и получил модульный комплекс динамической защиты "Реликт" месте с измененной схемой композитной брони, став Т-90М. Был установлен новый двигатель В-96 мощностью 1250 л.с, пушка, крепление башни и ТПВ. Навигация GPS стала стандартом. После его принятия на вооружение получил название Т-90МС.

На базе Т-90 было создано несколько различных машин, а именно БМР-3М, БРЭМ-1М, ТОС-1А Солнцепек, ИМР-3М, МТУ-90, Рамка и Э300.

Боевое применение

Танк Т-90

Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.

7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.

Начало поставок Т-90 в Сирию можно считать началом настоящих боевых испытаний. Танк столкнулся с различными противотанковыми средствами, самым грозным из которых стал американский ПТРК TOW-2A.

В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90, во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.

Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90. Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР, нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.

Эпилог

Сейчас танк продолжает верно служить и получает модификации, например, Т-90СМ, являющуюся в каком-то смысле переходной ступенью к новейшему Т-14 Армата, и равен лучшим образцам западной бронетехники.

Т-90 экспортируется в Индию, где пользуется большим спросом, так же в Алжир, Азербайджан и Казахстан.

Разумеется, что у него есть и недостатки, но основная их часть вызвана классической компоновкой и присущи большинству ОБТ этого времени.

Окончательно их устранить может лишь принципиально новый танк вроде уже упоминавшегося Т-14 Армата, а пока что Т-90 успешно выполняет все возложенные на него задачи.

tanksdb.ru

Как Т-90 стал танком номер один в мире

Поставка танков Т-90С и Т-90СК во Вьетнам служит еще одним напоминанием о том, что не только технологичность, защищенность и огневая мощь позволяют заключать крупные сделки на продажу оружия. Однако российские танки — уникальный продукт на рынке вооружений.  В отличие от зарубежной техники они не нуждаются в рекламе.

Судьба танкостроения

Историю продажи российских танков необходимо начать с того, что первой поставкой танков Т-90С в Индию фактически решилась судьба отечественного танкостроения.  Тогда о серьезных экспортных контрактах всерьез не рассуждали — главной задачей разработчиков и руководства страны было сохранение отечественного танкостроения.

Однако боевая машина, разработанная с учетом перспективы и войн будущего, сразу же заинтересовала зарубежного заказчика — сочетание боевой эффективности с бронированием и надежностью рассказало индийским военным о машине гораздо больше, чем могли бы продемонстрировать PR-специалисты.

Звание самого популярного танка на рынке вооружений к Т-90 пришло практически сразу: первая же партия серийно выпускаемых машин, предназначенных для эксплуатации в вооруженных силах Индии, насчитывала 310 единиц. Полная сумма контракта на поставку танков Т-90С в Индию, включая запасные части и программу обслуживания, составила 1 млрд. долларов.

Главным  человеком, яростно сражавшимся за судьбу Т-90, был его главный конструктор — Владимир Иванович Поткин. Стремление закончить работу над машиной в срок не прошло даром — здоровье главного конструктора серьезно пошатнулось. Однако вопреки всем трудностям при разработке и производстве уже 11 мая 1999 года заводские испытания Т-90 были завершены — машина подтвердила заложенные разработчиками характеристики. Правда, уже до подписания контракта, спасшего отечественное танкостроение, Владимир Поткин уже не дожил — через два дня после официального завершения заводских испытаний Т-90 Владимир Поткин умер от сердечного приступа прямо в рабочем кабинете.

Военный конструктор

По контракту от 2001 года часть танков Т-90С предполагалось поставить в виде так называемых «машино-комплектов» — отдельных узлов и агрегатов и собранных бронекорпусов. Зарубежные эксперты в начале двухтысячных отмечали, что с лицензионным производством российских ОБТ у Индии могли возникнуть проблемы: не считая строительства производственных мощностей, большой сложностью могла стать подготовка квалифицированного персонала. Однако уже осенью 2002 года индийская промышленная компания HVF получила первые комплекты для сборки, и специалисты приступили к производству танка Т-90С на заводе в городе Авади.

По мнению военных экспертов, реализовать лицензионное производство машин на территории зарубежного государства легко только на первый взгляд. Исключая трудности организационного характера, следует отметить, что производство и эксплуатация собранных «не у себя дома» боевых машин — большой риск. При соблюдении технологических процедур на «родном» заводе производитель дает гарантию не только на исполнение заказа, но и на высокий уровень качества.

После начала производства российских танков на военном заводе в Авади неприятной сенсации не случилось — тестирование машин, сошедших с «местной» производственной линии, показало, что высокая точность изготовленных деталей и комплектов, умноженные на проработанную конструкцию боевой машины, позволяют без проблем собирать Т-90С из готовых комплектов за пределами Российской Федерации.

При этом индийские танкисты получили даже более совершенную в техническом плане машину: в отличие от серийных Т-90 на экспортные ОБТ устанавливались двигатели В-92С2, мощность которых составляла 1000 лошадиных сил.

С двигателями Т-90С связан и другой любопытный случай — несмотря на гарантии производителя, индийские механики-водители специально «убивали» танковые двигатели в надежде «нащупать» предел прочности. Однако испытания в пустыне Раджастхан при температуре +50 градусов показали не только высокую надежность многотопливного двигателя в целом, но и отдельных элементов системы. Именно в ходе тестов в пустыне при критических температурах было подтверждено главное качество российских танковых двигателей — надежность системы охлаждения и общая устойчивость к работе в условиях пыли и ветра.

Сравнения ради стоит вспомнить, что силовая газотурбинная установка главного конкурента российского Т-90 — американского ОБТ М1 «Абрамс» за две кампании против Ирака снискала репутацию чувствительного к условиям эксплуатации изделия. ГТД постоянно требовали внимания, а ремонт моторно-трансмиссионного отделения в полевых условиях невозможен — только замена. При общей ремонтопригодности танковый двигатель на Т-90С позволил добиться своеобразного рекорда — лучшей среди ОБТ удельной мощности двигателя, позволяющей силовой установке практически мгновенно передвигать многотонную конструкцию на поле боя.

Спрос и себестоимость

При совокупности качеств российский Т-90 оказался значительно приятнее конкурентов. Одним из главных качеств машины стала возможность применять для уничтожения целей  «расширенную» систему вооружения и проводить не только обстрел и поражение наземных целей, но и поражать технику противника в воздухе. Для этого в Т-90 установлен ракетный комплекс «Рефлекс» с ракетами «Инвар М-1», а пусковой установкой для ракет с коррекцией по лазерному лучу служит ствол танковой пушки. При этом стоимость производства экспортных Т-90 в два, а по некоторым данным, в два с половиной раза ниже, чем у зарубежных аналогов.

«Низкая стоимость Т-90 обеспечивается сразу несколькими факторами, среди которых и стоимость реализации технологий — в частности, электроники, металлоемкость и много другое», — рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Хлопотов.

По словам эксперта, сочетания «стоимость-эффективность» — вечный и до сих пор никем непревзойденный козырь российской бронетехники, позволяющий при соблюдении ключевых решений в танкостроении создавать недорогой, но  высокотехнологичный и крайне конкурентный продукт.

Огромное внимание заказчиками уделяется и надежности, а также удобству ремонта машины в полевых условиях. В этом смысле разработка Т-90 —  колоссальный рывок вперед и наиболее удобное решение для сухопутных войск.

«К примеру, современные программы обслуживания позволяют провести замену двигателя за 4-5 часов. Хотя важно понимать, что замена двигателя на Т-90 — это скорее исключение, так как надежность силового агрегата доведена практически до абсолютной», — уточнил Хлопотов.

Отлаженная технология, наличие программ для модернизации и непрерывная работа над улучшениями машины позволили не только обеспечить надежность работы машины в боевых условиях, но и значительно снизить стоимость ее производства и, как следствие, повысить процент прибыли с экспортных заказов.

Танк для каждого

Понятие «бюджетный» среди продавцов автомобилей часто отождествляется со словом «упрощенный». Однако в случае с Т-90 под бюджетностью стоит понимать буквальную доступность практически для всех зарубежных государств. К слову, статистика продаж танков Т-90 на экспорт позволяет сделать очевидный вывод — российский продукт зарубежные военные уже «распробовали».

Крупнейшим зарубежным заказчиком и главным ценителем российских танков по-прежнему остается Индия — к 2020 году вооруженные силы этой страны планируют получить не менее 2000 единиц танков Т-90 в различных модификациях. С учетом всех экспортных контрактов на поставки техники в Индию, Алжир, Азербайджан, Вьетнам, Ирак, Уганду и переговоры с рядом стран Ближнего Востока, общее количество заказанных за рубежом танков Т-90, включая модификации «МС», может достичь рекордных показателей — более 3120 единиц.

Такой объем (пока) не включает в себя экспортные поставки самой современной версии машины, созданной в рамках ОКР «Прорыв-3», — танк Т-90М. Однако эксперты отмечают, что повышенная мобильность, защищенность и переработанное вооружение при уже знакомой конструкции и дальше будут востребованы. Растущая популярность машины на мировом рынке на ближайшие десятилетия оставит звание «самого популярного танка в мире» за российским Т-90.

/Дмитрий Юров, tvzvezda.ru/

army-news.ru

Сравнение основных характеристик танков Т-90 и Леопард-2А » Военное обозрение

Современная армия не может существовать без постоянного обновления боевой техники и вооружения. Это утверждение относится и к тяжелой бронированной технике. Несмотря на прогнозы экспертов, что уже в ближайшем будущем танки вообще исчезнут с полей сражений, на данный момент они играют, порой, решающую роль в вооруженных противостояниях. Наглядный пример, война в Ираке, когда именно за счет огневой мощи и мобильности своих танковых подразделений армия США смогла быстрыми темпами продвинуться от границ страны до ее столицы.

Россия обладает самыми совершенными технологиями в развитии космического оружия, но что ее армия может противопоставить в наземном противостоянии? Довольно часто в различных СМИ можно встретить критические утверждения о том, что танк Т-90 в нынешнем виде не отвечает требованиям, предъявляемым к современной боевой машине. Немцы считают, что их современный «Леопард» лучший в мире и в противостоянии равных ему нет, и уж тем более не конкурент ему российский Т-90. К сожалению, не только немцы утверждают, что наш танк в моральном и техническом плане устарел, об этом заявил и Александр Постников, главнокомандующий Сухопутных войск России. В своем заявлении в начале марта он в крайне пренебрежительной форме высказался о технических данных танка, в котором нет ничего современного, и в реальности это лишь очередная модификация советского Т-72, который был создан в далеком 1973 году. Конечно, такие слова да еще из уст высокопоставленного чиновника дают повод для размышления, а так ли хорош Т-90 на фоне иностранных образцов аналогичной боевой техники? Для получения ответа рассмотрим основные данные Т-90 и немецкого «Леопарда», как одного из основных конкурентов.

Защита танковТ-90 обладает резко дифференцированной противоснарядной броневой защитой. Основным материалом, используемым для изготовления корпуса танка, является броневая сталь. Для защиты лобовой части башни, а так же лобовой плиты корпуса используется многослойная композитная броня. Форма броневого корпуса машины и его компоновка по сравнению с Т-72 практически не изменились, но защищённость в сравнении с предшественником возросла за счёт использования современной композитной брони. Точные данные о бронировании остаются засекреченными. Стойкость бронирования против обстрела подкалиберными бронебойными оперёнными снарядами с учётом встроенной современной динамической защиты оценивается как эквивалентная 800—830 мм броневой стали. Стойкость бронирования корпуса и башни при обстреле кумулятивными боеприпасами оценивается в 1150—1350 мм. Указанные данные относятся к максимальному уровню бронирования, а именно лобовой части корпуса и башни, но у танка есть и ослабленные зоны: участок смотрового прибора водителя-механика, а также участки башни по сторонам от орудийной амбразуры. Помимо традиционной брони и динамической защиты танк оборудован системой активной защиты, которая состоит из современного комплекса электронно-оптического подавления «Штора-1». Основное предназначение комплекса – защита от поражения противотанковыми управляемыми ракетами. В его состав входит станция электронно-оптического подавления и система установки завес внешней маскировки.

«Леопард» в отличие от Т-90 имеет гораздо меньшую степень защиты. Прежде всего, это связано с требованием армейского руководства в плане сохранения общего веса на уровне 50 тонн. Повышение уровня защиты достигнуто за счет применения современных сварных конструкций башни и корпуса с использованием многослойной брони, а так же комплекса усовершенствованных конструктивно-компоновочных мероприятий. За счет ослабления уровня бронирования крыши корпуса и башни, а также бортов увеличена толщина брони на лобовых фрагментах. Верхний лобовой лист танкового корпуса имеет значительный угол наклона (81°), башня выполнена в клинообразной форме. Лобовая броня обеспечивает эквивалент листовой брони около 1000 мм при обстреле кумулятивными боеприпасами и 700 мм при обстреле бронебойно-подкалиберными боеприпасами. Танк оснащен быстродействующим автоматическим комплексом НПО, дымовыми гранатометами, заряды которых окрашены специальными красителями. Одним из признанных преимуществ является высокая степень защиты экипажа при поражении брони. Это связано с тем, что боекомплект и топливо надежно изолированы от экипажа. Боевая укладка снабжена откидными пластинами, которые выводят энергию взрыва наружу. Ряд элементов используемых в конструкции так- же служит в качестве дополнительной защиты. Топливные баки расположены в передней, наиболее защищенной части надгусеничных полок, что уменьшает вероятность поражения водителя-механика при обстреле с бортов. Борта корпуса дополнительно защищены резиновыми экранами, армированные броневыми пластинами.

ВооружениеОсновным вооружением российского Т-90 является гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М с длиной ствола 48 калибров / 6000 мм, которая размещена в лобовой части башни в спаренной с крупнокалиберным пулемётом установке на цапфах и стабилизированная в двух параллельных плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Пушка оснащена автоматом заряжания и обладает возможностью вести выстрелы управляемым вооружением. При стрельбе бронебойными кумулятивными и подкалиберными боеприпасами максимальная прицельная дальность составляет 4000 м, управляемыми ракетными боеприпасами - 5000 м, осколочно-фугасными боеприпасами - до 10 000 м. Помимо широко применяемого артиллерийского вооружения танк имеет возможность вести стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами системы 9М119М. Пуск ракет производится с помощью основного орудия, наведение ракет производится по лазерному лучу в ручном или полуавтоматическом режиме. Система управляемого вооружения позволяет вести огонь с вероятностью попадания в цель близкой к единице по движущимся со скоростью до 70 км/ч или неподвижным целям на расстоянии от 100 до 5000 м, в статичном положении танка или в движении со скоростью не более 30 км/ч. Для ведения прицельного огня в условиях плохой видимости и ночное время в танке используется прицел «Эсса», в который интегрирована тепловизионная камера Catherine-FC. Прицельный комплекс состоит из тепловизорной камеры, которая стабилизирована в двух плоскостях. При помощи камеры командир танка и наводчик могут осуществлять постоянное наблюдение за местностью с отдельных экранов, а также производить точное управление вооружением с помощью стандартной системы управления выстрелами.

Главным вооружением «Леопарда» является 120 мм гладкоствольная пушка. Длина ствола орудия 5520 мм. Дальность прицельной стрельбы: в статическом положении - 3 500 м, в движении - 2 500 м. Основным прицелом является EMES-12, который специально для этой модели танка был разработан фирмой Цейсс. Прицел состоит из встроенных лазерного и стереоскопического дальномеров. Комбинация двух различных дальномеров позволяет повысить точность и достоверность измерения расстояния до цели. В качестве вспомогательного оборудования наводчик может использовать монокулярный перископический прицел модели - TZF-1A. У командира танка установлен перископический панорамный прицел модели PERI-R-12, в которой стабилизирована линия визирования. Командир танка имеет возможность самостоятельно направлять пушку, для чего используется механизм синхронизации оси ствола орудия и оптической оси прицела. Для наблюдения в условиях плохой видимости и ночное время используются наблюдательные устройства с оптико-электронными усилителями и активные ИК приборы ночного наблюдения. Системы управления огнем ЭВМ FLER-H вырабатывают данные для стрельбы с учетом расстояния до цели, атмосферных условий, пространственного положения танка, типа боеприпаса. Для точного прицеливания от наводчика требуется только выбирать мишень и накладывать на нее маркер. Для обнаружения замаскированных целей служит специальный датчик, который реагирует на их тепловое излучение.

Силовые агрегатыНа Т-90 установлен дизельный двигатель мощностью 840 л.с.(на отдельных модификациях мощность двигателей доведена до 1000 л.с.) жидкостного охлаждения В-84МС. Эти дизели по-настоящему многотопливные и могут работать не только на дизельном топливе, но и на керосине и бензине, причем без потери мощности. На коллекторах В-84МС установлены специальные сильфоны, которые позволяют смешивать отработанные газы с воздухом, что не только улучшает температурный режим для надежной работы коллекторов, но и снижает тепловую видимость танка.

Силовая установка «Леопарда» объединена в единый конструкционный комплекс. Двигатель в моторном отсеке размещен вдоль корпуса танка, а между самим отсеком и боевым отделением поставлена огнеупорная перегородка. Танк оборудован многотопливным V образным 12 цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем MB 873 мощностью 1500 л.с.

ИтогПеречисленные выше характеристики позволяют провести небольшое сравнение между широко разрекламированным немецким «Леопардом» и российским Т-90. Очевидно, что по уровню защиты и вооружения наш танк намного превосходит основной немецкий танк. Единственное, в чем проигрывает Т-90, так это в силовой установке. Это связано не только с преимуществом в мощности, но и в количестве времени, необходимом для замены двигателя. Так, при ремонте Т-90 механикам потребуется около 6 часов для проведения замены, а в немецком танке для этого достаточно 15 минут.

Преимущество российского танка очевидно, и учитывая тот факт, что прицельный огонь Т-90 может вести на расстоянии 5000 м, а «Леопард» только 3000 м, то есть небольшое сомнение в том, что немецкий танк вообще сможет приблизиться к российскому на поле боя. В коммерческом плане Т-90 также выглядит более привлекательнее, его цена в два раза ниже «Леопарда».

topwar.ru

Танк Т-90С: характеристики, фото, экспорт

После появления «Арматы» на прошлогоднем параде Победы мысли многих любителей бронетанковой техники прикованы именно к новинке отечественного танкостроения. При этом в тень практически ушел российский же Т-90С «Тагил». А зря, так как танк этот замечательный, что ярко демонстрируют последние сирийские события. По степени защищенности и боевой эффективности он значительно превосходит даже последние модификации Т-72. Остается только сожалеть, что в наших войсках этой техники едва ли не меньше, чем у зарубежных покупателей.

Преимущества машины

Впрочем, довольно лирики. Что же из себя представляет Т-90С, бывший до недавнего времени лучшей машиной бронетанковых войск Российской Федерации? Во-первых, при первом же взгляде на «Тагил» становится ясно, что он далеко ушел от простого Т-72Б3: внушительный «скворечник» на башне свидетельствует о наличии дистанционно управляемого боевого модуля, аккуратное и повсеместное расположение пластин динамической защиты намекает на серьезную работу в области повышения боевой живучести.

Внешний вид машины очень «прилизанный» и аккуратный, облик «Тагила» ничем не уступает современным западным машинам. Но обращать внимание на внешность было бы глупо… если бы и внутреннее содержимое ей не соответствовало.

«Преемственность поколений»

Для этого танка характерно следование основным канонам отечественного танкостроения, включая минимально возможный силуэт, очень малую массу в сравнении со всеми западными образцами, отличные показатели скорости и маневренности. Особенно ценится способность Т-90С (характеристики которого мы рассмотрим далее) сходу преодолевать многие препятствия, для форсирования которых более тяжелым машинам требуется предварительная инженерная подготовка местности.

Справедливости ради стоит заметить, что «низкий силуэт», являвшийся «визитной карточкой» нашей бронетехники, в современных условиях предоставляет мало преимуществ. Прошли те времена, когда танкисты выцеливали вражеские танки по пушке (реальные случаи ВОВ). Сегодня все нормальные ПТРК позволяют поражать цели размером с легковую машину с расстояния в несколько километров. Так что размеры танка особой роли не играют. Куда важнее подвижность: фото «танк Т-90С в полете» наглядно демонстрируют, что эта характеристика у машины на высоте.

Описываемая нами модификация изначально предназначена для экспорта в страны Персидского залива и прочие государства региона, которые с давних пор являются партнерами СССР и, впоследствии Российской Федерации в области торговли вооружением.

Система вооружения

Сразу расскажем о том, чем конкретно вооружен один из наиболее узнаваемых и уважаемых танков мира. Пушка калибра 125-мм модели 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное орудие, позволяющее вести огонь как стандартными снарядами, так и самонаводящимися ракетами класса земля-земля-воздух. Так что машина может поражать цели на земле, воде, а также использоваться для стрельбы по низколетящим воздушным объектам. В боекомплект входит до 40 снарядов и/или ракет, так что Т-90С, фото которого есть в статье, способен вести длительный бой.

Вспомогательным оружием является пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен для уничтожения вражеской пехоты, находящейся в мертвой зоне основного орудия. Так как он спарен с пушкой, можно вести пристрелочный огонь. В стандартный его боекомплект входит 2000 патронов 7,62х54R. Все это вооружение установлено на башне совершенно новой компоновки, имеющей мало общего с таковой у «старичка» Т-72.

Куда интереснее дистанционно управляемый модуль Т05БВ-1, в состав которого входит еще один пулемет 6П7К (ПКТМ). Идеально подходит для действий в городских условиях, так как позволяет уничтожать вражескую пехоту, располагающуюся значительно выше сектора обстрела из стандартного вооружения. В боекомплект входит 800 патронов 7,62х54R.

Отличия от Т-72 и сходные с ним черты

Модель Т-90С является логичным продолжателем идей, заложенных еще в танках Т-90А. Но и отличий от них, а также от Т-72, у «Тагила» хватает. Сразу бросаются в глаза следующие нюансы:

  • Полностью новая башня, у которой наконец-то появилась развитая кормовая ниша для хранения дополнительных выстрелов.
  • Совершенно новая пушка модели 2А46М-5 (экспортный вариант). Она несовместима (!) по боеприпасам с моделью 2А82, которая вообще запрещена для экспортных продаж.
  • Отлично показавшая себя в боевых условиях динамическая защита «Реликт».
  • Комплексы «Штора» и «Арена» отсутствуют, так как Т-90С – экспортный вариант, на который подобные системы не ставятся по соображениям экономии. Впрочем, богатые заказчики из ОАЭ эти системы получают.
  • В первый раз отечественный танк наконец-то получил заводские решетчатые экраны, дополненные модулями ДЗ. Эта система предотвращает уничтожение или повреждение двигателя при пробитии брони кумулятивной струей.
  • Ранее на танки этого типа ставилась зенитная установка на базе 12,7-мм пулеметом НСВТ. Ее заменил модуль, основанный на 7,62-мм пулемете 6П7К. Причина проста: современный самолет из пулемета все равно не сбить, а для борьбы с более «мелкими» целями хватит и 7,63 мм оружия, к которому можно возить заметно больший боезапас.
  • Заметно улучшенный двигатель В-92С2Ф2 (1000 л/с) роботизированной КПП. В 2012 году украинцы предлагали Индии свою модификацию Т-90С: 6ТД 3 (двигатель) должен был стать основной «изюминкой», но о реальных преимуществах этого мотора ничего не известно.
  • Для питания боевых модулей предусмотрен дополнительный двигатель, расположенный в бронированном коробе.
  • Система (СЭМЗ) СПМЗ-2Э, защищающая танк от мин с электромагнитными взрывателями.

Прочие особенности

Чем еще может похвастаться эта машина?

  • Корпус практически без изменений взят от старого Т-72.
  • Ходовая часть также перекочевала с Т-72.
  • Новая СУО «Калина» заметно лучше «Иртыша», которым оснащались Т-90А.
  • Запас хода Т-90С составляет 550-650 км. Во втором случае требуются внешние баки.

Защищенность новой башни

Некоторые «эксперты» считают, что башня этого танка заметно уязвимей в сравнении с Т-80 или даже Т-72. В качестве доводов они приводят увеличение ее размеров. Но на практике все оказывается совершенно наоборот.

Достижение повышенной боевой живучести осуществлено за счет адекватного размещения боеприпасов. Во-первых, дополнительные выстрелы размещаются в нише с вышибными панелями. Во-вторых, сам автомат заряжания находится на уровне катков, а потому его поражение в боевых условиях слабо вероятно. Этим танки Т-72/90 выгодно отличаются от Т-64/80, у которых снаряды расположены по периметру башни вертикально. Пробитие башенной брони у этих машин с вероятностью более 90% вызывает детонацию всего боекомплекта. С кормы башня Т-90 надежно защищена массивным инструментальным ящиком.

Так как Т-90С в бою уже бывал (Сирия), то его высокая защищенность вполне подтвердилась на практике.

Преимущества новой СУО

СУО отечественного танка обеспечивает визуальное обнаружение и сопровождение вражеских целей на дистанциях до пяти километров. В отличие от предыдущих модификаций, на этом танке могут быть одновременно задействованы как командирский прицел, так и приборы наводчика. Существенно повышены возможности для обзора поля боя: в движении, на ходу, в полной темноте.

Впервые в практике отечественного танкостроения был задействован режим взаимодействия между несколькими машинами, автоматическое сопровождение целей, а также автоматическое вычисление наиболее оптимального режима стрельбы, для чего электроника ориентируется на температуру, влажность, скорость ветра и другие факторы внешней среды.

Дублирование систем

Если в боевых условиях полностью выйдет из строя СУО, или же в результате огня противника была повреждена бортовая электросеть, экипаж может воспользоваться альтернативным режимом стрельбы, для которого предназначены дублирующие прицелы. В отличие от предыдущих разновидностей отечественных танков, именно танк Т-90С получил штатное оборудование для помехоподавления, радиоразведки и системы помех для отражения атак вражеских ПТРК.

Прочие достоинства

Все проекции танка получили значительно более выраженную защиту от попаданий противотанковых орудий, ПТРК и гранатометов. Конструкторы предусмотрели перспективы дальнейшей модернизации этой техники, что выражается в модульности всей конструкции: если возникнет такая необходимость, то можно быстро модернизировать танк, не затрачивая для этого большие средства.

Так что Т-90С, экспорт которого постоянно наращивается, является очень перспективной машиной, которая еще долгое время не утратит своего значения на мировых оружейных рынках.

Высокая подвижность

Подвижность и управляемость были значительно повышены за счет установки более мощного дизеля и роботизированного переключения передач. Последнее обстоятельство является громадным облегчением для механиков-водителей, особенно в условиях жаркого климата Ближневосточного ТВД. Кстати говоря, силовая установка описываемой нами модификации изначально предназначена для эксплуатации в условиях предельно жаркого и сухого климата, что особенно ценится заказчиками. Так что танк Т-90С, характеристики которого предусматривают использование машины в столь специфичных условиях, наверняка будет востребован еще долго.

Высокое сочетание технических и боевых характеристик позволяет вести бой на Т-90 в самых различных условиях, вне зависимости от климатических факторов, времени года и суток. Во многом улучшение подвижности эксперты объясняют наличием на этом танке штурвала вместо старых рычагов и роботизированной КПП, что делает российский ракетно-пушечный танк Т-90С одним из наиболее удобных в своем классе.

Все эти «роскошества» позволяют упростить подготовку механика-водителя и, вместе с тем, сделать управление тяжелой машиной лучше. На Т-90 водитель может сосредоточиться на дороге и быстром маневрировании в условиях боя. Как показал опыт первой Чеченской кампании, это немаловажно. Так что Т-90С «Тагил», характеристики которого мы рассматриваем, явно должен обладать большей живучестью.

Некоторые недостатки

Как известно, в мире нет ничего идеального. Нет и идеальных танков. К числу недостатков описываемой нами машины можно, в частности, отнести плотную компоновку. Нет, в чем-то эта характеристика хороша (меньше размер и масса), но при пробитии брони кумулятивной струей почти гарантировано будет задето что-то из оборудования или пострадает кто-то из экипажа.

Кроме того, на первых модификациях была очень плохая СУО. С ситуаций до сравнительно недавнего времени справлялись, покупая комплектующие… у Франции. Кстати, аналогичное оборудование ставили и на Т-72Б3. Как ситуация обстоит сейчас, неизвестно. Учитывая, что танк Т-90С, характеристики которого были кратко освещены в статье, является одним из наиболее совершенных отечественных машин, такая зависимость от импортных комплектующих не совсем понятна.

Иные слабые стороны

Наконец, осталась действительно странная ситуация со снарядами. С одной стороны, часть из них размещена в кормовой нише, что хорошо. С другой – конструкторы напрочь игнорируют мнения самих танкистов и опыт обоих Чеченских кампаний, продолжая упорно распихивать «дополнительные» выстрелы по всем уголкам обитаемого отделения. Одна более-менее «удачная» граната – и всему экипажу гарантировано приходит конец. Конечно, увеличение БК – дело хорошее, но для чего наступать на старые грабли?

Известно также, что у ранних модификаций частенько ломались торсионы на задних катках. Как дела с этим обстоят на этой версии, неизвестно. Во всяком случае, отсутствие рекламаций со стороны покупателей позволяет сделать вывод об устранении этого явления. Учитывая, что Т-90С, экспорт которого ведется в несколько стран, охотно покупают, вряд ли заказчики оставили бы без внимания такой недостаток.

Основные выводы

На современном этапе развития эволюция всех танков и средств их поражения идет по двух разнонаправленным направлениям: бронемашины постоянно совершенствуются в своем качественном развитии, в то время как разработчики ПТРК делают упор на преодолении систем их защиты. Именно поэтому еще 10-15 лет назад бытовало мнение, что вскоре танки станут не нужны на поле боя. Однако американский опыт в Ираке доказал, что штурм укрепленных районов в городах без танков невозможен: только под прикрытием тяжелых машин пехота может быстро продвигаться внутрь вражеских позиций, не тратя много времени на преодоление огневых точек.

Так что танк Т-90С – своего рода компромисс между необходимостью и реальностью. Он хорош как массовый танк для большой страны с призывной армией. При кажущейся простоте основы машину можно модернизировать, так как потенциал для этого есть. Кроме того, на базе этой машины можно создавать десятки разновидностей вспомогательной и боевой техники. Так что Т-90С – «звезда» современного танкового мира.

fb.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта