Белгород выбрать город
Выберите город

Итоговое занятие "Русская ярмарка". Реклама лошадей на русской ярмарке


традиции народного гулянья — Щи.ру

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка. Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка. Место проведения - Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка. Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка. Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь)

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев "Балаганы")

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок. Но Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

schci.ru

На конной ярмарке. Русское крестьянство в зеркале демографии

На конной ярмарке

Во все века транспорт — важное дело. В былые века конная упряжка была главным транспортным средством, а лошадь — тягловой силой.

Рассмотрим для примера о торговле лошадьми на Коренной ярмарке в Курской губернии.

Почитаем описание хода торговли лошадьми и колорит самих торгов: «Бесконечный ряд лоснящихся на солнце крупов всевозможных лошадей был обращен к дороге, на которую продавцы то и дело выводили на показ лошадей. По другую сторону дороги, в громадных загонах из крепких жердей, находились дикие лошади. Тут зрелище было гораздо любопытнее. Таких изгородей было немало, и покупатели то и дело подходили к продавцам.

— Какого вам?

— Вон, вон темно-гнедого, остроухого.

— Со звездочкой во лбу?

— Нет, нет, вон третья за тою голова, что пошла в дальний угол. Мы ту себе присмотрели. Нельзя ли опять присмотреть?

— Филат, подгони вон того…

По окончанию торговой сделки лошадь следовало сдать покупателю, и вот шест Филата, с приложенной на тонком конце его петлею, наклонился над табуном. В это время другой табунщик садился на оседланную, так называемую укрючну, лошадь, запуская себе под ногу свободный конец аркана с противоположной табуну стороны. Через минуту петля была уже на шее желаемой лошади, которая вставала на дыбы и металась как угорелая…

Затянутая петлею лошадь, потеряв дыхание, падала на землю, и ее выволакивали из табуна. На нее мгновенно надевалась уздечка с надежным арканом и, отпустив петлю, передавали ее с рук в руки покупщику…»[39]

Как видите, картина продажи лошадей — впечатляющее зрелище. Ведь лошадей в одном табуне — десятки. Да и самих табунов не меньше. И каждую лошадь покупали не оптом, а розницей. Так что можно только поразиться сноровке и проворству русских Филатов, которые за несколько минут ловили и укрощали строптивых, необъезженных лошадей.

Конечно, на ярмарке лошадей обязательно устраивали зрелищные соревнования: «площадь кончалась полуверстным бегом с павильоном посредине. Каждый вечер происходили состязания рысаков, а иногда и лошадей, возящих тяжести. На следующее утро имена победителей становились общим предметом разговоров…»[40].

Так что ярмарка — это не только торги, но и культурное мероприятие.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Русская ярмарка - Мои статьи - Каталог статей

Сценарий открытого внеклассного мероприятия, проведенного в рамках Года культуры в России

«РУССКАЯ ЯРМАРКА»

Подготовила и провела Савина И.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Красное Липецкой области

 

Цель:

Приобщение учеников, их родителей к традициям народной культуры.

Задачи:

- формировать представления об облике русских обычаев, традициях их празднования, восстановить связь времён;

- формировать социальную и коммуникативную компетентность младших школьников; расширить кругозор, словарный запас и художественный вкус детей;

- развивать общую культуру, творческие способности, интерес к искусству своего народа, совершенствовать их исполнительские умения и навыки;

- создать положительный эмоциональный настрой, развивать чувство товарищества, взаимопомощи, вызвать радость от совместной деятельности; приобщение родителей к сотрудничеству;

- прививать интерес к родной культуре, традициям русского народа, к изучению её исторического прошлого; приобщение младших школьников к русскому фольклорному искусству;

- научить детей ценить традиции русской культуры, видеть красоту слова, музыки, прививать любовь к природе через познание народных традиций.

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

- создать условия для обогащения положительными эмоциями;

- приобщение родителей к сотрудничеству.

 

Одним из интереснейших явлений в истории русской зрелищной культуры середины 18-19 веков, являются народные увеселения – ярмарки и городские гуляния. В старой России ежегодно устраивали до 3000 ярмарок. Среди них были  лесные, хмелевые, конные, степные. В деревнях магазинной торговли практически не было, поэтому на ярмарке местные крестьяне могли продать излишки своей продукции и купить для себя необходимые товары.

Если ярмарка была в населённом пункте, то обычно её проводили на центральной площади. Торговые помещения – амбары, лавки, полки, прилавки, шалаши строили только на время ярмарки. Товары можно было продавать прямо с телег или саней, позднее с лотков, носимых на груди.

Быт, ремесло, искусство – эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Посмотрите на русские костюмы, которыми нельзя не любоваться – это же настоящее произведение искусства!

Посмотрите, сколько разного товара на нашей ярмарке - воздушные шары, игрушки, разные лакомства, чайная посуда, горшки, ложки,цветы и т.д.А продавцы умели предлагать свой товар. Это ведь была настоящая реклама.

На сцену выходят ведущие, мальчик и девочка, говорят поочерёдно:

 - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение! (1 слайд)

 - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем. (2 слайд)

 - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающие,

 - Скуку да хандру разгоняющие.

 - Острое слово любящие.

- На дудках играющие.

 - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось,

 (вместе): - на ЯРМАРКУ! (3слайд)

На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,

Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!

Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущей)

Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...

Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар! (4 слайд)

Ведущий: - Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица). (5-10слайды)

Ведущая: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! (11слайд)

Ведущий: - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (12-13слайды)

Ведущая: - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (14-17слайды)

Ведущий: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило. (18 слайд)

Ведущая: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем (19-20 слайды), неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка (21 слайд)

Ах, ярмарка! Ах, ярмарка! Как ты хороша! У русского народа широкая душа! (22 слайд)

Ведущий: - Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. (23 слайд)

Ведущий: - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь. (24слайд)

Ведущий: - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи. (25 слайд)

Ведущий: - Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. (26-27 слайды)

Ведущий: - Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке? (Зрители отвечают: “Да!”)

Ведущий: - Эй, зазывалы, собирайте народ!

Звучит  песня «Золотая ярмарка».

Начинается театрализованное представление.

Зазывала 1.

Внимание! Внимание! Внимание!Открывается веселое гуляние!Торопись, честной народ,Тебя ярмарка зовет!Зазывала 2.

На ярмарку! На ярмарку!Спешите все сюда!Здесь шутки, песни, сладостиДавно вас ждут, друзья!Зазывала 1.Что душа твоя желает -Все на ярмарке найдешь!Всяк подарки выбирает,Без покупки не уйдешь!Зазывала 2.Эй, не стойте у дверей,Заходите к нам скорей!Народ собирается -Наша ярмарка открывается!

1.Не ходите никуда, подходите все сюда!2.Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!1.Гляди не моргай, рот не разевай!2.Ворон не считай, товар покупай!Вместе.Вот товары хороши! Что угодно для души!

Зазывала 1.

Очень часто за событиямиИ за сутолокой днейСтарину не вспоминаем ,Забываем мы о ней.

Зазывала 2.

Хоть и более привычныНам полеты на Луну,Вспоминаем русские обычаи,Вспоминаем нашу старину!

Скоморох Тимошка:

Здравствуйте гости дорогие,

Малые и большие!

Лохматые и усатые, Молодые и женатые!

У нас сегодня ярмарка – шумный базар.

Здесь найдешь на любой вкус товар!

Прежде всего, как водится,

Давайте познакомимся.

Я – потешник – скоморошка,

А зовут меня Тимошка!

Я танцор и певец,

Удалец-молодец.

Ногами пляшу, голосом пою,

В общем – во как живу!                               

Ведущий 2:     Народ собирается, ярмарка открывается!

Продавец 1:

Есть на ярмарке игрушки,

Расписные погремушки!

Продавец :2

Есть баранки, бублики,

Приготовьте рублики!

Продавец 3:

Тары-бары-растабары

Продаются самовары!

Продавец 4:                    (Семечки в ведре)

Семечки каленые

Продает Алена!

Всем, всем продаю

И всем сдачи даю!

Продавец 5:

Есть для нашей детворы

Разноцветные шары.

Продавец 6:

Ярмарка без серпантина?   

Что за грустная картина!

Конфетти и серпантин

Всем сегодня продадим!

Лотошник 7:

Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки.

Красиво – приятно, для детей занятно!

(Положить в лоток ещё бусы, 2 пары рукавиц, 2 подушки)

Лотошник 8:

Платки, гребешки, расписные петушки.

Небольшой расход, подходи, честной народ!

(Положить в лоток ещё атлас, серьги, ложку, гольфы, лапти)

Тимошка: Ай да товар! И тот хорош – и другой хорош.

                                    Выбирай, какой хошь!

Продавец 1: У нас товар без обману.     Продавец 2: И наш без изъяну!

Продавец 3:    Всех зазываем!                 Продавец 4:   Всех приглашаем!

Продавцы хором:

Налетай на товар, поворачивайся,

Но не думай, что в дар, а расплачивайся!

Продавец 5: Песнями!             Продавец 6: Шутками!

Продавец 7: Играми!                Продавец 8: Прибаутками!

Ведущий. Рано утром солнышко поднималося.На ярмарку, на гуляние много народу собиралося.

Ученик 1. Собрались мы позабавиться, да потешиться !

Ученик 2. Пошутить!

Ученик  3. Поиграть!

Ученик 4. Посмеяться!

Все с поклоном Вам на веселье!

Песня «Во кузнице».

Скоморох. Спешит народ на ярмарку,  А на ярмарке товары:Продаются самовары,Продаются вилы, санки,И конфеты, и баранки,Покупают люди сушкиИ на дивную игрушкуСмотрят долго не дыша:До чего же хороша!

Лавка 1.

У меня есть угощение знатное!Прянички, коврижки медовые, петушки леденцовые.

Лавка 2.

А вот сапожки хороши! Варежки пушисты.Разноцветные платки. Ленты серебристые.

Лавка 3.

Деревянная посуда! Не посуда – просто чудо!Расписные плошки, яркие ложки!

Лавка 1.  Вот пришли мы на базар. Принесли с собой товарРодной матушке платок, по середочке цветок.

Лавка 2. Милым братьям - соколам по козловым сапогам.

Лавка 3. Моим сестрицам-лебедицам да по белым рукавицам.

Фома. Мы скоморохи - плясуны мимо города шли, да к вам зашли . Посмотреть как вы живете, без нас не скучаете?

Ерема . Мы пришли к вам оба Фома и Ерема

Фома - на людей посмотреть,

 Ерема себя показать, да небылицы вам рассказать.

Фома. По широкой улицеЕдет кот на курице.А лиса на петухе,А Ерема – на свинье.

Ерема. Круглая спинка.Розовая щетинка.Хвост крючком,Рыльце пятачком,На свинье Фома сидит,

 балалаечка звенит.

Ведущий 2.

Уж как жили-то два брата –Ерема да Фома.Что Ерема, что Фома –Два удалых молодца!

Фома. Вот Ерема купил лошадьЕрема: А Фома купил быка.

 Фома. Наш Ерема – простота:Купил лошадь без хвоста.

Сел задом напередИ поехал в огород.

Ерема. Сел Фома на быка.

В лес поехал по дрова.Зацепился за пенек.

Простоял там весь денек;

Фома. Ерема – за кочку.

Простоял всю ночку!Вместе. Фома да Ерема ,Сидели бы дома!

            Традиционным увеселением был также театр перчаточных кукол. Кукольник и его подручный под звуки шарманки давали недорогое представление, в котором участвовали несколько кукол, разыгрывавших небольшую весёлую пьеску. Главным её героем был Петрушка, комический герой, постоянно попадавший в нелепые ситуации и удачно из них выбиравшийся. Петрушка - любимый герой зрителей. Он смельчак и задира, всегда сохранявший чувство. В театральном представлении одновременно участвовало два героя. В конце спектакля Петрушку часто настигала «небесная кара». Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

          На каждом углу стояли гадалки, предлагавшие «погадать, поворожить, посватать, свести и развести и на бобах провести». Тут же деревянный чёртик на ящике мог за 5 копеек раскрыть перед девушками их судьбу. Надо было только нажать на его голову и сказать: «Чёрт Данило пишет без пера и чернила, ходит в чёрный кабинет и даёт точный ответ!» Чёртик опускался в ящик и вытаскивал записку «с судьбой».

Ведущий 1. Мы ребята удалые!Мы девчата озорные!Всех на ярмарку зовем –Мы загадки продаем!

Ведущий 2.А ну, честной народ,Подходи смелей,Покупай товар. Не робей!Здесь загадки знатные -Складные да ладные!Всегда, повсюду славятся,Они и вам понравятся!

Загадки

1. На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

Очень вкусное оно –

В руки просится само. (Эскимо.)

2. Я бел как снег,

 В чести у всех,

И понравлюсь вам –

Во вред зубам. (Сахар.)

3.  Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог.)

Клейкие почки,Зеленые листочки,С белой коройСтоит над головой (береза).

В земле скрывается,В руках преображается,Огнем закаляется,В посуду превращается. (Глина)

Стоит толстячок.Подбоченя бочок, шипит и кипит,Всем чай пить велит. (Самовар)

Ростом разные подружкиНе похожи друг на дружку.Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрешка)

Кольцо не простое.Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье.Ну и объеденье. (Бублик)

На сковородку наливаю,Вчетверо сгибаю.Поставлю, попарю,Выну, поправлю,Этот сдеру,Другой наложу. (Блин)

Песня «Блины».

Ведущий: Ярмарки на Руси отличались по времени года, по виду товаров, по своим размерам. Некоторые ярмарки продолжались больше месяца. Самая маленькая ярмарка объединяла несколько деревень. А на крупные ярмарки съезжались из разных губерний множество народа. Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный праздничный водоворот.

Ведущий: А какой праздник без частушек.

Пропоем мы вам частушки,  (Хором)

Замечательны-таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики.

 

Караул! Караул!

Казак Миша утонул!

Не в болоте, не в реке –

Просто в кислом молоке!

 

Эх, топнула я,

Перетопнула я,

Тридцать три ватрушки съела,

Чуть не лопнула я.

 

Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души,

Выходи на круг, кто смелый,

Пой по громче и пляши.    (Хором)

 

Мы ребята удалые.  (Хором)

Мы ребята озорные.

Мы на праздник всех зовем

Небылицы пропоем!

 

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

 

Лошадь ела кашу, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

 

При царе да при Горохе озорные скоморохи

По дороге в балаган потеряли барабан. (Барабан весит на шее, ударил в барабан)

 

Мы частушек много знаемИ хороших, и плохих.Хорошо тому послушатьКто не знает никаких

Эй, топни, нога, топни правенькая,Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,Раздайся, народ, по сторонушке!

Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.Не одна иду плясать, нас идет четыре.

Не хотела я плясать, стояла, стеснялася,А гармошка заиграла, я не удержалася.

А у нас во дворе квакали лягушки,А я с печки босиком, думала подружки.

У меня в кармане роза,Розочка пахучая.А характер у меняКак крапива жгучая.

По деревне я шла и Ванюшу видела,Под кустом сидел и плакал: курица обидела.

Самовар, самоварЗолотая ножка.Я посеяла горох,Выросла картошка.

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,Оглянулася назад: сапоги мои лежат.

Я работаю, работаю,Работы не боюсь.Если правый бок устанет,Я на левый повернусь.

Если б не было воды, не было б и кружки.Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

Ведущий: На ярмарках устраивались смешные конкурсы, например, «Кто кого переговорит», «Кто кого рассмешит», сочиняя для этого чистоговорки, заклички, дразнилки.  Скоморохи рассказывали докучные сказки и потешки.

Русские потешки.

Федул: Под кустом у дорожки

              Сидели скоморошки.

Прошка:Я – скоморох Прошка.

Федул: А я – Федул - скоморошка.

Прошка:У меня, скомороха Прошки,

                 Потешек полное лукошко!

Федул: А у меня – Федула – скоморошки,

              Ничуть не меньшее лукошко.

1) - Федул! Что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Зашить можно?

- Иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

- Медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Сам иди!

- Да он не пускает!

3) - Сынок, сходи за водицей!

    - Живот болит.

    - Сынок, садись уроки делать!

    - Живот болит.

    - Сынок, иди кашу есть!

    - А где моя большая ложка?

Ведущий. Загадки для родителей

 А теперь весёлые загадки,-

Не горьки, не кислы, не сладки,

Кто сейчас их все отгадает,

Тот весь год забот не узнает!

Загадка первая!

1.Просьба не слушать, которые нервные!

«В печь несут – жидко, горячо,

Из печи несут – твёрдо, холодно!» (холодец)

 

Угадайте вторую-

Самую смешную.

2.«И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей!» (хлеб)

 

Ну ладно, загадка третья,

На неё хоть кто-то ответьте!

3.«В брюхе баня,

В носу решето,

Всего одна рука,

Да и та - на спине!» (чайник)

 

Слушайте дальше, ребятки,

Мудрёные загадки!

Давайте, отвечайте,

Только голову не сломайте!

4.Три братца пошли купаться:

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли. (коромысло и вёдра)

 

5.Сижу верхом

Не знаю на ком.

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу. (шапка)

         Ведущий. Особенный интерес гулявших на ярмарке людей вызывали балаганы, райки, кукольный театр.

          Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана, передвижного театра. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи.  Ярмарка без этого развлечения казалась людям менее радостной, а праздник не таким весёлым.

          Балаган устанавливали кочующие с ярмарки на ярмарку артисты:  внутри балагана были сцена и занавес, простые зрители размещались на скамейках. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой.

         Публику приглашал балаганный зазывала, или балаганный дед

         Балаганный «дед» едва ли не самая приметная  фигура на  ярмарке. Его задача - привлечение публики на зрелище, обещание всяческих чудес и диковинок (с непременным гиперболизированием), непрерывная болтовня с собравшимся народом. Внешний образ «деда» создавался специфическим набором атрибутов: старая солдатская шинель, длинные волосы, борода из пеньки, на шее - оловянные часы, в руках потрёпанная книга - всё огромных размеров.

Инсценировка «Уля и Филя».

Действующие лица: Уля и Филя:У: Здорово, Филя!Ф: Здорово, Уля!У: Что, мать гостинцев прислала?Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.У: А где ж они?Ф: Я их под лавку положил.У: Экий ты, Филя, чудак!Ф: А ты бы, Уля, как?У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)У: Здорово, Филя!Ф: Здорово, Уля!У: Что, мать гостинцев прислала?Ф: Мать прислала сарафан.У: А где же он?Ф: Я его в печку положил.У: Экий ты, Филя, чудак!Ф: А ты бы, Уля, как?У: Я бы его повесила.(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)У: Здорово, Филя!Ф: Здорово, Уля!У: Что, мать гостинцев прислала?Ф: Мать прислала барана.У: А где же он?Ф: Я его повесил.У: Экий ты, Филя, чудак!Ф: А ты бы, Уля, как?У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!Ф: Здорово, Уля!У: Что, мать гостинцев прислала?Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.У: А где ж она?Ф: А я ее в хлев завел, водой напои, сена дал.У: Экий ты, Филя, чудак!Ф: А ты бы, Уля, как?У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)У: Здорово, Филя!Ф: Здорово, Уля!У: Что, мать гостинцев прислала?Ф: Мать прислала свинью.У: А где ж она?Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.У: Ах ты, Филя, простофиля!

Смешная сценка.

Мужик: Эй, честной народ! Раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

Вот идёт по дороге Ероха –

Полюбуйся, народ, на скомороха!

Скоморох: Ты чего это так раскричался,

Будто в ухо тебе мух попался?

Мужик: Кто попался?

Скоморох:Мух!

Мужик: Кто это: мух?

Скоморох: Ребята, он не знает муха!

Вот у воробьихи муж – воробей,

У соловьихи муж – соловей,

У курицы муж – петух,

А у мухи муж будет … - мух!

Мужик: Эх, Ероха, ты чудак!

Говоришь ты всё не так!Вот потеха так потеха!

Люди падают от смеха!

Ты, Ероха, длинный нос,

Ухватил коня за хвост!

Скоморох: А будешь дразниться –

Не буду с тобой водиться!

Мужик: Ну, ладно тебе, не серчай,

А людей зазывай !

    Ведущий. На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, сапожники, брадобреи, часовщики. Все они, как и торговцы, громко зазывали ярмарочных гостей. Бондарь кричал: «Бочки, шайки чиним! Дны вставляем, вновь перебираем!»; парикмахер призывал мужчин: «Постричь, побрить, поголить, бороду поправить, ус поставить»; точильщик его перебивал: «Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!»

Пекарь.       Булочки! Бараночки!

                    Только из печки.

                    Булочки! Оладушки!

                    Подходи, ребятушки!

                    Выбирай, покупай.

                    Только рот не разевай.

Ткач.           Платки теплые, пушистые!

                    Платки нарядные, душистые!

                    Не зевай, налетай!

                    Своим подружкам покупай!

Гончар.       Стол без горшка – бедный,

                    Стол без кувшина – бледный.

                    И выглядит он совсем не модно.

                    Выбирай, покупай.

                    Не будешь голодный!

Пекарь . Оладьи, оладушки!  Для деда и бабушки.         Для малых ребяток. На гривну десяток.         Вот оладьи.

         Подходите к самовару. Да отведайте чаю.         Я воды не жалею. До краев наливаю.         Если пить хотите, сюда спешите.         Кто замерзнет невзначай,         Тех согреет крепкий чай!

         Подходи к блинам,         Ну, а значит – к нам!         На морозе горячи         И блины, и калачи!

         Только из печи!         Налетай на калачи!         Калачи, калачи,         Мягки, горячи!

Вот орешки!Хорошие орешки,Вкусные, на меду,Давай в шапку накладу!

Сами мы рязанские!Сельди – астраханские!Давай – покупай!Забирай – выбирай!

Иголки не ломки,Нитки, тесемки,Румяна, помада,Кому чего надо!

Булавки, иголки!Стальные приколки!За один пучок,Плати пятачок!

           На ярмарке было много развлечений, недоступных в обычное время: карусели, качели,  русские горки, около которых всегда стоял шум, визг и крики, огромное колесо обозрения, на котором можно было подняться высоко в небо и со страхом посмотреть вниз на землю.

Песня «Ярмарка»

1.Песня — друг наш и товарищ

С нею в жизни веселей.

С ней забота - не забота

 Сколько щедрой мощи в ней

 С песней спорится работа.

Отдых ярче и светлей

 

2.  Песни русские такие,

 Что охота подпевать

 Столько песен у России

 Никому не сосчитать

 

3. Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах

 -На покосах, на морозах,

На санях и на лугах

 

4. А слова её простые

Душу трогают до слез

Столько песен у России!

Сколько в рощах берез!

Песня «Рощица»

Ведущий.  Русская ярмарка была не просто продолжением и дополнением праздника, а очень важной составляющей частью жизни человека. Особенно живущего в маленьком городке или дальнем селе; она позволяла не только отвлечься от будничных забот, себя показать и на других посмотреть, но и построить новые отношения, ощутить себя в новой жизненной роли и, наконец, расширить кругозор и понять, как прекрасен мир.

        Инсценирование стих. С.Михалкова «Как старик корову продавал»

Ведущий:

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

Покупатель:

- Хозяин, продашь нам корову свою?

Старик:

Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

Покупатель:

- Не много ли просишь, старик, за неё?

Старик:

- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

Покупатель:

- Уж больно твоя коровёнка худа!

Старик:

- Болеет, проклятая. Прямо беда!

Покупатель:

- А много ль корова даёт молока?

Старик:

- Да мы молока не видали пока…

Ведущий:

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:

Паренёк:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

  Я возле коровы твоей постою,

  Авось продадим мы корову твою.

Ведущий:

Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком;

Покупатель:

- Корову продашь?

Паренёк:

- Покупай, коль богат.

  Корова, гляди, не корова, а клад!

 Покупатель:

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

Паренёк:

- Не очень жирна, но хороший удой.

Покупатель:

- А много ль корова даёт молока?

Паренёк:

- Не выдоишь за день – устанет рука.

Ведущий:

Старик посмотрел на корову свою:

Старик:

-Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

        Ведущий:  Длилась  ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки вся семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами.  Детям – свистулек из акации, жене – платок да бусы, старикам – земной поклон.  Всем хоть что-то, да доставалось!

Заключение

Трудись, покамест служат руки,Не сетуй, не ленись, не трусь.За все твои дела и мукиТебе спасибо скажут внуки,Тебе спасибо скажет Русь!Пусть всех веселый ветер дразнит,Нам жить без праздников нельзя.Не уходи из сердца, Праздник,До новых праздников, друзья .

Ученик. За дарами за границуЕхать мысли больше нет!

 

Ученик. И нашли здесь все подаркиЗаграничным не чета.Все в них есть: и красота,И история страныНашей русской старины!

 

Ученик. Мы гордимся стариноюСтала нам она родной.

Ученик. Вот и солнце закатилось,Наша ярмарка закрылась.Приходите снова к нам,Вместе. Рады мы всегда гостям!Песня « Край родной»

         Пришла пора и нам прощаться.  Примите слова благодарности, дорогие наши мастерицы и умельцы, помощники мои – скоморохи, да все гости званые.

 

 

 

 

 

 

 

savina.my1.ru

Смешались в кучу кони, люди: что творят тысячи цыган на конной ярмарке в Эпплби

В местечке Эпплби в графстве Камбрия ежегодно проходит крупнейшая конная ярмарка Европы, на которой собирается порядка 30 тысяч цыган. Мероприятию уже больше 200 лет. Гости живут в своих современных или традиционных фургонах, расставленных по всему городу. Лошадей купают в реке Иден и задорно прогоняют рысью по главной дороге, запрягая их в специальные упряжки или просто оседлав.

Во время ярмарки всегда есть возможность продать или купить лошадь, хотя все эти сделки проходят неофициально, без оформления каких-либо документов. Ярмарка вообще не имеет какого-либо официального статуса и поэтому часто считается попросту самым массовым собранием цыган в Европе, куда они приезжают, чтобы провести несколько дней вместе в семейной атмосфере.

Мероприятие продлится до 8 июня, ожидается прибытие внушительного количества гостей, стремящихся принять участие в классических ярмарочных забавах. Для большинства участников это грандиозное событие — отличный повод весело провести время, однако на другой чаше весов коварно притаились и менее лицеприятные стороны ярмарки.

В последние годы в связи с этим событием звучало множество жалоб на жестокое обращение с животными и огромное количество мусора, который гуляки оставляют после себя. Жители Эпплби, население которого составляет около 3 тысяч человек, были крайне разочарованы тем, что в прошлом году после проведения ярмарки на улицах остались кучи мусора и лошадиных экскрементов. Помимо прочего, участники не удосужились убрать за собой множество кабинок с биотуалетами.

Один из жителей, пожелавший сохранить анонимность, сказал: «Просто невозможно себе представить, как люди могут жить в подобных условиях! После ярмарки остаются кучи мусора: старые матрасы, все эти туалеты, в конце концов, лошадиный помет и обертки от сладостей. Надеюсь, в скором времени у нас получится привести город в человеческий вид».

Также в Эпплби нередки случаи, когда в связи с расцветом антисоциального поведения и насилия полиции приходится проводить задержания. Например, в 2013 году 20 человек были арестованы по подозрению в заговоре с целью причинить тяжкие телесные повреждения, а в 2011 году во время ярмарки прошла серия жестоких кулачных драк.

Предлагаем вам взглянуть на то, как же проходит крупнейшее собрание цыган в Европе.

Юноша скачет на лошади по главной улице Эпплби, две девушки на двуколке следуют за ним.

Лошадь встает на дыбы во время купания в реке Иден.

Старая школа: хотя повозка и радует глаз, по оживленной улице приходится ехать очень аккуратно.

Мужчины отдыхают и греются на солнце.

Десятки тысяч людей приезжают на ярмарку и расставляют по городу современные фургончики или старинные караваны.

Кузнец подковывает лошадь, для него ярмарка в Эпплби — прибыльное мероприятие.

Сотрудники Королевского общества защиты животных прибыли на ярмарку с целью убедиться, что с лошадьми нормально обращаются.

Мужчины на двуколке волокут за собой маленькую лошадку.

Тяжелый труд: мужчина ведет лошадь к лагерю.

Какой цыган не любит быстрой езды?

Во многих других городах мира подобное скопление лошадей на проезжей части вызвало бы удивление, но во время проведения ярмарки улицы Эпплби выглядят именно так.

Не только ржание и храп: хотя ярмарка в большей степени посвящена лошадям, на ней есть место и для незамысловатого веселья. Многие приезжают сюда потусить или даже увидеться с родственниками из других городов.

Рука помощи: мужчина уделяет внимание своей лошади, пока остальные просто катаются верхом по реке.

Мужчина с детьми катается по Эпплби.

Подросток пытается удержать разыгравшуюся лошадь.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

vsegda-tvoj.livejournal.com

Смешались в кучу кони, люди: что творят тысячи цыган на конной ярмарке в Эпплби

В местечке Эпплби в графстве Камбрия ежегодно проходит крупнейшая конная ярмарка Европы, на которой собирается порядка 30 тысяч цыган. Мероприятию уже больше 200 лет. Гости живут в своих современных или традиционных фургонах, расставленных по всему городу. Лошадей купают в реке Иден и задорно прогоняют рысью по главной дороге, запрягая их в специальные упряжки или просто оседлав.

Во время ярмарки всегда есть возможность продать или купить лошадь, хотя все эти сделки проходят неофициально, без оформления каких-либо документов. Ярмарка вообще не имеет какого-либо официального статуса и поэтому часто считается попросту самым массовым собранием цыган в Европе, куда они приезжают, чтобы провести несколько дней вместе в семейной атмосфере.

Мероприятие продлится до 8 июня, ожидается прибытие внушительного количества гостей, стремящихся принять участие в классических ярмарочных забавах. Для большинства участников это грандиозное событие — отличный повод весело провести время, однако на другой чаше весов коварно притаились и менее лицеприятные стороны ярмарки.

В последние годы в связи с этим событием звучало множество жалоб на жестокое обращение с животными и огромное количество мусора, который гуляки оставляют после себя. Жители Эпплби, население которого составляет около 3 тысяч человек, были крайне разочарованы тем, что в прошлом году после проведения ярмарки на улицах остались кучи мусора и лошадиных экскрементов. Помимо прочего, участники не удосужились убрать за собой множество кабинок с биотуалетами.

Один из жителей, пожелавший сохранить анонимность, сказал: «Просто невозможно себе представить, как люди могут жить в подобных условиях! После ярмарки остаются кучи мусора: старые матрасы, все эти туалеты, в конце концов, лошадиный помет и обертки от сладостей. Надеюсь, в скором времени у нас получится привести город в человеческий вид».

Также в Эпплби нередки случаи, когда в связи с расцветом антисоциального поведения и насилия полиции приходится проводить задержания. Например, в 2013 году 20 человек были арестованы по подозрению в заговоре с целью причинить тяжкие телесные повреждения, а в 2011 году во время ярмарки прошла серия жестоких кулачных драк.

Предлагаем вам взглянуть на то, как же проходит крупнейшее собрание цыган в Европе.

Юноша скачет на лошади по главной улице Эпплби, две девушки на двуколке следуют за ним.

Лошадь встает на дыбы во время купания в реке Иден.

Старая школа: хотя повозка и радует глаз, по оживленной улице приходится ехать очень аккуратно.

Мужчины отдыхают и греются на солнце.

Десятки тысяч людей приезжают на ярмарку и расставляют по городу современные фургончики или старинные караваны.

Кузнец подковывает лошадь, для него ярмарка в Эпплби — прибыльное мероприятие.

Сотрудники Королевского общества защиты животных прибыли на ярмарку с целью убедиться, что с лошадьми нормально обращаются.

Мужчины на двуколке волокут за собой маленькую лошадку.

Тяжелый труд: мужчина ведет лошадь к лагерю.

Какой цыган не любит быстрой езды?

Во многих других городах мира подобное скопление лошадей на проезжей части вызвало бы удивление, но во время проведения ярмарки улицы Эпплби выглядят именно так.

Не только ржание и храп: хотя ярмарка в большей степени посвящена лошадям, на ней есть место и для незамысловатого веселья. Многие приезжают сюда потусить или даже увидеться с родственниками из других городов.

Рука помощи: мужчина уделяет внимание своей лошади, пока остальные просто катаются верхом по реке.

Мужчина с детьми катается по Эпплби.

Подросток пытается удержать разыгравшуюся лошадь.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

vsegda-tvoj.livejournal.com

Русская ярмарка. Что обязательно было на торгу и рядом с ним?

«Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка» . Русская ярмарка - древняя традиция культурного наследия славянорусов Ярмарки на Руси зародились с древнейших времён. Возникали они всегда на пересечении торговых путей. Купцам хотелось поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам (излишек) . Зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда съедает он за год от силы два-три? Или для чего кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нет, а только кузница с необходимым инструментом? Сложно было таскать свой товар на далёкие растояния. В результате появился торг лошадьми и повозками. О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским просторам. Спрос на лошадей возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь. Скоморохи и шуты потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся слоганы: "Деготь, лыко и пенька - вот товар для мужика! ",

"Не маракуй - лошадь подкуй! ",

"Ешь побольше сала, чтоб хозяйство стояло! ",

"Хорошо иметь домик в Петербурге! "... Постепенно скоморохов заменят зазывалы и латошники. Это было проявление первой живой рекламы. Ассортимент русских ярмарок расширялся, а вместе с ним росли и ширились сами ярмарки. Большой популярностью на ярмарке пользовались зазывалы. Зазывала — это всегда остряк, забавник, импровизатор. Часто им был отставной солдат, наряженный стариком, в сером кафтане, с длинными волосами и бородой из пеньки: на шее у него висели оловянные часы, а в руках держал он старый книжный переплёт. У такого балаганного «деда» была «постоянная прописка» на ярмарочной площади, что также влияло на его наряд. Шляпа-коломенка или ямщицкая шапка придавали оттенок удали, веселой разгульности, которые были свойственны лихачам-извозчикам и ямщикам. На неё часто крепили бумажный цветок. Этим элементом высмеивали попытка мещан, лакеев и приказчиков выглядеть «благородно» , желание их покрасоваться, пофрантить. На кафтан часто нашивались цветные лоскутки. Предположительно эта деталь была заимствована у итальянского Арлекина с его трико, расшитым треугольниками из разноцветной материи. Хотя возможно это имеет отношение к русскому национальному кукольному герою Петрушке. В каком бы амплуа не выступал зазывала, он был заметной фигурой на ярмарочном представлении. Во многом доходнось балагана и торговой лавки зависела от остроумной прибаутки зазывалы: "Оладьи, оладушки, Для деда, для бабушки. Для малых ребяток, На гривну десяток. Кушайте, питайтесь! В тоску не ударяйтесь! На нас не обижайтесь! Пускай тухло да гнило, Лишь бы сердцу вашему было мило! "

otvet.mail.ru

Итоговое занятие "Русская ярмарка"

№ п/п Информация об учебном занятии
  Область деятельности дополнительного образования детей декоративно-прикладное творчество
1 учреждение дополнительного образования МОУ ДОД "Центр детского творчества" Тарского муниципального района Омской области
2 Педагог дополнительного образования Рарич Светлана Витальевна
3 детское объединение Мастерская "Волшебные бисеринки"
  образовательная программа "Бисерное рукоделие"
4 возраст учащихся 9-16 лет
5 количество человек в группе 15 человек
6 продолжительность учебного занятия 45 минут
7 тема учебного занятия Итоговое занятие "Русская ярмарка"
8 место данного учебного занятия в образовательной программе детского объединения 1 год обучения, тема 6
9 тип учебного занятия Проверка знаний и способов деятельности
10 форма учебного занятия Ярмарка
11 цель учебного занятия Обеспечение проверки и оценки знаний и способов деятельности воспитанников
12 задачи учебного занятия Обучающие:
  • Раскрыть понятие ярмарки, повторить виды декоративно-прикладного творчества;
  • Формировать умение применять на практике изученный материал;
  • Раскрыть в ребёнке способность общения с людьми.

Развивающие:

  • Развивать воображение, творческое мышление;
  • Развивать творческие способности детей на занятии бисероплетением.

Воспитательные:

  • Развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка;
  • Формировать интерес к коллективной деятельности.
13 перечень вводимых понятий Ярмарка, торги, товар, народная игра, забава.
  Принципы обучения Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

14 Предполагаемый результат занятия: какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы Повторение основных понятий. Сформируют представление о проведении ярмарки. Закрепят основные приёмы работы с бисером. Выполнят коллективную работу творческого плана.
15 Средства обучения (дидактические материалы, оборудование, ТСО, инструменты, материалы) Инструменты и материалы для бисероплетения: проволока, леска 0,15-0,17 мм, нитки ЛЛ; иглы для бисера, ножницы.

Готовые изделия из бисера, СD-диски с записями народных песен, магнитофон, карточки с заданиями, грамоты детям, благодарственные письма родителям, брошюры "Секреты бисероплетения".

Методы обучения

Дидактическая задача Методы обучения Способ организации учебно-познавательной деятельности детей
Обеспечение мотивации воспитанников к продуктивной деятельности. Метод стимулирования и мотивации - создание ситуации занимательности. Создание благоприятного психологического климата для творческой работы, беседа.
Актуализация опорных знаний, ориентированных на осознание ребёнком себя в социуме. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Беседа.
Создание проблемной ситуации Метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса. Постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемную ситуацию.
Получение детьми практического опыта в процессе совместного творческого поиска. Метод игры. Народные игры и забавы на ярмарке.
Анализ и оценка достижения цели занятия. Методы контроля и самоконтроля. Самооценка детьми собственной деятельности.

Ход учебного занятия по теме "Русская ярмарка"

Этапы Содержание работы Время (мин.)
1 Организационный (Комната оформлена под "ярмарку", торговые лавки заполнены разным "товаром": изделия детей из бисера - сувениры, украшения, многое другое. В центре ярмарки - стол с самоваром и калачами, блинами, сладостями. Играет мелодия "Ехал на ярмарку ухарь купец:". На занятие приглашены родители, бабушки и дедушки))

Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.

Педагог:

Есть в природе нашего народа Вечные, особые черты - Не берут ни годы, ни невзгоды, Ни капризы ветреные моды, От души они, от доброты. Гость, войди! Традиций не нарушим. С ним чайку всегда попьём. Всем известно русское радушье: Хлебосольство и открытый дом!

- Здравствуйте, люди добрые, да ребятишки славные! Благодарю вас, что пришли сегодня к нам на праздничную ярмарку, ярмарку необычную! Приглашаю всех на Праздничную площадь можно, только отперев замок, ключ от которого спрятан в сувенирах и игрушках, расположенных на столе перед дверью. Кто первым найдёт ключ, тот и откроет нам дверь на Праздничную площадь.

5 минут
2 Подготовительный Педагог: (играет ярмарочная музыка)

- Внимание! Внимание! Внимание! Открывается весёлое гуляние! Будьте как дома, не стесняйтесь, По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Пойдёте направо - будет забава! Пойдёте налево - много смеха и гама! Успеете отдохнуть и оторваться, Пока гости собираются, Проходи, честной народ, Коробейник всех зовёт!

Эй, модницы - красавицы Сюда, сюда скорей: Это вам понравиться, Купите поскорей: Кошельки, шкатулки, Бусы и серёжки, Кольца и браслеты. Всё понравиться у нас, надевайте хоть сейчас.

5 минут
3 Основной Педагог:

- В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка". Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово "ярмарка" русского происхождения. Но его германские корни очевидны - jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так с X века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие "места съездов" существовали в германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII векам они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.

- Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего. Они существовали и раньше. Возникали ярмарки всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда он съедает за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.

- однако, таскать на себе ненужное барахло было делом нелёгким. Например, притащить из Рязани пятьсот возов с грибами в далёкий Ирбит, или притащить из далёкого Ирбита обратно в Рязань пятьсот пустых возов - дело нешуточное! В ход пошли лошади (о возможностях автофур в те времена ещё не догадывались). А где лошади - там и цыгане!

- О цыганской торговле лошадьми до сих пор ходят легенды! Десятки тысяч ворованных европейских лошадей ковыляли и колесили по российским дорогам (многие старше семи лет!), и никакой Интерпол ничего с этим сделать не мог. Спрос на лошадей всё возрастал, поскольку обычно крестьяне приезжали на ярмарку, чтобы купить лошадь или пропить деньги, скопленные на лошадь. Цыгане предлагали самый разнообразный тюнинг лошадей - перекрашивали седла, дуги, оглобли. Иногда они надували лошадей горячим дымом, и те висели над ярмаркой, покачиваясь и веселя народ громким ржанием.

По В.И.Далю, "ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями". Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI веке немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих "Записках о московских делах" он назвал этот торг привычным для себя словом "jahrmarkt" - ярмарка.

- В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведёт своё начало с XVI века и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения её в Нижний Новгород (1817)".

Некий торговец Фурье первым предложил ввести торговые "ряды", расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

- У нас на ярмарке много разного товара. На каждом ряду есть название того или иного товара. Сейчас каждый из участников ярмарки будет подходить к волшебному сундучку и доставать задание с номером прилавка и рассказывать о товаре. Все кто знает об этом товаре ещё что-то, могут дополнять ответ.

  • прилавок №1 - инструменты для бисера;
  • прилавок №2 - история бисероплетения;
  • прилавок №3 - материалы для бисера;
  • прилавок №4 - простые цепочки;
  • прилавок №5 - серьги, кольца;
  • прилавок №6 - ожерелья;
  • прилавок №7 - картины из бисера;
  • прилавок №8 - пасхальные яйца;
  • прилавок №9 - браслеты и пояса;
  • прилавок №10 - цветы и насекомые; (Приложение 3)
  • прилавок №11 - инструкции по ТБ, гимнастика для глаз) (Приложение 2)
15 минут
4 Игровая часть Педагог:

- Спасибо вам, девочки, вы с интересом нам рассказали о таком прекрасном виде декоративно-прикладного творчества как бисероплетение, а сейчас мы хотим научить вас как же нужно хлопать нашим юным мастерицам. Я буду произносить слова, а вы должны либо хлопать, либо нет.

  • Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!
  • Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!
  • Если вы ученики - хлопайте в ладоши!
  • Если вы родители - хлопайте тоже!
  • Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!
  • Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!
  • Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!
  • Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!
  • Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!

- Следующий конкурс: надо заплести девичью косу. Коса ведь - девичья краса (звучит музыка " Ехал на ярмарку:"). Кто быстрее и красивее заплетёт косу, тот победитель.

- Сейчас я предлагаю всем продолжить нашу ярмарку. На ярмарке кроме торгов народ ещё и развлекался, предлагаю всем поиграть в русскую народную игру "Венок" (под музыку) (Приложение 1).

- Сегодня мы разучим старинную игру "Заря". (Приложение 1)

- А ещё ребятишки любили играть в такую игру как "Стадо". (Приложение 1)

Когда ярмарка заканчивалась, начиналась ещё одна потеха: участники устраивали бои "стенка на стенку".

Длилась ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям - свистулек из акации, жене - платок или бусы, старикам - земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось!

 
5 Итоговый Педагог:

- Наша Тарская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тарским Прииртышьем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей русской ярмарке и узнали много нового. Что вы сегодня увидели на ярмарке? О чём можете рассказать?

- Пришла пора прощания и хочется сказать слова благодарности нашим мастерицам и их родителям (вручение грамот, благодарственных писем и брошюр "Секреты мастерства") Приложение 4.

Мир вам, люди дорогие, вы явилисьв добрый час. Встречу тёплую такую мы готовили для вас. Хлебосольством и радушьем знаменит наш Тарский край. Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай. И места всегда почётные за обеденным столом, ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом!

(звучит песня В.Девятова "Этой ярмарки краски".

Ярмарка заканчивается чаепитием за общим столом.

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта