Белгород выбрать город
Выберите город

Работа в руках. Общие положения Приучение молодой лошади. Работа в руках с молодой лошадью


Работа в руках (часть первая)

Работа в руках —это составляющая выездки любой лошади, обычно малоизвестна и незаслуженно игнорируема, хотя такая работа очень полезна и является одной из лучших методик обучения.Методика Работа в руках, входила во все классические школы выездки, начиная с 18 века, но потом неоправданно отошла на второй план.

Дополняя тренировки под седлом, методика работа в руках позволяет мягко и спокойно подойти к изучению новых для лошади элементов. При этом, лошадь обучается новым упражнениям, не перевозбуждаясь и не уставая, ибо она не перегружена весом наездника. Всадник, в свою очередь, получает уникальную возможность точно и правильно использовать средства управления.

 

Работа в руках убирает возможность получения лошадью отрицательного впечатления от первого опыта при изучении нового элемента.

В этой статье мы ограничимся описанием нескольких простых упражнений, доступных большинству всадников и лошадей. Работа в руках — это очень мягкая методика, позволяющая познакомить лошадь с некоторыми новыми элементами. Не имея на своей спине всадника, лошадь, обычно, более спокойна и расслабленна, вес всадника не дисбалансирует лошадь и не мешает ей двигаться. А когда животное спокойно и расслабленно, оно лучше понимает, что от него ждут. Вам будет легче добиться выполнения таких элементов как осаживание, боковые сгибания, испанский шаг. При работе в руках, всадник, меньше беспокоит лошадь, поэтому проще заставить ее сдать в челюсти или в затылке, отработать прямые и боковые сгибания, придать гибкость задним ногам и пояснице при повороте на переду и осаживании.

Для тренера и берейтора гораздо удобней руководить лошадью с земли. Он не заботиться тем, чтобы держаться в седле, и получает возможность воздействовать на своего партнера более направленно, понятно и точно. Лошадь все время находится перед глазами, что позволяет всаднику видеть проделываемую работу, а не только чувствовать лошадь, как если бы он был верхом. С земли легче оценивать эмоциональную реакцию лошади: заметить когда животное боится, расслабленно ли оно или, наоборот, замкнуто, понимает ли лошадь, что от нее хотят или еще нет. И лошадь будет более внимательна к командам человека, если он находится около ее головы. Однако надо учитывать, что лошадь не в состоянии быть предельно сконцентрированной дольше пятнадцати минут. Соответственно, необходимо предвидеть ослабление внимания, устраивать перерывы и регулярно менять упражнения. Желательно начинать работу в руках в закрытом манеже. Не забывайте, что, хотя работа в руках приносит одну выгоду, она может быть очень опасной, если осуществляется неопытным всадником или человеком, лишенным пресловутого «такт экестр», то есть «чувства лошади».

Важно: Нечего и думать начинать работу в руках, если всадник не завоевал полное доверие лошади. Таким образом, первый этап состоит в том, чтобы долго лаская и поглаживая лошадь, полностью ее расслабить. Ни в в коем случае нельзя его игнорировать. Соответственно, лошадь надо настроить не на работу, а на полное расслабление: шея вытянута, голова не поднята слишком высоко и не опущена слишком низко, уши стоят торчком, демонстрируя любопытство. Всадник должен иметь возможность обойти вокруг своего ученика, погладить его по корпусу, по крупу, не вызывая у лошади ни малейшего признака беспокойства. Доверие и подчинение необходимы обоим партнерам во время последующей работы. Второй этап заключается в том, чтобы познакомить лошадь с хлыстом. Она должна рассматривать хлыст как помощника и, ни в коем случае, не бояться его. Если вам это удалось, то вы сможете прикасаться хлыстом к любой точке тела лошади, не вызывая ее беспокойства. Хлыст должен быть вполне естественным продолжением руки всадника. Надо дать привыкнуть своему ученику к контакту с этим инструментом: гладить лошадь рукояткой хлыста, а потом гибкой частью до тех пор, пока лошадь не перестанет реагировать на это. Этап знакомства и привыкания к хлысту один из самых важных, и необходимо посвятить ему какое-то время.

 

Работа в руках не требует никакого специального снаряжения. Оголовья или уздечки с мягким (лучше дутым) трензелем вполне достаточно. Не следует слишком туго затягивать капсюль. Всаднику же понадобятся только перчатки и длинный выездковый хлыст средней гибкости, чтобы иметь возможность дотрагиваться до любого места на теле лошади. Опасно работать в руках не сняв шпоры.

(продолжение следует)

Рубрики: Работа с лошадью | Работа с молодой лошадью← Как лучше всего фотографировать лошадьРабота в руках (часть вторая) →

www.cowboyway.ru

Работаем над растяжкой

Классическая подготовка верховой лошади не может обойтись без работы в руках. Такие занятия могут научить коня очень многому: от умения правильно реагировать на давление, до выполнения сложных прыжков Высшей Школы над землей. В работе с молодой лошадью такие тренировки помогают сохранять принятие железа мягким и чутким, позволяют в простой для коня форме показать все основные элементы и без сопротивления перенести их на верховую работу. Кроме того, работа в руках помогает исправлять ошибки в тренинге уже взрослых лошадей гораздо быстрее и легче, чем верховая работа.

Первое, чем следует заняться с лошадью в руках – это растяжка. Первые четыре упражнения не раз описаны в русскоязычной конной литературе и не просто так. Они являются основой работы над растяжкой и полезны для любой лошади:

— Встаньте сбоку лошади, ближе к крупу. Предложите ей морковку. Одной рукой можете взять коня за хвост, не давая ему отступать задними ногами. Смысл в том, чтобы лошадь потянулась мордой к хвосту. Следите за тем, чтобы она именно тянулась к хвосту, а не пыталась схватить угощение резкими движениями. Если лошади сложно пока сильно сгибаться, просто встаньте ближе к морде, тем самым несколько облегчив ей задачу. Не забывайте повторять упражнение в обе стороны.

 

 

 

 

 

 

— Встаньте немного впереди лошадью. Предложите ей морковку. Она должна потянуться вперед и вниз. Если лошадь делает шаг вперед, положите руку ей на грудь, не давая делать нежелательные шаги. Опять же, следите чтобы лошадь делала плавные движения.

 

 

 

 

 

 

equinemanagement.ru

Глава 3. Работа лошади "в руках" (без всадника) - Работа в руках

Глава 3. Работа лошади "в руках" (без всадника)

Сущность этой работы заключается в том, чтобы сгибанием позвоночника в вертикальной и горизонтальной плоскостях подготовить лошадь к работе под всадником, научить элементарному пониманию основных приемов управления и приучить ее двигаться вперед с подведенными задними ногами и правильным положением шеи и головы.

Работой в руках достигается:

  1. Ознакомление лошади с действием поводьев и подготовка ее к пониманию действий шенкелей.
  2. Приучение лошади двигаться от действия шенкелей (туширование хлыстом).
  3. Развитие способности лошади двигаться вперед, не упираясь в челюсти и в затылок при подведенной задней части корпуса и правильно поставленной шее.
  4. Отработка мягкости движений затылка и челюсти.
  5. Свобода движений передних ног лошади, гибкость ее в боках и в суставах задних конечностей.
Работа "в руках" ведется в следующей последовательности: сначала отрабатывают прямые сгибания шеи и головы в вертикальной плоскости (работа по прямому направлению на цирковом манеже носит несколько условный характер, так как, двигаясь вдоль барьера, лошадь чуть изгибается), затем боковые сгибания, также вдоль барьера "в руках".

При работе в руках прямыми сгибаниями вырабатывают:

  1. Чувствительность рта лошади (рот должен реагировать на требования повода "сдаванием" нижней челюсти).
  2. Развитие способности самоуравновешиваться с наименьшей затратой сил.
Движение вперед "в руках"

Лошадь ставят вдоль барьера, например для движения налево. Мундштучные поводья забрасывают лошади на шею, конец трензельных поводьев - в левой руке дрессировщика. В эту же руку берут и хлыст, опуская его концом вниз, вдоль левой ноги. Правой рукой держат трензельные поводья у подбородка лошади, пропуская указательный палец между поводьями (рис. 19). Затем делают несколько шагов вперед.

Рис. 19. Движение вперед 'в руках'

Если лошадь следует за дрессировщиком, ее оглаживают, если упирается, то, подав левую руку назад, осторожно тушируют ее хлыстом у подпруги. Если этого недостаточно, туше повторяют. Обыкновенно туширования бывает вполне достаточно. Иногда лошадь оказывает сопротивление; для того чтобы заставить двигаться, дрессировщик вынужден слегка ударить ее по задним ногам. При этом необходимо принять во внимание, что молодая лошадь не всегда понимает, чего от нее требуют, ей еще незнакомы средства наказания, которыми располагает дрессировщик; она не боится наказания и плохо понимает ласку (поощрение). Вот почему в таких случаях дрессировщику надо быть терпеливым, добиваясь понимания лошадью ласки и наказания, так как вся дальнейшая работа основана именно на этих двух приемах: поощрение и наказание.

Если лошадь спокойна и не очень "впечатлительная", она двигается вперед довольно спокойно. Но часто лошадь на удар хлыста отвечает резким движением и может даже подняться на дыбы, начать "козлить" или быстро осаживать. Если лошадь козлит, дрессировщик правой рукой с поводьями поднимает ей голову, чтобы передать центр тяжести к задним ногам. Держаться при этом дрессировщику следует у плеча лошади, избегая удара ее передней ноги. С поднятой головой лошадь не может "козлить". Поднятие на дыбы гораздо опаснее. Если это случилось, то правая рука немедленно бросает поводья и дрессировщик должен, удерживая конец поводьев в левой руке, повернуться лицом к лошади, вытянув левую руку. При таком положении лошадь не может достать дрессировщика. Когда лошадь опустилась, к ней нужно осторожно подойти, стараясь скрыть хлыст.

При вторичном подъеме лошади на дыбы следует сильно натянуть поводья, но без "пука". После того как лошадь несколько раз поднимется, не достигнув цели, она может броситься в сторону, но положение, в котором она находится, позволяет ей броситься только влево, то есть внутрь манежа. В этом случае удар хлыстом по боку и нажим повода быстро поставят ее на место.

Любые занятия по дрессировке никогда нельзя заканчивать во время сопротивления лошади. Необходимо снова с помощью тех же средств настаивать на выполнении лошадью требования дрессировщика, в данном случае на движении лошади вперед, и не прекращать работу до тех пор, пока она не уступит окончательно.

Если лошадь идет хорошо налево, повторяют то же и направо. Затем постепенно приучают лошадь двигаться вперед лишь по щелчку языка. Без этого дальнейшая работа будет затруднительна. Достигается это так: щелкнув языком, дрессировщик делает несколько больших шагов вперед, если лошадь сразу же двинется вперед, он ее оглаживает. В противном случае лошадь следует послать вперед хлыстом, нанося им легкий удар по боку лошади у подпруг. Повторяя это упражнение несколько раз в каждую, сторону, легко добиться желаемого.

Приучение лошади к шенкелю

Начинать каждый урок следует с повторения пройденного, после чего можно постепенно предъявлять лошади и новые требования.

Раз лошадь идет спокойно шагом и слегка сдает при этом на повод, необходимо ее приучать к повиновению шенкелю. Эту работу следует начинать в руках.

Встав перед лошадью, дрессировщик берет левой рукой трензельные поводья около рта лошади и слегка поднимает ей голову. Правой рукой с хлыстом туширует ее слегка с левой стороны у подпруг, где должен лежать шенкель, и одновременно подает голову лошади влево, чтобы облегчить ей откидывание задней части туловища вправо. Здесь всадник применяет так называемое боковое воздействие, так как и повод и шенкель (хлыст) действуют с одной и той же стороны.

Дальнейшая выездка производится диагональными средствами управления, то есть повод действует с противоположной стороны той, с которой действует шенкель. Это основной принцип правильной выездки. Если лошадь при этом сделала задними ногами два или три шага вправо (влево), значит она уступила дрессировщику, ее следует огладить; если же она на туширование отвечает ударом задней ноги, нужно поднять ей голову и тем самым перенести ее центр тяжести назад и потребовать от нее выполнения вторично. Проделав это упражнение пять-шесть раз направо и налево, лошадь будет легко уступать в обе стороны на несколько шагов. Нужно довольствоваться лишь несколькими шагами, но чаще возобновлять упражнение, оглаживая каждый раз за послушание. Вновь подчеркиваем, что одобрение (сглаживание или дача лакомства) должно следовать немедленно за выполнением лошадью требования дрессировщика, точно так же как наказание - за сопротивление (но не за непонимание).

Когда лошадь легко уступает тушированию на обе стороны, голову ее можно удерживать прямо, чтобы она повиновалась лишь действию хлыста. Эта работа приучает лошадь переносить и припоминать действие шенкелей. Кроме того, это упражнение необходимо для перехода к боковым сгибаниям.

Подготовительные упражнения к прямым сгибаниям шеи и головы лошади

Находясь у левого плеча лошади, стоящей налево по барьеру, правой рукой берут оба мундштучных повода на расстоянии 15-20 см от удил, а левой - оба трензельных повода впереди головы лошади (рис. 20). Конец трензельных поводьев и хлыст удерживают в левой руке. Затем левой же рукой подымают вперед голову и шею лошади, а правой, действуя на мундштук, заставляют шею согнуться в затылке, а рот уступить (то есть разжаться и отжевать). Обе руки действуют с одинаковой силой.

Рис. 20. Подготовительные упражнения к прямым сгибаниям шеи и головы лошади

Левая рука действует не только вперед, но и снизу вверх. Ее задача - не только не давать лошади оттягиваться, но и заставлять лошадь подымать голову и шею, в то время как мундштук производит сгибание. Если трензельными поводьями действовать только вперед, то в тот момент, когда мундштук произведет сгибание, лошадь сможет опустить голову и тогда произойдет понижение шеи, чего следует избегать во все время работы в руках.

Если лошадь оттягивается назад или осаживает, усильте действие трензельных поводьев; если лошадь упирается в затылке и не хочет сдать на повод, усильте действие мундштучных поводьев. Ни в коем случае не следует тянуть мундштучные поводья безостановочно, а лучше производить ряд легких и коротких нажимов. Нажимы должны быть настолько короткие, чтобы они не производили на рот лошади впечатление "пуков", и не настолько продолжительные, чтобы у нее могло появиться желание упереться на повод. Как только лошадь хоть немного уступила дрессировщику, следует отдать поводья и огладить лошадь, затем снова возобновить работу, но уже настаивая на большей уступке, затем снова отдать повод, огладить и т. д. Нельзя при этой работе быть чрезмерно требовательным. Успех будет несомненный и быстрый только при осторожном и ограниченном предъявлении требований. Требования должны возрастать лишь по мере достижения определенного успеха, а не для преодоления сопротивления лошади. Необходимо требовать, чтобы лошадь сдала (согнула) не только в шее, но и уступила ртом, то есть отжевала удило. Без этого работа не может считаться оконченной.

Случается, что лошадь долго "сопротивляется ртом". Тогда нужно сделать более продолжительный нажим мундштучными поводьями и затем сразу отдать повод совсем. Лошадь, утомленная сопротивлением, шевельнет ртом. Этот момент нужно уловить и вновь легко набрать мундштучные поводья. В этом случае лошадь не успеет противодействовать. Повторив несколько раз этот прием, всегда можно добиться, что лошадь будет "сдавать на повод". В том случае, если рот не "уступит", одно сгибание шеи приведет лишь к тому, что вся тяжесть лошади будет подана назад и заставит ее осадить или оттянуться.

Таким образом, вся работа прямого сгибания шеи и головы состоит в чередовании действия трензеля и мундштука. В то время как трензель подает лошадь вперед, мундштук легким давлением на беззубый край придерживает голову, нагибает ее и заставляет сдать на повод, не останавливаясь и даже, по возможности, не укорачивая ход (если работа производится на месте, но не оттягиваясь назад). Чтобы достичь этого без излишних усилий, необходимо настойчиво повторять одно и то же: выдерживать и сдавать. Это основной принцип всей работы. Выдержать, чтобы победить сопротивление, сдать, чтобы вознаградить за уступку, снова выдержать, чтобы, воспользовавшись одной уступкой, добиться большего и т. д. Крайне важно, чтобы после уступки добиваться у лошади мягкого взятия повода (выдерживать повод).

Глава 4. Работа лошади под всадником

Основы посадки всадника и управления лошадью

Первый большой труд, подробно описывающий школьную посадку как наиболее совершенную в выездке, был написан в 1836 году полковником Бабинским*. В то время высшая школа верховой езды достигла в России своего наибольшего развития и была известна своей тонкой шлифовкой манежной езды. И сейчас огромное значение при демонстрации любой езды на лошади и особенно высшей школы верховой езды имеет посадка артиста-всадника на лошади. Как бы хорошо лошадь ни "работала", впечатление от выступления будет смазано неправильной, неэлегантной, натянутой или, наоборот, разболтанной посадкой.

* (Бабинский И. Краткая иппология и курс верховой езды. Спб., 1836.)

Устойчивое положение всадника и правильные движения лошади во многом зависят от максимального совмещения центра тяжести тела всадника с вертикальной линией центра тяжести лошади, то есть от равномерного размещения веса всадника на спине лошади (рис. 21). Корпус всадника условно делится на три части: две подвижные (верхняя - от головы до бедра и нижняя - от голеней до пяток) и одна относительно неподвижная (средняя - от бедра до колена).

Рис. 21. Устойчивое положение всадника и правильные движения лошади во многом зависят от равномерного размещения веса всадника на спине лошади

Правильная посадка обеспечивает всаднику:

  1. Гибкость, позволяющую изменять положение корпуса в соответствии с движением лошади, облегчая этим ее работу и содействуя естественному и правильному движению лошади.
  2. Устойчивое положение в седле.
  3. Непринужденность, позволяющую удобно и незаметно управлять лошадью и возможно меньше утомляться при езде.
Сидеть в седле следует уверенно, без напряжения, верхнюю часть корпуса держать отвесно, поясница должна быть слегка прогнута, плечи развернуты, свободно и ровно опущены. Голову надо держать прямо и свободно, не опуская подбородка и не откидывая назад. Верхняя часть рук от плеча до пояса, свободно опущенная вниз, прилегает, но не прижимается к телу всадника; локти не должны выходить назад за линию боков, нижняя часть рук от локтя до кисти вытянута вперед, кисти руки слегка согнуты внутрь, сложены в кулак и большими полусогнутыми пальцами прижимают проходящие через ладонь поводья.

Ноги всадника, если стремена пригнаны правильно, должны прилегать плотно и плоско к седлу. Нога, опущенная от колена вниз и слегка назад, внутренней стороной (шенкелем) касается боков лошади, при этом каблук держать несколько ниже носка, а носок - естественно развернутым.

Стремя следует держать на самой широкой части ступни совершенно свободно и легко упираясь в него. Стремя пригоняется так, чтобы у всадника, поднявшегося на стременах и выпрямившего колени, между седлом и разрезом ног свободно проходил кулак или при вытянутой свободно вниз ноге нижний обрез стремени приходился на уровне верхней части задника сапога. Всадник должен учитывать вертикальные и горизонтальные перемещения центра тяжести лошади и соответственно перемещать свой центр тяжести путем подачи вперед или назад поясницы и уклона корпуса.

Посадка только тогда становится красивой и ненапряженной, когда правильно уравновешенная лошадь сама способствует этому. Не случайно прежние мастера сажали своих учеников на хорошо выезженных школьных лошадей в пилярах, без стремян и поводьев. При этом не давалось другого наставления, кроме совета совершенно свободно и прямо сидеть на лошади, свободно опустив ноги. Мягкое ощущение любого движения лошади и особенно пиаффе с самого начала обучения вырабатывало красивую посадку, доставляя ученику удовольствие от овладения этим искусством, и помогало установить на всю жизнь то, что составляет самое существенное при езде, - точное чувство лошади, то есть умение чувствовать движения лошади, предугадывать их и направлять ее силы.

Положение корпуса перпендикулярное спине лошади - основа посадки. Но иногда при управлении лошадью всаднику приходится делать большие физические усилия. В этом случае сохранить правильность посадки дело нелегкое. Однако, как бы ни были велики усилия всадника, они не должны быть заметны зрителям, иначе остается неприятное впечатление, что работает не лошадь, а всадник. Всадник же должен представлять собой одно целое с фигурой лошади, не проявляя своего напряжения, и будет казаться, что лошадь под ним идет легко, как бы играючи. Конечно, чем меньше усилий при управлении требует лошадь, тем больше у всадника возможностей сохранить хорошую, элегантную посадку. Легче всего сохранять посадку, когда у лошади достаточно импульсивности. Чувство посадки вырабатывается путем постоянного улавливания движения ног лошади. Движения передних ног находятся в поле зрения всадника, поэтому чувствовать их движения не представляет большой трудности, ощущать же движения задних ног лошади удается далеко повеем всадникам. Чтобы выработать в себе это чувство, всадник должен изжить всякую напряженность в своей посадке и как бы войти в каданс движения лошади, предугадывая каждое движение ее задних ног и следя за передними. Лучшим средством развить в себе это чувство и научиться отдавать себе ежесекундный отчет в том, что делает в данный момент каждая нога лошади, считаются упражнения в откидывании животным задней части на месте и в движении.

Следует считать целесообразным с первых же уроков прививать всаднику наряду с правилами посадки и умение ощущать лошадь. Насколько это важно, можно судить хотя бы по тем высоким результатам, которых добился знаменитый наездник Джеймс Филлис*, известный английский дрессировщик и теоретик цирка, благодаря своему умению чувствовать лошадь, хотя посадка его оставляла желать лучшего и была лишена присущей цирку парадности. Некоторые считают это чувство врожденной способностью человека. Джеймс Филлис писал: "Книга этому не научит. Научит упорство в труде, опыт, а главное любовь к делу".

И все же методика способна помочь этому делу соответствующими упражнениями. Опыт последних лет показывает, что чувство это может быть выработано у всадника путем его неослабного внимания и постоянного анализа движений лошади. Приходит оно, конечно, с большой практикой, но может быть значительно ускорено комплексом специальных упражнений.

Вот моменты при езде, которые обязательно должен чувствовать всадник:

  1. Как работает у лошади рот (челюсти).
  2. В каком темпе идет лошадь.
  3. Движения и переступания передних ног лошади.
  4. Движения задних ног лошади и подступания каждой из них.
  5. Как изгибается лошадь в боку.
  6. Под какую диагональ он облегчается.
  7. Движения ног на галопе (очередность).
  8. Моменты подвисания и опирания.
  9. Границы возможности посыла лошади.
  10. Степень импульсивности лошади.
Чувство повода - это ощущение рукой, держащей поводья, степень упора лошади на удила и равномерность его. Кроме этого всадник должен уметь создать продолжительность этого упора в нужной степени. Чувство это вырабатывается путем постоянного контакта пассивной и очень спокойной руки всадника со ртом лошади. Точность этого чувства ощущается рукой всадника гораздо легче при стойке лошади на месте, нежели в ее движении, так как в движении этот контакт легко может быть нарушен не только лошадью, но и неустойчивостью посадки самого всадника.

При малейшем нарушении контакта всадник должен отдавать себе отчет в том, кем нарушен этот контакт - им ли самим или лошадью, - и уметь мгновенно его восстанавливать набиранием повода или посылом шенкелей.

Учиться сохранять контакт всадник должен вначале на очень коротких репризах. Если же этот контакт в силу каких-либо причин нарушен, то продолжать движение каким бы то ни было аллюром до восстановления контакта надо считать делом бесполезным.

Чувство темпа вырабатывается путем ощущения движений лошади, лучше всего на рыси подсчетом "раз" в темп движения или подсчетом галопад на галопе.

Кроме количественного счета темпов всадник должен ощущать их четкость, то есть отрывистость, высоту, замедление и ускорение. Только чувство темпа позволяет всаднику предугадывать предстоящие толчки и согласовывать свою посадку с движениями лошади.

Подсчет движений лошади должен войти в привычку всадника, особенно при езде высшей школы. Чувство движения (переступание) передних конечностей лошади усваивается всадником обычно легко, так как этому помогает возможность видеть вынос соответствующего плеча лошади.

Первичным упражнением, приучающим всадника чувствовать движение передних ног лошади, идущей рысью, является упражнение по облегчению под определенную ногу. Следующий этап - это вымахивание лошади, облегчение под правую ногу (если лошадь движется по манежу против часовой стрелки) и выход с места шагом или рысью с определенной ноги*. Последнее упражнение требует умелого управления и переноса тяжести передней части корпуса лошади поводом на противоположное выносу плечо. Все эти упражнения приучают всадника быть всегда внимательным к движениям передних ног.

* (Все дальнейшие описания в книге даны с учетом движения лошади по манежу против часовой стрелки.)

Чувство движения передних ног лошади в совершенстве вырабатывается после усвоения всадником приемов диагонального воздействия. Поэтому этот прием полезно практиковать и в начале выездки и в начале обучения всадника.

Движения задних ног и подступания каждой из них являются одним из трудноуловимых моментов не только для молодых наездников, по часто и для вполне опытных всадников. Чувствовать это при выездке лошади необходимо, так как в значительной мере облегчает обучение лошади многим движениям.

Приучать себя к ощущению движений задних ног лошади надо начинать на вольтах, где левая нога больше подступает под корпус и это подступание передается всаднику понижением левого бедра. Усиление левого шенкеля в момент подъема задней ноги усиливает подступание. Если всадник не чувствует этого подступания, то ему следует наблюдать за односторонней с ней передней ногой. Момент наступания передней ноги на рыси соответствует подъему односторонней задней ноги.

Чем лучше подготовлена лошадь сгибаниями, тем заметнее подступание ноги благодаря понижению в этот момент ее бедра. Наиболее ощутимы балансирующие движения задней части корпуса лошади. Ощущать подступание левой задней ноги особенно необходимо на боковых движениях, галопе, перемене ног и пируэте на галопе. Впоследствии всадник должен различать подступание задней ноги от ее подъема, при котором бедро не понижается, а всадника бросает вперед.

Момент подвисания и упора необходимо чувствовать всаднику на всех аллюрах.

Моменты наступания на разных аллюрах ощутимы по-разному. Например, на рыси сгибания путовых суставов меньше, само наступание жестче, поэтому и всадник ощущает более резкие толчки.

Чтобы почувствовать эти моменты, всадник должен целиком сосредоточить на них свое внимание. А так как времени между моментом подвисания и моментом наступания очень мало, то всаднику не следует задаваться целью почувствовать оба эти момента одновременно, а научиться чувствовать их в отдельности. Так, например, за репризу всадник ставит своей целью уловить только моменты подвисания или, наоборот, только моменты наступания. Способность определять степень изгибания корпуса лошади приобретается на упражнениях: плие, вольты, восьмерка.

Умение в меру гнуть лошадь в боку и уклонять свой корпус во внутрь поворота вырабатывается переходами с большого круга на малый и наоборот. Более точная мера этого сгибания нужна на боковых движениях.

newrefs.ru

Глава 3. Работа лошади "в руках" (без всадника)

Сущность этой работы заключается в том, чтобы сгибанием позвоночника в вертикальной и горизонтальной плоскостях подготовить лошадь к работе под всадником, научить элементарному пониманию основных приемов управления и приучить ее двигаться вперед с подведенными задними ногами и правильным положением шеи и головы.

Работой в руках достигается:

  1. Ознакомление лошади с действием поводьев и подготовка ее к пониманию действий шенкелей.

  2. Приучение лошади двигаться от действия шенкелей (туширование хлыстом).

  3. Развитие способности лошади двигаться вперед, не упираясь в челюсти и в затылок при подведенной задней части корпуса и правильно поставленной шее.

  4. Отработка мягкости движений затылка и челюсти.

  5. Свобода движений передних ног лошади, гибкость ее в боках и в суставах задних конечностей.

Работа "в руках" ведется в следующей последовательности: сначала отрабатывают прямые сгибания шеи и головы в вертикальной плоскости (работа по прямому направлению на цирковом манеже носит несколько условный характер, так как, двигаясь вдоль барьера, лошадь чуть изгибается), затем боковые сгибания, также вдоль барьера "в руках".

При работе в руках прямыми сгибаниями вырабатывают:

  1. Чувствительность рта лошади (рот должен реагировать на требования повода "сдаванием" нижней челюсти).

  2. Развитие способности самоуравновешиваться с наименьшей затратой сил.

Движение вперед "в руках"

Лошадь ставят вдоль барьера, например для движения налево. Мундштучные поводья забрасывают лошади на шею, конец трензельных поводьев - в левой руке дрессировщика. В эту же руку берут и хлыст, опуская его концом вниз, вдоль левой ноги. Правой рукой держат трензельные поводья у подбородка лошади, пропуская указательный палец между поводьями (рис. 19). Затем делают несколько шагов вперед.

Рис. 19. Движение вперед 'в руках'

Если лошадь следует за дрессировщиком, ее оглаживают, если упирается, то, подав левую руку назад, осторожно тушируют ее хлыстом у подпруги. Если этого недостаточно, туше повторяют. Обыкновенно туширования бывает вполне достаточно. Иногда лошадь оказывает сопротивление; для того чтобы заставить двигаться, дрессировщик вынужден слегка ударить ее по задним ногам. При этом необходимо принять во внимание, что молодая лошадь не всегда понимает, чего от нее требуют, ей еще незнакомы средства наказания, которыми располагает дрессировщик; она не боится наказания и плохо понимает ласку (поощрение). Вот почему в таких случаях дрессировщику надо быть терпеливым, добиваясь понимания лошадью ласки и наказания, так как вся дальнейшая работа основана именно на этих двух приемах: поощрение и наказание.

Если лошадь спокойна и не очень "впечатлительная", она двигается вперед довольно спокойно. Но часто лошадь на удар хлыста отвечает резким движением и может даже подняться на дыбы, начать "козлить" или быстро осаживать. Если лошадь козлит, дрессировщик правой рукой с поводьями поднимает ей голову, чтобы передать центр тяжести к задним ногам. Держаться при этом дрессировщику следует у плеча лошади, избегая удара ее передней ноги. С поднятой головой лошадь не может "козлить". Поднятие на дыбы гораздо опаснее. Если это случилось, то правая рука немедленно бросает поводья и дрессировщик должен, удерживая конец поводьев в левой руке, повернуться лицом к лошади, вытянув левую руку. При таком положении лошадь не может достать дрессировщика. Когда лошадь опустилась, к ней нужно осторожно подойти, стараясь скрыть хлыст.

При вторичном подъеме лошади на дыбы следует сильно натянуть поводья, но без "пука". После того как лошадь несколько раз поднимется, не достигнув цели, она может броситься в сторону, но положение, в котором она находится, позволяет ей броситься только влево, то есть внутрь манежа. В этом случае удар хлыстом по боку и нажим повода быстро поставят ее на место.

Любые занятия по дрессировке никогда нельзя заканчивать во время сопротивления лошади. Необходимо снова с помощью тех же средств настаивать на выполнении лошадью требования дрессировщика, в данном случае на движении лошади вперед, и не прекращать работу до тех пор, пока она не уступит окончательно.

Если лошадь идет хорошо налево, повторяют то же и направо. Затем постепенно приучают лошадь двигаться вперед лишь по щелчку языка. Без этого дальнейшая работа будет затруднительна. Достигается это так: щелкнув языком, дрессировщик делает несколько больших шагов вперед, если лошадь сразу же двинется вперед, он ее оглаживает. В противном случае лошадь следует послать вперед хлыстом, нанося им легкий удар по боку лошади у подпруг. Повторяя это упражнение несколько раз в каждую, сторону, легко добиться желаемого.

studfiles.net

Ощущение реакции лошади на посыл - Работа в руках

Ощущение реакции лошади на посыл

Вырабатывается в процессе всей выездки. У всадника создается ощущение, что от нажима шенкелей лошадь как бы выходит из-под него и масса передней части корпуса лошади увеличивается.

Чувство посыла должно быть не только в движении, но и на мосте. Импульсивность лошади должна всегда поощряться всадником. Не менее важным следует считать умение всадника вызывать у лошади рефлекс внимания, без чего невозможно полное повиновение лошади. "Когда я на лошади, ее внимание

Есть лошади, которые ежеминутно отвлекаются, смотрят по сторонам и в эти моменты не реагируют на указания всадника. Отвлекаясь, лошадь может повернуть в сторону голову, изогнуться в боку, ускорить или замедлить аллюр, и в этот момент происходит торможение вызываемых всадником рефлексов. Поэтому урок выездки лошади должен целиком поглощать ее внимание, и с первых же занятий она должна различать два положения: "смирно" и "вольно".

Рефлекс внимания лошади в начале выездки прививается лаской и приданием ее фигуре нужных положений. Рефлекс внимания становится как бы второй натурой лошади, и мы наблюдаем, как даже ретивые жеребцы становятся послушными благодаря своему вниманию к указаниям всадника.

Средства и приемы управления лошадью

Всадник управляет лошадью поводом, шенкелями и уклонами корпуса. Для успешного управления лошадью нужно полное взаимодействие всех этих средств. Шенкелями всадник заставляет лошадь идти вперед и управляет ее задними ногами. Действие шенкелей при необходимости может быть усилено шпорами, служащими также средством для наказания лошади за проявленное сопротивление. Управление шенкелями состоит в одновременном и одинаковом нажатии ими на бока лошади или в более сильном действии одного из них. Нажимать шенкелями следует у заднего края, подпруги. Равномерное и одновременное нажатие обоих шенкелей, вызывающее подведение задних ног лошади, способствует ее равновесию. Этот прием применяется для посыла лошади вперед, при остановке и при переходе из большего аллюра в меньший и наоборот.

Чтобы согнуть лошадь в боку, применяется раздельное действие шенкелей. При этом левый шенкель является осью сгибания, а правый, действующий по отношению к левому несколько назад, направляет движение задних конечностей по следу переда, а при поворотах на месте их удерживает. Нажатием одного какого-либо шенкеля задняя часть корпуса лошади откидывается в противоположную сторону, противоположный шенкель регулирует и останавливает это движение.

Уклоны корпуса перемещают центр тяжести всадника, содействуя равновесию лошади. Уклоном корпуса всадник предупреждает все движения и восстанавливает утраченное равновесие при спотыкании лошади, на прыжке, при неожиданном резком движении лошади и т. д., регулирует и направляет полученное от шенкеля движение вперед.

Поводья являются средством управления передней частью корпуса лошади: они дают направление движения, замедляют или останавливают это движение и устанавливают правильное положение головы и шеи.

Поводья давлением удил действуют на язык, на беззубый край нижней челюсти и на углы рта лошади; непосредственное же давление поводьев осуществляется на шею лошади.

Поводья должны быть натянуты настолько, чтобы всадник постоянно чувствовал легкий упор рта лошади.

При движении лошади прямо поводья должны действовать ровно. На поворотах, когда лошадь надо направить в другую сторону, левый повод указывает направление движения, а правый повод выдержкой и нажимом на шею регулирует движение передней части корпуса лошади.

Первые уроки лошади под всадником

Злая или упрямая лошадь при посадке на нее может подняться на дыбы или стараться ударить человека передней ногой. Но есть лошади хоть и незлые, но нервные и возбудимые. Они не стоят на месте, могут осадить назад, броситься вперед, в стороны. В таких случаях Филлис советует садиться следующим образом: взяв левый трензельный повод в левую руку, этой же рукой взяться за гриву приблизительно около середины шеи лошади. Правой рукой взяться за переднюю луку седла, имея в ней и правый трензельный повод. Поводья лишь слегка натянуты. Затем повернуться к левому плечу лошади. Если лошадь осаживает, ее тушируют хлыстом слегка по крупу и подают вперед, повторяя это до тех пор, пока она не будет стоять спокойно. Если лошадь двигается вперед, ее ставят вновь на место, натянув поводья. Если лошадь бросится влево, левым поводом поворачивают ей голову влево, чтобы заставить откинуть задние ноги вправо. Если лошадь бросится вправо, правым поводом поворачивают в ту же сторону и ее голову, чтобы заставить задние ноги откинуть влево. Можно при посадке в целях страховки поручить помощнику взять лошадь за лонжу и при необходимости тушировать лошадь. Сев на лошадь первый раз, довольствуйтесь лишь тем, чтобы она прямо двигалась вперед. В первое время управлять следует только трензельными поводьями. Употребления шпор нужно безусловно избегать. Затем делают несколько кругов по манежу в обе стороны, давая лошади возможность свободно двигаться. На последующих занятиях, если лошадь несет голову слишком низко, можно ее поднять очень легкими движениями трензельных поводьев снизу вверх; если же она задирает голову, дают ей почувствовать мундштук, но лишь настолько, чтобы не задержать ее движения вперед. Если лошадь остановится от действия мундштука, следует отдать повод совсем и нажать шенкелями позади подпруг. В этом случае шенкель заменяет хлыст. В начальной стадии работы, прежде всего надо настаивать на движении лошади вперед - это главное, чего необходимо добиваться на первых уроках.

Двигаясь таким образом вперед по манежу, надо осторожно, исподволь требовать от лошади правильного положения головы, не задерживая ее. Как только лошадь хоть немного сдаст на повод и сразу же его вновь возьмет, следует немедленно ее остановить и слезть. Затем, сделав несколько сгибаний в руках, наградить лошадь морковью или кусочком хлеба, после чего поставить в конюшню.

Повторяем, что требовать от лошади сразу многого нельзя, это ее сбивает, а ее "непонимание" можно при этом принять за сопротивление.

Способы держания поводьев

Есть пять способов держания поводьев.

В три повода - при этом каждый из трензельных поводьев накладывают на средние суставы указательных пальцев соответствующих рук и принимают большим пальцем. Мундштучные поводья берут в левую руку: левый - под мизинец, а правый - между безымянным пальцем и мизинцем. Концы мундштучных поводьев перекидывают вверх по ладони через средний сустав указательного пальца и прижимают большим.

По-манежному - трензельные поводья держат в правой руке, разделяя их указательным пальцем, а мундштучные - в левой руке, причем правый и левый поводья разделяют мизинцем.

При так называемом французском разборе поводьев оба правые повода держат в правой руке, а оба левые - в левой, что хорошо видно на рисунке.

Рис. 22. Способы держания поводьев. 1 - обычный, 2 - французский, 3 - манежный, 4 - три повода, 5 - поводья в одной руке

Эти три способа разбора дают возможность при выездке и на репетициях раздельно действовать трензелем или мундштуком на рот лошади.

Во время выступлений наиболее удобным будет обычный разбор поводьев, при котором поводья каждой стороны берутся в соответствующие руки (как при французском разборе) - мундштучные между безымянным пальцем и мизинцем, а трензельные - под мизинцем, снаружи мундштучных. Не реже пользуются дрессировщики и разбором всех четырех поводьев в одной руке (рис. 22).

Прямое сгибание под всадником

Иногда это принято называть сбором лошади, хотя, вернее, это лишь подбирание. Лошадь, которая при наборе повода сохраняет приданное ей положение головы и шеи, подобрана, но она еще далеко не уравновешена и не собрана, так как это положение ограничено ее ртом и верхней частью шеи с затылком. В сборе же лошадь считается тогда, когда она будет в равновесии.

После описанной выше подготовительной работы в руках добиться прямого сгибания верхом будет легко, тем более что действие шенкелей, посылающих лошадь на повод, может быть более энергичным и действенным (так как они действуют с обеих сторон), чем действие хлыста. Следует лишь заметить, что голове и шее сначала придается более низкое положение, то есть то, которое лошадь по своему сложению может сохранить без излишнего утомления. Вот почему дрессировщик должен всегда начинать работу постепенным действием шенкелей, а не рук.

При работе верхом руки должны смягчаться в момент, когда лошадь уступает, чтобы немедленно затем вновь выдержать повод, и т. д. Своевременно выдерживать и своевременно же сдавать повод - это правило остается неизменным во все время дрессировки и езды.

Чтобы добиться более полного смягчения рта лошади и не дать ей осадить, шенкеля должны быть все время у боков лошади.

Работу на сгибание под всадником следует производить преимущественно на ходу. Это объясняется тем, что полного сгибания обычно можно добиться лишь толчками шенкелей и иногда даже шпор. При работе на месте лошадь привыкает к этим толчкам, и в итоге для того, чтобы произвести в последующем сгибание на ходу, потребуются очень большие усилия. Постоянное побуждение лошади посылом шенкелей вперед во время работы наиболее рационально, так как этим поддерживается и равновесие лошади.

Работа шагом

Свободный и широкий шаг лошади является не только ее природным движением, по также результатом направленной тренировки. Широкий шаг характеризуется большим захватом пространства ногами лошади, следовательно, внимание всадника должно быть обращено на свободный вынос передних конечностей.

Широкий шаг, на котором лошадь находится в равновесии, является хорошим упражнением, укрепляющим передний пояс лошади (его связки и мускулатуру).

Широкий шаг применялся во все периоды выездки и особенно полезен для лошади между репризами на собранных аллюрах, при которых большую нагрузку несут задние ноги лошади. Однако это не означает, что задние ноги на широком шаге играют второстепенную роль. Здесь, как и на других аллюрах, задние ноги лошади являются двигателем, и приходится наблюдать, что лошади со слабыми ногами не обладают и шириной движения. Обычно чем ниже расположены запястные суставы, тем настильнее шаг лошади и тем прямее вынос ноги.

Для удлинения шага полезно применение диагональной работы шенкелей.

Развитию широкого шага лошади способствует работа прибавленной рысью, развивающей вынос ноги и мускулатуру переднего пояса.

Действие повода на свободном шаге сводится к тому, чтобы не позволять лошади выходить из прямолинейного положения.

Одновременно с выработкой широкого шага у лошади должно развиваться стремление вперед без побуждения шенкелями. Это самостоятельное постоянное стремление лошади вперед должно поощряться всадником сглаживанием без задержки движения.

Широкий и свободный шаг является хорошим упражнением, развивающим мускулатуру и успокаивающим нервную систему лошади. Особое внимание уделяют четкости и равномерности шагов лошади, определяемых по ударам копыт о землю. Нарушение частоты и ритма заметно на широком шаге даже при незначительной хромоте. Это особенно чувствуется, когда одна диагональ на рыси у лошади развита больше другой. Неравномерность наступания конечностей на землю на шаге бывает у лошади со здоровыми конечностями, но когда-то хромавшей и по привычке еще оберегающей эту ногу.

Шаг собранный

Самым ценным в собранном шаге следует считать сочетание сбора с общим стремлением лошади вперед (импульсивностью). Собранный шаг не есть просто замедленное движение.

Идти коротким шагом без сбора не трудно, но трудно идти в сборе в большом посыле, не ускоряя темпа. Иногда лошади бывает легче перейти на рысь или пассаж, чем держаться шагом в сильном сборе.

Сбор лошади на шаге во многом зависит от работы шенкелей всадника. Собранный шаг не должен быть тягучим и похожим на плохо исполняемый испанский шаг. Движение ног лошади на собранном шаге приближается к диагонали, и наступание должно быть более четким и отрывистым. Всадник поводьями удерживает излишнее стремление лошади вперед, неустанно следя за прямолинейностью ее движения, чтобы лошадь не "бочила".

На собранном шаге всадник не подает свой корпус вперед, а шенкелями производит посыл, сохраняя отвесную посадку.

В процессе урока собранный шаг применяется и как самостоятельный аллюр и как исходное положение для перехода к исполнению других аллюров.

Работа лошади рысью

Чтобы заставить лошадь пойти рысью, нужно плавно усилить действие шенкелей, слегка облегчить повод. Сначала следует ездить средней рысью, настаивая, однако, чтобы она была по возможности правильной, энергичной и равномерной.

В начале урока лошадь лучше держать на более свободном поводу (почти брошенном), чтобы проверить естественную правильность ее хода. Если лошадь несет голову очень низко, то этому следует противодействовать трензельными поводьями, делая короткие выдержки снизу вверх. Пройдя круг или два по манежу, лошадь останавливают, делают прямые сгибания и затем вновь переходят на рысь.

Когда лошадь начинает хорошо держаться рысью, то есть с правильно поставленной головой (конечно, соответственно своему экстерьеру), согнутой в затылке под углом около 45°, и с хорошо подведенными под корпус задними ногами, можно постепенно увеличивать репризы. Постепенность и частые остановки тут необходимы потому, что, уставая, лошадь будет опускать голову и, если ее послать вперед, она упрется в повод.

Приучив лошадь к устойчивой средней рыси, можно начать добиваться полного использования движущих сил задних ног лошади (локомоторная функция). Для этого необходимо включать в урок репризы прибавленной рыси. Не следует сразу переходить из средней в широкую настильную рысь, это нарушит равновесие лошади. Увеличивать рысь можно в конце одной из реприз того же аллюра, сильнее нажимая шенкеля и давая лошади легкую опору на трензель. Лошадь при этом сама должна искать упора в повод, но не ложиться на него. Набирания повода в этот момент по возможности следует избегать.

Не рекомендуется принуждать лошадь к бесконечному прибавлению рыси. Дрессировщик должен чувствовать, до какого предела он может ее довести. Несоблюдение этого правила обычно ведет к неровному ходу лошади.

Работа на сокращенной рыси

Хорошим упражнением для уравновешивания лошади является сокращенная рысь (в сочетании со средней и прибавленной рысью) и работа на клавишах (кавалетти). Переходить к сокращенной рыси следует, когда лошадь идет шагом и со средней рысью с легким упором на повод, охотно двигаясь вперед. На сокращенной рыси лошадь идет более укороченными шагами, выше поднимая ноги, более оживленным темпом, мало подаваясь вперед. Для этого следует, двигаясь сначала шагом, усиливать шенкель. Действие рук (кистей) в это время ограничивается смягчением появляющейся у лошади напряженности, то есть выдерживанием повода, когда лошадь бросается вперед, и немедленным смягчением кисти, как только лошадь сдаст.

Работая таким образом, быстро достигают гибкости и энергичности движений задних ног лошади. В дальнейшем, укорачивая шаг и увеличивая активность шенкелей, побуждают лошадь к более оживленному темпу и переходят на сокращенную рысь. Сидеть на сокращенной рыси следует совершенно спокойно, чередуя легкое выдерживание вверх поводьев с нажатием шенкелей. При этом всадник шенкелем (по необходимости шпорой), попеременно левым и правым, нажимает в тот момент, когда соответствующая задняя нога собирается оттолкнуться от земли. Работа шенкелей меняется в те же промежутки времени, как меняется положение задних ног лошади, причем противоположный шенкель должен в те же промежутки времени ослаблять нажим. Практический прием для этого следующий: всадник должен считать про себя "раз и два" в такт хода лошади. "Раз" - когда поднимается левая передняя нога (плечо уходит вперед) и "два" - когда то же самое происходит с правой ногой. Затем всаднику остается только приучить себя на "раз" нажимать правым шенкелем и на "два" - левым. С левой стороны шенкель нажимают сильнее, чтобы заставить лошадь больше подступать и гнуть левую заднюю ногу. Так как при этом задние ноги побуждаются к большему подведению и сильному отталкиванию, то лошадь постепенно переходит в балансированную (конденсированную) рысь, необходимую цирковой лошади. Это движение требует от всадника большей согласованности повода с шенкелем и мягкой руки.

Необходимо внимательно следить за ходом лошади и прекращать усиленную работу повода и шенкеля, как только лошадь перейдет в балансирующий ход. Дав лошади пройти самостоятельно несколько темпов на этом ходе, ее оглаживают, переводят в шаг и затем снова поднимают в балансированную рысь. Постепенно можно заставить лошадь без усилий двигаться этим ходом несколько кругов по манежу и даже выдерживать вольты и заезды.

Совместные действия повода и шенкелей заставляют лошадь, уравновешиваясь, улучшать ход, а у всадника вырабатывается умение чувствовать лошадь (движения ее ног). Балансированная рысь делает лошадь гибкой, поворотливой, грациозной и прекрасно уравновешивающейся. Незаменима балансированная (конденсированная) рысь как подготовительное упражнение к пиаффе и пассажу. Однако как ни полезно это упражнение, надо практиковать его очень осторожно, особенно с нервными, чрезмерно возбужденными лошадьми.

Прибавленная рысь

Рысь может быть очень изменчива и разнообразна не только по скорости и частоте темпа, но и по наступанию конечностей на землю. Для наглядности можно отметить следующее:

  1. Низкая рысь с обремененной передней частью корпуса и отстающими движениями задних ног неприемлема ни при какой работе верховой лошади и вредно действует на ее плечи.
  2. Противоположной является рысь, при которой лошадь ставит заднюю ногу раньше, чем соответствующую ей диагональную переднюю. Рысь эта, хотя и нарядна, но неестественна: лошадь идет с подведенной задней частью своего корпуса независимо от сбора. При движении такой рысью лошадь может идти с высоко поднятой шеей и даже задранной вверх головой. Эта рысь ошибочно принималась некоторыми наездниками за школьный аллюр, но на деле она не приносит никакой пользы. Прохождение более или менее большой дистанции на такой рыси безусловно пагубно действует на спину и задние ноги лошади. Работа повода и шенкелей при этом не достигает взаимного действия, так как, поднимая вверх шею, всадник естественно прогибает спину лошади, а шенкелями старается сделать обратное, то есть поднять спину вверх. Такая противоречивость шенкелей и поводьев создает напряженность и в спине лошади и в суставах задних ног, что безусловно ей вредит.
  3. Нормальной прибавленной рысью следует считать рысь, при которой ни задняя, ни передняя часть корпуса не обременены тяжестью, или, вернее, обременены, но в одинаковой степени. Голова при этом не должна быть поднята слишком высоко. Задние ноги, бросая всю массу лошади вперед, не встречают сопротивления повода. Поэтому движения лошади на такой рыси легки и производительны, и лошадь может проявить на ней максимум своей естественной резвости. Повод при этом только слегка поддерживает лошадь.
На такой рыси лошадь поглощает пространство не только благодаря широкому выносу ног, но еще и благодаря удлиненным траекториям подвисания на махах каждой диагонали.

Лошадь может иметь достаточно хороший вынос ноги вперед, но идти почти без подвисания. Это означает, что задние ноги лошади способны толкать массу ее только на длину вытянутой передней ноги и не более. Значит, подвисание и длина его траектории зависят от силы броска, то есть силы задних ног.

Такое динамическое подвисание безусловно увеличивает скорость движения без учащения темпа. Следовательно, быстрота на редком темпе прибавленной рыси у верховой лошади обусловливается двумя факторами:

  1. Шириной раскрытия угла при выносе ноги, образуемого передними (или задними) ногами.
  2. Длиной траектории подвисания на каждой диагонали.
Следует заметить, что выработка правильной размашистой рыси начинается с периода работы на манеже (с развязкой). В процессе урока прибавленная рысь почти всегда занимает место в первой его части и служит началом движения перед ездой на укороченных аллюрах.

Прибавленную рысь надо начинать с небольших реприз. Переход на прибавленную рысь производят всегда со средней рыси. Прибавлять рысь следует очень постепенно, почти незаметно для лошади, не учащая темпа движения и добиваясь при этом не быстроты, а удлинения маха. Такая рысь сама побуждает всадника к облегчению, а это в свою очередь вызывает больший мах и удлиняет подвисание, что и придает выразительность этому аллюру.

Доводить рысь до полного маха следует только в конце репризы при движении по длинной стенке манежа, каждый раз поощряя голосом и сглаживанием лошадь за хорошие махи, но не задерживая при этом движения. Этим всадник прививает у лошади самостоятельное стремление двигаться прибавленной рысью, что очень важно, так как управлять лошадью легче, чем и управлять и беспрестанно посылать ее вперед. Так как на прибавленной рыси лошадь должна иметь легкий упор на повод, то рука всадника остается спокойной.

Шенкеля на рыси действуют, оставаясь в отвесном положении. Шпора усиливает действие шенкеля, прикасаясь к лошади также непосредственно у подпруг. Прикосновение шпор вдали от подпруг может вызвать сбой. Ровность хода лошади на прибавленной рыси удерживается ровным прижатием верхней части шенкелей, но не шпорами.

При езде прибавленной рысью по кругу полезно облегчаться под правую ногу. Этот прием позволяет больше вымахивать правую ногу лошади, путь которой при движении по кругу длиннее.

Итак, на прибавленной рыси управление всадника сводится к следующему:

  1. Перед началом движения прибавленной рысью уравнивают ход лошади на обыкновенной рыси.
  2. Посылая на прибавленную рысь, сохраняется отвесное положение шенкеля.
  3. Одновременно с посылом слегка отдается повод, подав кисти рук вперед.
  4. С началом движения слегка подают вперед корпус.
  5. Как шенкелями, так и поводьями не позволяют лошади учащать свои движения и сохраняют ровный темп.

newrefs.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта