Белгород выбрать город
Выберите город

Преодоление препятствий (конкур). Прыжки на лошади через барьер название


Конкур

Конкур (фр. concours hippique — конные состязания) — соревнования по преодолению препятствий в определенном порядке и определенной сложности и высоты, проходящие на конкурном поле.

Конкур — наиболее зрелищный вид конного спорта. Для успешного участия в нём требуется длительная и упорная тренировка спортсмена и лошади. Всадник должен обладать смелостью и решительностью, тонким расчётом, высоким искусством управления лошадью, хорошей общефизической подготовкой. От лошади требуются большая сила, мощный подход к барьеру и отталкивание, высокая координация движений, умение сохранять равновесие при полёте над препятствием и при приземлении, а также гибкость и пластичность движений.

История

Родиной конкура считается Франция. В 50-х годах XIX века на парижской выставке лошадей впервые были проведены соревнования по прыжкам через разнообразные препятствия, получившие название «конкур-иппик».

Со второй половины XIX века конкур-иппики стали проводиться в Бельгии и Италии, с 1895 года — в России, позже — в Германии и Америке. Затем конкуры, как их стали сокращенно называть, акклиматизировались и на Британских островах. Актуальность прыжковых соревнований для кавалеристов и возраставший интерес к ним среди любителей конного спорта быстро привели конкур в лоно международного спорта.

Масштабы проведения конкуров расширялись, техника напрыгивания и тактика конкурной езды совершенствовалась. Росла популярность этого вида спорта. В результате в 1900 году прыжковые соревнования были включены в программу II Олимпийских игр в Париже.

Виды конкура

Существует довольно много разновидностей соревнований по конкуру, например:

«Свой маршрут» — Задача каждого участника связать свой маршрут из всех предложенных организаторами препятствий. При составлении своего маршрута, всадникам дается возможность учитывать личные особенности своей пары всадник+лошадь, тем самым рассчитывать более удобные заезды и варианты «срезать» дистанцию.

«Зеркальный» — Принцип «зеркального» маршрута основывается на «Игру на выбывание». Одновременно две пары всадник+лошадь проходят одинаковый маршрут на разных площадках. Пара, преодолевшая маршрут хуже — выбывает, а к лучшей паре выпускают следующего участника. Победителем становится последний победивший участник соревнований.

«По возрастающей сложности» — Конкур «по возрастающей сложности» проводится на маршруте с шестью, восемью или десятью препятствиями, которые постепенно усложняются. Степень сложности увеличивается не только за счёт высоты или ширины препятствий, но также и схемой их расположения на маршруте. Очки присуждаются за каждое преодолённое препятствие: одно очко за первый барьер, два — за второй, три — за третий и т. д.

«Охотничий паркур» — Соревнования по преодолению препятствий без обязательного маршрута. В положении о соревновании указывают только количество и высоту препятствий (системы препятствий при этом не ставят), а последовательность их преодоления всадники выбирают сами. Побеждает спортсмен, преодолевший все препятствия и набравший меньше всего штрафных очков. При равенстве результатов победу присуждают участнику, показавшему лучшее время прохождения охотничьего паркура. Возможна оценка не только по времени. В этом случае за падение и первые два неповиновения автоматически штрафуют лишним затраченным временем, а за разрушение препятствий начисляют не штрафные очки, а секунды (по особой таблице), которые добавляют к времени прохождения охотничьего паркура.

«На стиль» — В данном виде конкура баллы присваиваются по системе баллов, как в соревнованиях по выездке. Судьи оценивают как посадку и действия всадника, технику лошади, так и работу пары. После завершения маршрута всаднику отдаётся протокол с тех. результатами, в которых будет указан общий процент (по нему будут подводиться итоги соревнований).

«Приближенно к норме времени» — В данном виде конкура всадник должен показать результат самый близкий к заданной организаторами норме времени. Система штрафов остаётся такой же, как в классическом конкуре.

«На мощность прыжка» — Соревнования на мощность прыжка (пьюсанс) состоят из нескольких гитов, в течение которых всадники должны чисто пройти маршрут, чтобы попасть на следующий круг. После каждого гита препятствия делаются выше и, в целом, сложнее. К концу соревнований стенка может достигать 2,25 м. Обычно результаты подводятся после четвёртого гита. Если после четырёх гитов у нескольких всадников одинаковое количество очков, призовые деньги делятся между ними.

«Классический скоростной с перепрыжкой» — Классический конкур предназначен для определения способностей лошади и всадника к преодолению препятствий. Учитывается чистота и резвость прохождения маршрута. Если два и более всадника прошли гит чисто или с одинаковым количеством ошибок, результат определяется проведением одной, максимум двух перепрыжек. Во время перепрыжки наименьшее время с наименьшим количеством ошибок считается выигрышным.

Правила

По правилам FEI (Международной федерации конного спорта), площадь открытой арены для конкура должна быть не меньше, чем 3200 кв. м. Наименьшая сторона не должна быть менее 40 м. Конкур для пони может проводиться на арене площадью не менее 2400 кв. м. Площадь крытого конкурного манежа должна быть не менее 1200 м² с минимальной шириной 20 м.

Минимальный размер открытого тренировочного поля — 15 м × 35 м. Площадка для разминки и тренировочное поле для «Конкур Иппик» и соревнований в закрытых помещениях должны быть шириной не менее 15 м и минимальной площадью 400 кв. м. На тренировочном поле должен располагаться, по меньшей мере, один высотный и один широтный барьер.

Колокол

Колокол предназначен для подачи сигналов участникам, например: следующему участнику подготовиться к выходу на площадку:

  • дать сигнал начала выступления
  • остановить выступающего
  • дать участнику разрешение на продолжение выступления после его остановки
  • дисквалификация участника (длинный удар или 3 удара)

Если участник не остановился после сигнала об остановке, его могут дисквалифицировать. Возобновление выступления после остановки, не дожидаясь соответствующего сигнала, также приводит к дисквалификации.

Флажки

По краям барьера должны устанавливаться флажки. На широтном препятствии должно быть не менее двух красных и двух белых флажков. Участнику требуется всегда преодолевать препятствие так, чтобы белый флажок располагался слева, а красный — справа.

Время выступления

Часы начинают отсчёт времени гита с момента пересечения всадником и лошадью стартовой линии до момента пересечения ими финишной черты.

«Перепрыжка»

Если два и более участников прошли гит чисто или с одинаковым количеством штрафных очков, все участники с одинаковым результатом должны повторно пройти маршрут, который обычно короче, но может иметь одно или два дополнительных препятствия. Всадник с меньшим количеством штрафных очков и меньшим временем, затраченным на прохождение маршрута перепрыжки, считается победителем.

Маршрут

Маршрутом называется дистанция, которую должен пройти участник от стартовой линии до финишного флажка. Препятствия на маршруте пронумерованы в обязательном порядке их преодоления, за исключением некоторых соревнований, где участник может сам выбирать любой маршрут.

Показ маршрута

Участникам конкура дается возможность один раз пройти по маршруту (в соответствующей форме), чтобы ознакомиться со схемой расположения препятствий. На поле запрещено появляться одетым в рабочую одежду. Участникам разрешено осмотреть препятствия вблизи и принять решение о том, как их лучше преодолеть. На маршрутах с суммированием очков за взятие препятствий всаднику также необходимо подумать, на каких препятствиях он может заработать наибольшее количество очков в соответствии со способностями своей лошади. Всадник также осматривает состояние грунта, на котором расположены препятствия, и определяет размер различных препятствий.

Составитель маршрута

Составитель маршрута (курс-дизайнер) прокладывает его с учетом интереса как участников, так и зрителей. Препятствия должны располагаться в таком порядке, чтобы давать лошади шанс чисто пройти гит. Опытные составители маршрута хорошо знают, как лошади прыгают и какие трудности испытывают при прыжках. При проектировании и устройстве маршрута составитель должен учитывать уровень участников и обеспечить соответствие степени сложности препятствий опыту подавших заявки на участие. За полчаса до начала соревнований составитель маршрута вывешивает подробную схему маршрута как можно ближе к выходу на поле. Судьям также вручается копия схемы.

Судьи

Соревнования по конкуру с составом участников, не превышающим 120 человек, судятся тремя судьями. Если за один день будет предположительно пройдено более 120 гитов, судей должно быть четыре, а при превышении цифры в 200 гитов жюри должно состоять не менее, чем из пяти судей. При наличии водного барьера должен выделяться дополнительный судья. Если количество гитов не превышает 50, достаточно двух судей.

Приветствие судьям

Каждый участник конкура должен поприветствовать судей. Опуская руку и наклоняя голову, вы тем самым выказываете своё уважение. В наши дни равенства и завязанных на подбородке защитных каскеток ни мужчины, ни женщины не снимают головные уборы.

Установленная форма одежды для конкура

Правила требуют, чтобы лошадь и всадник выглядели изящно и аккуратно с самого утра. Члены ассоциаций с собственной формой обязаны надевать униформу своей ассоциации во время участия в соревнованиях и прохождения маршрута. В ином случае всадницы должны надевать редингот для верховой езды. Мужчины надевают рединготы с белым галстуком. На международных соревнованиях цвет редингота может определяться национальной принадлежностью всадника. Ирландские всадники надевают зеленые рединготы. Защитная каска обязательна. Хлысты разрешены, но их длина не должна превышать 750 мм. Всадникам разрешено носить шпоры на соревнованиях по конкуру любого уровня при условии, что острые концы шпор направлены вниз и наружу. Кроме этого, необходимые принадлежности костюма — сапоги или краги для верховой езды, бриджи и рубашка. При исключительно жаркой погоде судьи могут принять решение о необязательности редингота.

Участникам соревнований запрещено выходить на поле одетыми в куртку без рукавов, пуловер или рубашку-поло. При ненастной погоде судьи могут дать разрешение надеть плащи. Участникам соревнований, принадлежащим к военным или полицейским подразделениям, разрешается надевать свою форму. На детских соревнованиях по конкуру одежда должна быть соответствующая, практичная и простая.

Ошибки во время прыжков

Ошибки во время прыжков регистрируются, если частично разрушено препятствие или лошадь наступила ногой в канаву с водой. Сбитая жердь или элемент барьера учитывается, если его сброс нарушает высоту или ширину препятствия. Падение нижней жерди при преодолении высотного барьера не считается ошибкой.

Нарушение схемы маршрута

Если участник соревнований преодолевает препятствия в неправильной последовательности, то он «нарушил схему маршрута». Участник будет дисквалифицирован.

Падение

Падением считается любой момент, когда лошадь и всадник расстаются с друг с другом во время гита. На всех соревнованиях по конкуру падение автоматически ведет к дисквалификации (в некоторых случаях к штрафным очкам).

Превышение нормы времени

Участник, превысивший норму времени, отведенную на гит, получает штрафные очки согласно правилам соревнования. Существует максимальное и минимальное разрешенное время, и при его превышении всаднику начисляются штрафные очки.

Отказ/Закидка

Отказом от прыжка считается остановка лошади перед барьером, а также вольт (круг) на маршруте. При этом не учитывается, был ли он сбит или даже сдвинут. По правилам Международной федерации конного спорта (FEI), пара всадник-лошадь получает штрафные очки, если лошадь «закинулась» , а дисквалифицируется, если лошадь трижды отказалась преодолевать препятствие.

Обнос

Обносом считается, если лошадь не прыгнула между флажками, обошла элемент препятствия или не прошла требуемую часть маршрута. Наказание — штрафные очки.

Сопротивление

Лошадь сопротивляется, если отказывается двигаться вперед. При этом штрафные очки не начисляются.

Запрещенные методы тренинга

Для участников конкура запрещены различные негуманные методы, заставляющие лошадь прыгнуть повыше, например, намеренное создание ситуации, когда лошадь ударяется ногами о жердь во время тренировки. Если обнаружится, что подавший заявку на участие применял такие запрещенные методы, то этот всадник будет отстранен от всех соревнований не менее, чем на 24 часа.

Штрафные очки

Ошибки, допущенные при прохождении маршрута, переводятся в штрафные очки. Большинство соревнований проводятся по правилам Международной федерации конного спорта (ФЕИ) со следующими установленными штрафами. Первое неповиновение или отказ = 4 штрафных очка (ш.о.), второй отказ — дисквалификация. Один сбитый барьер или одна и более ног в канаве с водой = 4 ш.о., превышение нормы времени = 1 ш.о. за каждые 4 секунды сверх нормы. Во время перепрыжки каждая секунда сверх нормы времени наказывается одним штрафным очком. При превышении максимальной нормы времени всадник и лошадь дисквалифицируются.

Виды препятствий

В конкуре существуют различные виды препятствий, на преодоление которых у лошади уходит различное количество сил.

Крестовина — высотное препятствие, жерди располагаются крест-накрест — на двух стойках, причём один конец жерди закреплён на первой стойке выше, чем другой конец этой же жерди, закреплённый на противоположной стойке.

Чухонец — высотное препятствие в виде жердевого забора, жерди закреплены на двух стойках.

Калитка — отвесное препятствие шириной около 2 метров, составляющий элемент свободно висит на стойках.

Стенка (банер) — высотное препятствие. Сделано в виде глухой стены, из деревянных блоков.

Тройник (пирамида, трипль-бар) — широтное препятствие. Тот же принцип, что и у брусьев, только 3 параллельных жерди.

Канава — широтное препятствие, обязательно должна входить в состав маршрутов крупных соревнований. Канава может быть сухой или сырой. Ширина канавы 200—450 см.

Шлагбаум — высотное препятствие, по виду напоминающее шлагбаум на железнодорожном переезде, — выглядит, как удлинённый треугольник, расположенный на двух стойках.

Джокер — вид препятствия повышенной сложности, применяется только в маршруте «С джокером». Может быть как отвесным, так и брусьями, например: брусья повышенной ширины, имеющие только верхние жерди. Обычно становится альтернативой последнему препятствию в маршруте.

Оксер (брусья)  — является широтным препятствием, заставляющим лошадь преодолевать определенную высоту и ширину. Если передние и задние брусья расположены на одной и той же высоте, то это — прямой оксер, но если последняя жердь барьера выше, то препятствие называется «постепенным» оксером. Препятствия, подъем которых идет постепенно со стороны отрыва или со стороны приземления, берутся лошадьми гораздо легче, чем параллельные, где лошади требуется преодолевать высоту и ширину препятствия на одном уровне. Даже если оксер состоит из нескольких элементов, он все равно считается одиночным препятствием, которое преодолевается одним прыжком.

Существуют так же системы. Это несколько препятствий, расположенные на расстоянии одного/двух/трех темпов (в зависимости от сложности) друг от друга. В зависимости от количества препятствий системы могут быть двойными или тройными.

sport.ziyonet.uz

История возникновения и развития конкура

Преодоление препятствий верхом на лошади, конкуру, в программе соревнований по конному спорту и ритуале проведения современных Олимпийских игр отведено особо почетное место. В заключительный день, перед церемонией закрытия Олимпийских игр, проводится двухгитовой конкур, в личном зачете которого разыгрывается «Большой Олимпийский приз по преодолению препятствий».

Конкур - самый молодой вид соревнований по конному спорту, ему едва исполнилось сто лет, но, несмотря на столь «юный» возраст, он с первых дней своего возникновения завоевал среди конников и зрителей широкую популярность, стал наиболее массовым, надолго запоминающемся зрелищем.

Для Европы XVIII-XIX веков были характерны увлечение конными охотами и развитием чистокровного коннозаводства. С коннозаводством развивается и конный спорт, где большое место, кроме гладких скачек, занимают барьерные скачки и стипль-чезы. Эти испытания во многом способствовали появлению новых видов конного спорта, в которых быстро развивались прыжковые соревнования и осваивалась техника подготовки охотничьей прыжковой лошади. В процессе такой подготовки и возникли, как новый вид конного спорта, соревнования по преодолению препятствий.

Родиной конкура считается Франция. В пятидесятых годах прошлого столетия на парижской выставке лошадей впервые были проведены соревнования по прыжкам через разнообразные препятствия, получившие название «конкур-иппик». Активными организаторами и участниками первого конкур-иппика были курсанты Самюрской кавалерийской школы и офицеры других стран, проходившие в ней обучение и стажировку.

Большой вклад в становление этого вида конного спорта внесла итальянская кавалерийская школа в Пинеродо, особенно в 1890" 1907 годы, когда одним из ее инструкторов был молодой капитан итальянской кавалерии Федерико Каприлли - основатель «натуральной школы верховой езды». Каприлли вложил много творческих сил в поиски рационального метода напрыгивания лошади и подготовки всадника - конкуриста. В сущности, Каприлли открыл двум нарождавшимся видам конного спорта - конному многоборью и конкуру-иппику - новые горизонты, новые теоретически обоснованные и практически испытанные пути для их становления и развития. О деятельности капитана Каприлли в области полевой езды, напрыгиванию лошадей на корде и под всадником, также как о деятельности Филлиса в области выездки нельзя сказать кратко. Оба они внесли огромный вклад в методику и технику конного дела, и их плодотворная деятельность запечатлена на страницах истории конного спорта.

Соревнования по преодолению препятствий верхом на лошади, сформировавшись в особый вид конного спорта, быстро стали распространяться по странам Европы и Америки. Со второй половины XIX столетия конкур-иппики стали проводиться в Бельгии и Италии, с 1895 года - в России, позднее - в Германии и Америке. Затем конкуры, как их стали сокращенно называть, акклиматизировались и на Британских островах, где в центре внимания англичан и предметом их страстного увлечения были скачки гладкие и стипль-чезы, среди которых «Большой национальный стипль-чез» был и остается самым трудным и самым почетным соревнованием.

Актуальность прыжковых соревнований для кавалеристов и возраставший к ним интерес любителей конного спорта быстро привели конкур в лоно международного спорта.

Основанием для этого явились прыжковые соревнования в итальянском городе Турине. Эти состязания были организованы в 1902 году местным зоотехническим обществом и в историю прыжкового спорта вошли, как весьма важное событие, под названием «конкур-иппик в Турине». Программа соревнований была необычной. Она состояла из выездки строевой кавалерийской лошади, одиночных силовых прыжков через высотное препятствие, прыжков в ширину и собственно конкур-иппика. Столь многообещающая новизна программы соревнований и возможность ознакомиться с постановкой работы итальянской кавалерийской школы в Пинероло вызвала большой интерес у армейских конников, и для участия в них в Турин прибыли кавалерийские офицеры Франции, Австро-Венгрии, Германии и России, всего 106 участников и около 200 лошадей.

Широкая аудитория участников, представлявших собой цвет армейских спортсменов из кавалерии различных наций, здесь впервые практически и наглядно ознакомилась с методом Федерико Каприлли по подготовке всадника - конкуриста и конкурной лошади, со стилем итальянской спортивной посадки всадника в седле на укороченном стремени при полевой и конкурной езде, с организацией и проведением соревнований на мощность прыжка, где сенсацией стали два рекорда капитана Каприлли. На лошади по кличке Мелопс Каприлли взял барьер высотой 2м 08см , а в широтном прыжке показал результат 6м 60см.

В России рекордные прыжки в высоту в 1898 году были выделены в особое соревнование и впервые проведены в Петербурге, в Михайловском манеже. Первоначально препятствием для высотного прыжка служила обычная разборная, с накладками, «каменная стенка» высотой два аршина - 142 см. Первый рекорд в высотном прыжке был установлен в 1914 году, когда в Варшаве чистокровный жеребец «Кинг» взял барьер высотой 2 м 05 см. Всероссийский рекорд 2 м 06 см принадлежит полукровному мерину «Ловкий барин», который в канун первой мировой войны, соревнуясь с лучшими конкурными лошадьми Европы, выиграл почетный «Кубок Вены».

В СССР рекорд в высотном прыжке 2м 25см установил на Московском ипподроме в 1953 году конь «Ковер» тракененской породы под седлом заслуженного мастера спорта Игоря Лысогорского. Мировой рекорд в высотном прыжке 2 м 46,5 см, установленный в 1913 году чистокровной лошадью «Хеперблюм» из Америки, продержался 36 лет. В 1949 году в Чили всадник Ларрагибе-лем на пятнадцатилетнем чистокровном «Хуанозо» преодолел высоту 2 м 47 см. В 1978 г. на международных соревнованиях в Лондоне был показан еще один примечательный результат - экс-чемпион Европы среди юношей англичанин Ник Скелетон на коне «Эверест-Аэстик» преодолел препятствие высотой 2м 47 см.

Что касается рекордных прыжков в ширину, то это дело весьма сложное. В стипль-чезах при обычной ширине канавы 5~6м, наполненной водой, ширина прыжка достигает 10 м. Но повторить такой прыжок редко кому удается. Успех в широтном прыжке зависит от его настильности и силы поступательного движения, что в сочетании представляет большую трудность. Всероссийский рекорд прыжка в ширину 6м 94см был установлен в 1913 году поручиком Румелем на чистокровной кобыле «Монна Ванна». Рекорд СССР - 8м 20см установил в 1946 году офицер советской армии Николай Шеленков на кобыле «Буре». Почин установления рекорда на силу и дальность широтного прыжка верхом на лошади уходит в глубину веков. Ряд источников сообщают, что почти три тысячи лет тому назад цесаревич Урартского царства Менуа на коне «Арцивии» совершил прыжок на 22 локтя, что в переводе составляет 11 м 22 см. Этот кажущийся фантастическим широтный прыжок был удостоверен судьями и увековечен клинописной записью на каменной стеле, найденной в стене древней церкви близ озера Ван, где некогда находился ипподром армянских князей. Как показывает время, феноменальный рекорд Менуа на «Арцивии» оказался самым долговечным. Он был повторен в иных технических условиях, спустя 2775 лет, когда в Чикаго на соревнованиях по стипль-чезу венгерский жеребец «Чандлер» перелетел через канаву, наполненную водой. От точки отталкивания до места приземления судьи зафиксировали расстояние 11 м 28 см.

Летом 1975 г. в МеЙзенлаиме (Германия) проводились международные соревнования по прыжкам в ширину, которые привлекли 118 участников. Препятствие было традиционным - канава, наполненная водой, перед которой стоял наклонный хердель. Каждый всадник имел право на 6 попыток. Победителем этого турнира стал К. Бергман на коне «Свингер». В шестой попытке с двухсотметрового разбега «Свингер» совершил прыжок на 22м 16 см. При приземлении «Свингер», не устояв на ногах, упал, но его результат единогласным решением судейской коллегии был засчитан и признан победным. Теперь состязания в одиночных рекордных прыжках, к сожалению, исключены из программы соревнований по конному спорту, и, вероятно, в качестве компенсации, они заменены состязаниями на мощность прыжка, что совсем не одно и то же.

Но вернемся к конкур-иппику в Турине. Те соревнования имели большое историческое значение. Они определили стремительный темп широкого распространения конкура и стали первой ступенью на пути к Олимпийскому пьедесталу. Все, что имело место на конкурном поле Турина, стало предметом тщательного изучения. Прежде всего, подвергались обсуждению уставные требования по конной подготовке кавалеристов. Острые споры возникли по вопросу подготовки всадника - конкуриста и его лошади. Рекорды капитана Каприлли, его нашумевший метод «натуральной езды» и общая постановка конной подготовки в итальянской кавалерийской школе произвели сильное впечатление на европейских конников, во многом изменили их воззрения на основы верховой езды, на выездку конкурной лошади, полевую езду и методику напрыгивания.

В России к новшествам и рекомендациям итальянской кавалерийской школы в Пинероло отнеслись сдержанно, так как влияние немецкой системы подготовки кавалеристов было еще очень велико. Генерал А. Брусилов, знакомясь в 1898 году с системой специального напрыгивания лошадей на высотные и широтные препятствия в ганноверской, самюрской, венской и итальянской школах, пришел к выводу, «что итальянцы составили себе не собственную систему, а взяли за основу французскую и частично бельгийскую и смастерили нечто среднее.» Но одно дело подготовка всадника-бойца и другое - всадника-спортсмена.

Методы Каприлли нашли много сторонников и последователей. В России активными проводниками езды «по-итальянски» стали участники конкур-иппика в Турине, и в первую очередь братья Павел и Александр Родзянко, М. Плешков, Д. Иваненко и Д. Эксе - именно они трижды подряд (1912,1013, 1914гг.) в Лондоне завоевали золотой куоок короля Эдуарда VII стоимостью 12500 франков - главный, самый почетный в то время приз в соревнованиях для офицеров по преодолению препятствий. Есть мнение, что этот успех русских конников в соревнованиях за рубежом во многом был обязан тому, что они быстрей своих соперников освоили конкурную езду по методу Каприлли. Польский профессор В. Пруский в своей работе «Из истории конкур-иппика в России» пишет: «Победы русских кавалеристов в Лондоне стали венцом спортивных достижений русской конницы в довоенные 1889-1914 годы».

Шло время, масштабы проведения конкуров расширялись, техника напрыгивания и тактика конкурной езды совершенствовалась. Росла популярность этого вида спорта, в результате прыжковые соревнования были впервые включены в Программу II Олимпийских игр в Париже. Таким образом, олимпийское признание первым получил конкур-иппик, самый молодой вид конного спорта, в то время как выездка была включена в Программу соревнований только на v Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 г. как и конное троеборье. На той памятной для конников Олимпиаде, где одновременно были представлены выездка, конкур-иппик и конное троеборье, в принципе завершался многолетний поиск олимпийских видов конного спорта.

loshadivl.narod.ru

Конкур

Как сделать конкурные препятствия

Мировой рекорд прыжка в высоту

Седловка

Преодоление препятствий, или, как его часто называют, конкур,— наиболее зрелищный вид конного спорта. Для успешного участия в нем требуется длительная и упорная тренировка спортсмена и лошади. Всадник должен обладать смелостью и решительностью, тонким расчетом, высоким искусством управления лошадью, хорошей общефизической подготовкой. От лошади требуются большая сила отталкивания, высокая координация движений, умение сохранять равновесие при полете над препятствием и при приземлении. Из истории Родиной конкура считается Франция. В пятидесятых годах XIX столетия на парижской выставке лошадей впервые были проведены соревнования по прыжкам через разнообразные препятствия, получившие название «конкур-иппик». Конкур-иппик – самый молодой вид соревнований по конному спорту, хотя само по себе понятие «прыгать, сидя верхом на лошади, через препятствия» было хорошо знакомо всаднику в еще очень отдаленные времена. В полевых условиях ему часто приходилось встречать на своем пути различные естественные преграды, преодолеть которые лошадь могла только с помощью прыжка. Такое преодоление препятствий на протяжении многих веков происходило стихийно, так как теории прыжка, метода напрыгивания и системы подготовки всадника просто не существовало. Для Европы XVIII-XIX веков были характерны увлечение конными охотами и развитием чистокровного коннозаводства. С коннозаводством развивается и конный спорт, где большое место занимают барьерные скачки и стипль-чезы. Эти испытания во многом способствовали появлению новых видов конного спорта, в которых быстро развивались прыжковые соревнования и осваивалась техника подготовки охотничьей прыжковой лошади. В процессе такой подготовки и возникли, как новый вид конного спорта, соревнования по преодолению препятствий. Со второй половины XIX столетия конкур-иппики стали проводиться в Бельгии и Италии, с 1895 года – в России, позднее – в Германии и Америке. Затем конкуры, как их стали сокращенно называть, акклиматизировались и на Британских островах. Актуальность прыжковых соревнований для кавалеристов и возраставший к ним интерес любителей конного спорта быстро привели конкур в лоно международного спорта. Масштабы проведения конкуров расширялись, техника напрыгивания и тактика конкурной езды совершенствовались. Росла популярность этого вида спорта. В результате, в 1900 году прыжковые соревнования были включены в Программу II Олимпийских игр в Париже. О правилах Конкурное поле — площадка для преодоления препятствий — должно быть огороженным, ровным, с мягким травяным или песчаным покрытием. Его оптимальные размеры 100Х 150 м. Зимой соревнования проводят в закрытых манежах. Препятствия расставляют так, чтобы всадники могли преодолевать их, не замедляя на поворотах темпа полевого галопа. Старт и финиш обозначают флагами на древках или тумбах, отстоящих на 8 м одна от другой. Препятствия собирают из жердей, досок, навесных заборов, калиток, которые крепят на стойках при помощи специальных гнезд (колобашки). При задевании навесные элементы выбиваются из колобашек и падают. Падающими при задевании должны быть и препятствия, имеющие вид раскрашенных каменных стенок, сделанных из досок. При устройстве препятствий используют и невысокие прутяные заборы — хердели. Препятствия могут быть отвесными (все элементы располагаются вертикально один над другим) и высотно-широтными, имеющими вид параллельных брусьев, пирамид и т. п. На поле устраивают широтные препятствия — канавы. При всей своей массивности и внушительности препятствия не должны иметь необычные, пугающие лошадей формы. На них не должно быть острых концов или краев. Переднюю часть препятствия ограничивают справа красным флажком, слева — белым. С правой стороны прикрепляют порядковый номер препятствия. У канавы с водой флажки ставят и у переднего, и у заднего краев. Ширина препятствий не менее 4 м, калитки — 2—3 м. Часть препятствий расставляют группами (системами) по 2—3 и более, на расстоянии 7—11 м одно за другим. Если какое-либо из входящих в систему препятствий не преодолено, всадник должен вернуться и начать преодоление системы с первого препятствия. Cуществует много различных видов конкуров. Наиболее распространены соревнования, в ходе которых всадник должен за определенное время преодолеть в установленной последовательности все препятствия, стоящие на конкурном поле. Результаты таких соревнований оценивают по количеству штрафных очков. В случае нарушений (отказ лошади преодолевать препятствие - закидка, обнос, разрушение препятствия и др.) всаднику начисляются штрафные очки - 4 ш.о. за каждое нарушение. За превышение установленного на прохождение маршрута времени всаднику также начисляются штрафные очки - 1 ш.о. - за каждую просроченную секунду. Всадник исключается из соревнований в следующих случаях: если лошадь дважды закинулась, если всадник упал на маршруте с лошадью или без, если он нарушил схему прохождения маршрута и др. По степени трудности соревнования делят на классы: легкий, средний, трудный и высший, которые различаются величиной и числом препятствий. На Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, крупнейших соревнованиях внутри страны в программы включают соревнования высшего класса. В соревнованиях на Кубок каждый участник преодолевает маршрут высшего класса дважды на одной и той же лошади в первом и втором кругах (гитах). В других видах конкуров участники должны, например, сами выбрать маршрут и преодолеть его в кратчайшее время («охотничий паркур») или, наоборот, в определенное время перепрыгнуть максимальное число установленных на поле препятствий («конкур по выбору»). Проводят соревнования до первой ошибки, на мощность прыжка, на шести постепенно повышаемых препятствиях, с преодолением препятствий по возрастающей трудности, а также эстафеты и одиночные прыжки через отвесные, высотно-широтные или широтные препятствия. Такое многообразие условий делает соревнования доступными для конников разной квалификации и интересными для зрителей.

www.podkova.by

Преодоление препятствий (конкур)

Конкур - это классический вид конного спорта, включенный в олимпийскую программу. Является одним из самых массовых и популярных. Существует несколько видов конкура. Наиболее распространенный вид соревнований когда необходимо пройти по маршруту, преодолевая в определенной последовательности установленные на нем препятствия и при этом уложиться в определенное время, сделав минимальное количество ошибок.

Паркур - это полоса препятствий, расставленных так, чтобы преодоление их позволяло не снижать темпа полевого галопа на поворотах. Последовательность, в которой расставлены препятствия, и протяженность маршрута определяются организаторами соревнований в соответствии с классом трудности. Со схемой маршрута участники ознакамливаются перед соревнованиями. Если на схеме маршрут обозначен сплошной линией, то всадник обязан неукоснительно его соблюдать. В случае если стрелками указано только направление движения, то спортсмен может сам выбрать путь следования, но в любом случае он обязан преодолевать препятствия в порядке их нумерации. Для облегчения задачи, справа от каждого препятствия устанавливаются их порядковые номера. А поскольку за преодоление препятствия с противоположной стороны спортсмен исключается из соревнований, то по краям прикрепляются флажки: справа - красный, слева - белый.

Препятствия не монолитны и при задевании легко разрушаются, что предотвращает травмы у участников. Высота их составляет от 100 до 180 см, в зависимости от класса соревнований. Преграды достаточно разнообразны и подразделяются на три основные группы: отвесные (высотные), широтные и широтно-высотные.

  • Чухонец - это высотное препятствие в виде жердевого забора, жерди закреплены на двух стойках. Перед препятствием должно стоять заложение.

  • Калитка - является высотным препятствием шириной 2-3 метра (против 4 метров у обычных препятствий).

  • Крестовина - высотное препятствие, состоящее из двух перекрещивающихся в вертикальной плоскости жердей.

  • Шлагбаум - высотное препятствие, по виду напоминающее шлагбаум на железнодорожном переезде, - выглядит, как удлинённый треугольник, расположенный на двух стойках.

  • Стенка (каменная стенка) - высотное препятствие в виде стены, изготовленной из дерева и раскрашенной под камень или кирпич. Для увеличение высоты стенки используются деревянные 10ти сантиметровые плиты, которые при задевании легко сбиваются.

  • Пирамида (тройник, трипль-бар) - высотно-широтное препятствие, состоящее из трех жердей, расположенных одна за другой на постепенно возрастающей высоте. Стойки при этом имеют форму треугольника или полукруга.

  • Оксеp - высотно-широтное препятствие, состоящее из двух параллельных брусьев с третьим элементом, расположенным между ними. Чаще всего это хердель или засека. Оксер быть с заложением или без него, а также с брусьями одинаковой или разной высоты. При установке составных частей оксера на небольшой высоте и довольно далеко друг от друга, можно имитировать прыжок через канаву.

  • Канава (бывает сухая или наполненная водой) - широтное препятствие, обязательно должна входить в состав маршрутов крупных соревнований. Ширина канавы от 3 до 5м. Перед канавой разрешается устанавливать заложение не выше 50 см. Сторону приземления ограничивают белой рейкой или лентой, заступание за которую приравнивается к разрушению препятствия.

  • Брусья (параллельные брусья) - высотно-широтное препятствие из двух параллельных жердей, может использоваться самостоятельно или же в сочетании с другими препятствиями.

  • Забор - отвесное препятствие из жердей или досок.

  • Хердель - забор из прутьев, плотно забитых в деревянную раму.

  • Фазанья дорожка - высотно-широтное препятствие, состоящее из двух параллельных брусьев и двух херделей, по одному впереди и сзади брусьев.

  • Засека - состоит из деревянной обвязки на столбах, внутри которой находится хворост или живой кустарник. Засеки устанавливают как одиночное препятствие или в комбинации с другими элементами.

  • Банкет - это земляная насыпь, на которую лошадь должна вспрыгнуть, а потом соскочить с нее. Высота банкета - до 175см, ширина - 3,5-4,5м, длина - от 3,5 до 14м.

В маршрут также  могут входить и связки препятствий (системы), которые состоят из нескольких простых препятствий, расположенных на расстоянии друг от друга от 7 до 12 метров. В зависимости от количества элементов, системы бывают двойными и тройными. Каждое препятствие обозначается латинскими буквами A, B, C.

Размеры, сложность, количество и тип препятствий зависят от класса соревнований. У нас проводятся конкуры Легкого класса, Среднего класса, Трудного класса и Высшего класса. За выполнение нормативов этих конкуров спортсмены получают разряды: третий разряд - в Легком классе, второй - в Среднем, до мастера спорта в Высшем классе. Высота препятствий в Высшем классе от 130 до 170см, ширина - от 140 до 220см, количество прыжков от 16 до 18 на 13-15 препятствиях (по правилам соревнований через некоторые препятствия нужно сделать по два прыжка).

За разрушение препятствия (или его части), а также за неповиновение лошади (закидка, обнос) всаднику начисляются 4 штрафных очка. Спортсмен снимается с соревнований при повторном неповиновении, падении или выходе за пределы конкурного поля. Победителем соревнований становится всадник, набравший наименьшую сумму штрафных очков. При равенстве штрафных очков у нескольких претендентов на призовые места устанавливается "перепрыжка" по измененному маршруту.

Как уже говорилось выше, существуют различные типы соревнований по преодолению препятствий (как личные, так и командные):

  • Соревнование на мощность прыжка. Этот вид конкура проводится в несколько гитов (гит - завершенное прохождение маршрута от старта до финиша), в течение которых всадники должны чисто пройти маршрут, чтобы попасть на следующий круг. В каждом следующем гите препятствия делаются выше и, в целом, сложнее. Обычно результаты подводятся после четвертого гита.

  • Соревнование «Шесть препятствий». В этом соревновании шесть отвесных препятствий размещаются по прямой линии на расстоянии, приблизительно 11 м одно от другого. Они должны быть конструктивно одинаковыми и составлены только из жердей одного типа. Число препятствий может быть уменьшено в зависимости от размера спортивной арены.

  • Соревнование "Препятствия по прямой". Это соревнование проводится тем же самым способом, что и "Шесть препятствий" с той разницей, что препятствия могут быть отличными одного от другого (отвесные и широтные). Препятствия могут располагаться по одной прямой линии или группами из трех препятствий в две прямые линии.

  • «Охотничий конкур» (соревнование на резвость и управляемость). В этом виде конкура разнообразные препятствия расставляются по извилистому маршруту. Траектория движения на схеме маршрута указывается прерывистой линией давая только направление, в котором это препятствие должно преодолеваться. Разрешены альтернативные препятствия, предоставляющие спортсмену возможность сократить свой маршрут за счет преодоления более трудного препятствия. Соревнования, в которые включены прыжки через некоторые естественные препятствия (такие как банкеты, склоны, канавы, и т.д.), называются Охотничьим Конкуром. Все другие соревнования этого типа называются «Соревнования на резвость и управляемость».

  • «Соревнование до первой ошибки». Проводится с учетом времени на препятствиях средней сложности. Гит заканчивается после первой совершенной ошибки любого характера (повал препятствия, неповиновение, падение). Когда препятствие разрушено или исчерпана норма времени, дается сигнал в колокол.

  • Соревнование «Сбил – гони». В этом соревновании, вместо исключения за первую ошибку, спортсмену дается два балла за правильно преодоленное препятствие и один за сбитое препятствие. Это соревнование проводится с ограничением времени от 60 до 90 секунд (45 секунд в закрытом помещении). Неповиновение штрафуется временем, затраченным всадником, но второе неповиновение и первое падение останавливают  соревнование. В этом случае, спортсмен занимает место после тех всадников, которые получили столько же баллов. Победителем становится тот спортсмен, который на момент истечения нормы времени набрал самое большое количество баллов за наименьшее время.

  • Эстафета. Это соревнование для команд из двух или трех спортсменов. Все члены команды выезжают на конкурное поле вместе. Маршрут должен быть последовательно пройден каждым членом команды. Время засекается с момента пересечения первым спортсменом команды линии старта и до момента пересечения линии финиша последним спортсменом команды. Эстафеты проводится с эстафетной палочкой и бывают  стандартные и до первой ошибки.

  • Соревнование «По возрастающей сложности». Это соревнование с 6-ю, 8-ю или 10-ю препятствиями возрастающей сложности. Последовательное усложнение достигается не только за счет ширины или высоты препятствия, но также усложнением траектории. Очки присуждаются за каждое преодоленное препятствие: одно очко за первый барьер, два - за второй, три - за третий и т.д.

  • Соревнование «На максимум баллов». В этом соревновании каждое препятствие оценивается по шкале баллов от 10 до 120, в зависимости от сложности. Каждому спортсмену дается определенное время (от 45 до 90 секунд), в течение которого он может преодолевать любые препятствия по собственному выбору, в любом порядке и в любом направлении. При этом один и тот же барьер можно преодолеть дважды. Третье и последующее преодоление одного и того же препятствия очков не приносит. Побеждает всадник, набравший максимальное количество очков.

  • Соревнование «Выбери свой маршрут". В этом соревновании каждое препятствие может быть преодолено лишь один раз, но в любой последовательности, выбранной спортсменом. Спортсмен, который преодолел не все препятствия, исключается из соревнования.

  • Соревнование «С выбыванием». В этом соревновании всадники соревнуются друг с другом попарно. Два всадника одновременно соревнуются друг с другом по двум идентичным маршрутам.

  • Соревнование «В два гита». Это соревнование включает два маршрута, проходимые с одной скоростью, которые могут быть одинаковыми или отличаться траекторией, количеством препятствий либо их размерами. Каждый всадник участвует в соревновании на одной и той же лошади. Спортсмены, которые в первом гите были исключены или снялись, не могут участвовать во втором гите и не занимают мест в соревновании.

  • «Соревнование в две фазы». Это соревнование включает две фазы, которые проходят без перерыва, при этом линия финиша для первой фазы одновременно является линией старта для второй. В маршруте первой фазы должно быть от 8 до 9 препятствий, вторая фаза включает от 4 до 6 препятствий. Спортсмены, которые заработали штрафные баллы или же у которых было зафиксировано превышение нормы времени в первой фазе, прекращают своё выступление после пересечения первой линии финиша. Спортсмены, не имеющие штрафных очков в первой фазе, продолжают маршрут, который заканчивается после пересечения линии финиша второй фазы.

  • Дерби. Проводится на дистанции от 1000 до 1300 метров, при этом маршрут должен состоять, как минимум на половину, из естественных препятствий. Это соревнование должно проводится только в один гит и с одной перепрыжкой, в случае, если она предусмотрена.

  • Соревнование по системам. Маршрут должен состоять из шести препятствий, первое из которых является одиночным, а остальные – системами. По крайней мере, одно из них должно быть тройной системой.

Родиной конкура считается Франция. В пятидесятых годах XIX века на парижской выставке лошадей впервые были проведены соревнования по прыжкам через разнообразные препятствия, получившие название «конкур-иппик». Активными организаторами и участниками первого конкура были курсанты Самюрской кавалерийской школы и офицеры других стран, проходившие в ней обучение и стажировку. Первые официальные соревнования по преодолению препятствий состоялись в Дублине в 1864 году, а в программу Олимпийских игр они вошли с 1912 года.

Обычно зимой конкур проводят в манеже, а летом - на огороженном конкурном поле - травянистой площадке, наименьшая сторона которой не должна быть менее 40 м. Соревнования по конкуру очень зрелищны и очаровывают праздничной атмосферой. Поле украшается зеленью и цветами, а около препятствий устанавливаются различные декоративные откосы.

Желательными промерами для конкурных лошадей считаются: - высота в холке 167-169 см, - длина туловища 164-166 см, - обхват груди 193-195 см, - обхват пясти около 22см.

Наиболее успешно в соревнованиях по конкуру выступают лошади тракененской, буденовской, ганноверской и чистокровной верховой пород.

www.horseportal.ru

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КОННОГО СПОРТА | Российские спортсмены

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Если вам нужны наушники оптом, то оформить свой заказ вы сможете на интернет-ресурсе tovar-7km.com.ua. Уверен, вы останетесь довольны соотношением цена-качество!

Есть мнение, что сила, мощь и красота движений лошади идеально раскрываются именно в спорте. Так ли оно на самом деле? Вопрос был и остается спорным. Тем не менее, история конного спорта исчисляется веками, а уже в наше время - в 1912 году конный спорт был включен в программу V летних Олимпийских игр, проходивших в Стокгольме... В этом словаре вы найдете все основные термины конного спорта.

ААллюр - (франц. allure, букв.- походка), способ поступательного движения лошади. Естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (элементы высшей школы верховой езды - пиаффе, пассаж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой.

Американка - 1. Изобретенный в Америке старинный двухколесный экипаж с большими колесами (радиус около 1,5 м) для ипподромных испытаний рысаков. 2. Прежнее название качалки.

Азиль (араб. асиль - породистый, благородный) - чистокровная арабская лошадь особо ценного происхождения.

ББагги (англ. buggy) - спортивный экипаж, фаэтон.

Банкет (англ. banket - земляной вал) - искусственное препятствие, на которое должна вспрыгнуть лошадь, а затем соскочить с него. Представляет собой земляную насыпь высотой до 175 см, шириной 350-450 см и длиной 3,5-14 м.

Барс 1 - серый жеребец, родоначальник орловской рысистой породы. Родился в Хреновском конном заводе в 1784 году. В течение 17 лет использовался как производитель и дал многочисленное потомство, сыгравшее решающую роль в становлении породы.

Барьерные скачки - разновидность скачек с препятсвиями. Препятсвия (хердели) длиной не менее 12 м и высотой 100-110 см устанавливают через каждые 250-300 м. Последнее препятсвие располагают не менее чем за 200 м до финиша.

Бассейн с водой - препятствие в виде наполненного водой прямоугольного котлована длиной 9 м, шириной 3 м и глубиной до 1 м.

Бега - разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся.

Беговая упряжь - применяется при тренинге и испытаниях рысаков. Беговую упряжь надевают на стоящую на развязке лошадь в определенном порядке. После бинтования ног и надевания необходимой обуви накладывают седелку с потником и подхвостником и застегивают подпругу. Затем надевают капсюль, уздечку с удилами и при необходимости оберчек с трензелькой. В комплект беговой упряжи входят: мартингал, потник, сережки, затяжные ремни, вспомогательная подпруга, колпачки с гортами, шорка. Вожжи пристегивают к кольцам удил в последнюю очередь.

Беговой круг - дорожка для тренинга и испытаний рысаков. Обычно имеет вытянутую форму с прямыми длинными сторонами и закругленными поворотами. Длина бегового круга - 1067 м. (верста) или 1600 м., ширина 12-16 м. На дорожке делают ровное не слишком жесткое плотное покрытие, чтобы не снижалась скорость бега. В зимнее время дорожка ледяная. Финиш всегда расположен в одном месте - против судейской. На крупных ипподромах устраивают призовой и тренировочный беговые круги.

Берейтор (нем. Bereiter) - 1. Наездник, специалист по выездке верховых лошадей. 2. Помощник дрессировщика лошади в цирке.

Бидарка - безрессорный двухколесный легкий экипаж, распространненый в южных областях европейской части России.

Большой Национальный (ливерпульский) стипль-чез (англ. Grand National steeplechase) - одно из труднейших конных соревнований в мире. Разыгрывается с 1836 ежегодно в Ливерпуле на ипподроме Энтри. Дистанция 4 мили 856 ярдов (7218 м) с 32 прыжками.

Большой пардубицкий стипль-чез - соревнование, сложнейшее в континентальной Европе. Разыгрывается с 1875 на пардубицком ипподроме в Чехии на дистанции 6900 м с 30 препятствиями.

Брек (англ. break) - английский 4-колесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя продольными скамейками для пассажиров.

Бриджи (англ. breeches) - брюки для верховой езды специального покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени).

Бричка - 1. Легкий открытый экипаж (как рессорный, так и примитивный безрессорный), распространенный в прошлом на западе и юге России. 2. Повозка с кузовом для перевозки грузов в мешках и насыпью.

На заметку: Если вас интересует текстильное оформление интерьера, авторский дизайн и пошив, то вот вам ссылка. Здесь вы сможете найти все, что вас интересует!

ВВольт (франц. volte - поворот) - 1. Фигура манежной езды, движение по кругу диаметром 6 м. 2. В соревнованиях по преодолению препятствий вольт - пересечение лошадью своего следа в любом месте конкурного поля. Рассматривается как неповиновение лошади и штрафуется.

Выводка - показ, кратковременная выставка лошади на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями.

Вальтрап (ит. qualdrappa) - покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под седло.

ГГалоп - самый быстрый скачкообразный аллюр в 3 такта с фазой свободного подвисания. По скорости и характеру движения различают манежный галоп (до 300 м/мин), кентер (400-750 м/мин), размашку и резвый галоп.

Гит - 1. Однократное прохождение рысаками дистанции при ипподромных испытаниях. 2. Неофициальное название однократного прохождения паркура в некоторых соревнованиях по преодолению препятствий (напр. на Кубок).

Горизонтальная крестовина - препятствие, состоящее из 2 жердей, перекрещивающихся в горизонтальной плоскости.

ДДвуколка - одноконная одноосная рессорная повозка с кузовом для 2 человек. Грузоподъемность около 180 кг.

Денник - полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади без привязи. Денник располагают в конюшне вдоль прохода по одну или обе его стороны. Денник оборудуют кормушками и автопоилками.

Дерби (англ. Derby) - 1. Главный приз, который разыгрывают с 1780 на Эпсомском ипподроме в Англии для трехлетних жеребцов и кобыл чистокровной верховой породы. Назван по фамилии учредителя - лорда Дерби. Первоначальная дистанция скачки - 1 миля (1609 м), была увеличена в 1784 году до 1,5 мили и в 1872 году - до 2440 м.2. Во многих странах главные призы для чистокровных верховых лошадей и рысаков.3. Название некоторых главных призов в России, используемое в разговорной речи и неофициальных публикациях.4. Некоторые крупные традиционные соревнования по классическим видам конного спорта, напр. Гамбургские Дерби по выездке и преодолению препятствий.

Дилижанс - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. До появления развитой железнодорожной сети дилижансы совершали регулярные рейсы по определенным маршрутам между населенными пунктами.

Дог-карт - легкий одноосный или двуосный открытый экипаж с однолошадной или парной запряжкой.

ЕЕздок - на ипподроме участник скаковых испытаний лошадей, не имеющий звания жокея.

ЖЖердь - составной элемент препятствий диаметром 10-12 см, длиной 4 м.

Жокей (англ. jockey) - специалист, профессионально занимающийся тренингом и скаковыми испытаниями лошадей верховых пород. Для получения первичного звания необходимо сдать техминимум и выиграть 50 первых призов.

ЗЗабор - отвесное препятсвие из жердей или досок. В сочетании с канавами, засеками, жердями и т.д. составляет высотно-широтные препятствия.

Засека - тип препятствий на конноспортивных соревнованиях. Состоит из деревянной обвязки на столбах, внутри которой находится хворост или живой кустарник. Засеку устанавливают как одиночное препятствие и в комбинации с одной или двумя канавами.

ИИноходь - быстрый симметричный аллюр с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета. Длина шага лошади при иноходи меньше, чем при рыси, но скорость движения может быть больше из-за свойственного иноходи более частого переступания.

Ипподром (греч. hippos - лошадь и dromos - бег, место для бега) - комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

Иппология (греч. hippos - лошадь и logos - учение) - наука о лошади, существующая с древнейших времен. Иппология включает сведения о происхождении лошади, породообразовании, анатомии и физиологии, разведении лощадей и выращивании молодняка, испытаниях и конном спорте, кормлении и основах гигиены лошадей.

Иппотерапия (рейттерапия) - физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.

ККабриолет (франц. cabriolet) - легкий 2-колесный экипаж.

Камзол (нем. Kamisol) - форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки.

Канава - вид препятствия. В паркур многих соревнований по преодолению препятствий обязательно включают сухую или наполненную водой открытую канаву. Ее ширина в зависимости от класса соревнований 200-450 см, а спереди, посередине или сзади нет никакого препятствия, превышающего уровень воды.

Карета (итал. carretta) - большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами и ступеньками.

Карьер - резвый галоп. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд - 53,6 сек.).

Качалка - легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.

Коляска - комфортабельный рресорный экипаж для пассажиров с верхом на сиденье.

Конкур, конкур-иппик (франц. Concours Hippique - конные состязания) - в широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране - соревнования по преодолению разнообразных препятствий (от 6 до 18).

Конный завод - коневодческое хозяйство, предназначенное для разведения и улучшения породных лошадей, выращивания племенных лошадей. Часть выращенных лошадей предназначают для конного спорта, экспорта и других пользовательских целей.

Конноспортивная школа - основная форма организации занятий конным спортом, наряду с конноспортивными клубами и секциями. Конноспортивные школы обучают верховой езде, проводят тренировочные занятия со спортсменами по разным видам конного спорта, выездку и тренинг спортивных лошадей, организуют конноспортивные соревнования.

Конный спорт - различные виды езды и упражнений на лошадях. Включает выездку, преодоление препятствий, троеборье, скачки и кроссы, пробеги, джигитовку и вольтижировку, конноспортивные игры, спортивную езду в экипажах.

Коновязь - укрепленное горизонтально на вкопанных в землю столбах бревно или толстая жердь для привязывания лошади вне конюшни. Высота - 100-120 см, длина из расчета 150 см на каждую лошадь.

Конюшня - помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку. Вдоль наружных стен размещают станки и денники, а между ними - конюшенный проход.

Крестовина - препятствие, состоящее из 2 жердей, перекрещивающихся в вертикальной плоскости.

Кросс (англ. cross - пересекать, переходить) - скачка с препятствиями по пересеченной местности.

Корда - лонжа, прочная тесьма длиной 8-10 м и шириной 15-20 мм, предназначенная для прогонки лошади по кругу.

Краги - 1. Съемные твердые голенища с застежками. 2. Раструбы у перчаток, используемых наездниками на бегах.

ЛЛандо (франц. Landau) - распространившийся в XIX веке четырехколесный экипаж с мягкими рессорами, легким ходом и роскошной отделкой.

ММанеж (франц. manege) - открытая или закрытая площадка для верховой езды. Обычно имеет форму прямоугольника размером 20x40 м или 20x60 м (минимально - 10x20 м).

Масть - один из главных опознавательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием примет позволяют отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток . Основные масти лошадей - вороная, гнедая, рыжая и серая; производные от них - караковая, бурая, игреневая, буланая, соловая, саврасая, каурая, мышастая, чалая, пегая, чубарая.

ННаездник - специалист по тренингу и испытаниям рысистых лошадей. Производит ежедневную работу с лошадью, подготавливает ее к испытаниями, едет на лошади на приз.

Недоуздок - узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура) и вывода ее из конюшни.

Ногавки - защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади - защитная обувь.

ООвечий загон - закрытая система препятствий на конкуре или кроссе, имеющая вид огороженной палисадами или жердевыми заборами площадки. Преодолевается в два прыжка: внутрь загона и из него.

Оксер (англ. oxer) - высотно-широтное препятствие, состоящее из 2 параллельных элементов с третьим, расположенными между ними, чаще всего - параллельные брусья с херделями или засекой.

Омнибус (от лат. omnibus - для всех) - многоместный конный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутам в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в XIX веке особенно в Англии и во Франции.

ППалисад (от франц. palissade - частокол, загородка) - вертикальное препятствие в виде забора из штакетника. Два палисада, расположенные один за другим образуют высотно-широтное препятствие.

Параллельные брусья - высотно-широтное препятствие из 2 параллельных жердей, укрепленных на стойках.

Паркур - совокупность препятствий, расположенных на площадке для соревнований по их преодолению. Всадник должен пройти паркур по установленному маршруту, уложившись в норму времени и сделав минимальное число ошибок.

Пирамида (от греч. pyramis) - тройник, трипль-бар, высотно-широтное препятствие для конкура, состоящее из трех жердей, расположенных один за другой на постепенно возрастающей высоте.

Подковы - металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошадей для предохранения рога от стирания и обламывания. Впервые стали применяться в VIII- IX веках во Франции.

Препятствия - 1. Искусственные сооружения для конкуров и стипль-чезов. Бывают отвесными, широтными, высотно-широтными. Во всех конкурах препятствия не могут быть выше 170 см и шире 200 см, максимальная ширина канавы - 450см. На стипль- чезах максимальная высота препятствия 140 см, ширина канавы с водой - 4 м. 2. На дистанции кросса в троеборье максимально используют естественные препятствия. Их, а также искусственные препятствия укрепляют, чтобы они не менялись до конца соревнований. Располагают препятствия так, чтобы их нельзя было объехать стороной, сочетая искусственные препятствия с естественными (склонами, ручьями, канавами, живыми изгородями и т.д.).

Пролетка - четырехколесный рессорный экипаж для быстрой езды в городе.

Посадка - положение всадника в седле. Он должен сидеть уверенно, ровно, свободно, не напрягаясь и мягко следуя за движениями лошади. Центр тяжести всадника находится как можно ближе к линии центра тяжести лошади.

Подпруга - часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или другого материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло.

РРедингот (от франц. redingote - сюртук для верховой езды) - удлиненный приталенный пиджак из яркоокрашенного (красного, синего и др.) плотного материала с воротником из черного бархата. Традиционная одежда всадников на соревнованиях по преодолению препятствий и троеборью, а также при участии в конных охотах.

Резвость - 1. При ипподромных испытаниях и подготовке к ним обозначение времени, за которое лошадь проходит всю дистанцию или часть ее.2. В выражениях \"Резвость скачки 1.35\" или \"Резвость заезда 2.03,7\" указывают время, показанное победителем скачки или заезда.3. Выражения \"резвая лошадь\", \"резвый аллюр\" и т.п. означают движение с большой скоростью.

Решетка - отвесное препятствие.

Русская тройка - традиционная русская запряжка, появившаяся впервые в XVIII веке. Среднюю, коренную лошадь запрягают в оглобли с хомутом и дугой, а боковых, пристяжных в хомуты или шорки с постромками, которые цепляют к валькам, надетым на крючки повозки. При быстрой езде коренник бежит рысью, в то время как пристяжки скачут галопом.

Рысаки - группа пород легкоупряжных лошадей, главным отличительным признаком которых является способность к длительному движению резвой, летящей рысью. Выведены в XVIII-XIX веках в связи с возросшей потребностью в быстроаллюрных лошадях для перевозки экипажей.

Рысь - один из быстрых аллюров лошади. Двигаясь рысью, лошадь попеременно переступает диагональными парами ног: правой передней - левой задней, левой передней - правой задней.

ССедло - как приспособление для верховой езды известно с начала 1 тыс. до н.э. Сначала их закрепляли на лошади при помощи хвостового и нагрудного ремней, затем стали пользоваться подпругой.

Скачки - 1. Ипподромные испытания работоспособности лошадей верховых пород резвым галопом под всадником.2. Один из видов конного спорта, включающий барьерные скачки и стипль-чезы, проводимые на ипподроме, а также кроссы на местности. У многих народов существуют национальные виды скачек на различные дистанции. Скорость движения лошади - шагом - 4 км/ч, рысью - 9-30 км/ч, галопом (кентером) - 20 км/ч или 1 км за 2,5 мин.

Станок - 1. Стойло, место для индивидуального содержания лошади на привязи в конюшне. Длина станка должна быть не менее 2,85 м, ширина - 1,6 м.2. Приспособление для фиксации лошади во время ветеринарных обработок.

Стек (англ. Stiek - палка, прут) - хлыст для верховой езды с ручкой на одном конце и ременной петлей на другом.

Стенка - каменная стенка, на соревнованиях по конкуру высотное препятствие в виде стены, изготовленной главным образом из дерева и раскрашенной под кирпич или камень. Высокую стенку складывают из 2 частей. Верхняя из них свободно лежит на нижней и при задевании сбивается.

Стипль-чез (англ. steeple -колокольня, и chase - погоня, преследование) - первоначально скачка по пересеченной местности до заранее условленного пункта, например видной издалека колокольни. Впервые стипль-чез был разыгран в Англии в 1792 году на дистанции 8 миль (12875 м). Самым трудным считают Большой (Ливерпульский) национальный и Большой Пардубицкий. В нашей стране стипль-чез разыгрывают на дистанции 4000-6000 м для лошадей чистокровной верховой и полукровных пород.

Стремя - часть седла, приспособление для упора ноги всадника при посадке на лошади и езде верхом. Первоначально функцию стремян, вероятно, выполняли отверстия по краям звериной шкуры, постеленной под всадника на спину лошади. Затем были изобретены стремена в виде ременных петель. Металлические стремена появились в Азии и Европе в IV- V вв. н. э.

Сбор - уравновешивание лошади под всадником для придания ей положения, из которого лошадь легко выполняет движение в любую сторону.

ТТарантас - в начале XIX века дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии - четырехколесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованным полумягкими съемными передним и задними сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас рассчитан на 2 пассажиров, в пароконном имеется третье место рядом с кучером на переднем сиденье.

Таратайка (польск. taradajka) - двуколка, легкий безрессорный 2-колесный экипаж.

Тотализатор (франц. totalisateur) - 1. Счетная машина (первоначально - механический счетчик) на ипподромах, на которой подсчитывают ставки в каждом заезде или скачке и определяют выигрыш на билет с правильно угаданным победителем или комбинацией победителей и призеров.2. Игра на деньги на бегах и скачках, организуемая администрацией ипподрома через специальные кассы, где принимаются ставки и выплачивают выигрыши, подсчитанные машиной-тотализатором.

Тренинг лошади (англ. training - обучение, упражнение) - планомерный процесс подготовки лошади к достижению наивысших показателей при ипподромных испытаниях или в спортивных соревнованиях. Цели тренинга - формирование и совершенствование у лошади необходимых двигательных навыков и качеств силы, скорости, выносливости.

Трот - замедленная и укороченная рысь (длина шага ок. 2 м.). Различают тихий трот, не имеющий стадии подвисания (скорость 1 км за 4,5 мин) и ускоренный трот, называемый также свободным, или веселым (скорость прохождения 1 км - 3,5 мин). Работа свободным тротом составляет около половины тренинга рысака.

Трензель (от нем. Trense) - трензельное железо, удила, состоящие из грызла и 2-х колец, за которые трензель крепят к щечным ремням оголовья, К кольцам пристегивают также повод. Во рту лошади грызло лежит на языке и беззубых краях нижней челюсти, касаясь углов рта.

УУпряжь - сбруя, приспособление для передачи тягового усилия лошади на повозку (экипаж). Подбирают и подгоняют ее к каждой конкретной лошади, чтобы упряжь способствовала максимальному проявлению работоспособности и не травмировала бы его тело.

Уздечка - часть конского снаряжения и упряжи, предназначенная для управления лошадью. Состоит из надеваемого на голову лошади суголовья, или недоуздка, удил и поводьев.

ФФаворит (франц. favori, favorite) - на ипподроме - лошадь, считающаяся вероятной победительницей предстоящей скачки или заезда. На нее больше чем на других лошадей делают ставок в тотализаторе.

Фазанья дорожка - высотно-широтное препятствие, состоящее из параллельных брусьев и 2 херделей, расположенных по одному впереди и сзади брусьев.

Фаэтон (франц. phaeton по имени Фаэтона - сына обладателя огненной колесницы, древнегреческого бога солнца Гелиоса) - легкий четрыехколесный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом. Запрягают парой лошадей или четверкой цугом.

ХХердель - забор из прутьев, плотно набитых в деревянную раму.

Хлыст - вспомогательное средство управления лошадью, использование которого ограничено правилами конного спорта и ипподромных испытаний лошадей. Xлыст должен быть не длиннее 75 см, а при испытаниях рысаков - 125 см.

ЦЦентр массы всадника и лошади - в состоянии покоя, когда лошадь стоит, равномерно опираясь на все 4 конечности, находится приблизительно в точке пересечения горизонтальной линии, проходящей на высоте плечелопаточного сочленения, и вертикали, касающейся заднего края мечевидного отростка грудины лошади. Во время движения положение центра массы все время меняется. Добиваясь сбора лошади, всадник стремится переместить его назад, чтобы облегчить управление. Изменяя уклонами корпуса положение своего центра массы, всадник влияет на равновесие лошади, регулирует и направляет ее движение.

ЧЧумбур - повод недоуздка для привязывания лошади. Чумбура бывают цепные, веревочные или тесьмяные.

ШШаг - 1. Медленный аллюр лошади без фазы свободного подвисания с 2-х и 3-копытным опиранием, при котором слышны 4 последовательных удара копыт о землю. Частота шага - около 100 в 1 мин. Скорость движения шагом быстроаллюрных лошадей - 6-8 км/ч, тяжеловозов - 4-5 км/ч. 2. Одно переступание конечности, длина которого измеряется расстоянием между двумя последовательными следами одного копыта и колеблется на шаге от 0,8 до 1,2 м, на рыси - от 2,5 до 6, на галопе - от 5 м до 8 м.

Шарабан (франц. char a bancs - повозка со скамейками) - легкий рессорный четрехколесный экипаж с 2 сиденьями, расположенными чаще всего вдоль кузова одно против другого.

Штабель жердей - высотно-широтное препятствие.

Шенкель (нем. Schenkel) - одно из средств управления верховой лошадью, внутренняя поверхность ноги всадника от колена до ступни, приложенная к телу лошади за подпругой.

Шпора (нем. Sporen) - шипы. Вспомогательное средство, усиливающее действие шенкелей. Крепится ремешком на верхней части задника сапога.

Швунг - увеличение шага при сохранении темпа

ЩЩетки - пучки длинных защитных волос на задней поверхности нижней части пясти, плюсны и путовых суставов. Щетки развиты главным образом у лошадей местных и упряжных пород, особенно у тяжеловозов. У верховых лошадей их чаще всего нет.

ЭЭкстерьер (франц. exterieur от лат. exterior - внешний) - внешнее строение, наружные формы лошади. Термин введен в науку французским анатомом К.Буржеля в 1768 году. Знание экстерьера дает возможность правильно оценивать лошадь при ее наружном осмотре.

Эстафеты (франц. estafette) - командные соревнования по преодолению препятствий, в которых члены команды поочередно проходят весь паркур или его часть. Победительницей признается команда, показавшая лучшее суммарное время прохождения маршрута или получившая максимимальную сумму положительных баллов.

ЮЮтландская порода - датская порода тяжеловозов. В XIX веке это были сухие плотные лошади, но затем в результате скрещивания с клевелендскими, суффолькскими, клейдесдальскими и шайрскими лошади были укрупнены и приобрели признаки, типичные для лошадей тяжелоупряжных пород. Имеют крупную голову, короткую шею, длинный корпус, значительную оброслость конечностей. Рост 157-163 см. Масть рыжая и игреневая, унаследованная от суффолькских предков.

ЯЯсли - 1. Кормушка для лошади. 2. Устройство для скармливания сена лошади в виде решетки из вертикальных прутьев. Закреплена под углом на стене станка или денника несколько выше уровня головы лошади. Из яслей сено лошадь поедает постепенно, оно почти не попадает на пол и не затаптывается.

ruchampions.com

Как называется прыжки на лошади через препятствия

Верховая езда известна с момента приручения лошадей. На протяжении многих веков они были неизменными спутниками людей. До изобретения транспорта их роль в развитии цивилизации была ключевой. Правда, с развитием научно-технического прогресса лошади стали больше домашними животными для развлечения. Со временем, когда кавалерия потеряла былую востребованность, появился конный спорт. А с ним и новые виды, неизвестные многим людям. Конкур - это что за дисциплина? Рассмотрим ниже.

Занятия с лошадьми

Существует множество разных развлечений с лошадьми. Например, для развития пород некоторых лошадей проводят ипподромные испытания - бега и скачки. В бегах лошадь бежит рысью, побеждает тот, кто придет самым первым. В скачках кони двигаются галопом. По результатам испытаний отбирают самых резвых лошадей и допускают их к разведению.

Есть еще конный спорт. Он включает в себя несколько видов. Выездка - это красивая езда разными элементами, где нужно проехать на манеже от буквы к букве особым способом. Конкур - это преодоление препятствий разной высоты. Троеборье - самый сложный вид конного спорта. Соревнования длятся три дня. Они включают в себя выездку, полевой кросс и конкур. По итогам спортивная пара, набравшая меньше всех штрафных баллов, побеждает.

Конкур - это вид конного спорта для храбрых. Благодаря своей эффектности, он один из самых популярных у населения. Даже людям, не связанным с лошадьми, интересно наблюдать за красивыми прыжками через препятствия. Чем крупнее турнир, тем сложнее маршрут преодоления и тем выше барьеры. Специальные люди, кросс-дизайнеры, украшают препятствия.

Конный спорт появился не так давно. Он появился взамен кавалерии, так как армия перестала нуждаться в обученных лошадях. Поэтому почти столетие назад появился "конкур-иппик". Основными его организаторами были курсанты Сомюрской школы верховой езды. Зрители с восторгом восприняли такой вид состязаний. Постепенно конкур-иппик стал появляться в разных странах мира. В России он появился в 1895 году. Кавалеристы высоко ценили такие испытания, так как в условиях войны лошадь должна быть идеально выезженной, привычной к разным грунтам, не бояться препятствий у себя на пути.

Конкур в России

Уже в 1902 году российские всадники приняли участие в соревнованиях международного уровня. Конкур - это не только зрелищный вид спорта, но и крайне травмоопасный. Так как во время преодоления препятствия лошадь может упасть или скинуть всадника. Первые выступления были неудачными, но это дало возможность спортсменам перенять чужой опыт. Результат не заставил себя ждать. Уже в 1910 году российский всадник выиграл кубок.

Конкур - это олимпийский вид спорта, и не сразу советской команде удалось завоевать золото. Но уже в 1959 году они стали победителями. Второй триумф ждал их в 1980 году, на Олимпийских играх в Москве.

Конкур - что за вид спорта и какая нужна подготовка?

Несведущим людям кажется, что прыгать на лошади через препятствия крайне легко. На самом деле сама по себе верховая езда требует серьезной подготовки всадника. Конкур делится на ряд классов, разных по сложности. Для новичков барьеры ставят простые, высотой не больше 80 см, маршрут без резких поворотов. Чем выше растет квалификация всадника, тем сложнее становятся турниры. Рекорд по преодолению одиночного препятствия принадлежит Альберту Моралесу. Он смог преодолеть барьер высотой 2 метра 47 см. Больше никому не удалось повторить его подвиг.

В целом конкур можно поделить на несколько видов: на мощность, стиль, скорость. Препятствия бывают нескольких видов: высотные, широкие и высотно-широкие. Обязательное условие - они должны быть легкоразрушаемыми. Это связано с безопасностью всадника и лошади. Так как если барьер будет "мертвым", запнувшись об него в момент прыжка, лошадь полетит кувырком через голову и придавит всадника. Барьеры бывают разные по устройству: состоящий из нескольких жердей или блоков ("стенка" так называемая), иногда ставится препятствие в виде рва.

Подготовка всадника ведется с использованием низких высот барьеров. На этом этапе задача тренера выработать у спортсмена правильную посадку. Конкур - это тандем всадника и лошади. Чтобы конь мог преодолеть барьер, человек не должен ему мешать. Для этого он привстает в стременах и подается корпусом вперед. Таким образом, он не мешает балансу лошади и не рискует сбить жердь.

Амуниция и снаряжение конкурной лошади

Конный спорт - это травмоопасный вид. Поэтому всадники обязательно надевают каски. Только так можно защитить голову при падении. Для официальных соревнований требуется соблюдать особый дресс-код: белые бриджи (специальные штаны для верховой езды), редингот (пиджак для верховой езды), каска. Это дань уважения к судьям. Амуниция подбирается под каждую лошадь отдельно. Она не должна быть опасной для питомца и причинять ему боль. Федерация Конного Спорта разрабатывает специальные списки разрешаемой амуниции. Строго регламентируется все, вплоть до используемого "железа" во рту лошади (на уздечке есть специальные удила, которые помещаются в рот животного, снаружи к ним крепятся поводья).

Правила состязаний

Конкур - это спорт, в котором есть свои правила. Так, за каждое сбитое препятствие (сбитым считается то препятствие, с которого упала одна или более жердей или блоков) дается по четыре штрафных очка. Здесь нет ограничения по количеству. А вот за закидку (отказ преодолевать препятствие) первую дают такое же количества штрафа, а за вторую дисквалифицируют. Штраф дается и за неукладывание в отведенное время. На каждый маршрут дается свой отрезок времени. За каждую секунду сверх него назначается по штрафному очку.

Как стать конюхом

thehorses.netlify.com


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта