Белгород выбрать город
Выберите город

История почты России. Почтовая станция для смены лошадей


История почты России / Блог им. id2 / Пишите Письма

История обмена письменными сообщениями в России насчитывает более тысячи лет. Поначалу служба доставки писем называлась «повоз», затем стала именоваться «ям». И лишь в середине 17 века в России прижилось слово «почта».

В 10 веке на Руси появилась княжеская повинность под названием «повоз» (от слова «повозка»), для нее население было обязано предоставлять лошадей, повозки и лодки для перевозки гонцов.

В 13 веке на Руси была организована более быстрая служба для доставки письменных сообщений на сменных лошадях по «гонам», то есть перегонам, так называемая ямская гоньба. Она напоминала древнеримскую эстафету конных гонцов – почтовые станции были устроены через каждые 30–40 км и предназначались для смены лошадей и отдыха гонцов. Местным жителям предписывалось содержать необходимое число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались «ямами» 

Слово «ям» происходит от тат. «дзям» — «дорога» или от чагатайского «jаm» — «почтовая станция». В ямах на Руси в 13-17 веках содержали разгонных ямских лошадей, с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. Ямом называли также селение, крестьяне которого отправляли на месте почтовую гоньбу и где для этого была устроена станция или станю Отсюда же происходит и слово «ямщик» (от «ямчи» — проводник) — крестьянин, живущий в яме и отправляющий извоз. В 13-15 веках слово «ям» обозначало название ямской повинности. 

Ям служил придаточным словом к названию многих бывших ямщичьих посёлков Российской империи, таких как, например, по бывшему Санкт-Петербургско-Московскому шоссе: Ям-Ижора (Санкт-Петербургская губерния), Ям-Бронницы, Ям-Зимогорье (у города Валдая), Ям-Выдропужск (Тверская губерния). 

Память о ямах сохранилась в современных названиях ряда населённых пунктов России: Ям (городской округ Домодедово), Куплиям (Егорьевский район Московской области), Ям и Гаврилов-Ям Ярославской области, Ям-Тёсово Ленинградской области и др.

 

pishite-pisma.ru

Почтовая карета « Лошади, породы лошадей, история пород лошадей, стандарты пород лошадей

Ноя102016

Автор admin    Комментарии к записи Почтовая карета отключены

Почтовая карета представляет собой вид специализированного транспорта, который предназначался для доставки почтовых отправлений различного назначения, в том числе и доставку денежных средств пересылаемых через почтовую службу. Такие виды транспортных перевозок были впервые применены в Англии в начале XVI века, при короле Генрихе Восьмом Тюдоре, как изобретение в области оптимизации доставки.

Почтовые кареты очень быстро распространилась по Европе, также они попали и в Россию. Позднее они стали именоваться почтовым дилижансом. Однако, в России это название не прижилось. Карета пришла на смену почтовой эстафете, когда почта доставлялась индивидуальными верховыми гонцами. Верховая почтовая эстафета трансформировалась в курьерскую доставку, а непосредственно карета изменила способ доставки, с кареты пересели на авто и паровоз, а теперь еще и на самолет.

Кареты стали довольно распространенным явлением в те годы, когда не было других видов транспортных перевозок. Обычно это была карета с охраной, в упряжке такой кареты могло быть до десяти лошадей. Существовали специальные станции, где обслуживались такие перевозки. Они были расположены вдоль основных дорог – почтовых трактов.

Была создана целая система, которая работала не только для перевозки почты, но и для путешествий. На этих специальных станциях можно было передохнуть от дороги, перекусить. Передвигались по дорогам и в одиночку на лошади, и группами всадников, и в каретах по несколько человек. А на этих станциях производилась замена лошадей.

Наибольшее распространение почтовые дилижансы получили в конце XVIII — начале XIX века. Средняя маршрутная скорость составляла 9-10 километров в час. Дилижансы ехали днем и ночью. Остановки делались только для еды в тавернах и для смены лошадей.

Значение дилижансов начало падать после появления железных дорог и речных пассажирских пароходов.

www.toploshadka.ru

История почты — Даг Доставка

«Лошадь – это величественное, грациозное и нежное создание – живет рядом с человеком уже не одну тысячу лет, – рассказывает Надежда Красникова, инженер кафедры коневодства и овцеводства Российского аграрного университета МСХА им. К. А. Тимирязева. – По уровню развития интеллекта среди животных она находится на одном из первых мест. Совсем не случаен тот факт, что император Александр Македонский воздвиг город в честь коня Буцефала, а римский правитель Гай Юлий Цезарь советовался со своим конем перед принятием ключевых решений». Лошадь – это наш трудолюбивый помощник, преданный друг и опытный целитель. Специалисты не приходят к единому мнению о том, когда появились первые почтовые лошади.

Есть сообщения, что еще за 2000 лет до н. э. в Египте гонцы исполь- зовали лошадей для сообщения с террито- риями сегодняшних Ливии, Эфиопии и Саудовской Аравии.

Достоверно известно, что в Китае конная почта была создана в период правления династии Чжоу с X по III век до н. э. Именно тогда зародилась та определенная система, которая просуществовала вплоть до XX века. Она представляла собой специальные станции для смены лошадей и всадников-курьеров, расположенные вдоль почтовых дорог, соединяющих, как правило, крупные города государства, а то и нескольких стран. Так, в эпоху династии Хань – III век до н. э. – III век н. э. – китайская почтовая служба была соединена с таковой у Римской империи. Кстати, само слово «почта» обязано своим появлением тоже лошади. Оно происходит от латинского слова posita, как раз обозна- чающего ту станцию, где гончие меняли уставших лошадей. Также появилось на свет и иное понятие – эстафета, обозначавшее срочное сообщение, доставляемое курьерами поочередно. Произошло оно от итальянского слова staff – «стремя».

Примечательно, что первые конные эки- пажи и кареты появятся значительно позд- нее – лишь в XVII веке. В 550-х годах до н. э. конная почтовая служба появляется и на территории современного Ирана. Однако самая развитая почтовая сеть образуется в Риме в период правления импе- ратора Октавиана Августа на рубеже I века до н. э. – I века н. э. Называлась она Cursus Publicus – «общественный путь». Но общественной (в нынешнем понима- нии этого термина) римская почта совсем не была, впрочем, как и любая почтовая служба древнего мира. Воспользоваться ее услугами могли только правители, элита и знатные путешественники. Называлась она так потому, что все обязанности по содержанию станций и особенно лошадей ложились на местных жителей.

Cursus Publicus в то время была лидером по охвату территории (она обслуживала не только все Средиземноморье, ее гонцы достигали границ Британии, хребтов Кавказа и песков современной Ливии) и по скорости доставки сообщений. За сутки всадники про- езжали 270 км. Ничего похожего не существо- вало в Европе вплоть до XIX века.

После крушения Западной Римской импе- рии отголоски знаменитой почтовой системы продолжали существовать еще почти четы- реста лет, а в Восточной Римской империи – практически до падения Византии в XV веке, и она даже была частично позаимствована мусульманами. В эпоху позднего Средневековья особенно резко проявилась необходимость в доставке бизнес-корреспонденции. Корпорации и гиль- дии основывали свои собственные конные курьерские службы, а величайшие купеческие дома и банки Италии предоставляли надеж- ный почтовый сервис с широким спектром услуг. К XIII веку установились почтовые связи между такими финансовыми центрами, как Флоренция и Генуя, с французскими городами, в которых проводились ежегодные ярмарки, привлекавшие купцов со всей Европы. К началу периода Возрождения появляются первые частные курьерские службы, которые наконец начинают доставлять и письма простых граждан. С изобретением в XV веке печатного станка и увеличением объема кор- респонденции этот вид бизнеса становится высокодоходным.

Турн-и-Таксис

Одним из самых известных предприни- мателей того времени был Франц фон Турн- и-Таксис, который служил почтмейстером у императора Священной Римской империи Максимилиана I с 1489 года. К этому моменту его семья занималась конным почто- вым сервисом уже два столетия. Он получил исключительное право на доставку как правительственных депеш, так и сообщений граждан по всей стране. Вплоть до середины XIX века его потомки руководили сетью почтовых дорог и станций для смены лошадей на территории современных Испании, Германии, Австрии, Венгрии и Нидерландов. Почтовая корпорация «Турн-и-Таксис» пре- одолела даже кризис эпохи раннего Нового времени – эпохи сильных национальных государств, – когда европейские правитель- ства повсеместно устанавливали контроль над частными почтовыми службами. Однако бизнесмены-почтовики не сдавались, искали способы усовершенствования своей отрасли. Из разных стран Европы звучали предложе- ния о введении предоплаты и специальных печатей, показывающих, когда, откуда и куда письмо было отправлено.

Реформа Хилла

Так появились идеи создания первых почто- вых марок. Отцом-основателем марочной системы считается английский учитель Роуленд Хилл. Марки существовали к тому времени уже давно для подтверждения факта уплаты налогов, но в почтовой сфере не употреблялись. Первая марка увидела свет в Великобритании в 1840 году. Суть реформы Хилла заключалась в введении единого почтового тарифа, не зависящего от расстояния, на которое письмо пересыла- лось, и предоплаты в виде покупки марки для отправителя письма, а не платы для получа- теля, как ранее. А уж какая марка без изображения глав- ного символа почты – лошади! Это наиболее часто встречающееся на почтовых марках животное. По данным журнала «Конный мир», несколько шкафов может понадо- биться для альбомов, если собрать вместе все марки с изображением лошади, когда-либо выпущенные в мире. Они могли бы служить полноценным справочником. Безусловным лидером в уровне почтовых услуг всегда оставалась Поднебесная и погра- ничные с нею территории. Итальянский путешественник Марко Поло, побывавший в XIII веке в Монголии и Китае, с восхищением описывал великолепно развитую систему почтовых станций. Их насчитывалось более 10 тысяч, на каждой из которых служили около 300 лошадей.

Курьер с особо важным сообщением мог преодолеть за сутки до 400 км. Неслучайно, что такая передовая тактика прижилась и в России, – это было одно из немногих положительных приобретений эпохи татаро-монгольского ига. Даже такое старинное слово, как «ямщик», обозначавшее почтовиков, перевозивших почту и пассажи- ров на гужевом транспорте, произошло от монгольских терминов «яма» (почтовая станция для смены лошадей) и «ямчи» (гонцы).

До середины XVII века на Руси лошадей запрягали по одной или по несколько в ряд. Затем феноменальную популярность стала набирать знаменитая русская тройка, не имеющая аналогов ни в одной стране мира, исконно русское изобретение, символ России, олицетворявший молодецкую русскую душу. Иностранные путешественники замирали от восторга при виде этой самой быстрой и самой величественной упряжки. Ее передо- вая скорость – 45–50 км/ч – достигалась благодаря особому подбору лошадей. Централь- ная лошадь, называемая «коренник», бежала быстрой рысью, а боковые кони скакали галопом, словно поддерживая коренника. Благодаря этому сочетанию лошади меньше уставали, достигалась большая грузоподъем- ность и проходимость. Ямская гармонь Тройки могли перевозить не только корре- спонденцию, но и пассажиров по главным почтовым трактам того времени. Ключевым из них был маршрут Москва – Клин – Тверь – Торжок – Вышний Волочек – Зимогорье – Нов- город. Со временем в маршрут была включена и новая столица – Санкт-Петербург. Ямщики всегда соревновались в укра- шении своих почтовых троек – это была своеобразная маркировка успешности их бизнеса. Прославленную дугу коренника рас- писывали в жостовском стиле или покрывали золотой краской, а прочие металлические детали серебрили для придания волшеб- ного блеска на солнце. Исконно русские колокольчики заменили у нас сигнальный почтовый рожок. В сочетании с россыпью бубенцов они создавали неповторимый по звучанию ансамбль, получивший название «ямская гармонь».

 

Дорогой, быстрый и «сиротский» Пони

Существовала своя конная почтовая система и у нашего давнего геополитического конку- рента – США. Особую огласку она получила в 1860 г., когда была создана служба срочной почтовой доставки «Пони Экспресс», реклам- ный слоган которой гласил: «Из Миссури в Калифорнию за 10 дней». Она действовала значительно быстрее обычной почты, и ее услуги стоили в 50 раз дороже. В 1861 г. был побит скоростной рекорд, когда новость об инаугурации Авраама Линкольна достигла западного побережья США за неделю. Дан- ная работа была опасной для курьеров из-за разницы в природных и погодных условиях, многочисленных банд на главных почтовых дорогах и недовольства аборигенов. Неслучайно объявление о приеме на эту службу было таким: «Требуются молодые, худые, жилистые парни до 18 лет. Умение ездить верхом, ежедневный смертельный риск, желательно сироты. Оплата 25 долларов в неделю».

Вместо обычных лошадей в основном использовали около 500 крепких и быстро- ходных индейских пони – отсюда, кстати, и название службы. Система почтовых станций, смены пони и надлежащего ухода за ними соответствовала общемировой практике. Есть сведения о том, что именно на Северо-Американском континенте была напеча- тана первая марка с изображением почтовой лошади. Кроме того, ходят легенды о том, что именно благодаря конной почте здесь поя- вилось такое лакомство, как пончики. Дабы не трогать продукты грязными руками, их было удобно нанизывать на любой столовый прибор, на штык и даже на шомпол. Угощали почтальонов американские девушки, когда те проносились мимо.

 

Питер-пенсионер

С середины XIX века, с появлением телеграфа, развитием железных дорог и автомобильного транспорта, начинается постепенный пере- ход от конных почтовых экипажей к меха- ническим. В середине XX века в крупных

 

Олени VS Лошади

«Все дело в географии, – говорит Надежда Красникова. – Славяне всегда жили бок о бок именно с лошадьми, а про оленей узнали намного позже, когда начались экспедиции в северные районы, в частности Якутию. В США же как индейское население, так и переселенцы нередко могли наблюдать за оленями». Учитывая то, что католиче- ское Рождество – праздник исключительно зимний, а образ Санта-Клауса достаточно молодой (его современный образ создал в 1870 г. художник Томас Наст), становится ясным, почему в северных странах прижилась именно эта традиция.

«При ответе на этот вопрос стоит основываться на разности культур и в происхождении данных образов, – дополняет Дарья Малышева, ведущий сотруд- ник Центра спортивно-массовой работы ОАО КСК «Битца». – Но могу точно сказать, что на Руси сани, запряженные тройкой лоша- дей, были символом богатства, зажиточности.

Деду Морозу по статусу надлежало передвигаться именно на таком виде транспорта». «Лошади дают нам очень много, – гово- рит в заключение Дарья Малышева. – Они учат дисциплинированности, трудолюбию, ответственности. Учат быть внимательными и воспринимать невербальные сигналы, понимать психологию иного существа. Рядом с лошадью нет места лени. Для истинного конника каждый год – год Лошади.

И каждый день – день Лошади. Ведь, как сказал один великий мудрец прошлого, нет тайны боль- шей, чем та, что существует между всадником и его лошадью».

Татьяна Корчмарек

dagdostavka.ru

Почтовая станция — ВиКи

Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт следующие сведения о термине «(почтовая) станция»[4]:

Ста́нция ж. лат. фрнц. место остановки путников; место, где меняют, берут свежих почтовых лошадей, сиб. станок. Гл. стоять (как и лежать, сидеть ипр.) на слвнск. и на запдн. языках общего, снскртск. корня, почему и производные, не будучи заимствованы, нередко сходны. Станционный дом; —смотритель.

Кроме этого, Далем собраны и другие синонимы слова «станция», встречавшиеся ранее в России, особенно в местных диалектах:

Стан м. место, где путники, дорожные стали, остановились для отдыху, временного пребыванья, и всё устройство на месте, с повозками, скотом, шатрами или иными угодьями; место стоянки и всё устройство. <…> | Стан и становище, стар. станок сиб. ныне станция, селенье, где меняли лошадей (почтовых не было, а обывательских, позже ямских), или хуторок на перепутье, нарочно поставленная избушка, для приюта, какия ещё и доныне есть на безлюдье в Арханг. крае, в Сиб. род постоялого двора, для роздыху и кормёжки лошадей. <…> На Сибирских станках приезжий находит готовые дрова, чтобы обогреться, и, по обычаю, сам должен припасти их отъезжая. Для чего стан заменено чужим, искаженным станция? <…>

Стано́к <…> | Сиб. почтовая станция[5].

Стацея ж. стар. стан, станок сиб. станция, почтовый стан[6].

По́чта <…> место содержанья лошадей, для едущих по почте, на переменных; поезд, везущий почту; стан, почтовая станция. <…> Почтовая карта, с показаньем всех станций и расстояний их. <…> Почтсодержатель, -ница, кто с подряду содержит на станции лошадей, почтовую гоньбу[7].

Гон м. <…> | влад. станция, место содержания почтовых, земских лошадей[8].

Перемена <…> || Перм. огородн. | Станция почтовая, ямская, частная, или, на бичевниках, где сменяют лошадей или бурлаков в лямках. <…> Переменные лошади, не долгие, не протяжные, а почтовые, либо вообще сменяемые за каждым перегоном[9].

Ям м. татарск. селенье, коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, сиб. станок[10].

Россия

Ранний период

В России правительственные приказания передавались сначала в города и войскам особыми гонцами[en]; впоследствии некоторым городам и деревням было вменено в обязанность содержать для этой цели положенное число лошадей и ямщиков, то есть были устроены почтовые станции[11]. Царский указ от 25 мая 1668 года назначил датчанина Леонтия Марселиуса ответственным за организацию прямой почтовой связи с Польшей — из Москвы в Вильно, которая начала действовать 17 сентября того же года. На всех станциях этого почтового тракта — от Москвы до Пскова — для почтарей имелись приготовленные «подставы», то есть свежие лошади[12]. В 1696 году на станциях были введены точные отметки о времени прохода почты[11].

При Анне Иоанновне вышел ряд почтовых указов, в том числе о прибавке лошадей на станциях. Согласно этим указам, например, было запрещено непристойно ругать почтовых управителей или служителей; все эти меры относились, впрочем, лишь к Лифляндии.

В 1744 году, в дополнение к имевшимся в России почтовым станциям, было учреждено семь станций в Финляндии. В середине XVIII века на станциях были устроены почтовые дворы в виде гостиниц с трактирами.

В 1783 году обыватели некоторых губерний были освобождены от почтовой повинности и обложены особым денежным сбором; разрешено было содержать станции частным лицам, с правом пользоваться прогонными деньгами (платой за проезд по почтовым дорогам[13]). В это время почтовые станции, заменившие собой прежние ямы, составляли низшую ступень местного почтового управления[11].

XIX век

К 1810 году, когда Главное почтовое управление было преобразовано в Почтовый департамент Министерства внутренних дел, на службе состояло 2649 почтальонов и станционных смотрителей. В царствование Николая I были введены новые системы содержания почтовых станций.

После уничтожения старинных ямов в России испытывались различные системы устроения и содержания почтовых станций для обеспечения проезда пассажиров и перевозки почты[11].

В общем случае почтовое ведомство определяло количество лошадей, которых нужно было держать на станции, а так как расходы обычно бывали больше прихода, то почтовое управление назначало известную приплату лицу, которое брало на себя содержание почтовой станции. В некоторых губерниях конная почта была передана в ведение земства[13].

Затем правительство издавна стремилось развить так называемые вольные почты, заключавшиеся в том, что содержание заведённых за счёт правительства или земских сумм зданий почтовых станций отдавалось желающим, которые принимали на себя обязанность содержать определённое количество лошадей и экипажей, с исключительным правом провоза как почты, так и пассажиров, за установленные в законе прогоны[11]. При учреждении вольных почт содержатели станций не получали никакого пособия и обязывались выставлять такое количество лошадей, чтобы не было задержки ни в пересылке почты, ни для проезжающих. В вознаграждение за это они пользовались монополией, то есть никто не имел права возить проезжающих на переменных лошадях там, где существовали вольные почты[13].

Согласно положению 1831 года, вольные почты разрешено было учреждать по всем трактам, кроме столиц, людям всяких состояний, которые должны были содержать определённое число лошадей и возить почту, эстафеты и проезжающих за обыкновенные прогоны. В 1836 году было предписано всеми мерами поощрять жителей к заведению вольных почт. Однако все эти попытки не увенчались успехом: система вольных почт осуществлялась в самых незначительных размерах[11].

В том же 1836 году станции Ковенского шоссе (от Ковна до Динабурга) и в 1840 году — Таурогенского шоссе (от Таурогена до Шавли) были отданы на содержание по администрационной (прусской) системе: доход каждой станции определялся от прогонов, затем выводился расход на обзаведение и содержание станции, к последнему прибавлялось 12 % в вознаграждение и содержание администратора, и, наконец, сумма общего годового расхода, которая превышала доход станции, назначалась в ежегодную приплату администратору за её содержание.

В 1842 году почтовые станции были переданы из ведения местных губернских властей в непосредственное заведование почтового начальства. В 1847 году было предписано составить для каждой станции приблизительный расчет дохода и расхода и вычислить, какую сумму необходимо ежегодно приплачивать почтосодержателю (по оценочной системе). На почтовой станции имелись шнуровые книги, куда записывались подорожные документы, которые требовались для проездов по почтовым дорогам[11].

Во второй половине XIX века почтовые станции устраивали на шоссейных дорогах, длина которых в России в то время составляла около 2500 вёрст. Внутреннее помещение тогдашней почтовой станции подразделялось на «чистую» и «чёрную» половины. «Чистая» предназначалась для отдыха «господ проезжащих», «чёрная» — для их слуг, ямщиков и почтальонов, хотя последние уставали в дороге больше. Ввиду того что почтовое ведомство не имело достаточно средств для создания почтовых станций в сельской местности, последние было разрешено открывать уездным земствам, первым среди которых стало Ветлужское земство Костромской губернии[12].

Поскольку, кроме перевозки писем и посылок, по почте производилась и перевозка пассажиров, то почтовые станции для проезжающих содержались или по системе нормальных кондиций (за счёт почтового ведомства), или по системе вольных почт. Требовавшиеся прежде для проездов по почтовым дорогам подорожные были отменены с 1874 года для Европейской части России, а с 1889 года — для Азиатской части России и Кавказа. Прогонные деньги рассчитывались по количеству вёрст и лошадей; размер прогонных денег составлял: для станций вольных почт — 4 копейки за версту и лошадь; для станций, отдаваемых в содержание по нормальным кондициям, — 3 копейки за версту и лошадь, кроме некоторых трактов, где существуют повышенные или пониженные таксы. Сверх того, проезжающие на станциях, отдаваемых в содержание по нормальным кондициям, уплачивали в пользу казны сбор в 10 копеек за перегон каждой лошади[13].

На рубеже веков

К концу XIX века в России имелось следующее количество почтовых станций[11]:

Данные о положении конной почты и почтовых станциях в России в 1896 году Почтовые станции Казённые Вольные На особыхусловиях Всего
Число станций 2853 449 782 4084
Число почтосодержателей 8521 268 741 9530
Число ямщиков &&&&&&&&&&011484.&&&&&011 484 1372 1530 &&&&&&&&&&014386.&&&&&014 386
Число повозок &&&&&&&&&&016089.&&&&&016 089 2622 8078 &&&&&&&&&&026789.&&&&&026 789
Число лошадей на станциях &&&&&&&&&&028527.&&&&&028 527 3477 3410 &&&&&&&&&&035414.&&&&&035 414
Число выпущенных в гон лошадей &&&&&&&&06326805.&&&&&06 326 805 &&&&&&&&&0937798.&&&&&0937 798 &&&&&&&&01057324.&&&&&01 057 324 &&&&&&&&08321927.&&&&&08 321 927
В том числе выпущено:
под почты и эстафеты &&&&&&&&02512504.&&&&&02 512 504 &&&&&&&&&0487934.&&&&&0487 934 &&&&&&&&&0752803.&&&&&0752 803 &&&&&&&&03753241.&&&&&03 753 241
под проезжающих &&&&&&&&08814301.&&&&&08 814 301 &&&&&&&&&0449864.&&&&&0449 864 &&&&&&&&&0304521.&&&&&0304 521 &&&&&&&&09568686.&&&&&09 568 686

В 1897 году имелось: почтовых станций — 4028, в том числе казённых — 2798, вольных — 443, на особых условиях — 787; лошадей на станциях — &&&&&&&&&&033836.&&&&&033 836[13].

В 1903 году во всей Российской империи насчитывалось 3973 почтовых станций, на которых использовалось &&&&&&&&&&029357.&&&&&029 357 лошадей[11].

Помимо государственных почтовых заведений, существовали местные (земские) почтовые учреждения. В 1896 году, в дополнение к почти 2000 местных почтовых контор и отделений, в России имелось 17 местных почтовых станций с приёмом и выдачей простой корреспонденции. С учётом Финляндии на всей территории империи имелось 158 таких станций. Кроме того, на территории Финляндии находилась 171 местная станция с приёмом и выдачей корреспонденции всякого рода[11]. В 1897 году было 69 станций с приёмом и выдачей простой корреспонденции[13].

Другие страны

Похожие почтовые учреждения во времена конной почты существовали и в других государствах прошлого, например, на территории Германии, Швеции и других европейских стран[14].

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Почтовая связь - отправка сообщения с гонцом



Письмо написано. Но оно бесполезно, если останется там, где его написали. Нужно доставить послание адресату, иногда «на край света», через горы и океаны, через леса и пустыни. Письмо повезут на лошадях или собаках, на поездах, пароходах, самолетах. Оно доходит до самого глухого местечка, до избушки в тайге, до полярной станции в Арктике или Антарктике.

Письмо Само Никуда не пойдет — Но в ящик его опусти — Оно пробежит, Пролетит, Проплывет Тысячи верст пути. Нетрудно письму Увидеть свет: Ему Не нужен билет. На медные деньги Объедет мир Заклеенный Пассажир.

Так написал С.Я. Маршак в своем стихотворении «Почта». Но так было не всегда. Семнадцать лет длилось путешествие Марко Поло на Восток и домой, и за все время никто в родной ему Венеции не получил от него ни единой весточки. В те далекие времена, в XIII в., совершить такой трудный путь письмо не могло.

Но уже в давние времена посылались и получались письменные сообщения. Первыми письмоносцами стали гонцы. Быть гонцом было трудно и небезопасно. Вот как жаловался на свою судьбу за 2300 лет до н.э. бедный египетский гонец: «Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти». Жил гонец в постоянном страхе: принесешь своему или чужому властелину дурные вести — не снесешь головы. Считалось, что тот, кто приносит дурные вести, и сам повинен в несчастье.

Хорошо организованную почтовую связь имело персидское государство, величайшее государство древности. Оно включало Персию, Малую Азию, Фракию, Македонию, Вавилонию, Египет, Финикию, Сирию, Палестину, часть Закавказья и Средней Азии, Аравию и северо-западную Индию. Властители Персидской рабовладельческой державы Кир и Дарий I, сын Гистаспа (VI — V столетия до н. э.) провели широкое строительство дорог, организовали службу связи. Почтовые станции располагались на дорогах через 25—30 км. Здесь постоянно имелись лошади для смены. Все совершалось очень быстро и точно. «В ночную тьму, в холод и непогоду садился очередной гонец на коня и мчал послание по пути его следования... Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними»,— писал греческий историк Ксенофонт.

Столица Персии, город Сузы, отстояла от Средиземного моря более чем на две с половиной тысячи километров. Все расстояние конные гонцы преодолевали за 5—6 суток, в то время как пешему потребовалось бы на это 90 суток. В античной Греции имелись гонцы двух родов: грамматофоры («письмоносцы») и гемеродромы («дневные гонцы»). Первые совершали только -короткие «рейсы». Гемеродромы, вооруженные дротиками, славились быстротой бега. Они пробегали за час 55 стадий (примерно 10 км). Знаменитый гемеродром Эвхид, посланный после битвы при Саламине (480 г. до н. э.) в Дельфы за священным огнем, пробежал за один день почти 200 км. Не раз гемеродромы одерживали победы, участвуя в Олимпийских играх. И, наоборот, победители игр нередко становились гемеродромами.

Нигде и никогда в других странах гонцы не пользовались таким почетом, как в Греции. В отличие от Персии, где письмо передавалось по цепочке пеших или конных гонцов, в Греции его от начала до конца нес один гонец. Никто под угрозой смертной казни не смел напасть на гонца, задержать его или ограбить. Ведь он нес письмо властелина, письмо государственной важности. Часто гонцы имели отличительные знаки, по которым их сразу узнавали. С этими знаками считались даже разбойники и бродяги. Так, например, гонцы Чингис-хана, проезжавшие огромные расстояния из Европы в ставку властелина, привязывали ко лбу табличку — «пайцзу». В зависимости от важности гонца и сообщения таблички были деревянные, серебряные или золотые с изображением сокола или тигра.

Японские гонцы держали в руках колокольчики. Даже княжеским процессиям приходилось уступать им дорогу. Гонцы обслуживали лишь властителей, высших чиновников и военачальников. Строжайшее наказание грозило за прием частных писем. Так было в Персии, в Риме, в других странах древнего мира. Так было и в более поздние времена. Великолепно организованную почту имел древний Рим, заимствовавший, вероятно, постановку дела у персов. Еще во времена Юлия Цезаря имелась обширная сеть дорог. Ее протяженность равнялась 150 000 км. Дороги были вымощены каменными плитами, подогнанными так плотно, что между ними не прошел бы даже лист бумаги. Некоторые из римских дорог сохранились и используются и в наши дни. По всем дорогам стояли каменные столбы с обозначением расстояния в милях (римская миля равнялась 1500 м).

Во времена Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н.э.) почта была уже хорошо налажена. Во II в. н.э. почтовая сеть надежно связывала отдельные части огромной Римской империи. Почта связь шла в нынешнюю Англию, в Восточную Европу до Рейна и Дуная, на Балканы, включая нынешнюю Румынию, в Турцию, Сирию, Палестину и Иорданию, на северо-африканское побережье от Танжера до Александрии. На дорогах имелись станции, где останавливались всадники и возницы. Эта почтовая сеть носила название Cursus publicus. В наиболее значительных населенных пунктах находились помещения для отдыха, где приезжающие могли переночевать и где стояли наготове верховые и вьючные животные, а также повозки. Такие помещения стали позже называться станциями — statio. Обычно говорили: «Станция, расположенная в таком-то месте» — «statio posita in...». От латинского слова posita произошло, вероятнее всего, слово «почта»— post. Впервые в этом смысле его употребили в XIII в. Хотя почта называлась «общественной, народной» (publicus), пользоваться ею рядовые граждане не могли. Они лишь привлекались к перевозке в принудительном порядке, предоставляя лошадей, повозки и всадников. Такая обязанность возлагалась и на жителей покоренных стран. Лишь с течением времени государственная почта стала обслуживать не только императоров и знать, но за установленную плату и других римских граждан.

Богатые патриции, владевшие рабами, использовали их как собственных гонцов. Но на большие расстояния их не посылали, прибегая к услугам странствующих торговцев или путешественников. Однако посланные таким образом письма нередко доходили через многие месяцы, когда они подчас теряли свое значение. Связь с заморскими владениями поддерживалась с помощью кораблей. Римские императоры часто использовали почту самым необычным образом. Император Константин, например, ведя войну с персами, отправил однажды на почтовых повозках войско. «Все дороги ведут в Рим»,— говорили римляне. В иносказательном смысле мы пользуемся этой поговоркой и теперь. Римская почта является рубежом в истории европейской почтовой связи. От случайной передачи сообщений был сделан шаг к строго организованной, регулярно осуществляемой через опорные пункты службе доставки письменных сообщений.

В Индии почтовая служба осуществлялась уже в раннем периоде ее истории. Национальный индийский эпос «Рамаяна» (IV в. н. э.) упоминает о дорожных надсмотрщиках, на которых лежал надзор за гонцами, бежавшими от станции к станции. Звоном бубенцов они требовали дать дорогу, а также сообщали о своем прибытии. На поясе гонца имелась металлическая дощечка с его именем, номером и обозначением станции. Станции устраивались очень несложно. Это были хижины, где гонцы передавали друг другу свою ношу. Для переправы через реки у гонцов имелись плавательные пояса.

Интересны сохранившиеся сведения о почте инков в Перу и ацтеков в Мексике, этих государствах древнейшей культуры Южной Америки. Здесь задолго до появления европейцев существовали почтовые гонцы. О почте инков рассказывает инка Гарсиласо де ла Вега в своей, ставшей всемирно известной, книге «История государства инков», вышедшей в 1609 г. в Лиссабоне. Она переведена на многие европейские языки. В 1974 г. она была издана в Ленинграде, в издательстве «Наука». Гарсиласо де ла Вега родился в 1539 г. в нынешнем Перу. Он был сыном инкской принцессы и капитана конкистадоров. В 1560 г. уехал в Испанию, где стал известен как писатель. В государстве инков на дорогах находились почтовые курьеры, задачей которых были скорейшая доставка приказаний повелителя и передача важных новостей и известий. Курьеры назывались «часки». Это слово означает «обменивать» или «взять»: они обменивались сообщениями. Укрываясь от непогоды, курьеры располагались в хижинах, которые ставились на дороге по две рядом. В каждой находилось от четырех до шести человек, молодых и быстроногих. В особых случаях на станциях находилось до двенадцати гонцов.

Задания выполнялись по очереди гонцами то одной, то другой хижин, их которых наблюдение за дорогой велось в обе стороны, чтобы заметить бегущего гонца до того, как он прибежит, и не терять ни минуты времени. Хижины ставились на высоких местах, и от одной можно было видеть следующую. Расстояние между ними равнялось половине лиги (лига —5572 м). Такое расстояние гонец пробегал очень быстро, не теряя силы. Кроме часков у инков были гонцы, которые назывались «кача» (посланец). Это были личные послы, которые шли от одного князя к другому или от господина к подчиненному. Был еще главный гонец, называвшийся «чуру мульо часки» (гонец с раковиной). Он трубил в раковину, извещая о прибытии. Сообщения, которые передавали часки, были устными, так как инки не знали письменности. Поэтому послание было немногословным, чтобы его не забыть и не перепутать. Слова послания повторялись несколько раз до тех пор, пока его не запоминал очередной гонец. Часки должны были обладать хорошей памятью и пользоваться полным доверием.

Некоторые сообщения передавались с помощью «кипу» (или «квицу»), что значило «завязать узел». Это были разноцветные шнуры различной длины, на которых определенным образом завязывались узлы. В зависимости от цвета и места на шнуре они имели определенное значение. Например, в кипу, представлявшем военное сообщение, шнуры разного цвета обозначали количество воинов, вооруженных пращами, копьями, палицами, стрелков из лука и т. д. Простой узел обозначал 10, двойной—100, тройной — 1000 воинов. Специальным должностным лицам поручалось сплетать и «читать» кипу, что было очень сложно.

Дурные вести передавали властелину стоя на коленях. Если сообщение было радостным, например о победе, гонец вплетал в волосы красные ленты и размахивал кинжалом. У ацтеков гонцы назывались «пайнани». Как у инков, так и у ацтеков гонцы доставляли к царскому столу их отдаленных районов страны отборные фрукты, рыбу и другие редкие и скоропортящиеся продукты со скоростью до 400 км в сутки. Использование гонцов для подобных целей имело место и у других народов. Так, знаменитый полководец древности Александр Македонский (IV в. до н. э.) во время своих походов в Персию и Индию, страдая от жажды, употреблял фруктовые соки со снегом. Его доставляли специальные эстафеты рабов с горных вершин и из пещер.

Вместе с римской империей погибли и ее почтовые учреждения. В эпоху непрестанных войн, которыми отличалось начало средних веков, не ощущалось большой потребности в почтовых связях. Культурная жизнь времен средневековья сосредоточивалась в монастырях и университетах, находившихся в большинстве случаев под влиянием духовенства.

Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и багажа при помощи гонцов и возниц, которые предоставлялись их подданными. Лишь во Франции Хлодвиг (482—511 гг.) пытался создать — без особого успеха — почтовую связь из остатков римской государственной почты.

Позднее (с XI в. по XV в.) почтовая связь поддерживалась в основном монастырями, рассылавшими гонцов по всей Европе. Среди монахов всегда находились желающие побродить по свету вместо того, чтобы сидеть по кельям. У странствующих монахов рядом с сумой для подаяний нередко висела сумка с письмами. Своих посланцев имели и университеты, появившиеся в XII в. в Италии, Испании, Франции. Здесь обучались дети состоятельных людей, проживавших в разных странах Европы. Родители нуждались в поддержании связи со своими сыновьями. Самую хорошую службу связи имела Сорбонна — часть Парижского университета, готовившая высшее духовенство. Гонцы Сорбонны регулярно совершали поездки не только по Франции, но и за ее пределами. Гонцам Сорбонны разрешалось брать почту и от лиц, не имевших отношения к университету; доверяли этим гонцам отправления даже правительственные учреждения.

Однако феодальная Европа, где бурно росли города, где развивались торговля и промышленность, не могла удовлетвориться ни монастырскими, ни университетскими почтовыми связями. Поэтому купеческие гильдии и ремесленные цехи стали организовывать свою службу гонцов. Постепенно пользование ею стало возможным для других слоев населения. Однако плату за доставку, особенно на большие расстояния, брали высокую.

Рядовые люди тоже хотели передавать вести — хотя бы важнейшие — друзьям, знакомым и родственникам. Их выручали торговцы, переезжавшие с места на место для покупки и продажи разных товаров, и ремесленники, которые путешествовали для сбыта изделий своего ремесла. Купцы и ремесленники или сами вручали почтовые письма, адресованные своим покупателям, иди передавали их торговцам, ехавшим туда, где жил получатель. Сначала это была просто любезность по отношению к постоянным клиентам. Чаще всего разъезжали мясники, закупавшие и перегонявшие гурты скота. Они бывали в самых отдаленных местах, где никогда не появлялись гонцы.

Постепенно цех мясников наладил хорошо поставленную службу связи. Ее так и называли «почта мясников». Мясники нередко согласовывали свои маршруты друг с другом, останавливаясь в чужих городах. Поэтому они имели возможность доставлять письма и на далекие расстояния. Своего рода «почта мясников» существовала в древнем Новгороде. На это указывают некоторые берестяные грамоты. Переписка государственного значения доставлялась здесь гонцами. Без сомнения, специальный гонец привез бересту с известием об успехе новгородского посольства у короля Швеции и Норвегии (XIV в.). Но для частной переписки пользовались услугами торговых людей, колесивших с товарами по ближним и дальним дорогам. Новгородские купцы, такие как былинный Садко, «богатый гость», везли мед и воск, пушнину, кожу и рыбу, снабжали западно-европейским серебром всю Русь до Рязани и Нижнего Новгорода. Они везли европейские товары с запада на восток, а на запад — восточные и южные. На юг купцы держали путь за хлебом: в нем Новгород нуждался в XI—XIII вв. Кто-нибудь из торговых людей привез в Новгород в начале XII в. из Смоленска бересту от некоего Гордея, отправившегося в голодный неурожайный год на юг, где «дешеве ти хлебе»: «Поклон от Гордея к отьчеви и матери. Продавъше двор, идите же семо Смоленьску ли, Кыевоу ли... Але не идете, а присъ/ли/те ми грамотичу, сторови ли есте».

Как видно из берестяного письма, Гордей предлагает родителям, продав двор, ехать в Смоленск, где он пока остановился, или прямо в Киев, а если они не решатся ехать, то сообщить, здоровы ли они: болезни всегда были спутниками голода. Гордей не только имел возможность прислать письмо из Смоленска, за 400 км, но не сомневался, что родители смогут прислать ответ и гораздо дальше — в Киев. Это показывает, что почтовые пути Новгорода были не случайными, а постоянными и хорошо налаженными.

post-marka.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта