Белгород выбрать город
Выберите город

Методика «Простые аналогии»: описание, применение, интерпретация. Методика простые аналогии лошадь жеребенок


ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ

Методика «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Способствует выявлению и развитию особенности логических связей и отношений между понятиями.

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше. В целях общего развития можно проводить с 8 лет.

ИНСТРУКЦИЯ:

Вы видите два слова: «лошадь»: «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа слово – «корова», а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову «лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет – «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Задания

  1. Лошадь : Жеребенок = Корова : ?Пастбище, Рога, Молоко, Теленок, Бык

  2. Нога : Сапог = Рука : ?Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть

  3. Ложка : Каша = Вилка : ?Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда

  4. Яйцо : Скорлупа = Картофель : ?Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха

  5. Коньки : Зима = Лодка : ?Лед, Каток, Весло, Лето, Река

  6. Ухо : Слышать = Зубы : ?Видеть, Лечить, Рот, Щетка, Жевать

  7. Собака : Шерсть = Щука : ?Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя

  8. Пробка : Плавать = Камень : ?Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик

  9. Чай : Сахар = Суп : ?Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка

  10. Дерево : Сук = Рука : ?Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец

  11. Дождь : Зонтик = Мороз : ?Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба

  12. Школа : Обучение = Больница : ?

Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной 13. Песня : Глухой = Картина : ?Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной14. Нож : Сталь = Стол : ?Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть15. Рыба : Сеть = Муха : ?Комар, Комната, Жужжать, Паутина; Жук16. Птица : Гнездо = Человек : ?Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом17. Хлеб : Пекарь = Дом : ?Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь18. Пальто : Пуговица = Ботинок : ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа19. Коса : Трава = Бритва : ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент

20. Вода : Жажда = Пища : ?Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда21. Паровоз : Вагоны = Конь : ?Поезд, Лошадь, Овес, Телега, Конюшня22. Алмаз : Редкий = Железо : ?Драгоценный, Железный, Твердый, Сталь, Обычный23. Бежать : Стоять = Кричать : ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать24. Волк : Пасть = Птица : ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение25. Растение : Семя = Птица : ?Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо26. Театр : Зритель = Библиотека : ?Актер, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель27. Железо : Кузнец = Дерево : ?Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья28. Нога : Костыль = Глаза : ?Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос29. Утро : Ночь = Зима : ?Мороз, День, Январь, Лето, Сани

ОБРАБОТКА

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у ребенка – преобладании наглядных или логических форм. Обычно учащийся усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров.

Для детей 9-10 лет: Хороший уровень: 20-24 баллов; Высокий уровень: 25-29 баллов.

Ключ: 1. 4; 2. 3; 3. 4; 4. 5; 5. 4; 6. 5; 7. 5; 8. 2; 9. 4; 10. 5; 11. 5; 12. 4; 13. 2; 14. 2; 15. 4; 16. 5; 17. 4; 18. 4; 19. 2; 20. 2; 21. 4; 22. 5; 23. 1; 24. 2; 25. 5; 26. 3; 27. 3; 28. 2; 29. 4

studfiles.net

Методика «Простые аналогии». Психологическая безопасность: учебное пособие

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

Интерпретация результатов. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов. Анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные. Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Методика «Простые аналогии»: описание, применение, интерпретация

Школьное обучение предполагает усвоение большого объема теоретического материала и применение полученных знаний на практике. При этом от ребенка требуется максимум внимания и способность мыслить логически. Безусловно, эти качества формируются и совершенствуются постепенно. Но до начала обучения педагогам необходимо оценить уже имеющийся уровень их развития, чтобы по результатам провести определенную коррекцию. Сегодня одним из самых точных, быстрых и объективных способов диагностики мышления младших школьников является методика «Простые аналогии».

Об авторе

В середине прошлого столетия американский психолог Уильям Гордон предложил создание аналогий в качестве способа развития творческого мышления. Тест был разработан для взрослых людей. Однако его диагностическая точность настолько понравилась педагогам и психологам, что они решили адаптировать методику для детей. Совместные усилия специалистов нескольких стран значительно упростили тест, внеся в него существенные качественные изменения.

В настоящее время в российских школах активно применяется методика «Простые аналогии». Автор ее однозначно не назван. Однако отечественные педагоги следуют технике выполнения теста, подробно описанной в учебнике по возрастной психологии для вузов И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Цель методики

Диагностика мышления младших школьников имеет несколько ориентаций:

  • Проверить, как быстро и точно ребенок способен установить причинно-следственные связи между объектами.
  • Оценить его критическое восприятие информации и уровень ассоциативных связей.
  • Установить степень врабатываемости ребенка в новый материал.
  • Оценить устойчивость, концентрацию, распределение и переключение внимания.

Немаловажной целью, которую преследует методика «Простые аналогии», является и установка доминирующего типа мышления, или концептуальных связей между объектами, которые ребенок использует при решении задач. Это может быть опора на внешнее сходство (визуальное мышление) или вывод из сути понятия (логическое мышление).

Описание

Классически данный тест представлен на отпечатанном бланке с 32 пунктами. Каждая позиция включает два слова, которые имеют определенную логическую связь между собой. Эта пара выступает как образец. Рядом дано еще одно слово, к которому по примеру необходимо подобрать ассоциацию по аналогии. Процесс подбора происходит из вспомогательных слов, приведенных чуть ниже. При этом логическая связь должна быть оправдана самой аналогией, приведенной в образце.

Например: солнце – панама, дождь – …?

Из слов «вода», «холод», «лужи», «зонт» прочной логической связью обладает последнее слово. Так как аналогией здесь является «защита». Человек от солнца защищается панамой, от дождя – зонтом.

Методика «Простые аналогии» для младших школьников может проводиться индивидуально или в группе. При групповом тестировании детей сажают по одному, предупреждая тем самым списывание у соседа.

В отношении времени также существует два варианта: с ограничением (две-три минуты на вопрос) и без него. Временные рамки педагог может установить только со ссылкой на психические и физиологические особенности ребенка.

Инструкция

Методика «Простые аналогии» имеет четкую инструкцию проведения тестирования и предполагает четыре этапа:

  • Подготовка. Сначала педагогу необходимо на доске разместить два сигнальных образца. Задания подобны тем, что в бланках, но не аналогичные. Затем детям раздают бланки с комментарием о подписи каждого (фамилия, имя).
  • Тренировка. Теперь внимание детей переключается на доску и происходит объяснение задания. Сначала дети пробуют провести подбор ассоциации устно.
  • Выполнение теста. После напутствия педагога на внимательное прочтение образца в бланке дети приступают к письменному выполнению. Для уточнения задания можно совместно разобрать первую позицию. Например: «медведь - медвежонок». Педагог должен сделать акцент, что речь идет о животных и их детенышах. Значит, ассоциацией к слову «лошадь» по данной аналогии будет «жеребенок».
  • Подсчет результатов. На этом этапе происходит сбор и проверка бланков. Оцениваются работы в соответствии с рекомендованными критериями теста.

К важным моментам проведения можно отнести объяснение педагога того, как правильно заполнять бланк. Ставить галочку напротив правильного ответа или подчеркивать его. Это необходимо, чтобы ребенок не путался и не терял времени на решение.

Если в группе есть медлительный малыш, то педагогу стоит чаще подходить к нему во время выполнения теста, но только для того чтобы приободрить или разъяснить вопрос, а не помогать отвечать правильно.

Интерпретация

Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии». Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

  • при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко;
  • при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
  • при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
  • при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков.

При низких показателях коррекция внимания и логического мышления обязательна. Такие занятия помогут ребенку в дальнейшем обучении, значительно повысив уровень его развития.

Сложные аналогии

Для детей, получивших максимальный балл, может быть проведен тест по сложным аналогиям. Принцип установки связи остается тем же, усложняется лишь система выполнения заданий. Теперь ребенок должен распределить типы аналогий по группам. Подбор ассоциаций не требуется.

Методика «Простые и сложные аналогии» - это самый эффективный и быстрый способ сегодня проверить развитие логического мышления и внимания у школьников с целью обеспечения качественного образовательного процесса.

fb.ru

Методика "Простые аналогии" (диагностика мышления)

Выполнение методики "Простые аналогии" требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач. Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.

1

лошадь

 

корова

жеребенок

пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2

яйцо

 

картофель

скорлупа

курица, огород, капуста, суп, шелуха

3

ложка

 

вилка

каша

масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4

коньки

 

лодка

зима

лед, каток, весло, лето, река

5

ухо

 

зубы

слышать

видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6

собака

 

щука

шерсть

овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

7

пробка

 

камень

плавать

пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

8

чай

 

суп

сахар

вода, тарелка, крупа, соль, ложка

9

дерево

 

рука

сук

топор, перчатка, нога, работа, палец

10

дождь

 

мороз

зонтик

палка, холод, сани, зима, шуба

11

школа

 

больница

обучение

доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

12

песня

 

картина

глухой

хромой, слепой, художник, рисунок, больной

13

нож

 

стол

сталь

вилка, дерево, стул, пища, скатерть

14

рыба

 

муха

сеть

решето, комар, комната, жужжать, паутина

15

птица

 

человек

гнездо

люди, птенец, рабочий, зверь, дом

16

хлеб

 

дом

пекарь

вагон, город, жилище, строитель, дверь

17

пальто

 

ботинок

пуговица

портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

18

коса

 

бритва

трава

сено, волосы, острая, сталь, инструменты

19

нога

 

рука

сапог

галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

20

вода

 

пища

жажда

пить, голод, хлеб, рот, еда

21

электричество

 

пар

проволока

лампочка, ток, вода, трубы, кипение

22

паровоз

 

конь

вагоны

поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

23

алмаз

 

железо

редкий

драгоценный, железный, твердый, сталь

24

бежать

 

кричать

стоять

молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

25

волк

 

птица

пасть

воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

26

растение

 

птица

семя

зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

27

театр

 

библиотека

зритель

актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель

28

утро

 

зима

ночь

мороз, день, январь, осень, сани

29

железо

 

дерево

кузнец

пень, пила, столяр, кора, листья

30

нога

 

глаза

костыль

галка, очки, слезы, зрение, нос

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. "Вот посмотрите, - говорят испытуемому, - здесь написано два слова - сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово - корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову "корова", как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример: вот здесь слева - яйцо - скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа - картофель и внизу пять слов на выбор. Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы испытуемый ее хорошо усвоил. В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если испытуемый, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены. Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.

Форма протокола к методике "Простые аналогии"

Номер задачи

Ответ

Объяснения

 

 

 

Так, например, в задаче

ухо

 

зубы

слышать

 

видеть, лечить, рот, щетка, жевать

испытуемый выбирает слово "лечить" просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3-4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости испытуемых, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза. Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

www.vashpsixolog.ru

Методика «Простые аналогии»

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Задание 2. Методика «Простые аналогии».

Цель: выявить характер логических связей и отношений между понятиями.

Ход исследования: Испытуемому показывают первую задачу: лошадь\жеребенок и предлагают по аналогии подобрать слову корова одно из предлагаемых 5 слов (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)

После того, как экспериментатор убедится, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.

Обработка заключается в подсчете количества правильных и неправильных нахождений аналогий между понятиями, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогии. По типу связей можно судить об уровне развития мышления испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Материал к данной методике.

Лошадь

жеребенок

Корова

пастбище, рога, молоко, теленок, бык

Яйцо

Скорлупа

Картофель

Курица, огород, капуста, суп, шелуха

Ложка

Каша

Вилка

Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

Коньки

Зима

Лодка

Лед, каток, весло, лето, река

Ухо

Слышать

Зубы

Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

Собака

Шерсть

Щука

Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

Пробка

Плавать

Камень

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

Чай

Сахар

Суп

Тарелка, вода, курица, соль, ложка

Дерево

Сук

Рука

Топор, перчатка, нога, робота, палец

Дождь

Зонтик

Мороз

Палка, холод, сани, зима, шуба

Школа

Обучение

Больница

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Песня

Глухой

Картина

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Нож

Сталь

Стол

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Рыба

Сеть

Муха

Решето, комната, жужжать, паутина, комар

Птица

Гнездо

Человек

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Хлеб

Пекарь

Дом

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пальто

Пуговица

Ботинок

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Коса

Трава

Бритва

Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

Нога

Сапог

Рука

Галоши, перчатки, кулак, палец, кисть

Вода

Жажда

Пища

Голод, хлеб, пить, рот, еда

Электричество

Проволока

Пар

Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Паровоз

Вагоны

Конь

Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

Задание 3. Методика «Сравнение понятий».

Цель исследования: определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Материал и оборудование: перечень слов, предлагаемых для сравнения.

Процедура исследования.

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Примерный список слов для сравнения.

Утро – вечер.

Корова – лошадь.

Летчик – танкист.

Лыжи – коньки.

Трамвай – автобус.

Река – озеро.

Велосипед – мотоцикл.

Собака – кошка.

Ворона – рыба.

Лев – тигр.

Поезд – самолет.

Обман – ошибка.

Ботинок – карандаш.

Яблоко -вишня

Лев – собака.

Ворона – воробей.

Молоко – вода.

Золото – серебро.

Сани – телега.

Воробей – курица.

Дуб – береза.

Сказка – песня.

Картина – портрет.

Лошадь – всадник.

Кошка – яблоко.

Голод – жажда.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий (А. Р. Лурия):

1. Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, «корова – лошадь»).

2. Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «ворона – рыба»).

3. Третья группа задач еще сложнее – это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше,  чем сходство (например, «всадник – лошадь»).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Обработка и анализ результатов.

По результатам выполнения задания проводится количественный и качественный анализ. Количественная обработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия, выделенных  в каждой паре. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний – более десяти-пятнадцати черт, низкий – менее десяти черт.

Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, что удается детям этого возраста зачастую с трудом. Таким образом, тот факт, что раньше формируются операции различения, а затем обобщения, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно – логическому обобщению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории.

Качественный анализ выполнения учащимся методик, направленных на  развитие мышления также можно выполнить опираясь на вопросы:

  1.  Как быстро ребенок понял инструкцию?
  2.  Потребовалось ли использование примеров для выполнения задания?
  3.  Насколько правильно ребенок выполнял задания?
  4.  Аргументировал ли ребенок свои ответы?
  5.  Умеет ли ребенок пользоваться помощью взрослого?
  6.  Определите уровень работоспособности ребенка во время выполнения заданий.
  7.  Определите насколько интересно ребенку было выполнять задания.
  8.  Что легче удавалось сделать ребенку сравнивая понятия – находить общее или различное?
  9.  Насколько ребенок понимал и смог объяснить переносный смысл пословиц и поговорок?

samzan.ru

простые аналогии,лаб4

Методика "Простые аналогии"

1. Автор - разработчик теста - автор адаптации - Васищев А.А.

2. Год разработки, стандартизации –

3. Направленность - Вербальный когнитивный тест.
Предназначен для изучения способности к установлению отношений между понятиями.

Направлена на оценку способности к абстрактному мышлению:
- способность обобщать и классифицировать;
- способность выходить за пределы конкретной ситуации, умение видеть существенное, 
неявные закономерности;
- способность мыслить абстрактными категориями;
- способность устанавливать причинно-следственные связи;
- способность к переносу обобщений из одной ситуации в другую.


4. Возраст испытуемых – для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.

5. Выборка стандартизации –

6. Данные про валидность, надежность –

7. Наличие модификации –

8. Описание процедуры проведения теста –

9. Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – «лошадь» и «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа (после знака равно) то же – одно слово – корова, а под ним – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова – вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

10. Стимульный материал –

11. Обработка результатов –

12. Ключи, шкалы –

Вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Отв.

4

1

4

4

5

4

5

5

2

4

5

5

4

2

2

4

Вопр.

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Отв.

5

4

4

2

3

2

4

4

5

1

2

5

3

3

2

4

Объём проделанной испытуемым работы.
Выражается в общем количестве выполненных заданий.


Качество работы.
Выражается в количестве правильно выполненных заданий

13. Тестовые нормы, половые различия, если есть –

14. Интерпретация результатов, описание факторов, если есть Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. 

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

studfiles.net

Методика «простые аналогии» - стр. 5

Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: бланк ссерией логических заданий, протокол.

Процедура проведения: ребенку предъявляется бланк, его просят установить связь между словами первой пары, а затем по аналогии подобрать вторую пару слов. Выбранное слово и объяснение заносятся в протокол. Первое задание разбирается вместе с ребенком.

Инструкция: «Посмотри, здесь написаны два слова — сверху «Лошадь“, а снизу — „Жеребенок“. Какая между ними связь? „Жеребенок“ — детеныш лошади. А справа тоже — сверху одно слово — „Корова“, а снизу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову „Корова“, как „Жеребенок“ к „Лошади“, т. е. чтобы оно обозначало детеныша „Коровы». Это будет… „Теленок“. Значит нужно в начале установить, как связаны между собой слова вот здесь слева, а затем установить такую же связь справа».

Форма протокола

№ задачи

Ответ испытуемого

Объяснение испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Обработка и интерпретация

Обработка и интерпретация результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладания наглядных или логических форм.

Если испытуемый делает случайные ошибки 3—4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом, то можно говорить о неустойчивости процесса мышления и утомляемости.

Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Бланк к методике

1

ЛОШАДЬ

КОРОВА

ЖЕРЕБЕНОК

ПАСТБИЩЕ, РОГА, МОЛОКО, ТЕЛЕНОК, БЫК

2

ЯЙЦО

КАРТОФЕЛЬ

СКОРЛУПА

КУРИЦА, ОГОРОД, КАПУСТА, СУП, ШЕЛУХА

3

ЛОЖКА

ВИЛКА

КАША

МАСЛО, НОЖ, ТАРЕЛКА, МЯСО, ПОСУДА

4

КОНЬКИ

ЛОДКА

ЗИМА

ЛЕД, КАТОК, ВЕСЛО, ЛЕТО, РЕКА

5

УХО

ЗУБЫ

СЛЫШАТЬ

ВИДЕТЬ, ЛЕЧИТЬ, РОТ, ЩЕТКА, ЖЕВАТЬ

6

СОБАКА

ЩУКА

ШЕРСТЬ

ОВЦА, ЛОВКОСТЬ, РЫБА, УДОЧКА, ЧЕШУЯ

7

ПРОБКА

КАМЕНЬ

ПЛАВАТЬ

ПЛОВЕЦ, ТОНУТЬ, ГРАНИТ, ВОЗИТЬ, КАМЕНЩИК

8

ЧАЙ

СУП

САХАР

ВОДА, ТАРЕЛКА, КРУПА, СОЛЬ, ЛОЖКА

9

ДЕРЕВО

РУКА

СУК

ТОПОР, ПЕРЧАТКА, НОГА, РАБОТА, ПАЛЕЦ

10

ДОЖДЬ

МОРОЗ

ЗОНТИК

ПОЛКА, ХОЛОД, САНИ, ЗИМА, ШУБА

4. Задание практики № 3 для студентов специальности 030301 «Психология» (3 курс)

4.1. Содержание практики

Вид практики: летняя педагогическая практика (учебная).

Место проведения практики: организации различного уровня.

Количество учебного времени: 3 недели.

Тема «Комплексное исследование личностных особенностей человека».

Объект: овладение методами и приемами работы практического психолога в организациях различного уровня.

Предмет:личностные особенности человека.

Цель: диагностика и анализ личностных особенностей человека.

Задачи:

  1. Изучение личности с целью составления и написания психологического портрета личности.

  2. Проведение комплексного психологического исследования личности 1 человека по предлагаемым базовым методикам, подбор и проведение 2—3 по запросу организации.

  3. Собеседование с испытуемыми, направленное на ознакомление их с результатами комплексной диагностики.

Выполнение заданий практики осуществляется по следующим этапам.

  1. Подготовительный этап включает в себя:

  • ознакомление с организацией, в которой будет осуществляться прохождение практики;

  • выбор испытуемого;

  • установление доверительных отношений с испытуемым и знакомство с особенностями его деятельности.

  1. Диагностический этап. Психологическое диагностирование проводится с использованием следующих методик:

1. Мотивационно-потребностной сферы О. Ф. Потемкиной.

2. Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубенштейна.

3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.

4. Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI), адаптация Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова.

5. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.

  1. Этап интерпретации и обобщения данных исследования. Студенты интерпретируют данные, полученные с помощью предлагаемого комплекса диагностических методик, соотносят результаты разных методик, обобщают их и составляют психологический портрет.

  2. Этап ознакомления испытуемых с данными исследования. Студенты в корректной форме сообщают испытуемому о результатах проведенного исследования.

  3. Этап написания отчета по психологической практике.

Отчет по практике должен включать в себя:

  • дневник с кратким описанием плана выполнения задания практики, который ведется каждый день;

  • сведения об исследуемом и организации, в которой проводится исследование;

  • протоколы проведения и бланки всех методик;

  • интерпретации по каждой методике;

  • составление психологического портрета испытуемого;

  • заключение по результатам практики в целом. В заключении желательно описать Ваше личное отношение к практике. Изложить трудности, с которыми Вы встречались при выполнении задания, положительные и отрицательные моменты в практике, предложения по ее усовершенствованию.

4.2. Психодиагностические методики для 3 курса

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: „ДА“, если Ваш ответ утвердителен, и „НЕТ“, если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат»

  1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

  2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

  3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

  4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

  5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

  6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

  7. Вам легче просить за других, чем за себя?

  8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

  9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

  10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

  11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

  12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

  13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

  14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

  15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

  16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

  17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

  18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

  19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

  20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

  21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

  22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

  23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

  24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

  25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

  26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

  27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

  28. Вы можете назвать себя эгоистом?

  29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

  30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

  31. Ваша отличительная черта — бескорыстие?

  32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?

  33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

  34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

  35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

  36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

  37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

  38. Стремление к результату в любом деле — Ваша отличительная черта?

  39. Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?

  40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу — власть», «труд — деньги»

  1. Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?

  2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

  1. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

  1. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

  2. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

  3. Основное стремление в Вашей жизни — свобода, а не власть и деньги?

  4. Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность?

  5. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

  6. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

  1. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

  2. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти — это ее сила?

  3. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

  4. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

  5. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

  6. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

  7. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

  8. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

  1. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

  2. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

  3. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

  4. В жизни Вас радует только отличный результат работы?

  5. Самое главное стремление в Вашей жизни — быть свободным?

  6. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

  7. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

  8. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

  9. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

  10. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

  11. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

  12. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

  1. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

  1. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

  2. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

  3. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

  1. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

  1. Власть может заменить Вам многие другие ценности?

  2. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

  3. Труд — наибольшая ценность для Вас?

  1. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

  2. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

  3. Наиболее сильное потрясение для Вас — отсутствие денег?

textarchive.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта