Белгород выбрать город
Выберите город

Лошади породы шайр в России. Лошади шайр в россии


Лошадь породы шайр — описание, характеристика и уход за животным | ЗооТом

Происхождение породы

Шайр в России относится к лошадям-тяжеловозам. Они были выведены в Великобритании и являются прямыми потомками военных лошадей средневековой эпохи. В том числе предками этой породы считаются фризы и фландские кони, которых скрещивали с местными кобылами. 

Характеристика породы шайр

Главными особенностями породы шайр следует назвать такие качества, как сила, мощь, крепость. Таким лошадям под силу даже самая тяжелая упряжка либо другие физические нагрузки. Высота в холке составляет от 1,65 до 1,80 сантиметров, окрас может быть различным, в том числе достаточно часто встречаются лошади с белыми носочками или с небольшой лысиной на голове.

Характер шайр

Как и подобает лошади-тяжеловесу, шайрская порода имеет спокойный, уравновешенный нрав. Она послушна, всегда выполняет приказы своего хозяина, любит работать и нетребовательна в уходе. 

Уход за шайрской лошадью

Для содержания шайрской лошади необходим теплый и светлый денник, манеж для прогулок на свежем воздухе и забота со стороны хозяина. Лошадь сильно не привязывается к человеку, но все-таки без общения ей будет грустно, а поэтому периодически с ней нужно физически и эмоционально контактировать. В теплое время года шайра рекомендуется купать, перед тем как оседлать кожу и шерсть тщательно досуха вытирают.

Питание лошадей

Рацион шайрской породы лошадей стандартный, как и у других пород. Единственное, что необходимо учесть разводчикам шайра, что ежедневное количество еды должно быть сопоставимо с физическими нагрузками, которые получает лошадь.

Здоровье породы

Здоровье у лошади шайр отменное, проблемы с болезнями возникают крайне редко из-за хорошего генофонда, который эта порода получила в наследство от своих предков.

Шайрская лошадь в объявлениях

Вы можете посмотреть на нашем сайте каталог объявлений о продаже лошадей шайрской породы в России.

Если Вы хотите продать или отдать в дар лошадь данной породы в России, пожалуйста, дайте объявление на сайте ЗооТом.

zootom.ru

Красавец тяжеловоз - порода лошадей шайр

Шайр порода лошадей: фото и видео, описание, характеристики, история, разведение

У типичных представителей шайрских тяжеловозов должна быть большая, тяжёлая голова с большим, широким лбом. Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр) не должна иметь уши слишком маленькие или большие.

Внешний вид

Ровная и короткая шея лошади должна плавно перетекать в короткую и сильную спину. Задняя часть туловища у породы лошади Шайр должна быть мощная и большая, а хвост посажен высоко. Сильные и мощные передние и задние конечности лошади, с большими и крепкими копытами, у лошади соединяются мускулистыми предплечьями.

Шайрские тяжеловозы официально признаны самыми сильными, большими и тяжёлыми лошадьми.

Шайры в упряжке

Исторические факты

Порода лошадей Шайр родом из Англии, а предками были кони, на которых рыцари совершали свои крестовые походы. Учитывая историю происхождения Шайров, эти лошади были признаны одними из древнейших тяжелоупряжных пород в мире, хотя точной даты её становления нет.

Ещё в конце XII – начале XIII столетия английский король Джон издал указ о ввозе в страну большого количества крепких голландских (флемишских) жеребят, которые и стали родоначальниками Шайрских тяжеловозов.

Несмотря на то, что дата появления этой породы неизвестна, абсолютно точно установлено, что в XVI веке английское правительство стало усиленно заниматься разведением лошадей с ильным опорно-двигательным аппаратом, а в экстерьере могучими и величавыми. Для глав государства того времени было очень важно, чтобы лошади выращивались именно на территории Англии, поэтому издавались указы, запрещающие ввоз взрослых коней или жеребят большого роста.

Величественная мощь

В то время лошадей пород Шайр использовали исключительно, как военных лошадей. И только после того, как турниры и вооружённые рыцари прекратили своё существование, эту породу стали использовать, как упряжную.

Большая, английская и вороная

Конец XVI века явил собой прогресс в военной сфере, в результате чего доспехи конных рыцарей стали значительно легче.

Это позволило им пересесть с мощных, способных тащить на себе кучу железа увальней, на более легких и проворных рысаков. Таким образом, «большой лошади» пришлось впрячься в повозку, где она и нашла свое основное применение.

Из восхищенных свидетельств того времени известно о лошадях, возивших 3,5 – тонные грузы в нашем понимании – по бездорожью.

Томас Бландвиль жил как раз в тот отрезок времени (с 1561 по 1602 год), когда на остров стали завозить лошадей Шайр немецких, фламандских и фризских пород, о чем он и поведал потомкам. Наибольшее влияние на формирование английской породы, в отличие от немцев, оставили фламандские и фризские гены.

Фризы привнесли благородства в облик англичанки, придав ее движениям раскованности и легкости. Однако фландрийской крови примешалось больше, благодаря фламандским осушителям болот.

Они завезли своих медлительных «тяжеловесов» для работ в Восточную Англию, да так и оставили, в прямом смысле – «на развод».

Вороной окрас

Из-за превалирующего вороного окраса фландрийских предков, в 17-м веке «большая лошадь» получила название Большая, английская и вороная, или просто – «английская вороная», как назвал ее Оливер Кромвель. С тех пор определение прижилось именно по отношению к большому английскому тяжеловозу, предку нынешнего шайра.

Начиная с XVIII века шайрскую породу переквалифицировали в сельскохозяйственную. Лошади Шайр массово стали использоваться для работ на фермах и полях. В то время, когда сельское хозяйство стало развиваться огромными скачками, Шайры помогли становлению ни одной крупной ферме.

Селекционер Роберт Бейквелл, живший в 1725–1795 годах, занимался улучшением лестерширской породы с помощью самок из Фландрии. Да настолько успешно, что выведенный им вид назвали «бейквеллской вороной».

Шотландия обзавелась своей большой тяжелой лошадью – клейдесдальской, в формировании которой не последнюю роль сыграла порода лошадей шайр. Эти «шотландцы», весьма популярные, и не только в Великобритании, довольно схожи с шайрами, но уступают им в размере и весе.

К XIX веку популярность шайров на родине достигла апогея. Да так, что ими стали интересоваться заграничные заводчики, селекционеры и коммерсанты. Племкнига ежегодно пополнялась тысячами голов, из которых до 1000 – жеребцы, 3–4 тыс. – кобылы. Выставки представляли по 600–700 лошадок.

1836 год ознаменовался для шайров первым пересечением Атлантики, что дало толчок массовому завозу этой породы в Штаты, но лишь спустя полвека. Небольшие и относительно тонкокостные американские кобылы, благодаря шайрским жеребцам, стали плодиться довольно рослыми жеребятами, что не ускользнуло от внимания ковбоев.

400 шайров импортировали американцы только в 1887 году. К концу XIX – началу XX века даже першероны, наиболее многочисленная порода тяжеловозов США, вынуждены были несколько поступиться на рынке грузоперевозок косматым английским великанам с аристократическим аллюром.

Из 6700 жеребят, записанных в племкнигу за три года (1909 – 1911), 80% родились уже в Америке.

На сегодняшний день, когда порода лошади Шайр чуть не потерпела своё исчезновение, проснулся массовый интерес к этим древним тяжеловозам. Многие стараются возродить породу лошадей Шайр, и хоть зарегистрированных голов на сегодняшний день гораздо меньше тысячи, всё же ценители этих богатырей не теряют надежды.

Жеребенок шайры

Разведение и селекция

Россия конца XIX – начала XX веков испытывала потребность в крупных лошадях для транспортировки тяжелых грузов. Шайры подходили как нельзя лучше для выведения такой породы.

Главной особенностью пород шайров, по замечанию князя Урусова, была их требовательность к корму, точнее – к его количеству.

Потомки лошадей шайров могли оправдать надежды лишь при обильном кормлении и тщательном уходе, что возможно исключительно в странах с подходящими природными и социальными ресурсами.

В сравнении с другими породами, шайры конечно, едят больше. Требуя то же количество концентратов, они должны быть щедро вознаграждены сеном и травой.

Еще об одной немаловажной детали селекции, в которой используется порода лошадей шайр, упоминается автором «Книги о лошади». Это необходимость в подходящей по форме кобыле для жеребца – шайра. Самку нужно выбирать очень тщательно, в противном случае могут родиться особи, далеко не соответствующие ожиданиям.

Видимо, вследствие весьма прихотливой процедуры селекции самых крупных пород, в России предпочтение отдавали скрещиванию с более мелкими клейдесдалями.Однако, судя по родословным владимирских тяжеловозов, шайры добавили свою лепту в разведение этой гордости российского коневодства.

Послушный нрав

Племенная книга

Специально для породы шайр племенную книгу завели в 78 году XIX века, а через 7 лет заводчики шайров основали свое Общество. Вороной «Слепой жеребец из Пэкингтона», чья кличка запечатлена в первом томе студбука наиболее часто, может считаться родоначальником современных лошадей этой породы. Через 12 лет племкнигу закрыли, и заносился лишь приплод от особей с регистрацией.

Сейчас племенная книга построена по так называемому – «трехступенчатому» принципу. Чистопородным животным отведен основной раздел. Кобылка, родившаяся от регистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы попадает в подраздел «A».

Потомство от кобылы из этого раздела и жеребца из главного, записывается в раздел «B», а уже от «брака» самки из «B»-класса с зарегистрированным жеребцом получается чистокровная кобыла.

В селекции используются только самки, полученные в результате таких случек.

Учет в книге весьма строг. Отцовство подтверждается необходимым тестом на кровь, чтобы вписать приплод в какой-либо раздел. В наше время широко используется ДНК-тест.

Добродушный гигант

Общество любителей и заводчиков

uralsistem.ru

Шайры

Особенности породы

Густые длинные фризы (волосы на нижних частях ног) - одна из самых заметных особенностей породы. Судя по дошедшим до нас историческим данным, большая оброслость ног, а также гривы и хвоста была свойственна уже древним предкам шайров. На рисунке 1780 года можно видеть шайра, у которого пышные фризы покрывают ноги ниже запястного и скакательного суставов и сзади, и спереди - и, как показывают дошедшие до нас описания, этого коня можно считать вполне типичным представителем породы времен Бейквелла. Ученые-иппологи прошлого даже обнаружили связь между густыми щетками и толщиной костей ног.

Правда, фризы у шайров прошлого были гораздо грубее, чем у современных лошадей. Сильно оброслые ноги более подвержены мокрецам, однако заводчики заметили, что мокрецы появляются реже на ногах, имеющих не грубые и жесткие, а свисающие шелковистыми прядями фризы. В 50-х годах XX века с целью улучшить качество фризов даже проводились вводные скрещивания с клейдесдалями - кстати, попутно шайры унаследовали от них и огромные, расползающиеся на живот отметины на ногах. В целом же английских заводчиков явно не пугает ни якобы более рыхлый светлый копытный рог, ни длинный волос на ногах - напротив, они просто не представляют своих лошадей без всего этого.

Общая характеристика

Лошади этой породы отличаются высоким ростом (165—185 см в холке, иногда до 219). Название происходит от английского «шир» — графство. Большой известностью и распространением пользуется порода шайр-горс или кэрт-горс, происшедшая от местных кобыл и голландских жеребцов. Несмотря на своё древнее происхождение, она в массе не совсем однородна. Тип её сильно изменчив — от лошади необычайного размера и веса, годных только для езды шагом, до крупных и складных, пригодных уже и в плуг, и в воз. Масть разнообразная; характерны лысина на голове и белые чулки, чаще на одних задних ногах. Все части тела развиты пропорционально; весьма важной статьёй являются широкая грудь, спина и такой же крестец. Подобно суффолькам, хорошо питаются и прочно держат тело. Некоторые недостатки породы — сырость, сильная фризистость и не всегда достаточная приземистость, вероятно, скоро исчезнут, так как экземпляры, обладающие этими пороками, расцениваются значительно ниже. Скрещивание шайров с кобылами кровных пород очень распространено в Англии и дает пригодных племенных упряжных лошадей.

Происхождение названия

Собственно, «шир» и «шайр» по-староанглийски значит «графство», а сегодня «Шайрами» называют всю центральную Англию. «Лошадь центральных графств» официально получила свое название сравнительно недавно, в 1884 году, хотя первым, кто назвал шайров шайрами, был король Генрих VIII.

История породы

Родина шайров - центральные графства Англии: Линкольншир, Дербишир, Лестершир и Стаффордшир.

Шайры принадлежат к числу тех пород, чье происхождение теряется во тьме веков. Но в своем нынешнем виде эта порода, одна из старейших среди тяжеловозов, сформировалась всего лет двести-триста тому назад, когда с ростом промышленности появился спрос на этих «тягачей повышенной грузоподъемности».

Впрочем, еще римляне, завоевавшие Британию в I веке н. э., застали на острове лошадей очень крупных и массивных (естественно, по тогдашним меркам). Такими британские лошади изображены и на древних монетах. Бритты на тяжелых боевых колесницах на полном скаку бросались на римские легионы, а ведь лошадям мелким и слабым такие маневры не под силу.

Однако родство более близкое и более достоверное прослеживается у шайра с так называемой «большой лошадью» Средневековья (Great Horse), попавшей в Англию вместе с воинами Вильгельма Завоевателя. «Большая лошадь» была способна везти на себе закованного в доспехи рыцаря, чей вес вместе с седлом и полным вооружением превосходил 200 кг! Такая лошадь была чем-то вроде живого танка.

Сегодня свое «боевое прошлое» шайры могут вспомнить только на парадах придворной кавалерии Ее Величества: на огромных серых конях ездят барабанщики, и что интересно, поскольку у барабанщиков руки заняты, управляют они своими шайрами ногами - поводья пристегнуты к сапогам.

Исследование конских доспехов Средневековья показало, что «большая лошадь», прямо-таки огромная для своего времени, должна была иметь рост около 157 см, а телосложением напоминала утяжеленного коба - по массивности это что-то наподобие латвийской упряжной старого типа.

Для поддержания и совершенствования породы крупных рыцарских коней в Англию неоднократно завозились жеребцы с континента. Есть сведения, что в 1160 году «импортные» лошади поступили в королевскую конюшню.

При короле Джоне (1199-1216) во Фландрии, Голландии и в низовьях Эльбы было куплено около ста жеребцов. Лошади, годные под седло рыцаря, были, так сказать, стратегическим ресурсом, и их разведению уделялось очень большое внимание. Например, королевский указ, изданный в 1541 году, под угрозой строжайшего наказания запрещал использовать в разведении жеребцов ниже определенного, совсем не маленького, роста.

Большая, английская и вороная

В качестве упряжной породы «большая лошадь» появилась на исторической сцене лишь в конце XVI века, когда необходимость в рыцарском коне отпала. Хроники тех времен упоминают лошадей, способных везти по плохой дороге груз в три с половиной тонны. Надо сказать, тогдашние дороги в основном представляли собой просто разбитые колеи. По словам современника Томаса Бландвиля (1561-1602), в этот период в Англию были завезены немецкие, фризские и фландрские, или фламандские, лошади. Судя по всему, немецкие жеребцы не оказали особого влияния на породу, а вот фризы и фламандцы оставили заметный след. Фризская кровь несколько облагородила облик английской «большой лошади» и сделала ее движения более легкими и свободными. Но все же главными «улучшателями» оказались тяжелые и медлительные фламандские лошади. В XVII веке подрядчики из Фландрии участвовали в осушении болот в Восточной Англии, они привезли с собой большое количество лошадей, которые так и остались в стране и использовались в разведении.

В XVII столетии «большую лошадь» стали называть «английской вороной». Вороная масть была характерна для фламандских лошадей, возможно, благодаря им предки нынешних шайров также были в основном вороными. Название «английская вороная» появилось с легкой руки Оливера Кромвеля, который, кстати, хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Правда, есть основания считать, что будущий лорд-протектор на самом деле имел в виду фризов, но название все равно вошло в обиход как обозначение тяжелой английской лошади.

Огромную работу по совершенствованию породы проделал Роберт Бейквелл (1725-1795), один из крупнейших селекционеров своего времени. Используя фламандских маток, Бейквелл настолько улучшил лошадей Лестершира, что породу стали называть «бейквеллская вороная».

Благодаря шайрской крови в Шотландии сформировалась своя порода тяжеловозов, также получившая широкое признание, в том числе и за пределами Соединенного Королевства - клейдесдальская. Клейдесдали очень похожи на шайров, но несколько легче и мельче их.

В XIX веке шайры стали самой популярной тяжеловозной породой в Англии и вызывали большой интерес у иностранных специалистов. В начале XX века в племкнигу каждый год записывали около тысячи жеребцов и три-четыре тысячи кобыл, число лошадей на выставках достигало шести-семи сотен.

На американский континент первый шайр ступил в 1836 году, но массовый ввоз этих лошадей в Соединенные Штаты начался только в 1880-е годы. Американские коневоды быстро оценили способность шайрских жеребцов давать рослое потомство даже от мелковатых и сравнительно беднокостных кобыл. За один 1887 год в США было ввезено уже четыре сотни шайров. На рубеже веков великаны с эффектными движениями и струящимися фризами бросили вызов першеронам, самой популярной тяжеловозной породе Америки. С 1909 по 1911 год в племенную книгу было записано около 6700 лошадей, причем 80% из них были рождены в США.

Разведение

В XIX - начале XX века шайров завозили и в Россию, их использовали для получения крупной транспортной лошади. Князь Урусов отмечал, что племенные шайры, вывезенные в другие страны, оправдывали возложенные на них ожидания лишь при условии, что полученное от них потомство получало обильный корм, и вообще уход за ним был поставлен на должном уровне. По его словам, «эти лошади процветают только в стране с обильными пастбищами и богатым населением, способным сытно кормить их». При своих размерах шайры действительно требуют больше корма, чем другие лошади, но это не относится к концентратам: - главное, чтобы было вволю травы и сена.

Однако автор «Книги о лошади» обращает внимание на еще один нюанс: «при случке с шайрским жеребцом надо внимательно подбирать соответствующую по формам кобылу, иначе получаются чудовищные ублюдки, которые, при плохом корме, развиваются в безобразные и негодные экземпляры».

В общем, скрещивания с очень крупными лошадьми имеют свои сложности. Возможно, из-за этого у нас все-таки шире использовались менее рослые и более сухие клейдесдали. Тем не менее, шайры внесли определенный вклад в создание владимирской тяжеловозной породы, их клички встречаются в родословных наших лошадей в основном с материнской стороны.

Племенная книга

Племенная книга шайров была основана в 1878 году, а семью годами позже появилось Общество заводчиков шайров. Основателем современной породы можно считать вороного «слепого жеребца из Пэкингтона», жившего во второй половине XVIII века: в родословных лошадей, записанных в первый том студбука, его кличка встречается чаще всего. В 1890 году племенная книга шайров была закрыта: в нее стали заносить только потомство от зарегистрированных родителей. Сегодня она имеет, так сказать, «трехступенчатую» структуру. Помимо основного раздела для чистопородных животных, в ней имеются еще два раздела - «А» и «В». В раздел «А» вносятся кобылы, рожденные от зарегистрированных жеребцов-шайров и незарегистрированных кобыл. Если кобылу из раздела «А» покрыть зарегистрированным жеребцом, то ее дочь может быть занесена в раздел «В», а ее внучка, опять же от жеребца из основного раздела, уже будет считаться чистопородной. Жеребцы, полученные от таких скрещиваний, в разведении не используются. Племенной учет поставлен по всем правилам: для записи в любой из разделов необходимо обязательное тестирование крови на подтверждение отцовства, а в последнее время перешли на тестирование ДНК.

Общество любителей и заводчиков

Практически с самого начала своего существования Общество любителей и заводчиков шайрских лошадей было взято под опеку королевской семьей. Король Эдуард VII даже возглавлял общество с 1886 по 1889 год и вырастил в своем заводе двух чемпионов породы.

Современное состояние породы

Сегодня шайров можно встретить на различных выставках и шоу, как «общеконных», так и специализированных, на крупнейшем из которых выставляется около двухсот лошадей. Когда видишь этих гигантов на выводках или соревнованиях по пахоте, начищенных, ухоженных, с заплетенными и украшенными гривой и хвостом, хочется верить, что англичане сумеют сохранить свою самую большую лошадь.

Видео

Эта статья относится к разделу Породы лошадей.

www.podkova.by


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта