Белгород выбрать город
Выберите город

Как менялась фризская лошадь в разные века? Лошадь в средние века


Рыцарская конница

То, что я попытался здесь описать, представляет собой полный комплект уздечки, но в реальности у нее часто отсутствовали те или иные детали. На картинах мы часто видим лошадей без нахрапового ремня или без недоуздка; часто отсутствует и шейный ремень. Одна деталь уздечки является сравнительно поздней – она не использовалась до конца XVI века – маргинал. Маргинал – это длинный ремень, прикрепленный одним концом к оголовью, пропущенный между передними ногами лошади и закрепленный другим концом к ремню подпруги. Смысл заключался в том, чтобы не дать лошади слишком высоко задирать голову, так как этим движением лошадь могла ударить всадника по носу. Приблизительно до 1275 года в конструкции уздечки была только одна пара поводьев, но позже распространилась конструкция с двумя парами. Как правило, одни поводья были сделаны из узких ремней или тесьмы, а вторая была более широкой. Обычно широкие поводья крепились непосредственно к концам удил, а узкие к ответвлению мундштука, если использовались удила с подгубными ремнями. Если же пользовались обычным грызлом или трензелем, то обе пары поводьев крепили к самому мундштуку. Широкие поводья часто украшали полосой ткани, нижний свисающий край был причудливо вырезан, а само полотнище покрывали красивой вышивкой или металлическими деталями. Вид этих украшений был, конечно, весьма разнообразным. Обе пары поводьев могли иметь и одинаковую ширину. Бывало, что широкие поводья прикрепляли к ответвлению мундштука, а узкие к самому грызлу, а не наоборот, как было принято в большинстве случаев. Представляется, что эти вариации определялись личными вкусами и пристрастиями всадников. Хотя скифы, кочевники-коневоды, всегда пользовались седлами, их не знали ни греки, ни римляне. Римляне не пользовались седлами приблизительно до 300 года н. э. Греки вообще ездили на голой лошадиной спине, хотя иногда покрывали спину куском ткани. Римские кавалеристы почти всегда прикрывали коня попоной или чепраком. Римляне, видимо, начали пользоваться седлами с тех пор, как столкнулись в бою с готской тяжелой кавалерией. Эти ранние римские седла очень похожи на средневековые, которые можно во множестве видеть на средневековых миниатюрах или на Байеских гобеленах, где изображены сцены Нормандского завоевания Англии в 1066 году.

fishki.net

Конница в Средние века

Практически до Второй мировой войны сила и мощь армии определялась не только численностью войск, но и составом конницы. Вплоть до 1945 года основная часть германской армии переправлялась на гужевой тяге, а вот Советская армия основывалась на большом количестве подразделений кавалерии. Однако на войне они использовались только как транспортное средство, чем ранее они не ограничивались.

Ранее лошадь являлась достоянием воина наравне с его оружием. Недаром римляне требовали у побежденного народа не только отдачи оружия, но и выдачи лошадей.

В Средние века конница играла решающую роль, хотя искусство верховой езды не было высоко развито. Многие лошади не были специально обученными, и довольно часто приходилось заставлять лошадь делать работу насильно. Для этого наездник взнуздывал лошадь рвущими губы железными трензелями, а бока колол острыми шпорами. Обычная езда рыцарей была шагом, а в бой они вступали галопом.

Постепенно уровень защиты лошади и всадника возрастал, а движения были очень скованными. В среднем, вес доспехов и оружия всадника составлял около 60 кг, что не давало возможности двигаться и уворачиваться. Если всадник не смог удержаться на лошади, то самостоятельно встать и передвигаться он не мог. Чтобы такую ношу могла выдержать лошадь, она должна была быть быстрой и сильной, но не в коем случае не резвым скакуном, который способен сбросить наездника. Скорость таким лошадям была необходима, чтобы преследовать противника галопом.

Боевые лошади были более похожи на тяжеловозов, чем на скакунов. Тем не менее, их кровь облагорожена примесью благородных жеребцов и чистокровных арабских скакунов. Рыцарских коней сравнивали с грациозными липпицанами, которые были носителями крови самой ценной в Средние века андалузской породы.

Рыцарский конь считался самым преданным другом. Так, к примеру, если вражеские захватчики начинали сужать проход, то конь становился на дыбы, тем самым давая возможность разить противника мечом сверху. Эта стойка носила название «левада». Иногда лошадь могла стать на дыбы и, прыгая на задних ногах, могла прорвать вражеское оцепление, такие прыжки называли «курбетами». После того как всаднику удавалось вырваться из кольца, он заставлял лошадь высоко подпрыгивать и бить копытами в воздухе. Такой маневр назывался «каприола». Эти маневры очень действенны, причем их можно увидеть и сейчас. Так, например, воспитываются лошади липпицанской породы в школе верховой езды, расположенной в Вене.

Лошадь позволяла не только вести маневренные бои, но и экономить силы на марш-бросках. Лошади — очень чуткие и умные животные, которые способны чувствовать вражескую силу. Эта способность основывается на остром слухе и чутком обонянии.

Обученные для ведения боя лошади не боятся огня и громких звуков. Есть немало примеров, когда лошадь самостоятельно выходила из боя и спасала раненого наездника.

Лошадь была необходима всаднику по причине того, что сама являлась определенным оружием «силы», одним словом, при наступлении она просто давила своим весом.

Чтобы победить в битве, наездникам приходилось заставлять двигаться лошадь напролом, что давало возможность оттеснить противника.

Пред тем как лошадь могла стать верховой и использоваться в армии, она проходила многолетние тренировки. В такие занятия входили не только объезд лошадей, но и работа над различными фигурами, при помощи которых вели бой на лошадях. Чтобы лошадь научилась уворачиваться от ударов копий, ей устраивали специальный тренировочный показ, где использовались затупленные тяжелые палки.

Позднее стали четко различать понятия «боевой» и «верховой» лошади. Обучение этих лошадей проходило по-разному. Верховая лошадь выступала только лишь как средство передвижения. Те лошади, которые использовались при ведении хозяйства, были гораздо крупнее и мощнее, чем боевые, но, к сожалению, они не могли развивать достаточной скорости для ведения боя.

Цена лошади зависела от происхождения и породы лошади, а также от того, кто был ее хозяином. Чем добросовестней был хозяин, тем дороже стоила его лошадь.

web-zoopark.ru

Спирали истории: лошади как столпы цивилизации

Автор: Екатерина ШТАТНОВА/www.equestrian.ruНомер журнала: ЗМ №5(107)2011

Эволюция лошади хорошо документирована ископаемыми, и ученые сходятся в том, что ее родиной можно считать американ-ский континент. Через Аляску и перешеек, который соединял тогда материки, лошади проникли в Европу, Азию и даже Африку. Приблизительно десять тысяч лет назад случилось то, чему ученые до сих пор не нашли объяснения – все лошади в Америке вымерли, и только через много лет их одомашненные потомки вернулись на родину своих далеких предков.

 

Параллельные развития… пересекаются

 

Параллельно на нашей планете шло эволюционное развитие человека, и во второй половине 4-го тысячелетия до нашей эры пути лошадей и людей пересеклись. У людей было меньше проблем с приручением мясомолочного скота, который стал домашним еще 10 тысяч лет назад. Основным претендентом на место появления первых домашних лошадей считается Северный Казахстан. В ходе археологических раскопок в поселении Ботай были найдены доказательства того, что лошади, чьи останки обнаружились там в больших количествах, уже были домашними. Ученые нашли признаки износа на вторых премолярах нижней челюсти ботайских лошадей. Такие следы оставляют удила, если использовать их достаточно долго и постоянно. Кроме того, в глиняной посуде доисторических ботайцев были найдены следы молока кобылиц, и не исключено, что история кумыса насчитывает более 4 тысяч лет. В горах Кракатау археологи обнаружили сцены охоты на конных колесницах, что стало еще одним подтверждением теории, что первые домашние лошади появились в Северном Казахстане. Одомашнивание лошадей стало ключевым событием в истории человечества. Именно с этого момента начались активные миграции древних народов, формирование новых этносов, ранних государств и империй. Великая Степь дала древней ойкумене прин-ципиально новую систему коммуникаций – лошадь и колесо.

 

 

Изобретение кочевников

 

Основой могущества древних цивилизаций было конное войско – строй боевых колесниц, изображения и описания которых можно 

в изобилии найти от древнего Египта до древней Греции. А вот верховой езды цивилизация в те времена еще не знала. Седло, уздечка и стремена – это все изобретения кочевников. Новая сила, конница, обрушивалась на древние цивилизации, дрогнувшие под напором всадников, «полулюдей-полулошадей». 

 

В сочинениях греческого историка Геродота упоминается о том, что в те времена, когда у греков еще не было конницы, многие народы Азии уже были знакомы с верховой ездой, а кавалерия была боевой ударной силой. Как и древние греки, древние римляне не были кавалеристами «от природы». Основой римской армии всегда была пехота. Прекрасно обученные и дисциплинированные пешие войска были не только грозной наступательной силой, но и уверенно вели оборонительные действия. Когда римские полководцы нуждались в коннице, их взгляд обращался на покоренные народы. Во времена Гальских войн Юлий Цезарь довел численность своей конницы до 10 тысяч всадников, и она была сформирована в основном из галлов с небольшими подразделениями испанцев, нумидийцев и германцев.

 

Лошадь как символ

 

С незапамятных времен лошадь является основным архетипом-символом, вошедшим в историю человечества. В Древней Греции следы конских копыт были знаками, дарующими плодородие, в более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, подвешиваемые над дверью. Лошадь – атрибут ветра, огня и света, сверкающий конь является символом возвышенного духа. В верованиях многих народов лошадь обладает даром ясновидения, прорицания, даром проводника между двумя мирами, выводит заблудившихся на верную дорогу в прямом и переносном смысле. Крылатый конь является символом поэтического вдохновения, с образом коня у скандинавов связана смена времени суток и времен года. На белых конях восседали боги и герои. Можно вспомнить и наиболее известный эсхатологический мотив – четыре коня Апокалипсиса.

 

Эпоха  рыцарей

 

Двенадцативековое владыче-ство Рима закончилось в 410 году, когда вестготами был взят Рим, а в 476 году последний западный римский император Ромул Август отрекся от престола. В Европе наступили Средние века – эпоха рыцарей и боевых коней. Но не только на войне лошадь была незаменимым партнером человека. В Средние века лошади использовались для перевозки людей, почты и грузов, в сельском хозяй-стве, на рыцарских состязаниях и турнирах. Лошади давали заработок целой армии конюхов, грумов, кузнецов и ковалей, шорников и каретников. В XVIII веке лошадей стали все шире использовать и для проведения досуга – развлекательных прогулок, охот, скачек.

 

 

Животное-компаньон

 

Начало XIX века ознаменовалось изобретением парового двигателя, который существенно сократил использование лошадей в таких областях, как транспорт и сельское хозяйство. Первая Мировая война поставила точку в развитии кавалерии, и огромное поголовье лошадей начало постепенно сокращаться. В тех странах, где уровень жизни населения был достаточно высок, а традиции коневладения имели глубокие корни, лошади остались рядом с человеком, превратившись из средства передвижения и боевого товарища в животное-компаньона и спортивного партнера.

 

Новое хобби – верховая езда

 

50-е годы XX столетия стали катастрофическими для лошадей. Например, количество зарегистрированных ганноверских кобыл в Германии сократилось с 30 000 (в 1948 году) до 6 500 (в 1963 году). Потенциальные покупатели больше не интересовались «старомодным» типом лошадей, с короткими ногами, толстой шеей и простой головой. В период между двумя мировыми войнами, когда кавалерия постепенно исчезала из армии, появились потребности в более тяжелых лошадях сельскохозяйственного типа, но и эта мода быстро прошла. На смену армии и упряжной езде пришли совсем другие области применения лошадей – в первую очередь спорт и верховая езда как хобби. Постепенно конный спорт стал уделом не узкой группы аристократов и кавалерийских офицеров, а все более широких слоев населения. 

 

Долгожители индустрии

 

До 1952 года в Олимпийских играх имели право участвовать только мужчины-военные. На Олимпийских играх в Хельсинки дорога к медалям высшей пробы открылась для всех желающих. В выездке датчанка Лиз Хартель выиграла серебряную медаль, а немка Ида фон Нагель – бронзовую. Снятие ограничений к участию в Олимпийских играх дало дополнительный мощный толчок развитию конного спорта не только в Европе, но и в Америке. 

 

Вслед за ростом популярности конного спорта и верховой езды продолжили развитие и предприятия конного бизнеса. Несмотря на тяжелые времена, связанные с двумя мировыми войнами и исчезновением с лица земли кавалерии, среди конных предприятий сохранились долгожители, которые пережили все эти катаклизмы. Среди них можно назвать семейную компанию по изготовлению седел Stubben. В 1894 году Иоганн Штюббен основал небольшое предприятие по производству седел, уздечек, упряжи в Германии. Продукция компании быстро приобрела известность среди покупателей, но Вторая мировая война оставила предприятие в руинах. Потребовалось несколько лет для восстановления производства, затем по-следовал выход на мировые рынки, и теперь снаряжение для конного спорта от этой компании широко известно по всему миру. 

 

В числе долгожителей конной индустрии можно также упомянуть и аукцион в Фердене, первый из которых прошел в 1949 году. Его основал Ганс Иоахим Келер. Среди людей, которые в разные годы работали с Келером по организации аукционов, были супруги Ульрих и Бьянка Кассельман, которые позднее организовали не менее успешный аукцион PSI. 

 

Количественный состав

 

Количество лошадей в различных странах Европы варьируется, и на настоящий момент, несмотря на введение системы обязательной паспортизации животных, данные остаются приблизительными. Общее количество лошадей в Европе оценивается в 6 миллионов голов, и каждый год эта цифра увеличивается на 5%. По отдельным европейским странам статистика выглядит следующим образом: Германия – 950 тысяч; Финляндия – 57 тысяч; Франция – 450 тысяч; Великобритания – 975 тысяч.

 

Эти цифры можно сравнить с историческими данными. Например, в викторианской Англии насчитывалось 3,3 миллиона лошадей, в Германии в 1900 году было зарегистрировано 4 миллиона лошадей.

 

 

Вклад в европейский бюджет

 

Конная индустрия европейских стран считается серьезным игроком даже в мировом масштабе. В 2010 году вклад этой отрасли в европейскую экономику составил 100 миллиардов евро и обеспечил европейцам 400 тысяч рабочих мест с полной занятостью. В европейских странах существуют регионы, где конная индустрия делает серьезнейший вклад в местные бюджеты. Например, в Нормандии обитает 10% от всего конского поголовья Франции, 10 тысяч жителей этого региона работают на предприятиях и компаниях, связанных с лошадьми и конным спортом. Прибыль ежегодного аукциона лошадей в Довиле составила в 2010 году 26 миллионов евро. Ожидается еще большее усиление влияния конной индустрии в этом регионе после проведения там Всемирных конных игр в 2014 году.  Около трети рабочих мест в Нью-маркете (Великобритания) так или иначе связаны со скаковой индустрией, эта пропорция несколько выше в регионе Ламбурн, еще одном центре британских скачек. Несмотря на то, что во многих областях сельского хозяйства Великобритании наблюдается сокращение показателей, конная индустрия не только преодолела кризис, но и уже начала демонстрировать уверенный рост.

 

Безусловно, европейская конная индустрия уже давно поменяла ориентиры. В общем поголовье лошадей Европы львиную долю занимают спортивные лошади и лошади-компаньоны, которые используются для верховой езды и активного отдыха. Ежегодно в Европе проводятся 78 тысяч скачек и 10 тысяч соревнований международного уровня. В эту статистику не включены турниры национального и начального уровня. Увлечение верховой ездой дает ежегодный прирост количества всадников на 5%. 

 

Американская статистика

 

Один из исследователей ранней истории Америки, сказал, что един-ственное, за что индейцы могут быть благодарны Колумбу – это за лошадей. Через много столетий одомашненные лошади вернулись на просторы американского континента и очень скоро они стали одним из главных символов Америки. В 2010 году в США насчитывалось 9,2 миллиона лошадей, почти на треть больше, чем в Европе. Тем не менее вклад конной индустрии в экономику США несколько скромнее европейского. В 2010 году статистика по США показала 39 миллиардов прямого дохода, и 102 миллиарда было потрачено американцами на все, что связано с лошадьми. Два миллиона американцев являются коневладельцами, 460 тысяч человек работают в конной индустрии на условиях полной занятости. 

 

В соответствии с ежегодным статистическим исследованием, которое проводит правительство США, количество лошадей, занятых в различных видах деятельности, в 2010 году выглядело следующим образом: скачки – 844 531 голова; спорт и шоу – 2 718 954 головы; верховая езда и активный отдых – 3 906 923 головы; прочее (сельскохозяйственные, упряжные, полицейские лошади, лошади для поло и родео) – 1 752 439 голов.

 

Так же как и в Европе, одним из главных условий существования мощной конной индустрии в США является некоторое количество свободного времени и средств, которые потребители услуг готовы потратить на лошадей без ущерба для своего финансового благополучия. В США 34% коневладельцев имеют годовой доход менее 50 тысяч долларов, 28% – более 100 тысяч долларов, 46% – в диапазоне от 25 до 75 тысяч долларов.

 

Мировой экономический кризис серьезно ударил по США, и в том числе по конной индустрии. Волны рецессии докатились и до Европы, где американцы были почетными и желанными гостями на конных аукционах и клиентами крупных компаний. До 2008 года граждане США проявляли повышенный интерес к европейскому конному спорту и были готовы платить серьезные суммы за лошадей топ-класса. В начале 2000-х за океан переехали многие известные турнирные лошади, например, Линг и Равель (выездка). 

 

Колыбель конной цивилизации

 

Что же происходит в колыбели конной цивилизации, Великой степи, которая теперь находится на территории России, Украины и Казахстана? По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организаций ООН (ФАО), в 1998 году количе-ство лошадей в Российской Федерации составило 1,8 миллиона (сравним с данными 1990 года – 2,6 миллиона голов). В Казахстане уровень конского поголовья за эти десять лет также сократился с 1,6 до 1,1 миллиона. В Украине уровень поголовья стабилизировался на уровне 750 тысяч лошадей.

 

Также значительно поменялась и динамика численности лошадей в различных формах соб-ственности. Если в 1990 году крупные с/х и другие предприятия владели 2,3 миллионами голов лошадей, а у частных хозяев было зарегистрировано всего 270 тысяч голов, к 1998 году картина резко поменялась. Количество лошадей в частной и коллективной собственности приблизительно сравнялась. Что касается вклада конной индустрии в экономику этих трех стран, то данных на этот счет получить не удалось. Тем не менее ситуация начинает меняться в лучшую сторону, и с ростом числа частных владельцев лошадей ожидается и более активное развитие конной индустрии на постсоветском пространстве.

 

Как сказал греческий мыслитель Ксенофонт, история развивается по спирали. Орды кочевников, под напором которых рухнули древние цивилизации, оставили после себя наследие, которое дало мощный толчок развитию конной индустрии европейских стран. Конкистадоры, уничтожившие коренное население Америки, вернули лошадей на континент, откуда началось победное шествие по Земле их предков. В наше время мы можем наблюдать за тем, как конная индустрия Европы укрепляет свое влияние на развивающихся рынках, образующихся там, где когда-то были изобретены уздечка и седло.

 

 

www.goldmustang.ru

Фризская лошадь – порода из средневековья

Фризская лошадь – голландская порода, известная с 13-го века. Мощный тип коней был особенно популярен в Европе в средние века, когда основой атаки была тяжелая кавалерия. В более позднее время кони стали использоваться по совершенствованию других пород, в том числе созданию ряда легкоупряжных типов.  Сейчас активно используется для выездки в легких упряжках, а также для верховой езды – лошади очень хороши для обучения. Среди породы распространены вороные лошади, чрезвычайно популярные среди туристов.

Этапы голландской селекции

На территории Нидерландов разводили крупных сельскохозяйственных лошадей с момента первых поселений. Это были мощные животные, предназначенные для пахоты и перевозки грузов, но их стати были далеки от современных. Тихоходные, грузные животные не могли годиться для рыцарей и перевозки красивых карет, поэтому в годы оккупации этих земель испанцами начинается селекционная работа.

До захвата Голландии испанцами имеются свидетельства о попытках улучшения местных коней и использовании их для рыцарей. Испанцы же завезли большое количество андалузских коней и арабских жеребцов, а также их помесей. Эти лошади отличались лучшими верховыми качествами и экстерьерными характеристиками. Результатом селекционной работы было уменьшение габаритов лошадей и приспособление ее для конницы.

Фризские лошади – одна из самых красивых лошадей, так как при ее селекционном совершенствовании особое внимание уделяли экстерьерным характеристикам.

В 16-м веке популярность фризской породы увеличивается. Красивые сильные вороные кони приглянулись императору Карлу, который отдавал предпочтение боевой лошади именно этого типа. Увеличивающаяся популяция позволяет завозить коней в другие страны – в сказаниях тех лет указывается присутствие породы в Англии, Венеции и Риме. Даже в Испанское королевство было отправлено несколько жеребцов, которыми улучшали андалузских кобыл. В тот период лошади несколько уступали современным в размерах (особенно в холке), но также характеризовались ровным большим шагом, размеренной рысью.

Расцвет фризов происходит в 18-м веке. В это время набирает популярность верховых соревнований на рысистых лошадях. Фризы оказались превосходным сочетанием верховых и рысистых качеств, так как длительное время использовались и как упряжные, и как скаковые кони. Но не обошлось и без проблем – в погоне за повышением выгодных для наездника качеств, было принято скрещивать породу с более мелкими восточными и английскими конями. От этого пути отказались лишь ближе к 19-му веку.

В 1879 году фермеры и землевладельцы, использующие фризскую породу, основывают свое общество. На следующий год выходит племенная книга в двух томах, в которую записываются чистокровные и помесные особи.  Но уже к этому моменту популяция племенных животных изрядно поредела, а к началу следующего века генетическое разнообразие стало совсем скудным – в провинциях чистых жеребцов не было, а на племенных заводах их осталось несколько особей. Поэтому в 1907 году вносят новые изменения в стандарт породы и племенные книги объединяют в одну, позволив вести межпородные скрещивания.

Но уже через восемь лет происходит повторное разделение томов, и вновь вводятся строгие рамки скрещивания. Длительное время (до 2007 года) запрещалось покрывать кобыл из племенной книги жеребцами других пород, сейчас это разрешено, но потомки не будут вписаны в студбук.

Разделение породных и полукровных особей позволило получить к настоящему времени подтип – фризскую спортивную. Лошадь, которая должна содержать не менее 25% крови фризов. Ряд животноводов считают их отдельной породой, но международные ассоциации пока не признали. К спортивной лошади выдвигаются заметно более низкие требования – она должна удовлетворять рабочими качествами, при этом масть, телосложение, форма головы не имеют значения.

Упадок породы произошел в годы Второй мировой войны. Значительная роль в сохранении поголовья принадлежит цирковой семье Штрасбургеров, которые бежали из нацистской Германии вместе с большой популяцией чистокровных особей. В дальнейшем они поучаствовали в восстановлении породы. К сегодняшнему дню в одной лишь Северной Америке насчитывается 3000 голов племенных животных, поэтому угрозы исчезновения нет.

Стандарт породы и особенности ее использования

Фризские жеребцы должны быть всегда вороной масти, кобылы и мерины допускаются гнедой окраски. Наличие каштанового цвета ведет к понижению баллов при оценке. Бонитировкой допускается наличие звезды на лбу и небольшого числа белых отметин на теле.

Характеристика:

  • рост в холке 155-180 см;
  • косая туловища – 165-185 см;
  • обхват пясти – 19,5-21 см;
  • обхват грудной клетки – 170-185 см;
  • масть – вороная;
  • масса – 400-600 кг.

Рост в холке не имеет большого значения при оценке фризского коня. Допускаются колебания ниже и выше средних значений, хотя основная масса животных высотой бывает порядка 160 см. Еще меньше требования к полукровным животным. На выставках допускается наличие любой масти, статистические промеры не имеют большого значения. Наивысшую важность во время бонитировки имеет голос и мнение судьи, который оценивает лошадь по общей привлекательности.

Уже свыше ста лет фризы не используются по своему прямому назначению – сельскохозяйственные работы, а в качестве военных животных их перестали применять уже более 200 лет. Сейчас это прекрасные декоративные животные, которые успешно завлекают туристов на разнообразные представления. Лошади фризской породы используются на разнообразных выставках-шоу, где осуществляется не только демонстрация ярких коней, но их оценка:

  • верховая езда – оценивают качество рыси, плавность движений и экстерьер при медленной прогулке;
  • любительские упряжные заезды – фризы не используются на международных спортивных соревнованиях, зато часто становятся участниками региональных;
  • кадриль – танец на лошадях;
  • поклон в кольце – лошадь должна присесть на передние ноги.

Лошади знамениты своим «королевским шагом», когда на рыси добиваются движений конечностями с большой амплитудой. Эта особая манера хода была придумана для облегчения передвижения на мягких покрытиях и является наиболее приближенным к традиционному стилю. Характерной чертой породы, кроме ее масти, является наличие мохнатых щеток над копытами, которые стали именовать фризами.

В целом лошадей относят к промежуточному типу между верховой и упряжной – это среднего размера животные с длинными конечностями и рыхлой конституцией. От скакунов отличает широкий корпус и некоторая растянутость в спине. Шея длинная с хорошей мускулистостью, заканчивается небольшим лебединым изгибом и переходит в массивную пропорциональную голову. Промежуточное положение не позволяет использовать фризов в спорте, так как селекция сегодня направлена на строжайший отбор по производительности. Сейчас это декоративные животные, часто используемые для съемок в фильмах и исторических реконструкциях.

vetugolok.ru

Тёльт, или верховая езда в средневековье – как все было на самом деле

Если вы любите европейскую средневековую миниатюру, вам наверняка приходилось замечать, что лошади на них как-то странно переставляют ноги – слишком высоко, – так, как вам, скорее всего, не доводилось наблюдать в реальной жизни, и к тому же, на миниатюрах часто изображены иноходцы. Что касается постановки ног, наверняка вы думали, что средневековые мастера, в целях выразительности рисунка, слегка подправляли реальность. Вы ошибались. Мастера-иллюстраторы очень точно отображали ее.

И наверняка вам уже всегда было нелегко представить себе всю эту «историю» с дамскими седлами и боковой посадкой средневековой матроны. Если вы сами при этом занимаетесь верховой ездой, наверняка вы вообще не можете представить себе эту картину. Как бы ни была легка и текуча рысь иных лошадей, рысь остается рысью. Это ритмичные толчки и тряска. Регулярно беременная матрона + дамское седло + рысь или галоп = ???  Боковая посадка в рыси – вопрос безукоризненного равновесия, она возможна всего лишь несколько минут без того, чтобы потом у вас безбожно не болел крестец. Дамское седло отчасти снимает вопрос равновесия, но не снимает вопрос толчка во время рыси, а тем более галопа (и последствий для здоровья при длительной езде "боком", а благордные дамы не только на праздничные шествия выезжали). Передвижение исключительно в шаге? Нет.

Вы были правы в своем непонимании и во всех своих сомнениях. Дело в том, что кроме шага, рыси и галопа, трех основных аллюров современной лошади, средневековье передвигалось на четвертом аллюре – тёльте. Мало того, в настоящее время принято считать, что подавляющее большинство лошадей в средневековье владели четырьмя аллюрами (тёльт – это совершенно нормальный, то есть природный, естественный аллюр), а верховые лошади – шли преимущественно именно четвертым (селекция + обучение). Основное исключение составляли боевые лошади: как раз они должны были владеть всего тремя аллюрами.

Тёльт – аллюр, по скорости ни в чем не уступающий рыси (в зависимости от степени обучения лошади скорость передвижения в тёльте может свободно варьироваться от скорости шага до скорости галопа), но по последовательности перестановки ног сравнимый с шагом. Фаза рывка или фаза парения при этом отсутствует. Результат: быстрое, но при этом совершенно не тряское передвижение. Склонность к тёльту обусловлена генетически (точный номер гена, предположительно ответственного за него, легко найти в соответствующей литературе) и изначально была у всех европейских лошадей. Ее отсутствие у современной европейской лошади – результат исторических техногенных изменений и последовавшей за ними длительной, крайне жесткой селекции, в зависимости от породы не менее жестко продолжающийся и в наши дни. Появление даже слабо выраженного тёльта у лошади, для чьей породы он не желателен, ведет к неизбежной выбраковке из селекционного процесса.

Как уже было сказано, предположительно, большинство верховых лошадей в средневековой Европе передвигались преимущественно четвертым аллюром, поскольку он удобен и приятен для всадника (особенно при длительной езде), и щадит его спину. Дорогих, элегантных, хорошо обученных лошадей для парадных выездов и длительных путешествия прицельно селектировали и тренировали на него. Высшее духовенство, знать, благородные дамы, люди состоятельные и с положением ездили исключительно на дорогих, хорошо обученных лошадях, идущих преимущественно тёльтом (также лошади гонцов шли тёльтом). Историческое наименование таких лошадей, например, в немецком – Zelter, в остальных европейских языках – различные вариации от распространенного в английском Palfrey (понятия, происходящего опять же частично из немецкого). Между двумя лошадьми, идущих тёльтом, можно было также расположить паланкин, что невозможно между лошадьми, идущими рысью или галопом. Причина, почему тёльт крайне не приветствовался у боевых лошадей и, соответственно, выбраковывался в племенной работе – отсутствие толчка, без которого невозможен перенос/перевоз больших тяжестей, а рыцари в полном вооружении весили немало. Отсутствие толчка стало причиной выбраковки тёльта в селекции современной лошади.

Когда пришло время карет. И верховая езда стало «несовременной». А необходимость в удобной верховой лошади, идущей равномерным аллюром, для передвижения на больших расстояниях отпала. (Полагаю, что тут свою роль сыграла и Реформация с ее войнами – разведение лошадей, как мало какая другая деятельность человека, в особенности зависит от традиции, а где подчистую уничтожаются центры традиции, расформировываются под военные нужды табуны и в войне уничтожается поголовье и носители основных линий – тут уж все, ничего не попишешь). Селекционная работа смещается на рысь: только лошадь, идущая рысью, может в полную силу тянуть/везти карету. Тёльт тут непригоден.

Дальнейшее можно не рассказывать. Распространение автомобилей. Отмирание разведения лошадей по необходимости, для рабочих нужд. Первая мировая. Уничтожение огромной части поголовья…

Обратно к исландским лошадям. В семидесятые годы прошлого столетия, с началом возрождения верховой езды как массового явления, для спорта и досуга, и в то же время с появлением массового туризма, начинается повальное увлечение исландскими лошадьми и вывоз их зарубеж, за пределы Исландии, с основанием европейских селекционных линий. (Особенно в Альпийском регионе много исландцев: поколения проходив по лавовым полям Исландии, исландцы развили настолько высокую точность постановки ноги, что пройти по горным склонам Альп для них – раз плюнуть). Тёльт возрождается. И снова массово. До того он сохранялся большей частью у «экзотических» пород лошадей, не затронутых европейской селекцией Нового времени – у всех этих пород, например, в средневековье вывезенных из Европы и сохранивших тёльт по причине сложных ландшафтов (или изоляции). Эти породы получили большее распространение. Прежде всего «Пасо перуано» (южноамериканская порода, 16 век) и берберы (сохранились непосредственно в Европе), «Пасо пино» – современная порода на основе перуанцев. Основываются новые породы и линии, идущие тёльтом.

Но именно исландцы остаются в Европе классической породой "естественного", "природного" тёльта.

Сами они были вывезены из Европы в Исландию викингами (истории про скрещивание с лошадьми «тайного народа» можно оставить на потом :)). И вплоть до начала прошлого столетия оставались единственным способом передвижения по ландшафтам, где едва справляется человеческая пара ног, и идти по которым рысью – чистейшей воды самоубийство, не говоря о тряске.

Каждый исландец владеет тёльтом. Но пятый аллюр ислендцев, беговая иноходь – королевская дисциплина, которой владеет далеко не всякий, и в любом случае только хорошо обученный, исландец.

На этом все.

Ознакомиться с тёльтом легко в интернете, задав в поисковик Tölt. Но, пожалуй, лучше всего его покажет Спуни (Spuni fra Vesturkoti), самый знаменитый жеребец Исландии. По этому линку. Смотрите и вспоминайте средневековые миниатюры. А вот дамское седло исландца (два, переделаны в кресло):

his-v.livejournal.com

Боевые кони - Civilization War

Благодаря контактам с мусульманским миром, французы, как и другие западноевропейцы, научились разводить лошадей. О коне средневекового рыцаря придумано множество неправдоподобных историй. На самом деле конь должен был иметь большой вес, чтобы тащить груз. А для того, чтобы нести его, он должен быть просто сильным. Средневековая европейская боевая лошадь не была «хладнокровным» тяжеловозом. Она принадлежала к редкой породе коренастых верховых лошадей. К концу средневековья, в эпоху Ренессанса, с появлением доспехов, состоявших из больших пластин, боевые лошади начали походить на современных лошадей першеронской и арденнской пород. Боевые лошади появились в конце X века. Данные, зафиксированные в документах несколько столетий спустя, указывают на то, что таких лошадей учили передвигаться шагом, а не рысью, при которой рыцарь в доспехах испытывал значительные неудобства из-за остроконечных седел, характерных для средневековья. Такая лошадь увеличивала скорость только в последний момент. Во время атаки седоки пускали ее легким галопом.

Рыцарь, садящийся на коня. Альбом Вилларда де Хонекура, Франция, середина XIII века. Кольчужная шапочка воина откинута назад, а из-под нее видна холщовая шапочка. На руках у рыцаря кольчужные рукавицы. Его кольчужные сапоги старого образца. Такие сапоги закрывали заднюю часть ноги неполностью.

Средневековые боевые лошади считались «холоднокровными» как жителями той эпохи, так и сегодняшними специалистами. Однако, само разделение лошадей по крови на «горячую» и «холодную» до сих пор понимается неправильно. Не существует генетической базы для такого разделения, определяющей темперамент и регион происхождения конкретной породы. Коренастые верховые лошади были широко распространены по всей средневековой Европе в районах с хорошей травой и клевером. В древности лошади римских кавалеристов имели много общего с лошадьми кочевых скифских племен, обитавших на юге современной России. Эта порода была похожа на большую арабскую лошадь. Древняя верховая лошадь Среднего Востока, кажется являлась прародительницей современной породы «барб». После падения Римской империи ухудшилась порода западноевропейских боевых лошадей, поэтому в распоряжении Карла Великого и его преемников находились кони не самых лучших пород. Они не смогли противостоять крепким и выносливым степным пони мадьяров, вторгшихся во Францию. Тем не менее, некоторые из древних пород сохранились на юге. В период раннего средневековья они походили на арабских коней Южного Средиземноморья.

До XIII или XIV века средневосточный (или арабско-исламский) способ верховой езды, отличный от тюрко-исламских традиций Центральной Азии, в основном был таким же, как у римлян; добавлялись лишь стремена и более удобные седла. Арабские воины, как и средневековые рыцари, на которых они оказали большое влияние, седлали боевого коня непосредственно перед сражением. Путешествовали же они она мулах, ослах или верблюдах. Подобно им, средневековый рыцарь путешествовал на верховой лошади. Западные средневековые традиции верховой езды сформировались под влиянием древнеримских и арабо-исламских. Седло западного типа для боевой лошади, хотя со временем и стало отличаться от более легких седел Среднего Востока, все же являлось модификацией деревянного седла с войлочной обивкой, завезенного в Европу арабами в начале средневековья. Те же слова можно отнести к искусно сделанной уздечке и удилам, которые, хотя и были известны римлянами, в Европе почти не использовались.

Занимавшиеся разведением лошадей жители средневековой Франции, практически все знания и навыки в этой области получили от мусульман, так как гораздо проще было перенять их арабов, чем восстанавливать забытое со времен Римской империи. Не в пример своим предшественникам, арабы с доисламских времен уделяли больше внимания качеству, чем количеству.

Первый арабский ветеринарный справочник датируется 785 г. н.э., а искусственное оплодотворение кобылиц известно, по крайней мере, с 1286 года. Арабские скакуны ввозились через Испанию уже в IX веке. Вероятно, после первых крестовых походов XII века в Европе снова появились византийские и персидские кони. Это было время, когда французы воевали против сарацин, ездивших верхом на маленьких пони. Арабское влияние прослеживается даже в терминологии, используемой коневодами средневековой Франции.

Непосредственное влияние на развитие коневодства во Франции оказала мусульманская Испания, где уже в VIII веке находился знаменитый конезавод в Кордове. В южной Испании была выведена знаменитая андалузская порода лошадей, происходивших от североафриканского «барба». От него же ведут свою родословную и арабские скакуны. Кони андалузской породы были первыми из восточных коней, по достоинству оцененных западноевропейцами. У Вильяма Нормадского в битве при Гастингсе было два таких коня, так называемой «горячей» крови, которые ввозились в Еропу с конца XI века. Несомненно, привезенная порода не только изменила характерные черты, присущие французским боевым коням, но и потребовала изменить места их разведения. Область Перш в южной Нормандии позже дала название першеронской породе. Во второй половине XII века граф Перша Ротру III, участвовавший в испанской реконкисте, принимал участие в захвате Сарагоссы и Туделы. Можно предположить, что он привез из похода лошадей, которых потом стали разводить в Перше, где в конце концов и была выведена першеронская порода.

К концу XII века настоящий рыцарь должен был вести за собой целый кортеж лошадей: боевого коня, верхового, вьючного и мула для перевозки тяжестей. Верховую лошадь специально учили ходить шагом, так как для седока такая «походка» была наиболее удобной в отличие от рыси, особенно при длительных переходах. Однако, для лошади она была неестественной и ее приходилось переучивать.

Победа израильтян над моавитянами, Париж, 1250 год. Обе стороны вооружены и одеты одинаково, но у израильтян есть еще «большие шлемы». Обратите внимание на то, что один из пехотинцев пустил в ход топор, а всадник – свой кинжал. На двоих пехотинцах мы видим стеганые гамбезоны с большими воротниками и два разных вида шлема-колокола.

            

ciwar.ru

Лошадь в средние века | koni.bitballoon.com

Рыцарский или богатырский конь – не просто мощная лошадь, способная везти всадника в полной амуниции. Это была боевая единица, которая давила врага и не отступала назад. Специальная подготовка делала из мирного травоядного выносливого хищника.

При абсолютной обездвиженности всадника – повиновение и контроль лошади должны были оставаться максимальными. Поэтому, и управление было соответствующим – они кололи по бокам острыми шпорами, резко тянули повод, раздирая губы. В общем, всячески давали лошади понять, что всякое непослушание грозит ей новой болью.

Но и не всякого коня брали на войну – предпочтение отдавалось спокойным, но при этом быстрым и выносливым особям, которые были способны долгое время безропотно вести своего всадника. При этом он должен был быть жеребцом, чтобы сохранять агрессивность в бою. Боевые кони рыцарей были по преимуществу тяжеловозами, облагороженными примесью кровей чистопородных жеребцов, а то и чистокровных арабов. Одной из пород боевых коней средневековья была «дестрие» - крупные лошади, выведенные из тяжеловозов времен Великого переселения народов. Один такой конь весил до 1000 кг и ростом достигал 175-200 см в холке. Сегодня порода рыцарских коней канула в лету. Но наиболее схож с ней из современных видов – английский шайр.

Первый тест на пригодность - желание по первой команде скакать галопом, но при этом не нести и не переходить в безумный карьер, с тяжелым человеком не менее 100 кг в седле. В галоп при этом лошадь должна спокойно срываться с места, а не переходить из рыси. Если коня надо постоянно подгонять – по словам экспертам он для войны и реконструкции не подходит. А еще конь должен быть максимально непугливым – чтобы определить это, достаточно взмахнуть у него перед головой палкой, или как можно ближе подъехать к незнакомому человеку. Если конь не шарахнется – тест на профпригодность пройден.

Выносливость хорошо вырабатывается чередованием шага и галопа. Полезна рысь или галоп по глубокому песку или снегу. Но с этим нужно быть очень аккуратным, чтобы лошадь не повредила ноги. Кроме того, это упражнение – сильная нагрузка на сердце. Естественно все упражнения нужно проделывать сначала на шагу, потом на рыси, и только потом на галопе.

Очень важно, чтобы занятия были регулярными, но при этом разнообразными. Нужно менять привычный ритм занятий и предлагать коню нестандартные новые задания (для начала пройти бродом, потом пройти под низко висячей веткой и т.д.). Таким образом, вы приучаете коня доверять вам. Ну, и, конечно же, не стоит забывать про поощрение за выполнение команды.

Помимо этого, настоящая боевая лошадь должна уметь ходить назад (осаживание), в бок (принимание) и прыгать хотя бы на метр, через препятствие любого типа – бревно, ручей, огонь. Если лошадь заупрямилась и отказалась прыгать через препятствие, вы обязаны пройти с ней через него, иначе она воспримет «халтуру» как норму.

До скольки живут лошадиКак делать лошадку

koni.netlify.com


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта