Белгород выбрать город
Выберите город

Удивительная находка. Лошадь рисунок из пещеры ляско


Рисунки пещеры Ляско — Всё самое интересное!

Продолжаем раздел "Рукоделие" и подраздел "Вдохновение" статьёй Рисунки пещеры Ляско. Где мы посмотрим на то, как, чем и что рисовали древние первобытные люди. Восхитимся, вдохновимся и сподвигнемся на новые свершения. Как минимум, чтобы доказать, что мы лучше первобытных людей, рисовавших 15-17 тысяч лет назад 🙂 Кстати, пещеру Ляско мы уже затрагивали на нашем сайте, в статье "Магия в древности". 

Рисунки пещеры Ляско делались на проятжении тысячелетий. То, что древние люди могли так эффектно, со знанием дела нарисовать животных, говорит, помимо всего прочего, о том, что раньше они посещали художественные школы, учились рисовать, совершенствовали технику — и смогли создавать настоящие шедевры. Но обо всём по очереди. 

Коротко про интересную историю открытия пещеры. Так, представьте себе, что идет сентябрь 1940 года. Франция потерпела поражение. В самом разгаре воздушная битва за Англию. А где-то в стороне от этих эпохальных событий, в лесу близ Монтиньяка, случилось происшествие, смахивающее на приключение из книги для подростков, происшествие, которое подарит человечеству одну из самых великолепных жемчужин доисторического искусства.

Точно неизвестно, когда буря повалила дерево и отворила лаз в пещеру, на который наткнулись восемнадцатилетний Марсель Равида и его друзья. Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка. Журналисты придумали историю про собаку, которая провалилась в этот лаз и стала фактическим первооткрывателем Ляско. Вероятней всего, в Равида жила страсть исследователя, хотя влекла его отнюдь не слава: он надеялся отыскать клад.

Лаз был диаметром сантиметров восемьдесят и, как казалось, такой же глубины. Однако брошенный вниз камень падал что-то подозрительно долго. Ребята расширили вход. Первым оказался в пещере Равида. Принесли фонарь — и людским глазам явилась живопись, которая больше двадцати тысяч лет была сокрыта под землей. «Нашу радость просто описать невозможно. Мы исполнили военный танец дикарей…»

По счастью, молодые люди не стали самостоятельно эксплуатировать найденные сокровища, а сообщили о находке учителю, месье Лавалю, а тот оповестил Брейля, который в ту пору жил неподалеку и уже спустя девять дней после открытия был вЛяско. Научный мир узнал о находке только через пять лет, то есть после окончания войны.

Поскольку мы живем в эпоху подозрительности, подлинность пещерной живописи тоже была -подвергнута сомнению. Началось это еще в 1879 году, когда Марселино де Сантуола открыл Альтамиру. Мигом заподозрили отцов иезуитов в том, что это они втайне расписали пещеру и, подсунув ее ученым, так сказать, под нос, дожидаются, когда вокруг нее разгорится дискуссия. И тут-то они объявят, что это подделка, и тем самым скомпрометируют палеоисториков, чья наука раздвигала границы существования человечества за рамки библейской хронологии, понимаемой, надо сказать, весьма наивно. О подлинности пещеры ученые объявили только через двадцать лет после ее открытия.

Но закончим с историей, и перейдём к собственно пещере. 

Фигуры зверей представлены преимущественно в профиль, схвачены в движении и нарисованы с огромным размахом и в то же время с нежностью. Все вместе кажется сумбурным, как будто некий безумный гений рисовал в спешке, с использованием методов кино, с огромным количеством ближних и дальних планов. Но при всем при том в этом есть сжатая, панорамная композиция, хотя все говорит за то, что художники из Ляско плевали на правила. Размеры фигур самые разные — от нескольких десятков сантиметров до пяти с лишним метров. Хватает и палимпсестов, то есть рисунков, наложенных один на другой, короче говоря, классический балаган, который, однако, производит ощущение гармонии.

Первый зал пещеры Ляско — это зал быков. Он шириной метров десять, длиной около тридцати и может вместить человек сто.

Зверинец пещеры Ляско открывается изображением двурога. Этот фантастический зверь с мощным туловом, короткой шеей и маленькой головкой, напоминающей голову носорога, из которой вырастают два огромнейших прямых рога, не похож ни на одного из ныне живущих или ископаемых животных.

Его таинственное присутствие с самого начала предупреждает нас, что нам не будет продемонстрирован атлас естественной истории, что мы находимся в месте культа, заклятий и магии. Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище, подземная Сикстинская Капелла наших пращуров.

Южная Франция и северная Испания были той самой территорией, где новый завоеватель, Homo Sapiens, создал цивилизацию, получившую у специалистов по первобытному обществу название франко-кантабрийской. Она совпадаете периодом раннего палеолита, именуемого также эпохой северных оленей. Окрестности Ляско вплоть до среднего палеолита были поистине землей обетованной, правда, текущей не столько медом и молоком, сколько горячей кровью животных.

Как в позднейшую эпоху города возникали на пересечении торговых путей, так в каменном веке поселения людей сосредоточивались на путях миграции копытных. Каждую весну стада северных оленей, диких лошадей, коров, быков, бизонов и носорогов шли через эти места к зеленым пастбищам Оверни. Таинственная регулярность и благословенное беспамятство животных, которые каждый год направлялись тем же самым путем к неизбежной гибели, для человека палеолита были таким же чудом, как для древних египтян ежегодный разлив Нила. На стенах пещеры Ляско можно прочитать пламенное моление о том, чтобы такой порядок вещей длился вечно.

Потому-то, наверное, художники пещеры Ляско являются величайшими анималистами всех времен. Для них животное не было, как, скажем, для голландцев, фрагментом мирного пейзажа пастушеской Аркадии, нет, они видели его в мгновенном броске, охваченное паникой, видели живое, но уже отмеченное смертью. Их глаза не созерцают объект, но с точностью идеального убийцы улавливают его в силки черного контура.

Первый зал, который, вероятней всего, был местом проведения ритуалов охотничьей магии (охотники сюда приходили на свои шумные обряды с каменными каганцами), обязан своим именем четырем огромным быкам; самый большой из них длиной пять с половиной метров. Великолепные эти звери доминируют над стадом силуэтно изображенных лошадей и хрупких оленей с фантастическими рогами. Их могучий галоп разносится по подземелью. В раздутых ноздрях сконденсировано хриплое дыхание.

Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая «китайская лошадь». Название вовсе не обозначает породу — это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско. Черный мягкий контур, наполненный и истаивающий, не только создает абрис, но и моделирует массу тела. Короткая, как у цирковых лошадей, грива, гулкие в бешеной скачке копыта. Охра не заполняет все тело — живот и ноги белые.

Справа от большого зала узкий коридор, прямо-таки кошачий лаз, ведет в ту часть пещеры, что именуется нефом и апсидой.

На правой стене внимание привлекает большая черная корова — и не только совершенством рисунка, но и по причине двух отчетливо различимых таинственных знаков, находящихся у нее под копытами. Это не единственные знаки, перед которыми мы ощущаем собственную беспомощность.

Значение стрел, пронзающих зверя, ясно, поскольку это магическое действо — убийство изображения — было известно средневековым ведьмам, широко практиковалось при дворах эпохи Возрождения и даже дожило до нашего рационалистического времени. Но что означают эти четырехугольники с чересполосицей цветов под копытами черной коровы?

  1. Аббат Брейль, Папа специалистов по первобытному искусству, великолепно знающий не только пещеру Ляско, видит в них знаки охотничьих кланов, отдаленные прообразы гербов.
  2. Высказывалась также гипотеза, что это модели ловушек для животных, а кто-то видел в них изображения шалашей.
  3. Раймон Вофрей считает, что это просто-напросто одеяния из раскрашенных шкур, какие и сейчас еще можно увидеть в Родезии.

Каждое из этих предположений правдоподобно, но ни одно нельзя признать достоверным. В пещере Ляско, наполненной хриплым дыханием несущихся вскачь животных, геометрические знаки молчат, и, вероятней всего, молчать будут вечно. Наше знание о пращуре моделируют внезапный крик и гробовая тишина.

По левую сторону нефа прекрасный олений фриз. Художник представил только шеи, головы и рога, так что кажется, будто животные плывут по реке к укрытым в зарослях охотникам.

Композиция, отмеченная ни с чем не сравнимой экспрессией, рядом с которой вся неистовость современных художников выглядит просто ребячеством, представляет двух смолисто-черных бизонов, повернутых друг к другу крупами. У левого шкура на спине словно бы содрана и обнажено мясо. Поднятые головы, вздыбленная шерсть, поднятые в беге копыта. Изображение, исполненное темной, слепой, взрывчатой мощи.

Апсида ведет к наклонному жерлу, называемому «шахтой», на встречу с тайным тайн. Это — сцена, а верней сказать, трагедия, и, как, пристало античной трагедии, разыгрывается она небольшим числом действующих лиц: пронзенный копьем бизон, лежащий человек, птица и нечеткий силуэт удаляющегося носорога. Бизон стоит в профиль, но голова его повернута к зрителю. Из брюха вываливаются внутренности. У человека, изображенного схематично, как на детских рисунках, птичья головка, заканчивающаяся прямым клювом, четырехпалые руки раскинуты, ноги прямые, вытянутые. Словно бы вырезанная из картона птица сидит на палочке прямой линии. Все нарисовано жирной черной линией, не заполнено цветом, одна лишь желтая охра фона, отличающаяся своей невыделанной и словно бы неуклюжей фактурой от живописи большого зала или апсиды И тем не менее сцена эта привлекает неустанное внимание палеоисториков, причем не столько по причинам эстетическим, сколько своей иконографической выразительностью.

Уже упоминавшийся выше аббат Брейль видит в сцене, изображенной в «шахте», своеобразную памятную таблицу о гибели охотника во время охоты. Человека убил бизон, но и ему смертельную рану, возможно, нанес носорог, принявший участие в поединке. Копье, брошенное в спину бизона, — продолжает рассуждать ученый, — не могло так сильно разорвать брюшную полость, причиной этого, вполне возможно, могло стать примитивное устройство для метания камней, нечеткое изображение которого видно под ногами животного. И наконец, схематически изображенная птица практически без ног и без клюва, по мнению Брейля, нечто наподобие надгробного столба, который до сих пор еще применяется эскимосами Аляски.

Другая гипотеза предполагает, что вся эта сцена не имеет ни малейшего отношения к охоте. Лежащий человек вовсе не жертва рогов бизона, а шаман в экстатическом трансе. Основывается гипотеза на аналогии между цивилизацией охотничьих племен Сибири и палеолитической цивилизацией, приводя описание церемонии жертвоприношения коровы из книги Серошевского о якутах. При этом жертвоприношении, как следует из помещенных в книге иллюстраций, устанавливались три столба с вырезанными наверху птицами, напоминающими птицу из Ляско. Такого рода церемонии происходили у якутов, как правило, с участием шамана, который впадал в экстатический транс, и задачей которого было сопровождение души жертвенного животного на небо. После экстатического танца он падал, как мертвый, на землю, и тут ему нужно было воспользоваться помощью другого духа, а именно птицы, в которую он перевоплощался, подчеркивая сходство с нею одеждой из перьев и птичьей маской. 

И теперь пара слов про то, как рисовались рисунки пещеры Ляско

Совершенная, идеальная имитация животных, необходимая для магических операций, вероятней всего, и явилась причиной, по которой стали использовать краски. Цветовая палитра проста и сводится к красному и его оттенкам, черному и белому. Особенно ценилась охра. Например, в  пещерах обнаруживаются доисторические склады этого красителя. В песках третичного периода  обнаружены следы добычи охры, причем в широких масштабах. 

Красители тогда были минеральные. Основу черной краски составлял марганец, а красной — окислы железа. Кусочки минералов растирали в порошок на каменных плитах либо на костях животных, например — на лопатке зубра. Этот цветной порошок хранили в выдолбленных костях или кожаных мешочках, которые носили на поясе.

Истертый в порошок краситель смешивали с животным жиром, костным мозгом или водой. Контуры часто обводили каменным резцом, краску же наносили пальцем, кистью из меха животных либо пучком сухих веток. Использовали также трубки, через которые выдували порошковую краску, о чем свидетельствуют стены Ляско — большие поверхности с неровно наложенным цветом. Этот метод создавал эффект мягких контуров, зернистой поверхности, органичной фактуры.

Поразительное умение, с каким в ориньякскую, солютреанскую и мадленскую эпохи художники использовали все виды живописной и рисовальной техники, натолкнуло палеоисториков на предположение, что в те давние времена, отделенные от нас десятками тысячелетий, существовали художественные школы. И вроде бы это подтверждается развитием палеолитической живописи от примитивных силуэтов рук в пещерах Кастильо до шедевров Альтамиры и Ляско.

Кстати, интересный факт: благодаря влажности на поверхности образовалась стеклянистая корочка солей кальция, сохранявшая живопись, как слой лака.

Итак, рисунки пещеры Ляско — это настоящий шедевр, которым не стыдно вдохновиться!

По материалам http://ec-dejavu.ru/l/Lascaux.html

interesko.info

Искусство палеолита. Пещера Ласко (Франция)

Значение стрел, пронзающих зверя, ясно, поскольку это магическое действо — убийство изображения — было известно средневековым ведьмам, широко практиковалось при дворах эпохи Возрождения и даже дожило до нашего рационалистического времени. Но что означают эти четырехугольники с чересполосицей цветов под копытами черной коровы? Аббат Брейль, Папа специалистов по первобытному искусству, великолепно знающий не только пещеру Ляско, видит в них знаки охотничьих кланов, отдаленные прообразы гербов. Высказывалась также гипотеза, что это модели ловушек для животных, а кто-то видел в них изображения шалашей. Раймон Вофрей считает, что это просто-напросто одеяния из раскрашенных шкур, какие и сейчас еще можно увидеть в Родезии. Каждое из этих предположений правдоподобно, но ни одно нельзя признать достоверным. Мы точно так же не способны интерпретировать и иные простые знаки: точки, черточки, квадраты, круги, наброски геометрических фигур, которые встречаются в других пещерах, например в пещере Кастильо в Испании. Некоторые ученые высказывают робкие предположения, что это первые пробы письма. И получается, что нам что-то говорят только конкретные образы. В пещере Ляско, наполненной хриплым дыханием несущихся вскачь животных, геометрические знаки молчат, и, вероятней всего, молчать будут вечно. Наше знание о пращуре моделируют внезапный крик и гробовая тишина.

По левую сторону нефа прекрасный олений фриз. Художник представил только шеи, головы и рога, так что кажется, будто животные плывут по реке к укрытым в зарослях охотникам.

Композиция, отмеченная ни с чем не сравнимой экспрессией, рядом с которой вся неистовость современных художников выглядит просто ребячеством, представляет двух смолисто-черных бизонов, повернутых друг к другу крупами. У левого шкура на спине словно бы содрана и обнажено мясо. Поднятые головы, вздыбленная шерсть, поднятые в беге копыта. Изображение, исполненное темной, слепой, взрывчатой мощи. Даже сцены тавромахии у Гойи кажутся слабым отзвуком этой неистовой ярости.

Апсида ведет к наклонному жерлу, называемому «шахтой», на встречу с тайным тайн.

Это — сцена, а верней сказать, трагедия, и, как, пристало античной трагедии, разыгрывается она небольшим числом действующих лиц: пронзенный копьем бизон, лежащий человек, птица и нечеткий силуэт удаляющегося носорога. Бизон стоит в профиль, но голова его повернута к зрителю. Из брюха вываливаются внутренности. У человека, изображенного схематично, как на детских рисунках, птичья головка, заканчивающаяся прямым клювом, четырехпалые руки раскинуты, ноги прямые, вытянутые. Словно бы вырезанная из картона птица сидит на палочке прямой линии. Все нарисовано жирной черной линией, не заполнено цветом, одна лишь желтая охра фона, отличающаяся своей невыделанной и словно бы неуклюжей фактурой от живописи большого зала или апсиды И тем не менее сцена эта привлекает неустанное внимание палеоисториков, причем не столько по причинам эстетическим, сколько своей иконографической выразительностью.

Аббат Брейль видит в сцене, изображенной в «шахте», своеобразную памятную таблицу о гибели охотника во время охоты. Человека убил бизон, но и ему смертельную рану, возможно, нанес носорог, принявший участие в поединке. Копье, брошенное в спину бизона, — продолжает рассуждать ученый, — не могло так сильно разорвать брюшную полость, причиной этого, вполне возможно, могло стать примитивное устройство для метания камней, нечеткое изображение которого видно под ногами животного. И наконец, схематически изображенная птица практически без ног и без клюва, по мнению Брейля, нечто наподобие надгробного столба, который до сих пор еще применяется эскимосами Аляски.Ласко, 1940 г. Учитель местной школы Леон Лаваль, школьники Жак Марсаль и Марсель Равида (первооткрыватели пещеры) расчищают «лисью нору». Справа - аббат Анри Брейль (1877-1961), французский священник и археолог, крупнейший специалист по пещерному искусству эпохи палеолита (источник).Это не единственно возможное истолкование, и, поскольку палеоисторикам оно показалось слишком простым, они дали волю фантазии. Одно из объяснений представляется весьма интересным и заслуживает того, чтобы его кратко пересказать. Его автором является немецкий антрополог Кирхнер, выдвинувший смелую гипотезу, что вся эта сцена не имеет ни малейшего отношения к охоте. Лежащий человек вовсе не жертва рогов бизона, а шаман в экстатическом трансе. Истолкование Брейля обходило труднообъяснимое присутствие птицы (аналогия с надгробным столбом эскимосов выглядит малоубедительной), а также птичью форму головы лежащего. И Кирхнер в своей интерпретации сделал основной упор на этих деталях. Основывается он на аналогии между цивилизацией охотничьих племен Сибири и палеолитической цивилизацией, приводя описание церемонии жертвоприношения коровы из книги Серошевского о якутах. При этом жертвоприношении, как следует из помещенных в книге иллюстраций, устанавливались три столба с вырезанными наверху птицами, напоминающими птицу из Ляско. Из описания следует, что такого рода церемонии происходили у якутов, как правило, с участием шамана, который впадал в экстатический транс. Теперь следует объяснить, какое значение в этом ритуале отводилось птице.

Задачей шамана было сопровождение души жертвенного животного на небо. После экстатического танца он падал, как мертвый, на землю, и тут ему нужно было воспользоваться помощью другого духа, а именно птицы, в которую он перевоплощался, подчеркивая сходство с нею одеждой из перьев и птичьей маской.

Гипотеза Кирхнера чрезвычайно интересна, однако не объясняет значения несомненно являющегося участником этой сцены носорога, который удаляется, словно бы гордясь совершенным злодеянием.

Профессор Хорст Кирхнер (1913-1990)

Есть еще одна причина, по которой сцена в «шахте» чрезвычайно важна и представляет исключительный интерес. Это одно из первых изображений человека в палеолитическом искусстве. Какая потрясающая разница в представлении тела животного и человеческого тела. Бизон убедителен и конкретен. Ощущается не только масса его тела, но и пафос агонии. И вот фигурка человека: удлиненный прямоугольный корпус, палочки-конечности — это уже верх упрощения, едва узнаваемый знак человека. Как будто ориньякский художник стыдился своего тела, тоскуя по покинутой им семье зверей. Ляско — это апофеоз существ, которых эволюция не принудила к изменению форм, навсегда оставив в неизменном обличье.

Мышлением и трудом человек разрушил порядок, установленный природой. Он старался создать новый миропорядок, поставив себе систему ограничений. Человек стыдился своего лица, очевидного знака отличия. Потому при любой возможности надевал маску — маску животного, словно прося прощение за предательство. И когда хотел выглядеть красивым и сильным — переодевался, преображался в животное. Возвращался к началам, с наслаждением погружался в теплое лоно природы. <...>".

Поблагодарив польского поэта и эссеиста Збигнева Херберта, напомним жестоко избитую, но здравую мысль, что даже самое художественное описание не заменит личного опыта знакомства с произведениями искусства. По счастью, у нас есть редкая возможность совершить экскурсию в пещеру Ласко, не вставая из-за компьютера. Причём, по-видимому, у такого посещения даже есть существенные плюсы перед осмотром копии пещеры - Ласко II (оригинальная пещера закрыта для посетителей в 1963 г.). Вот как, например, описывает своё посещение Ласко II археолог Я. Шер, побывавший и в Ласко-оригинале, и в копии: 

"При том, что копии <...> абсолютно идентичны оригиналу, восприятие совершенно иное и не в лучшую сторону. Сколько ни просят туристов громко не разговаривать – бесполезно. Одновременно в Ротонде бывает не менее двух групп экскурсантов: одна начинает экскурсию, другая заканчивает. Своды отражают гул толпы и громкие голоса гидов. Все это и, особенно, яркое освещение сразу устраняет впечатление таинственности и ощущение причастности к чему-то сакральному и непостижимому. Тогда я понял, что глубочайшее потрясение, которое я пережил в Ляско - оригинал, было от нескольких факторов. Разумеется, это – прежде всего, фрески, затем – звенящая тишина, прерываемая звуком стекающих капель воды, полумрак, в котором направленный луч фонаря нашего гида высвечивал отдельные росписи, осознание того, что им около 20 тыс. лет, приглушенные голоса специалистов и т. п. Ничего такого в Ляско-2 уже нет и никогда не будет" (Я. Шер. Археология изнутри. Научно-популярные очерки).

В виртуальной экскурсии горластых туристов уж точно не будет, а впечатлению таинственности и сакральности кроме всего прочего способствует замечательное звуковое сопровождение. 

Ещё о пещере Ласко:

Статья с сайта "Folio Verso"Статья с сайта "Первобытное искусство. Виртуальный музей"

a-fixx.livejournal.com

Пещера Ласко во Франции

Семьдесят два года назад, 12 сентября 1940-го, был открыт один из самых удивительных и загадочных памятников человечества. Пещеру Ласко во Франции случайно нашли школьники из городка Монтиньяк.

1 11 т.

Изображения быков, носорогов, зубров, лошадей, оленей в натуральную величину — вся пещера покрыта мастерскими рисунками животных и людей. Выполнены они охрой, сажей, мергелем (горная порода, вроде глины) и тщательно обведены темными контурами.

Возраст рисунков заставляет нас любоваться ими, затаив дыхание. Оказывается, им уже 15 тысяч лет!

По сравнению с другими, пещера Ласко совсем небольшая. Длина ее галерей составляет около 250 м, средняя высота — 30 м.

Очень скоро после открытия, в декабре 1940-го, Ласко стала историческим памятником Франции, а впоследствии, в 1979 году, была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещера быстро стала популярной среди туристов, но из-за постоянной посещаемости, рисунки на скалах начали стремительно разрушаться. Поэтому вблизи Ласко была создана ее копия — Ласко II, которая в 1983 году открылась для посетителей. Здесь воспроизведены точные копии лучших наскальных рисунков Ласко. Сегодня насладиться ими может каждый желающий.

По количеству и качеству рисунков пещеры, Ласко — один из важнейших и ценнейших памятников эпохи палеолита, изображения которого приписывают древней солютрейской культуре.

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

pustunchik.ua

Наскальные «фрески» эпохи палеолита. Часть первая

Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция

Расцвет первобытного искусства пришелся на эпоху позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад). Именно к этому периоду относится большинство шедевров древней наскальной живописи.

«Открытие» первобытного искусства произошло в середине XIX века и стало настоящей сенсацией. Многие пещеры, украшенные первобытными фресками, были найдены случайно. Совершенные рисунки, искусная резьба по кости, удивительные статуэтки и наскальная живопись красноречиво говорили о том, что первобытные охотники были далеко не примитивными. Это привело к другому открытию – создание совершенных произведений искусства совсем не зависит от технического уровня развития цивилизации.Сейчас первобытное искусство разделяют на жанровое и абстрактное. Пещерная живопись, мотивами которой становились люди и животные, относится к первой категории.

В свою очередь наскальная живопись делится на монохромную (одноцветную) и полихромную (многоцветную). Создавая пещерные «фрески», первобытные художники учитывали объем, перспективу, пропорции фигур и прекрасно справлялись с передачей движения. В качестве красок использовались природные пигменты (охры), кровь животных и древесный уголь.

Бизон из пещеры Альтамира, Испания – пример полихромной живописи (копия из музея Альтамира)

Пещера Альтамира (La cueva de Altamira) была открыта в 1879 году археологом-любителем Марселино де Саутуолой. Это огромная пещера длиной 270 метров. Большинство росписей находится на стенах и потолке главного зала. Здесь можно увидеть изображения бизонов, лошадей, кабанов, а также отпечатки ладоней, выполненные охрой, углем и гематитом. Древним фрескам от тринадцати  до восемнадцати тысяч лет.

Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция

Бык и другие животные из пещеры Ласко, Франция

Ласко, или Ляско (Grotte de Lascaux) была открыта случайно в 1940 году четырьмя школьниками, которые потом сообщили о находке своему учителю. Пещера Ласко считается наиважнейшим памятником палеолитического искусства. Наскальная живопись и гравированные изображения появились на стенах пещеры приблизительно в XVIII – XV тысячелетиях до н.э.

Интерьер "зала" пещеры Ласко

Ласко – не просто пещера, а целый комплекс пещерных залов, на сводах которых находится две тысячи уникальных изображений.

Рисунок на стене пещеры Шове, Франция

Лошади, а также животные ледникового периода: шерстистый носорог и тарпан.

Ранее археологи предполагали, что сложные художественные изображения появились только пятнадцать тысяч лет назад, однако пещера Шове не только опровергла это предположение, но и доказала, что способность человека к художественному самовыражению не проходила процесс линейной эволюции, а была заложена в нем с самого начала.

artmarshals.livejournal.com

Достопримечательности Франции — Пещера Ласко

Статья рассказывает об одном из значительных палеолитических памятников природы по количеству и качеству сохранившихся здесь наскальных изображений. О том, какое значение имеет пещера Ласко для науки, в виду её недавнего открытия и для привлечения туристов

в район, где она расположена. Любители истории и археологии ни за что не пропустят возможности посетить это место, чтобы убедиться в исконности таланта человека и его неиссякаемости.

История открытия пещеры

Согласно фактам, пещера была обнаружена совершенно случайно, в сентябре 1940 года, во время немецкой оккупации Франции, четырьмя мальчишками, которые наткнулись на отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Случилось это в тот момент, когда играя на холме, они потеряли собаку и кинулись её разыскивать. Один их них и провалился в это отверстие. Молодые люди: Симон Коенка, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Марсель Равида рассказали о своём открытии Леону Лавалю, своему учителю.

Первым из учёных — историков, который попал в пещеру, стал Анри Брейль, скрывавшийся в этом районе от фашистов. В сентябре этого же года учёный побывал в пещере и обнаружил множество рисунков. За несколько месяцев, которые он провёл в этом месте, он установил их подлинность, подробно все описал и изучил, сделав необходимые измерения. Продолжились дальнейшие раскопки пещеры уже после войны, в 1949 году группой учёных во главе с Анри Брейлем. Он предполагал найти могильное захоронение, но его ожидания не оправдались, зато количество вновь найденных наскальных рисунков увеличилось в разы.

С 1952 по 1963 год производились детальные раскопки уже на поверхности и были обнаружены ещё около полутора тысяч изображений (в последней описи количество рисунков обозначено цифрой – 1900). Эти наскальные рисунки изучали многие знаменитые учёные историки и археологи, такие как Андре Леруа-Гуран, Аннет Ламинг-Амперер и уже в самом конце двадцатого века – Норбер Ожуля.

Местонахождения памятника природы – пещеры Ласко

Уникальность пещеры в её оформлении, так как на её стенах находятся гравированные и живописные рисунки, датируемые, примерно, 18-15 тысячелетием до нашей эры. Французы часто называют её «Сикстинской капеллой живописи первобытных людей». Природная достопримечательность находится в департаменте Дордонь, в сорока километрах от города Перигё в юго-восточном направлении, в известняковом холме на берегу реки Везер. В регионе много пещер, но эта отличается своей относительной «сухостью», так как толстый слой прочного мрамора защищает её от избыточной влаги и предохраняет от образования новых кальцитовых слоёв.

Туризм и решение проблемы сохранности

Классификацию исторического памятника Франции пещера Ласко получила сразу же, в декабре 1940 года, а с октября 1979 года она внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже с 1948 года в пещеру началось паломничество туристов и с каждым годом количество желающих посмотреть и прикоснуться к творчеству первобытных людей становилось всё больше и больше. В связи с наплывом туристов, в пещере был проведен ряд работ, которые изменили уровень грунта в пещере и его свойства. Возникла реальная угроза сохранности исторических рисунков.

Первые признаки повреждения наскальной живописи из-за перенасыщенности углекислым газом, появились в 1955 году. Рисунки стали менять очертания и тускнеть. В пещере впервые была смонтирована установка, восстанавливающая атмосферу пещеры и стабилизирующая температуру и влажность воздуха. Но поток туристов не иссякал и достиг 1000 в день.

Большое количество углекислого газа, повышенная температура и освещение вызвали развитие «зелёной болезни», то есть плесени. Затем началось перенасыщение среды диоксидом углерода, и началась «белая болезнь» — оседание слоя кальция на стены и рисунки. И не смотря на систему озоновой фильтрации, болезни эти не проходили. В связи с чем, в апреле 1063 года министерство по делам культуры, во главе с Андре Мальро, приняло постановление о закрытии пещеры для доступа туристов и другой публики.

В начале 70-х годов двадцатого века была создана репродукция небольшой части пещеры, получившей название Ласко1, которую можно посмотреть любому желающему. К 1967 году старания учёных дали свои результаты, и в пещере восстановилась прежняя циркуляция воздуха, что даёт надежду на сохранение уникальной наскальной живописи пещеры.В течение пятнадцати лет активных посещений пещеры Ласко была серьёзно нарушена та атмосфера, которая на протяжении тысячелетий сохраняла произведения искусства первобытного человека.

Наскальные изображения

Животные семейства кошачьих изображены в части пещеры под названием «кошачий лаз». Сюда очень трудно забраться, но тем интереснее посмотреть на примитивный стиль изображения диких кошек и других животных.

Загадочная композиция: человек, который падает между двумя огромными животными: бизоном и носорогом. Здесь ещё есть группа знаков – это шесть точек, расположенных попарно, между человеком и носорогом, а под рисунком человека и бизона – знак со сложным зубчатым символом. К сожалению, истинный смысл этих символов до сих пор не разгадан. Интересен тот факт, что фигуры животных прописаны с особой тщательностью, тогда как фигура человека схематично и небрежно. Это подтверждает мнение учёных о большой важности для первобытного человека всего, что его окружало.

Самая впечатляющая наскальная картина находится в «зале быков». Она очень больших размеров, около пяти метров в длину. Изображены на рисунке зубры, расположенные рядами друг против друга, сопутствуют им несколько лошадей и огромное неизвестное животное с одним рогом на лбу. Противоположная стена украшена семьёй зубров с детёнышами, шестью оленями и медведем. Всё это нарисовано цветными красками, поэтому сильно впечатляет. Другие рисунки также посвящены животным в разных композициях – это и убегающие лошади, олени и бараны. Несколько животных изображены вверху, на потолке, как бы перебегающими с одной стены пещеры на другую.

В «нефе» находятся изображения четырёх групп: плывущие олени, корова, выполненная чёрной краской, бизоны разные отпечатки, а также эти стены испещрены загадочными геометрическими фигурами.

Археологические находки

При детальных раскопках, которые по просьбе А.Брейля, провёл А. Глори, было найдено много находок, имеющих историческую ценность в виде каменных орудий, орудий из кости, украшения, угольки и остатки красящих веществ. В «нефе» обнаружены светильники, краски. «Апсида» преподнесла находки в виде скребков, резцов, острия дротиков. Красящие вещества, найденные в пещере, были тщательно обследованы. Результаты показали, что все они натуральные и использовались без применения примесей.

Сегодняшний день пещеры

Сейчас при министерстве культуры Франции создан специальный «Международный комитет по проблемам пещеры Ласко», который занимается исследованием всех проблем, возникающих внутри пещеры. Начиная с 2006 года, специальная команда специалистов, раз в две недели, вручную проводит обработку стен от грибкового волокна, появляющегося там с завидным постоянством.Интерьер пещеры Ласко. Первый зал – ротонда или зал быков, который переходит в узкий коридор, который ведёт в «пассаж». Далее идёт «неф», затем «кошачий лаз» и «апсида» — круглый зал.

Размеры пещеры не велики, примерно двести пятьдесят метров длины и высота в среднем метров тридцать. Росписи находятся в верхней части пещеры. Вход в пещеру остался таким же, каким и был в древние времена, только снабжён системой тамбуров. Она разделена на залы, получившие каждый своё название по определённой цветовой гамме. Все названия были придуманы Андре Брейлем.

Ласко – 2

После закрытия пещеры для посещений национальным географическим институтом Франции была проведена съёмка всех настенных росписей, на основе которой была проведена работа по созданию копии нескольких частей пещеры. Это мероприятие финансировалось как государством, так и департаментом Дордонь. Эта искусственно созданная пещера представляет сооружение из бетона, внутри которого воспроизведены все изображения, существующие в настоящей пещере.Копия расположена в двухстах метрах от настоящей, и открыта для посещения с июля 1983 года.Источник «warps.ru»

Достопримечательности Франции — Пещера Ласко

Ваша оценка!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

turisticheskiy-portal.ru

Пещера Шове, Франция: уникальные наскальные рисунки

Наскальные рисунки внутри пещер, сделанные в доисторические времена, являются объектом исследования ученых всего мира. Такая живопись считается прародителем художественного искусства, а удивительные творения выглядят как двухмерные изображения. Сегодня мы поговорим о самых впечатляющих шедеврах, оставленных первобытным человеком в пещере на юге Франции, в долине реки Ардеш.

Закрытая для посещения пещера Шове

Исторический памятник страны, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, закрыт для общественного доступа, поскольку любое изменение влажности воздуха негативно отразится на состоянии древних рисунков. Всего лишь несколько археологов, строго соблюдающих ограничения, допускаются на несколько часов внутрь подземного царства, рисунки которого повествуют о жизни и быте древних людей.

Уникальная находка на юге Франции

Уникальная пещера Шове (grotte Chauvet), превышающая в длину 800 метров, была открыта в 1994 году тремя спелеологами, обнаружившими полузасыпанный вход в необследованный природный шедевр. Ученые, спустившиеся при помощи лестницы в пещерную галерею, которая была законсервирована обломками камней много тысячелетий назад, обомлели от уникального зрелища: они обнаружили наскальные рисунки, хорошо сохранившиеся и мастерски выполненные. Исследователи заявили, что это безымянное творение природы превосходит по своим размерам и количеству изображений все известные ранее подобного рода подземные комплексы.

Особенности рисунков и способов их нанесения

Пещера Шове (Франция), получившая название по имени одного из ученых, открывших ее для человечества, была отрезана от внешнего мира упавшими камнями еще со времен ледникового периода, в результате чего наскальные росписи прекрасно сохранились. Подземный мир состоит из трех просторных залов, соединенных длинными коридорами. В двух гротах рисунки выполнены красной охрой, а в последнем наблюдаются гравировки и черные фигуры.

На стены нанесено более 400 изображений, причем удивление ученых вызвал тот факт, что первобытные обитатели пещеры рисовали не только зверей, на которых они охотились, но и грозных хищников вроде льва и гиен. Как установили ученые, здесь огромное количество изображений носорогов, не уступавших по силе и мощи мамонту.

Вымершее животное весом около трех тонн, на голове которого красовался высокий рог длиной более метра, было травоядным, но очень злобным, и именно об этом свидетельствует сцена сражения носорогов в пещере Шове. После проведенных исследований этот рисунок признан самым старым в мире.

«Величайшие художники»

Есть еще одна особенность, на которую обратили внимание специалисты: перед тем как нанести краску, человек тщательно очищал и разравнивал стену, а изображения выполнены настолько умело, что спелеологи удивляются его мастерству. Правильный баланс тени и света, а также применение пропорций вызывают огромный интерес ученых, установивших возраст наскальных росписей – примерно 35-37 тысяч лет, правда, точная дата до сих пор вызывает яростные споры.

Специалисты, исследовавшие наскальную живопись, заявили, что первобытного человека, нарисовавшего это, можно по праву назвать великим художником. Древние изображения, найденные во Франции, представляют собой совершенные произведения искусства, в которых видны перспектива и разнообразные ракурсы.

Наскальная живопись, наделавшая шума в ученом мире

Наскальные рисунки в пещере Шове – это прекрасные образцы живописи раннего палеолитического периода, но они совсем не выглядят простыми и схематичными, хотя, по классификации известного ученого А. Леруа-Гурана, росписи в пещере должны были представлять собой незамысловатые пятна и линии. Французский археолог и палеонтолог, заявивший, что искусство развивалось от примитивного к сложному, не предполагал столь позднее появление наскальной живописи.

Неплохо исследованная пещера Шове, рисунки которой перевернули с ног на голову все теории о развитии искусства, заставила ученых задуматься о неправомерности любых придуманных рамок и классификаций.

Примитивный или высокий уровень древних художников?

Французские исследователи предположили, что первобытные люди были знакомы с перспективой и светотенью, а необычные ракурсы ставят в тупик многих специалистов. Как правило, фигуры выглядели статично, а наскальные находки отлично передают динамику и характер животных, что очень необычно для эпохи палеолита, и в корне меняют представления о первобытных людях.

Например, изображенные лошади в пещере Шове бегут, а не стоят на месте, львы охотятся на бизонов, а грозные медведи, того и гляди, набросятся на человека. Причем первобытные художники очень гармонично включили рисунки в общее пространство подземелья. Получается, что изначально у древнейших людей художественные способности были на высоком уровне.

Уникальные пещерные рисунки

Это вызывает удивление, поскольку первобытные люди поздней эпохи не оставляли после себя никаких следов пребывания, кроме темных пятен от факелов. Наскальные росписи любопытны еще и тем, что на них можно рассмотреть изображения неведомых животных, о которых история умалчивает. Они вызывают невероятный интерес у зоологов. Например, вымерший шерстистый носорог здесь соседствует с сородичем, полностью лишенным волосяного покрова. А у львов, изображенных на стенах, отсутствует привычная грива.

Рисунков с людьми в пещере практически нет, хотя встречаются странные фигуры, напоминающие не человека, а фантастическое существо с головой зубра.

Но, пожалуй, трехмерные изображения, выполненные в углублении горной породы, можно назвать самыми значимыми. Они представляют огромный интерес для специалистов и выполнены при помощи методов, которые больше нигде не применяются. Ученые заявляют о так называемой палеолитической анимации, представляющей собой нанесенные контуром изображения, словно наслаивающиеся друг на друга, и когда свет факелов попадал на изображение, оно «оживало».

Исследования ученых

Специалисты, заинтересованные возрастом рисунков, провели реконструкцию истории и выяснили, что пещера Шове стала объектом деятельности древнего человека приблизительно 37 тысяч лет назад, а ранее в ней обитали медведи, которые превосходили по весу современных бурых. Возможно, именно поэтому огромное количество обнаруженных костей принадлежит грозному хищнику, хотя некоторые исследователи утверждают, что именно ему поклонялись жители, исповедовавшие культ животного.

Кстати, пещера Шове, фото наскальной живописи которой никого не оставит равнодушным, не всегда была обитаема. Около двух тысячелетий она пустовала, и ученые связывают этот факт с геологическими изменениями нашей планеты, в частности, с обвалами горных пород.

Двадцать два года изучают подземные залы ученые, и более 350 исследований было проведено, чтобы установить датировку рисунков различными методами, включая радиоуглеродный. Правда, как считают специалисты, даже этих анализов недостаточно для установления подлинного возраста изображений.

Тайны подземелья

Пещера Шове, признанная самым значительным доисторическим памятником в мире искусства, хранит много тайн, ведь, как оказалось, в ней люди не жили, а лишь создавали картины. А череп медведя на огромном камне свидетельствует о том, что подземелье использовалось как место поклонения животным и проведения магических ритуалов. Ученые по-разному интерпретируют находки, но определенных ответов пока дать не могут.

Копия пещеры

В 2015 году произошло важное событие в культурном мире: во Франции появилась копия известной пещеры, вход в которую закрыт, и за год уникальное сооружение посетили около 350 тысяч людей. Пятьдесят пять миллионов евро было потрачено на искусственный грот, точно воспроизводящий просторные залы, древние рисунки и даже сталактиты.

Ставшая колыбелью для изобразительного искусства Европы пещера, изображения которой копируют первоисточник вплоть до мельчайших деталей, ждет всех желающих прикоснуться к тайне прошлых эпох.

fb.ru

NO ENTRY. Пещера Ласко | Блогер Encore на сайте SPLETNIK.RU 31 октября 2017

Если вы забыли , с чего заварилась вся эта каша, то вэлкам вот сюда NO ENTRY. И в нашей милой и познавательной мини-рубрике уже вышло два поста: Остров Суртсей и Сентинельский народ.

Сегодня я расскажу о месте, которое было скрыто от людей тысячи лет - Пещера Ласко.

Один из самых удивительных и загадочных памятников человечества был открыт совершенно случайно 12 сентября 1940 года. Четверо французских подростков, Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка, из городка Монтиньяк случайно наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка, и надеялись отыскать там клад. Но когда они попали внутрь и увидели огромные рисунки на стенах, они поняли, что это не просто подземный ход, и сообщили о своей находке учителю.

Их учителя звали Леон Лаваль, и он сообщил о находке своих учеников специалисту по истории первобытного общества Анри Брейлю, который скрывался в этом регионе во время немецкой оккупации. Анри стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном.  Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провел несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнес к перигорской культуре. Несколько лет учёный провел в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 г. вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений.

С 1952 по 1963 г. по просьбе Брейля Андре Глори произвел новые раскопки на поверхности площадью 120 кв. м и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). Затем наскальную живопись Ласко изучали Анет Ламин-Эмперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 гг. Норбер Ожуля.

Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после ее открытия, с 27 декабря 1940 г. В октябре 1979 г. Ласко вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.

В 1948 г. вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днем все больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. Были проведены серьезные земляные работы, изменившие уровень и свойства грунтов в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «зал быков». Вход в пещеру был закрыт тяжелой бронзовой дверью.

В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили с реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция – Ca(HCO3)2, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки.

В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер – около 1500 куб.м. Андре Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей. В 1960 году в Ласко проявилась так называемая «зеленая болезнь»: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры.

Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной «белой болезни», кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963  Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.

В начале 1970-х гг. началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 г. и получила название Ласко II. В 2000 аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком.

В 2002 г. Министерство культуры создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен был решить эту проблему. В 2006 г. заражение было почти полностью подавлено, но каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены от грибных волокон, так как они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь. Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения.

Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялась с помощью радиоуглеродного анализа, выполненного Уиллардом Либби. Этот метод был применен при анализе древесного угля, найденного в светильниках из «шахты». Первый полученный результат (15,5 тыс. до н. э.) свидетельствовал о частом посещении Ласко в эпоху мадленской культуры, но этот результат был поставлен под сомнение Анри Брейлем, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтской культуре.

Позднее были проведены дополнительные анализы, результаты которых говорили всё-таки о принадлежности к мадленской культуре. Анализ был сделан на основе древесного угля, найденного во время раскопок Андре Глори в «пассаже» и «шахте». Этот уголь относился к периоду ранней и средней мадленской культуры (около 17–15 тыс. до н. э.).

Ласко, 1940 г. Учитель местной школы Леон Лаваль, школьники Жак Марсаль и Марсель Равида (первооткрыватели пещеры) расчищают «лисью нору». Справа - аббат Анри Брейль (1877-1961), французский священник и археолог, крупнейший специалист по пещерному искусству эпохи палеолита.

В 1998 году была получена датировка примерно в 18,6 тысячелетия до н. э.: был проведен радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты», показавших, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры. Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем.

Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремневые орудия, заостренные при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской. Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко.

Ласко небольшая пещера: общая длина порядка 250 метров, а средняя высота около 30 метров. Исследователи разделили пещеру на несколько залов: зал быков (он же ротонда), осевой проход, неф, пассаж, апсида, кошачий лаз, колодец.

Зал быков является наиболее красивым в пещере, поскольку тут можно увидеть рисунки с зубрами до 5 метров в длину. По пещере с двух сторон бегут 2 ряда с зубрами, которые встречаются с лошадьми, оленями и "единорогом". В осевом проходе быки с лошадьми располагаются в окружении оленей и баранов. Для нанесения некоторых изображений надо было возводить леса, так как они выполнены на многометровой высоте и на потолке. 

В пещере было найдено множество находок, которые имеют большую историческую ценность в виде орудий из кости, каменных орудий, украшений, угольков и остатков красящих веществ. В апсиде были обнаружены резцы, скребки, острия дротиков, также там больше всего изображений животных, символов, геометрических фигур. Неф преподнесла интересные находки в виде красок и светильников. Все красящие вещества, которые были обнаружены в пещере, были обследованы тщательнейшим образом. Результаты показали, что каждый из них натуральный и использовался без каких-либо примесей.

Из красителей широко применялась охра, окись марганца и окись железа. Древние художники измельчали минерал, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром. Техника нанесения краски с водой напоминает акварельную технику. Кроме такой техники художники использовали гравировку — прорезали в стенах пещеры контуры изображения и заполняли их краской.

В кошачий лаз проблемно попасть, но именно там находятся самые старые и примитивные наскальные рисунки. Этот зал получил такое название из-за изображённых здесь шести представителей кошачьих (в пещерной живописи хищников редко изображали). Кроме кошек на стенах снова присутствуют быки, олени, лошади, а также какие-то знаки.

В этой части встречается единственное изображение лошади анфас (животных древние художники чаще всего рисовали сбоку).

В колодце изображена целая сцена, в том числе и редкое изображение человека с птичьей головой. Человек нарисован схематично, в отличие от животных. 

Пещера до сих пор не перестает удивлять своими находками, а рисунки зачастую несут скрытый смысл. К примеру, ученые полагают, что глаза некоторых животных образуют созвездия, а некоторые сцены в пещере Ласко несут мифический оттенок.

По материалам: votpusk, planetofdream, vokrugmira, kaplyasveta.

 

www.spletnik.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта