Белгород выбрать город
Выберите город

Сценарий итогового занятия по произведению Ю.К .Олеши "Три Толстяка". Лошадь на которой ездила суок


Тест по чтению "Три толстяка"

Тест по сказке «Три толстяка».

1. Кто автор сказки «Три толстяка»?

Юрий Олеша

Сергей Аксаков

Валентин Катаев

2. Как зовут несовершеннолетнего наследника трёх толстяков?

Тимми

Тутси

Тутти

3. Почему три толстяка хотели сделать своему наследнику железное сердце?

Потому что у него было больное сердце

Чтобы он вырос жестоким

Чтобы он забыл своих родных

4. Как зовут учёного — создателя куклы наследника, отказавшегося сделать ему железное сердце?

Ганимед

Туб

Гаспар Арнери

5. Как зовут девочку, очень похожую на куклу наследника?

Суок

Суоки

Софи

6. Кем был революционер Тибул?

Оружейником

Гимнастом

Фокусником

7. Что сделал Гаспар Арнери для того, чтобы замаскировать Тибула, пряча его в своем доме?

Перекрасил его в негра

Переодел его в женщину

Приклеил ему бороду и усы

8. Кого из предводителей восстания гвардейцы взяли в плен?

Тибула

Просперо

9. О чём продавец воздушных шаров рассказал Тибулу?

О возможности летать на связке воздушных шаров

О рецепте приготовления праздничного торта для наследника

О подземном ходе, ведущем из дворца

10. Кем оказался наследник трёх толстяков?

Братом девочки, похожей на его куклу

Сыном одного из толстяков

Младшим братом Тибула

11. В какое время года начинаются события книги:

  • летом;

  • весной;

  • осенью.

12. Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?

________________________________________________________________________________

13. Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?

__________________________________________________________________________________

14. У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

__________________________________________________________________________________

15. Кроссворд "Герои сказки".

В выделенных клетках получится имя одного из героев сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)

1. Гимнаст-канатоходец.

2.Та, чьё имя значит: "вся жизнь»

3.Экономка доктора, который должен был починить сломанную кукл.

4.Имя доктора.

5.Учитель танцев.

6.Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку.

7.Лошадь, на которой ездила Суок.

8.Наследник Трёх Толстяков.

9.Силач из балаганчика "Троянский конь".

10.Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок.

11.Кличка лучшего попугая из зверинца.

16. Кто из героев сказки понравился тебе больше всего? Почему (внешность, поступки, поведение, характер)

infourok.ru

Библиотечный урок по произведению Ю.Олеши "Три толстяка"

Составила

учитель начальных классов 1 категории

Савичева Н.ЭМБОУ «СОШ № 7»

г. Сафоново Смоленской области

Тема:библиотечный урок по произведению Юрия Олеша. «Три Толстяка»

Цель урока:

  • Развитие понятийного аппарата (герой, автор…)

  • Работа с выразительными средствами языка (метафора, эпитет)

  • Развитие творческих способностей младших школьников

  • Более близкое знакомство с личностью и творчеством писателя

Тип урока: обобщающий

Оборудование: роман-сказка «Три Толстяка», проектор, компьютерная презентация.

Ход урока.

I.Орг.момент. Психологический настрой детей на успешную работу.

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем.

II. Актуализация знаний.

– Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

- Ребята, вы согласны с этим высказыванием?

- А где живут волшебники? (в сказке)

- По разному приходят к вам сказки, ребята. То они тихонько прокрадываются в комнату и навевают вам, словно добрые волшебники, чудесные сны, то сказки писателей-сказочников приплывают вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает ее бессмертной. Но чаще всего сказки смело и весело врываются в мир нашего детства, учат вас разбираться в людях, помогают понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь.

- Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А чтобы в дороге нам не было скучно, предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

Как лететь с земли до звезд,

Как поймать лису за хвост,

Как из камня сделать пар,

Знает доктор наш (Гаспар)

Попал Просперо в меткий

Смирительный ошейник –

Сидит в железной клетке

Ретивый (оружейник)

Как три пшеничные мешка

Три развалились (Толстяка!)

У них важнее нет забот,

Как только вырастить (живот!)

Эй, берегитесь, Толстяки:

Пришли последние (деньки!)

- Молодцы ребята! Вы наверно уже догадались о чем и о ком мы будем говорить на уроке?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Мы отправляемся путешествовать по сказке Юрия Олеши «Три Толстяка». Целью нашего урока будет более близкое знакомство с личностью и творчеством писателя.

- Ребята, перед вами лежат книги. Посмотрите, все они разные, хотя и называются одинаково. У них разные обложки, были они напечатаны в разные годы. Как вы думаете, почему произведение, написанное в 1924 году, которому уже 88 лет интересно нам и сейчас?

- Давайте в этом и разберемся. Нам с вами предстоит в нашем путешествии найти клад, поэтому работать будем группами. (3 группы)

IV. Работа группами. (На столах бумага и фломастеры. Дети записывают свои предположения и вывешивают на доску)

- Итак, мы нашли сундучок. Открыв его, мы видим, что для нас подготовлены различные задания.

1. Определить главных и второстепенных героев. Доказать, почему так думаете.

(«Три Толстяка» – одно из таких произведений, в которых не может быть единственно правильного решения, кто главный герой. Тот, для кого главное в сюжете – история разлучённых и встретившихся вновь брата и сестры, скажет, что главные герои – Суок и Тутти. Тот, кто считает самым важным борьбу “рабочего люда” с Толстяками, назовёт Тибула, Просперо и Суок. Кто-то просто посчитает Суок единственной главной героиней, потому что она больше всех действует.)

2. Определить положительных и отрицательных героев. Доказать, почему так думаете.

- Ребята, какая разница между событием, которое наблюдаешь сам, и событием, про которое тебе кто-то рассказывает. Случалось ли вам быть свидетелями того, как в изображении рассказчика реальная ситуация совершенно преображалась? Мы не видим собственными глазами героев книги, про них нам рассказывает автор, поэтому положительные и отрицательные герои – это не просто плохие и хорошие люди, а люди, которых автор считает плохими или хорошими. А что делает автор «Трёх Толстяков», чтобы мы поняли, какой перед нами герой – положительный или отрицательный? Конечно, он описывает их совершенно по-разному.

Каждой группе дается несколько глав (по 4 главы на группу)

(Про положительных героев он говорит нам, что они “самые-самые хорошие” (впрочем, так часто бывает в сказках): доктор Гаспар – самый мудрый (“никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери”), Тибул – “лучший гимнаст в стране”, Просперо – самый сильный (“Он сильнее всех. Он сильнее льва”), Суок – “самая лучшая актриса в мире”. Он изображает их смелые и благородные поступки, рассказывает, как их любит весь народ, делает их внешне привлекательными.

А что же отрицательные герои? Оказывается, Олеша делает так, что мы всё время над ними смеёмся, начиная с их наименования. Они смешно выглядят, оказываются в смешных ситуациях, даже сравнения, посвящённые им, смешны. Например: “Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать следующее: варится какой-то пёстрый и, должно быть, невкусный суп. То кавалер, то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты или ещё на что-нибудь непонятное, цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа. А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более что он был очень длинный, тонкий и изогнутый”.)

Пусть ребята найдут как можно больше таких примеров.

- А зачем автору изображать отрицательных персонажей смешными? (Когда смешно – уже не страшно. Пусть Толстяки жестоки и им принадлежит власть – мы не воспринимаем их всерьёз и не боимся их.)

Особое место среди героев занимает Тутти. Сначала мы слышим о нём как о наследнике и воспитаннике Трёх Толстяков, “волчонке” с железным сердцем. Но постепенно, наблюдая, как Тутти горюет о своей израненной кукле, как он общается с Суок, мы понимаем, что он обыкновенный мальчик, совсем не злой, и начинаем сочувствовать ему. Не случайно и то, что появление Тутти спасает жизнь продавцу воздушных шаров и что именно слёзы Тутти заставляют Толстяков разрушить плахи и отменить казнь.

V. Физкультминутка (дети встают)

На нашем пути нам встречаются разные герои. Если герой положительный, помашите ему руками, а если отрицательный, то спрячьтесь от него.

VI. Знакомство с новыми понятиями.

- Ребята, Юрий Карлович говорил «Я твердо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар — не знаю. Почему-то он нужен людям… Мне кажется, что я только называтель вещей. Даже не художник, а просто какой-то аптекарь, завертыватель порошков, скатыватель пилюль.»

- Кто знает, как называется слово или выражение, употребляемое в переносном значении? (Метафора)

- Юрия Олешу можно по праву назвать «королем метафор». А вам их предстоит найти и прочитать.

Каждой группе раздать карточки с номерами глав.

«Доктор Гаспар увидел на зеленом пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издали люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.

Доктор Гаспар подумал, что все это похоже на картинку волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты; пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком» (глава 1).

«Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать: варится какой-то пестрый и, должно быть, невкусный суп.

То кавалер, то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты или еще на что-нибудь непонятное, цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа.

А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более, что он был очень длинный, тонкий и изогнутый» (глава 12).

«Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились, с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком» (глава 4, продавец воздушных шаров попадает в кондитерскую).

«Продавец мог показаться чем угодно, но сходство с самим собой он потерял, как потерял свой соломенный башмак.

Поэт мог принять его за лебедя в белоснежном оперении, садовник — за мраморную статую, прачка — за гору мыльной пены, а шалун — за снежную бабу» (глава 4 — о продавце, сидящем в торте).

«Казалось, опасность миновала. Но вдруг раздалось ехидное шипение.

Силач Лапитуп высунул голову из-за барьера, и шипел:

— Погоди… погоди, дружок!» и т. д. (глава 5).

« — Граждане, позвольте вас поздравить со следующим радостным событием: сегодня палачи наших милых, розовых Трех Толстяков отрубят головы подлым мятежникам…» (глава 5).

« — Уходи вон! — крикнул негр.

Силач пришел в себя. Его лицо налилось кровью. Он сжал кулаки.

— Ты не имеешь права мне приказывать! — с трудом проговорил он. — Я тебя не знаю. Ты дьявол!

— Уходи вон! Я просчитаю до трех. Раз!

Толпа замерла. Негр был на голову ниже Лапитупа и втрое тоньше его. Однако никто не сомневался, что в случае драки победит негр — такой решительный, строгий и уверенный был у него вид.

— Два!

Силач втянул голову.

— Черт! — прошипел он.

— Три!

Силач исчез. Многие зажмурили глаза, ожидая страшного удара, и когда раскрыли их, силача уже не было. Он мгновенно исчез за перегородкой.

— Вот так прогонит народ Трех Толстяков! — весело сказал негр, поднимая руки» (глава 5).

Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как яйцо в кипятке (глава 3).

Сердце его прыгало, как копейка в копилке (глава 4, о продавце воздушных шаров).

Сердце его забилось снизу вверх, как будто он не выучил урока (глава 9, о Тутти).

Сердце ее сильно билось (глава 10, о Суок).

VII. Рефлексия.

- А сейчас каждой группе предстоит справиться с последним заданием из нашего сундучка, которое я проверю и оценю. (Ребятам раздаются вопросы, тест, кроссворд)

VIII. Итог урока.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили вначале урока.

- Послушайте финальный отрывок из книги Олеши «Ни дня без строчки», который начинается со слов: «Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот.. Что же и в самом деле самое прекрасное из того, что я видел на земле?»

(отрывок поможет ребятам лучше понять автора. В нём Олеша говорит и о том, как часто люди невнимательны к тому, что их окружает.)

- Ребята, а что вы можете рассказать об авторе после того, как выполнили все задания? Каким перед вами предстаёт Юрий Олеша? Охарактеризуйте его как личность.

(Этот человек одарён удивительным зрением – он умеет каждый раз смотреть на мир так, как будто видит его первый раз, он может увидеть необычное в самом обыкновенном предмете.)

IX. Домашнее задание:

Написать сочинение в книжку-малышку на тему «Понравившийся герой произведения «Три Толстяка» Ю.Олеши»

"Три Толстяка": письменная викторина.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

В какое время года начинаются события книги:

летом;

весной;

осенью.

Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:

Гаспар Арнери;

Туб;

Лапитуп.

Сколько наук изучил доктор Арнери:

все;

100;

50.

Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:

деньги;

воздушные шары;

торт.

II. Печать Трёх Толстяков.

Выбери печать, которая была у Трёх Толстяков, отметь ее галочкой:

Кроссворд "Герои сказки".

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)

Гимнаст-канатоходец. (Тибул)

Та, чьё имя значит: "вся жизнь". (Суок)

Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. (Ганимед)

Имя доктора. (Гаспар)

Учитель танцев. (Раздватрис)

Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. (Просперо)

Лошадь, на которой ездила Суок. (Анра)

Наследник Трёх Толстяков. (Тутти)

Силач из балаганчика "Троянский конь". (Лапитуп)

Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. (Бризак)

Кличка лучшего попугая из зверинца. (Лаура)

Вопросики, трудные и не очень:

Почему Площадь Звезды так назвали?

- Над ней висел чудесный фонарь-звезда.

Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?

- Учитель танцев Раздватрис.

Куда попал Тибул, спасаясь от гвардейцев Трёх Толстяков?

- В камин доктора Гаспара.

Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?

- Спектакль"Глупый король", роль Золотой Кочерыжки.

На какой улице жил доктор Арнери?

- На улице Тени.

Кем приходился Суок наследник Тутти?

- Родным братом.

Сколько лет было Тутти?

- 12 лет.

Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?

- В одной из кастрюль в дворцовой кухне.

Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?

- Они начинали жиреть.

У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

- Нет. Учёный Туб отказался заменить мальчику живое сердце на железное. Но Три Толстяка всё время внушали Тутти, что сердце у него железное и поэтому он должен быть жестоким и злым.

"Три толстяка": письменная викторина.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

В какое время года начинаются события книги:

летом;

весной;

осенью.

Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:

Гаспар Арнери;

Туб;

Лапитуп.

Сколько наук изучил доктор Арнери:

все;

100;

50.

Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:

деньги;

воздушные шары;

торт.

II. Печать Трёх Толстяков.

Нарисуй печать, которая была у Трёх Толстяков.

Кроссворд "Герои сказки".

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии.

Гимнаст-канатоходец.

Та, чьё имя значит: "вся жизнь".

Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу.

Имя доктора.

Учитель танцев.

Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку.

Лошадь, на которой ездила Суок.

Наследник Трёх Толстяков.

Силач из балаганчика "Троянский конь".

Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок.

Кличка лучшего попугая из зверинца.

Вопросики, трудные и не очень:

Почему Площадь Звезды так назвали?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куда попал Тибул, спасаясь от гвардейцев Трёх Толстяков?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На какой улице жил доктор Арнери?

_____________________________________________________________________________

Кем приходился Суок наследник Тутти?

_____________________________________________________________________________

Сколько лет было Тутти?

_____________________________________________________________________________

Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Решите пожалуйста Тест по сказке «Три толстяка».... -reshimne.ru

Тест по сказке «Три толстяка».

1. Кто автор сказки «Три толстяка»?

Юрий Олеша

Сергей Аксаков

Валентин Катаев

2. Как зовут несовершеннолетнего наследника трёх толстяков?

Тимми

Тутси

Тутти

3. Почему три толстяка хотели сделать своему наследнику железное сердце?

Потому что у него было больное сердце

Чтобы он вырос жестоким

Чтобы он забыл своих родных

4. Как зовут учёного — создателя куклы наследника, отказавшегося сделать ему железное сердце?

Ганимед

Туб

Гаспар Арнери

5. Как зовут девочку, очень похожую на куклу наследника?

Суок

Суоки

Софи

6. Кем был революционер Тибул?

Оружейником

Гимнастом

Фокусником

7. Что сделал Гаспар Арнери для того, чтобы замаскировать Тибула, пряча его в своем доме?

Перекрасил его в негра

Переодел его в женщину

Приклеил ему бороду и усы

8. Кого из предводителей восстания гвардейцы взяли в плен?

Тибула

Просперо

9. О чём продавец воздушных шаров рассказал Тибулу?

О возможности летать на связке воздушных шаров

О рецепте приготовления праздничного торта для наследника

О подземном ходе, ведущем из дворца

10. Кем оказался наследник трёх толстяков?

Братом девочки, похожей на его куклу

Сыном одного из толстяков

Младшим братом Тибула

11. В какое время года начинаются события книги:

летом;

весной;

осенью.

12. Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?

________________________________________________________________________________

13. Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?

__________________________________________________________________________________

14. У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

__________________________________________________________________________________

15. Кроссворд "Герои сказки".

hello_html_mc30f80e.png

В выделенных клетках получится имя одного из героев сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)

1. Гимнаст-канатоходец.

2.Та, чьё имя значит: "вся жизнь»

3.Экономка доктора, который должен был починить сломанную кукл.

4.Имя доктора.

5.Учитель танцев.

6.Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку.

7.Лошадь, на которой ездила Суок.

8.Наследник Трёх Толстяков.

9.Силач из балаганчика "Троянский конь".

10.Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок.

11.Кличка лучшего попугая из зверинца.

16. Кто из героев сказки понравился тебе больше всего? Почему (внешность, поступки, поведение, характер)

reshimne.ru

Олеша. Три толстяка. Викторина. Кроссворд

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

  1. В какое время года начинаются события книги:
    • летом;
    • весной;
    • осенью.
  2. Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:
    • Гаспар Арнери;
    • Туб;
    • Лапитуп.
  3. Сколько наук изучил доктор Арнери:
  4. Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:
    • деньги;
    • воздушные шары;
    • торт.

II. Печать Трёх Толстяков.

Выбери печать, которая была у Трёх Толстяков, отметь ее галочкой:

III. Кроссворд "Герои сказки".

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)

  1. Гимнаст-канатоходец. (Тибул)
  2. Та, чьё имя значит: "вся жизнь". (Суок)
  3. Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. (Ганимед)
  4. Имя доктора. (Гаспар)
  5. Учитель танцев. (Раздватрис)
  6. Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. (Просперо)
  7. Лошадь, на которой ездила Суок. (Анра)
  8. Наследник Трёх Толстяков. (Тутти)
  9. Силач из балаганчика "Троянский конь". (Лапитуп)
  10. Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. (Бризак)
  11. Кличка лучшего попугая из зверинца. (Лаура)

IV. Вопросики, трудные и не очень:

  1. Почему Площадь Звезды так назвали?- Над ней висел чудесный фонарь-звезда.
  2. Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?- Учитель танцев Раздватрис.
  3. Куда попал Тибул, спасаясь от гвардейцев Трёх Толстяков?- В камин доктора Гаспара.
  4. Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?- Спектакль"Глупый король", роль Золотой Кочерыжки.
  5. На какой улице жил доктор Арнери?- На улице Тени.
  6. Кем приходился Суок наследник Тутти?- Родным братом.
  7. Сколько лет было Тутти?- 12 лет.
  8. Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?- В одной из кастрюль в дворцовой кухне.
  9. Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?- Они начинали жиреть.
  10. У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ- Нет. Учёный Туб отказался заменить мальчику живое сердце на железное. Но Три Толстяка всё время внушали Тутти, что сердце у него железное и поэтому он должен быть жестоким и злым.

V. Кто из героев сказки понравился тебе больше всего? Почему (внешность, поступки, поведение, качества и т.д.)?

obninskdf4.narod.ru

Урок по произведению Юрия Олеша. «Три Толстяка» Цель урока: Развитие понятийного аппарата (герой

Предмет: литературное чтение 4 класс по учебнику «В океане света» часть 2, авторов – Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., образовательная программа «Школа 2100».

Учитель начальных классов Харченко Елена Александровна

Тема: урок по произведению Юрия Олеша. «Три Толстяка»

Цель урока:

  • Развитие понятийного аппарата (герой, автор…)
  • Работа с выразительными средствами языка (метафора, эпитет)
  • Развитие творческих способностей младших школьников
  • Более близкое знакомство с личностью и творчеством писателя
Тип урока: обобщающий

Оборудование: роман-сказка «Три Толстяка», проектор, компьютерная презентация.

Ход урока.

I.Орг.момент. Психологический настрой детей на успешную работу.

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем.

II. Актуализация знаний.

– Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

- Ребята, вы согласны с этим высказыванием?

- А где живут волшебники? (в сказке)

- По разному приходят к вам сказки, ребята. То они тихонько прокрадываются в комнату и навевают вам, словно добрые волшебники, чудесные сны, то сказки писателей-сказочников приплывают вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает ее бессмертной. Но чаще всего сказки смело и весело врываются в мир нашего детства, учат вас разбираться в людях, помогают понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь.

- Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А чтобы в дороге нам не было скучно, предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

Как лететь с земли до звезд,

Как поймать лису за хвост,

Как из камня сделать пар,

Знает доктор наш (Гаспар)

Попал Просперо в меткий

Смирительный ошейник –

Сидит в железной клетке

Ретивый (оружейник)

Как три пшеничные мешка

Три развалились (Толстяка!)

У них важнее нет забот,

Как только вырастить (живот!)

Эй, берегитесь, Толстяки:

Пришли последние (деньки!)

- Молодцы ребята! Вы наверно уже догадались о чем и о ком мы будем говорить на уроке?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Мы отправляемся путешествовать по сказке Юрия Олеши «Три Толстяка». Целью нашего урока будет более близкое знакомство с личностью и творчеством писателя.

- Ребята, перед вами лежат книги. Посмотрите, все они разные, хотя и называются одинаково. У них разные обложки, были они напечатаны в разные годы. Как вы думаете, почему произведение, написанное в 1924 году, которому уже 88 лет интересно нам и сейчас?

- Давайте в этом и разберемся. Нам с вами предстоит в нашем путешествии найти клад, поэтому работать будем группами. (3 группы)

IV. Работа группами. (На столах бумага и фломастеры. Дети записывают свои предположения и вывешивают на доску)

- Итак, мы нашли сундучок. Открыв его, мы видим, что для нас подготовлены различные задания.

1. Определить главных и второстепенных героев. Доказать, почему так думаете.

(«Три Толстяка» – одно из таких произведений, в которых не может быть единственно правильного решения, кто главный герой. Тот, для кого главное в сюжете – история разлучённых и встретившихся вновь брата и сестры, скажет, что главные герои – Суок и Тутти. Тот, кто считает самым важным борьбу “рабочего люда” с Толстяками, назовёт Тибула, Просперо и Суок. Кто-то просто посчитает Суок единственной главной героиней, потому что она больше всех действует.)

2. Определить положительных и отрицательных героев. Доказать, почему так думаете.

- Ребята, какая разница между событием, которое наблюдаешь сам, и событием, про которое тебе кто-то рассказывает. Случалось ли вам быть свидетелями того, как в изображении рассказчика реальная ситуация совершенно преображалась? Мы не видим собственными глазами героев книги, про них нам рассказывает автор, поэтому положительные и отрицательные герои – это не просто плохие и хорошие люди, а люди, которых автор считает плохими или хорошими. А что делает автор «Трёх Толстяков», чтобы мы поняли, какой перед нами герой – положительный или отрицательный? Конечно, он описывает их совершенно по-разному.

Каждой группе дается несколько глав (по 4 главы на группу)

(Про положительных героев он говорит нам, что они “самые-самые хорошие” (впрочем, так часто бывает в сказках): доктор Гаспар – самый мудрый (“никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери”), Тибул – “лучший гимнаст в стране”, Просперо – самый сильный (“Он сильнее всех. Он сильнее льва”), Суок – “самая лучшая актриса в мире”. Он изображает их смелые и благородные поступки, рассказывает, как их любит весь народ, делает их внешне привлекательными.

А что же отрицательные герои? Оказывается, Олеша делает так, что мы всё время над ними смеёмся, начиная с их наименования. Они смешно выглядят, оказываются в смешных ситуациях, даже сравнения, посвящённые им, смешны. Например: “Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать следующее: варится какой-то пёстрый и, должно быть, невкусный суп. То кавалер, то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты или ещё на что-нибудь непонятное, цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа. А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более что он был очень длинный, тонкий и изогнутый”.)

Пусть ребята найдут как можно больше таких примеров.

- А зачем автору изображать отрицательных персонажей смешными? (Когда смешно – уже не страшно. Пусть Толстяки жестоки и им принадлежит власть – мы не воспринимаем их всерьёз и не боимся их.)

Особое место среди героев занимает Тутти. Сначала мы слышим о нём как о наследнике и воспитаннике Трёх Толстяков, “волчонке” с железным сердцем. Но постепенно, наблюдая, как Тутти горюет о своей израненной кукле, как он общается с Суок, мы понимаем, что он обыкновенный мальчик, совсем не злой, и начинаем сочувствовать ему. Не случайно и то, что появление Тутти спасает жизнь продавцу воздушных шаров и что именно слёзы Тутти заставляют Толстяков разрушить плахи и отменить казнь.

V. Физкультминутка (дети встают)

На нашем пути нам встречаются разные герои. Если герой положительный, помашите ему руками, а если отрицательный, то спрячьтесь от него.

VI. Знакомство с новыми понятиями.

- Ребята, Юрий Карлович говорил «Я твердо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар — не знаю. Почему-то он нужен людям… Мне кажется, что я только называтель вещей. Даже не художник, а просто какой-то аптекарь, завертыватель порошков, скатыватель пилюль.»

- Кто знает, как называется слово или выражение, употребляемое в переносном значении? (Метафора)

- Юрия Олешу можно по праву назвать «королем метафор». А вам их предстоит найти и прочитать.

Каждой группе раздать карточки с номерами глав.

«Доктор Гаспар увидел на зеленом пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издали люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.

Доктор Гаспар подумал, что все это похоже на картинку волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты; пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком» (глава 1).

«Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать: варится какой-то пестрый и, должно быть, невкусный суп.

^ , то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты или еще на что-нибудь непонятное, цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа.

А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более, что он был очень длинный, тонкий и изогнутый» (глава 12).

«^ , что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились, с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком» (глава 4, продавец воздушных шаров попадает в кондитерскую).

«Продавец мог показаться чем угодно, но сходство с самим собой он потерял, как потерял свой соломенный башмак.

^ мог принять его за лебедя в белоснежном оперении, садовник — за мраморную статую, прачка — за гору мыльной пены, а шалун — за снежную бабу» (глава 4 — о продавце, сидящем в торте).

«Казалось, опасность миновала. Но вдруг раздалось ехидное шипение.

Силач Лапитуп высунул голову из-за барьера, и шипел:

— Погоди… погоди, дружок!» и т. д. (глава 5).

« — Граждане, позвольте вас поздравить со следующим радостным событием: сегодня палачи наших милых, розовых Трех Толстяков отрубят головы подлым мятежникам…» (глава 5).

« — Уходи вон! — крикнул негр.

Силач пришел в себя. Его лицо налилось кровью. Он сжал кулаки.

— Ты не имеешь права мне приказывать! — с трудом проговорил он. — Я тебя не знаю. Ты дьявол!

— Уходи вон! Я просчитаю до трех. Раз!

Толпа замерла. Негр был на голову ниже Лапитупа и втрое тоньше его. Однако никто не сомневался, что в случае драки победит негр — такой решительный, строгий и уверенный был у него вид.

— Два!

Силач втянул голову.

— Черт! — прошипел он.

— Три!

Силач исчез. Многие зажмурили глаза, ожидая страшного удара, и когда раскрыли их, силача уже не было. Он мгновенно исчез за перегородкой.

— Вот так прогонит народ Трех Толстяков! — весело сказал негр, поднимая руки» (глава 5).

Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как яйцо в кипятке (глава 3).

Сердце его прыгало, как копейка в копилке (глава 4, о продавце воздушных шаров).

Сердце его забилось снизу вверх, как будто он не выучил урока (глава 9, о Тутти).

Сердце ее сильно билось (глава 10, о Суок).

VII. Рефлексия.

- А сейчас каждой группе предстоит справиться с последним заданием из нашего сундучка, которое я проверю и оценю. (Ребятам раздаются вопросы, тест, кроссворд)

VIII. Итог урока.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили вначале урока.

- Послушайте финальный отрывок из книги Олеши «Ни дня без строчки», который начинается со слов: «Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот.. Что же и в самом деле самое прекрасное из того, что я видел на земле?»

(отрывок поможет ребятам лучше понять автора. В нём Олеша говорит и о том, как часто люди невнимательны к тому, что их окружает.)

- Ребята, а что вы можете рассказать об авторе после того, как выполнили все задания? Каким перед вами предстаёт Юрий Олеша? Охарактеризуйте его как личность.

(Этот человек одарён удивительным зрением – он умеет каждый раз смотреть на мир так, как будто видит его первый раз, он может увидеть необычное в самом обыкновенном предмете.)

IX. Д/З

Написать сочинение в книжку-малышку на тему «Понравившийся герой произведения «Три Толстяка» Ю.Олеши»

"Три Толстяка": письменная викторина.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

^

летом;

весной;

осенью.

Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:

Гаспар Арнери;

Туб;

Лапитуп.

^

все;

100;

50.

Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:

деньги;

воздушные шары;

торт.

II. Печать Трёх Толстяков.

Выбери печать, которая была у Трёх Толстяков, отметь ее галочкой:

Кроссворд "Герои сказки".

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)

Гимнаст-канатоходец. (Тибул)

Та, чьё имя значит: "вся жизнь". (Суок)

Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. (Ганимед)

Имя доктора. (Гаспар)

Учитель танцев. (Раздватрис)

Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. (Просперо)

Лошадь, на которой ездила Суок. (Анра)

Наследник Трёх Толстяков. (Тутти)

Силач из балаганчика "Троянский конь". (Лапитуп)

Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. (Бризак)

Кличка лучшего попугая из зверинца. (Лаура)

Вопросики, трудные и не очень:

^

- Над ней висел чудесный фонарь-звезда.

Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?

- Учитель танцев Раздватрис.

Куда попал Тибул, спасаясь от гвардейцев Трёх Толстяков?

- В камин доктора Гаспара.

^

- Спектакль"Глупый король", роль Золотой Кочерыжки.

На какой улице жил доктор Арнери?

- На улице Тени.

Кем приходился Суок наследник Тутти?

- Родным братом.

^

- 12 лет.

Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?

- В одной из кастрюль в дворцовой кухне.

^

- Они начинали жиреть.

У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

- Нет. Учёный Туб отказался заменить мальчику живое сердце на железное. Но Три Толстяка всё время внушали Тутти, что сердце у него железное и поэтому он должен быть жестоким и злым.

"Три толстяка": письменная викторина.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

^

летом;

весной;

осенью.

Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:

Гаспар Арнери;

Туб;

Лапитуп.

^

все;

100;

50.

Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:

деньги;

воздушные шары;

торт.

II. Печать Трёх Толстяков.

Нарисуй печать, которая была у Трёх Толстяков.

Кроссворд "Герои сказки".

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии.

Гимнаст-канатоходец.

Та, чьё имя значит: "вся жизнь".

Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу.

Имя доктора.

Учитель танцев.

Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку.

Лошадь, на которой ездила Суок.

Наследник Трёх Толстяков.

Силач из балаганчика "Троянский конь".

Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок.

Кличка лучшего попугая из зверинца.

Вопросики, трудные и не очень:

^

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^

_____________________________________________________________________________

Кем приходился Суок наследник Тутти?

_____________________________________________________________________________

^

_____________________________________________________________________________

Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

fs.nashaucheba.ru

Сценарий итогового занятия по произведению Ю.К .Олеши "Три Толстяка"

Разделы: Внеклассная работа

Сбор класса, звучит музыка из мультфильма.

1. Заставка (начало мультфильма)

2. Сегодня мы совершим путешествие по сказке Юрия Карловича Олеши «Три толстяка». Ю.К. Олеша родился и жил в начале 20 века. Родным языком был польский. Олеша родом был дворянин, шляхтич. Родился Юрий в Елисаветграде, считал себя одесситом. Окончил гимназию и приехал в Москву. Олеша работал в редакции железнодорожной газеты «Гудок» литературным правщиком-редактором и готовил к печати письма рабкоров, передавал им литературную форму. Книга Олеши, созданная в период строительства социализма в молодой стране Советов, рассказывала о людях, которые, прогнав трёх толстяков, впервые вздохнули свободно, почувствовали себя счастливыми. Истоки этой сказочной истории лежат в реальных событиях. Начало 20 века: а) кризис производства: быстрое развитие промышленности, промышленных товаров много, сбыта нет. Предприниматели сокращают производство, увольняют людей, снижают зарплату. б) у власти царь и его семья, владеют всеми богатствами страны в) да ещё немцы, японцы хотят нас завоевать – первая мировая война (июнь 1914г.) Доклад министров – с. 406

3. Собери название команды: ЗНАЙКИ      ЧИТАЙКИ – Проведем соревнование. Каждая команда соберет свое название Буквы написаны на кубиках.  Одно слово начинается на букву – З,  другое – на Ч Кто быстрее соберет название, получает 1 балл. Конкурсы будут судить … (ФИО)  и я ваш покорный слуга, сказочник.

4. Песня рассыпалась

– В сказке есть песня, которую поют дети про известного ученого и доктора Гаспара Арнери.Каждой команде дается по 2 строчки из этой песни. В строчке одно слово «заблудилось» – стоит не на своем месте. Вам нужно все слова пронумеровать, определить место заблудившемуся слову и прочитать слова из песни. Вам – начало, вам – конец. Время – 2 минуты.

Команда читает первые 2 строчки. (Оценить) Команда читает 2 строчки. (Оценить)

Как лететь с земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар Знает доктор наш Гаспар.

Танец божьих коровок

5. Выход феи (или куклы)

– Я проведу с вами игру, Называется  «Известно ли вам». За правильный ответ будут  выдаваться жетоны. По итогам этого конкурса мы узнаем, кто внимательный читатель.

Игра «Известно ли вам…»

  1. Как назывался рынок, на котором правительство трёх толстяков устраивало празднество и приглашало народ? (Четырнадцатый)
  2. Как звали начальника караула? (Цереп)
  3. Как звали дядюшку, владельца балаганчика, домика на колёсах? (Бризак)
  4. Как звали караульного гвардейца, который поднял тревогу в зверинце? (Вурм)
  5. Как звали лучшего попугая, покинувшего клетку во время переполоха в зверинце? (Лаура)
  6. Что потерял доктор Гаспар Арнери утром, когда оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом дворец Трёх Толстяков? (Шляпа, плащ, трость, каблуки, очки)
  7. Как спасся гимнаст Тибул с площади Звезды? (Через люк в куполе фонаря)
  8. Где приземлился продавец шаров? (В торт в кондитерской дворца)
  9. На кого упал соломенный башмак продавца шаров, когда тот летел по воздуху на воздушных шарах? (На учителя танцев Раздватриса)
  10. Что принадлежало трём толстякам? (1 – владел хлебом, 2 – принадлежал уголь, 3– скупил всё железо)
  11. Где держали захваченного в плен оружейника Просперо? (В клетке зверинца)
  12. Почему горько плакал наследник Тутти? (Куклу испортили гвардейцы)
  13. Что означает в переводе имя наследника Тутти? (Разлучённый)
  14. На какой улице жил доктор Гаспар Арнери? (Улица Тени)
  15. Как звали белую лошадь Суок, на которой она ездила и жонглировала? (Анра)
  16. Имя капитана дворцовой гвардии графа? (Бонавентура)

Награждение.

– Посчитайте, сколько у вас жетонов. – Посчитайте, сколько всего у вас в команде.

6. Кроссворд (звучит музыка из мультфильма) (Приложение 4)

– Сейчас хотим предложить разгадать кроссворд. Он состоит из имен героев сказки. Я зачитаю объяснения, а вы сразу записываете имя в нужные строчки.

1.          Т ибул 2.Гаспа Р 3.   Ган И мед 4.                  Т утти 5.             Пр О сперо 6.                  Л апитуп 7.Раздватри С 8.                  Т уб 9.            шл Я хтич 10.           Суо К 11.                  А вгуст

  1. Имя гимнаста, канатоходца
  2. Имя доктора, учёного, который изучил около 100 наук
  3. Имя тётушки, экономки в доме доктора
  4. Имя наследника Трёх Толстяков
  5. Имя вождя народа, оружейника
  6. Имя циркового силача
  7. Имя учителя танцев
  8. Имя учёного, который сделал куклу, похожую на живую девочку, для наследника Трёх Толстяков
  9. Название польского дворянина
  10. Имя девочки, похожей на куклу наследника
  11. Имя старого клоуна из балаганчика дядюшки Бризака

Награждение медалью  «Самый внимательный»

– Кроссворд отдайте жюри. А пока послушайте песню «Музыкант»

Песня («Музыкант»)

Итоги жюри.

7. Узнай место по его описанию.

– Следующий конкурс «Узнай место по описанию». Я зачитываю отрывок из сказки, а вы даете названия этому месту.

I. Дворец Трёх Толстяков

«Дом стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеенчатых шляпах с жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы».

II. Площадь Звезды

 «Она была окружена огромными, одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало её похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперёк железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож, на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя, так стали называть и всю площадь».

III. Дворцовая кондитерская

«Влетая в помещение, он (продавец) почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос, жар и духота спёрли ему горло. Он со всего размаху сел во что-то мягкое и тёплое. Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема. Цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства»

IV. Балаганчик дядюшки Бризака

«Дом, построенный на манер вагона, состоял из нескольких жилищ, разделённых холщовыми перегородками. На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми  кружочками, расшитыми цветами, звёздами. Разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски. У некоторых торчали рога, у других нос напоминал турецкую туфлю, у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было, что уши были человеческие, только очень большие».

7. Кому принадлежат слова

Конкурс творческий. От каждой команды нужно по 2 человека.

Участник

  1. Выбирает карточку
  2. Определяет персонажа
  3. Выбирает для него одежду и перевоплощается  в своего персонажа
  4. Читает выразительно отрывок с той интонацией, какая есть у выбранного героя

Пока герои готовятся к конкурсу, остальные смотрят танец «Полька».

  1. Моя кукла, моя чудесная кукла сломалась. Мою куклу испортили. Гвардейцы кололи мою куклу саблями. (Тутти)
  2. Мне очень недоели приключения. Я не маленький мальчик и я не герой. Я не люблю летать, я боюсь трёх толстяков, я не умею украшать парадные торты. Мне очень хочется освободить дворец от своего присутствия. (Продавец шаров)
  3. Какая неосторожность! Я превратил его в негра, я окрасил его в чудесную краску, я сделал его совершенно неузнаваемым, а он сам себя выдал сегодня на Четырнадцатом Рынке! Ведь его могут схватить! Ну как же он не осторожен! (Доктор Гаспар Арнери)
  4. Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции. Ах, каким я научилась чудесным штукам! Вот, например, в прошлое воскресенье мы представляли в гавани. Я играла вальс на абрикосовых косточках. (Суок)
  5. Мне стало очень страшно. Я закрыла ставни и решила никуда не выходить. Я ждала вас каждую минуту. Я очень волновалась… Обед простыл, ужин простыл, а вас всё нет… (Ганимед)

9. Ребусы (Приложение 5)

Рисование по точкам (Приложение 1)

Пазлы (2 картинки) (Приложение 2, Приложение 3)

Если остается время, герои не готовы проводятся дополнительные конкурс собрать пазлы.

10. Выход героев.

– Перед вами будут выступать герои из сказки, если угадываете, то команда зарабатывает еще 1 балл за ответ.

– Жюри подводит итоги, а мы разгадаем ребусы.

10. Итог. Награждение.

11. Просмотр мультфильма (30 минут)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Образ и характеристика Суок из балагана дядюшки Бризака. Переводная литература

А верная помощница Тибула и Просперо, храбрая маленькая актриса Суок из балагана дядюшки Бризака! Девочка с серыми внимательными и лукавыми глазами и с волосами такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Кто она такая? Золушка, которая приходит во дворец, где ее нетерпеливо дожидается прекрасный принц? Да, пожалуй. Но в отличие от сказочной Золушки Суок не только не остается жить во дворце среди роскоши и богатства, она уводит оттуда за собой наследника Тутти. А может быть, это девочка-кукла, в которую вдохнул жизнь чудесный мастер из повести немецкого писателя Гофмана? И это не исключено.

Друзья Олеши по совместной работе в «Гудке» вспоминают еще сероглазую девочку, ровесницу Суок, которая жила в Мыльниковой переулке. Проходя по переулку, Олеша увидел девочку. Она сидела у открытого окна и с увлечением читала какую-то книжку. Вскоре Олеша узнал какую — сказки Андерсена. И тогда же он сообщил друзьям, что непременно напишет сказку такую интересную, что она поспорит с самим Андерсеном, а посвятить свою сказку он пообещал девочке из Мыльникова переулка.

Я мог бы счесть эту историю за одну из тех романтических выдумок, которые так нравятся читателям, если бы... если бы на самом первом и самом роскошном издании «Трех Толстяков», украшенном 25 прелестными красочными рисунками художника М. Добужинско-го и отпечатанном на особой, чуть ли не с водяными знаками бумаге, не стояло бы посвящение: «Валентине Леонтьевне Грюнзайд», или, говоря менее торжественно, девочке Вале из Мыльникова переулка.

Кстати, если вы хотите знать, что стало с этой девочкой потом, скажу вам, что Олеша действительно подарил ей свой роман-сказку, что она его прочитала, была дружна с Олешей, а когда выросла, то вышла замуж за писателя Евгения Петрова.

И еще одна интересная подробность. Странное имя Суок — два звука, которые клоун Август произносил так, будто раскрывал маленькую, круглую и с трудом раскрывающуюся деревянную коробочку,— тоже не выдумка. В действительности Суок — фамилия жены Юрия Карловича.

Вот как по крупицам постепенно собирается, складывается портрет героя. Вот сколько разнообразных впечатлений, иногда мимолетных и самых неожиданных, а иногда прочных, издавна накопившихся, могут в нем соединиться и переплавиться.

Теперь мы с вами точно знаем, что даже сказочные образы канатоходца Тибула и канатной плясуньи Суок в этом смысле тоже не составляют исключения. Но когда-то о сказочных образах судили совсем иначе. Вот повесть или рассказ для детей — это уж совсем иное дело. Здесь без жизненных наблюдений действительно не обойтись. Не то что в сказке. В одной старой переводной детской книге девочка Мери даже специально спрашивала свою воспитательницу: «Какая разница между сказкой и повестью?» А госпожа Бон, воспитательница, ей на это отвечала: «Повесть — правда, а сказка — выдумка, происшествие, которое пишут и рассказывают для забавы детей».— «Стало быть, сказочники — лгуны,— продолжает допытываться Мери,— потому что рассказывают небылицы?» — «О нет, моя милая,— назидательно отвечает госпожа Бон,— лгать — значит говорить неправду с намерением обмануть, а сказочники предупреждают, что хотят рассказывать небылицы, стало быть, они не намерены обманывать».

Ну, а как же сказочники все-таки сочиняют свои небылицы? На этот вопрос уже отвечает сам писатель-сказочник, сама история создания сказочных книг. Это так только кажется, что в сказке художник мог дать полную волю фантазии и начисто обойтись без реальных жизненных наблюдений. У Олеши, например, богатейшие наблюдения накапливались до поры до времени в кладовой памяти. А когда писатель принялся за «Трех Толстяков», все вдруг ожило — и девочка с книгой у окошка дома в Мыльниковом переулке, и бесстрашные цирковые прыгуны, и гимнасты, и наездницы, и канатные плясуньи, чьим искусством не раз восхищался Юрий Карлович, из всех зрелищ больше всего, кажется, любивший цирк; и, наконец, образы юных героинь некогда прочитанных волшебных сказок.

И заметьте, что характер Суок — веселость, храбрость, находчивость — запечатлелся и в чертах внешнего облика — улыбке, походке, повороте головы, блеске серых внимательных глаз. Художник позаботился о том, чтобы милое личико Суок стало отражением ее души. Не случайно Суок сразу же приглянулась доктору Гаспару. И не потому только, что она как две капли воды походила на куклу наследника Тутти. Нет, она была прелестна прелестью живой девочки. Даже свирепые кожаные гвардейцы и те при виде Суок на миг забывали свою свирепость.

www.school-essays.info


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта