Белгород выбрать город
Выберите город

Дуга над лошадью как называется. Дуга над лошадью как называется


Дуга (часть конской упряжи) - это... Что такое Дуга (часть конской упряжи)?

 Дуга (часть конской упряжи) Дуга, часть конской упряжи, скрепляющая с помощью гужей хомут с оглоблями; служит амортизатором толчков повозки при движении и препятствует сжиманию шеи лошади клещами хомута.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Дуга (математич.)
  • Дуга электрическая

Смотреть что такое "Дуга (часть конской упряжи)" в других словарях:

  • Дуга — I Дуга         простая дуга, жорданова дуга, часть кривой, заключённая между двумя её точками (и не содержащая кратных точек). Более точно Д. на плоскости определяют, задавая координаты её точек как непрерывные функции x = φ (t), y = ψ (t)… …   Большая советская энциклопедия

  • дуга — и; мн. дуги; ж. 1. Часть окружности или какой л. другой кривой линии в виде полукруга. Ракета описала в небе дугу. Соединить дугой. // О том, что имеет форму кривой, изогнутой линии. Д. лука. Тёмные дуги бровей. Радуга дуга. На повороте река… …   Энциклопедический словарь

  • Дуга — I ж. 1. Изогнутая часть какого либо предмета. 2. Часть окружности или какой либо изогнутой линии. отт. устар. Название линии меридиана или параллели. 3. Часть конской упряжи из тонкого, круто изогнутого ствола дерева, служащая для прикрепления… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • дуга — и/; мн. ду/ги; ж. см. тж. дугой, дугою, дужка 1) а) Часть окружности или какой л. другой кривой линии в виде полукруга. Ракета описала в небе дугу. Соединить дугой. б) отт. О том, что име …   Словарь многих выражений

  • дуга́ — и, мн. дуги, ж. 1. Часть конской упряжи из согнутого тонкого ствола дерева, служащая для прикрепления оглобель с помощью гужей к хомуту. Гнуть дуги. □ Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою. Лермонтов, Максим Максимыч …   Малый академический словарь

  • ХОМУТ — ХОМУТ, хомутик, тишка, тища: часть конской упряжи: деревянные клешни, с хомутиною, оголовком и гужами, надеваемые на голову лошади. Лошадь и велика, да норовом пропала: ты с хомутом, а она и голову протянула! Кобылка в хомуте везет по могуте.… …   Толковый словарь Даля

  • Хомут (упряжь) — Два хомута …   Википедия

dic.academic.ru

Хомут (упряжь) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2014; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2014; проверки требуют 9 правок. Современная тяжеловозная лошадь с хомутом, но без полной упряжи. У этого термина существуют и другие значения, см. Хомут.

Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза, в отличие от применения ярма или нагрудного ремня, когда приходится тянуть груз одними плечами. Хомут также лучше ярма, поскольку он уменьшает давление на трахею.

Со времени изобретения хомута лошади приобрели чрезвычайно важное значение для достижения успехов в сельском хозяйстве и в деле перевозки тяжёлых грузов. Когда лошадь запряжена с использованием хомута, она может обеспечить рабочую эффективность (измеряемую, например, в тонно-километрах за час) на 50 % больше, чем вол, из-за большей скорости[1][2]. Лошадь также в целом эффективнее из-за большей выносливости и способности работать большее количество часов в день. Хомут сыграл важную роль в экономическом развитии Европы. Замена

ru.wikipedia.org

Дуга над лошадью как называется

В мире существует большое разнообразие седел, приспособленных для различной деятельности. Мы перечислим некоторые виды седел, но более подробно остановимся на тех седлах, которые используются в нашем клубе – это спортивные и строевые седла.

(это троеборные, конкурные, универсальные, выездковые, пробежные седла, прогулочные). Все они могут немного отличаться по форме, но основные отличия спортивных седел от остальных одинаковы – это мягкие подушки седла, наличие подушек под колено (для лучшего упора). Седла эти предназначены для непродолжительной, но интенсивной работы на плацу. Для длительных поездок (походов) на природе они не очень удобны (исключение — пробежные седла).

Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, двух подпруг, четырех или шести приструг, двух путлищ, двух стремян, двух шнеллеров (металлический зажим для крепления путлища со стременем) и потника.

Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.

Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.

Строевые седла

К этому виду седел можно отнести казачьи седла, офицерские, строевые, джигитовочные седла.

Они отличатся от спортивных большими деревянными (а не кожаными) полками, обшитыми войлоком, и приподнятой над полками крышкой седла. Увеличенные длинные и широкие полки распределяют вес всадника по большей площади, что уменьшает нагрузки на спину лошади, что важно при продолжительных полевых прогулках. А приподнятая над спиной крышка седла (и соответственно, сам всадник) позволяет избежать наминов на спине из-за неправильной посадки, что важно, когда лошадь используется для обучения новичков.

  • Подбородный ремень
  • Затылочный ремень
  • Нащечные ремни
  • Налобный ремень (налобник)
  • Трензель (либо другой вид железа. На фото — олимпийский пелям.)
  • Капсюль

Капсюль (на данный момент не используется в нашем клубе) служит для того чтобы лошадь не открывала рот и не сопротивлялась воздействию железа (трензеля), чтобы облегчить управление всаднику.

Капсюль может быть снят с уздечки и не использоваться в повседневной работе.

Подпруга – ремень, проходящий под животом лошади и препятствующий сползанию седла. Крепится к пристругам седла с обеих сторон. Подпруга при седловке располагается на расстоянии 4-х пальцев от передней ноги лошади и затягивается так, чтобы под нее могла пролезть ладонь. При затянутой подпруге нельзя давать опускать лошади голову ниже груди, т.к. это приводит к пережиманию подпругой артерий на животе лошади и образованию гематом, после чего лошадь надолго выводится из работы и лечится. Подпруги бывают различных видов, иногда с резиновыми вставками с одной или обоих сторон, для предотвращения заподпруживания и облегчения затягивания подпруг во время седловки.

Стремена – железные приспособления, расположены на путлищах по обе стороны седла, служат для опоры ноги во время посадки и езды на лошади.

Путлища – ремни по обе стороны седла, крепящиеся к нему посредством продевания через специальные кольца или скобы – шнеллеры, расположенные на седле. На путлищах висят стремена.

– в основном нейлоновый либо кожаный, состоит из скрепленных кольцами частей, отличается от уздечки отсутствием места для крепления трензеля. Используется для ведения лошади на выгул, для безопасной привязи.

Чомбур – веревка от двух метров с карабином на одном конце, цепляется за недоуздок, используется для ведения лошади либо привязывания.

Корда — веревка 8-10 метров в длину, используется для тренировки лошади и\или всадника. Для лошади — при невозможности или нежелании садиться верхом используют корду, чтобы лошадь могла побегать или же используют ее для определенного тренинга. Для всадника — начинающих всадников берут «на корду», чтобы они могли отработать посадку, не отвлекаясь на управление лошадью (конем управляет кордовый — тот, кто держит корду), или же для того, чтобы контролировать лошадь, чтобы она не убежала.

Ногавки – кобуры кожаные либо из других материалов, с застежками, надеваются на ноги чтобы защитить ноги лошади от ударов. Анатомические ногавки также служат для поддержки сухожилий лошади при сильных нагрузках либо при ослабленных сухожилиях.

– используются для сухожилий лошади при сильных нагрузках либо для поддержки больных сухожилий.

Вальтрап – кусок ткани с прокладкой, кладется на спину лошади под седло, служит для лучшей амортизации и для впитывания пота лошади.

Амортизатор под седло – мех или гель, либо другая подкладка из упругих материалов, чаще всего по форме седла, кладется под седло поверх вальтрапа, для амортизации ударов седла по спине, либо при неподходящем (слишком большом) для лошади седле.

  • седёлка - применяется для поддержания хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника, и, кроме того, на нее приходится часть тягового усилия (переносится с плеч на спину), преодолеваемого лошадью. Она смягчает и частично устраняет толчки от упряжи на спину лошади при езде по неровной дороге и рывке в начале движения. Форма ее должна отвечать холке лошади.

Информация частично взята из книги «Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности» В. В. Богданов — Валерий Аркадьевич Ермолаев.

Масти лошадей описаниеПинто жеребец

loshadi.netlify.com

Дуга над лошадью как называется

В мире существует большое разнообразие седел, приспособленных для различной деятельности. Мы перечислим некоторые виды седел, но более подробно остановимся на тех седлах, которые используются в нашем клубе – это спортивные и строевые седла.

(это троеборные, конкурные, универсальные, выездковые, пробежные седла, прогулочные). Все они могут немного отличаться по форме, но основные отличия спортивных седел от остальных одинаковы – это мягкие подушки седла, наличие подушек под колено (для лучшего упора). Седла эти предназначены для непродолжительной, но интенсивной работы на плацу. Для длительных поездок (походов) на природе они не очень удобны (исключение — пробежные седла).

Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, двух подпруг, четырех или шести приструг, двух путлищ, двух стремян, двух шнеллеров (металлический зажим для крепления путлища со стременем) и потника.

Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.

Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.

Строевые седла

К этому виду седел можно отнести казачьи седла, офицерские, строевые, джигитовочные седла.

Они отличатся от спортивных большими деревянными (а не кожаными) полками, обшитыми войлоком, и приподнятой над полками крышкой седла. Увеличенные длинные и широкие полки распределяют вес всадника по большей площади, что уменьшает нагрузки на спину лошади, что важно при продолжительных полевых прогулках. А приподнятая над спиной крышка седла (и соответственно, сам всадник) позволяет избежать наминов на спине из-за неправильной посадки, что важно, когда лошадь используется для обучения новичков.

  • Подбородный ремень
  • Затылочный ремень
  • Нащечные ремни
  • Налобный ремень (налобник)
  • Трензель (либо другой вид железа. На фото — олимпийский пелям.)
  • Капсюль

Капсюль (на данный момент не используется в нашем клубе) служит для того чтобы лошадь не открывала рот и не сопротивлялась воздействию железа (трензеля), чтобы облегчить управление всаднику.

Капсюль может быть снят с уздечки и не использоваться в повседневной работе.

Подпруга – ремень, проходящий под животом лошади и препятствующий сползанию седла. Крепится к пристругам седла с обеих сторон. Подпруга при седловке располагается на расстоянии 4-х пальцев от передней ноги лошади и затягивается так, чтобы под нее могла пролезть ладонь. При затянутой подпруге нельзя давать опускать лошади голову ниже груди, т.к. это приводит к пережиманию подпругой артерий на животе лошади и образованию гематом, после чего лошадь надолго выводится из работы и лечится. Подпруги бывают различных видов, иногда с резиновыми вставками с одной или обоих сторон, для предотвращения заподпруживания и облегчения затягивания подпруг во время седловки.

Стремена – железные приспособления, расположены на путлищах по обе стороны седла, служат для опоры ноги во время посадки и езды на лошади.

Путлища – ремни по обе стороны седла, крепящиеся к нему посредством продевания через специальные кольца или скобы – шнеллеры, расположенные на седле. На путлищах висят стремена.

– в основном нейлоновый либо кожаный, состоит из скрепленных кольцами частей, отличается от уздечки отсутствием места для крепления трензеля. Используется для ведения лошади на выгул, для безопасной привязи.

Чомбур – веревка от двух метров с карабином на одном конце, цепляется за недоуздок, используется для ведения лошади либо привязывания.

Корда — веревка 8-10 метров в длину, используется для тренировки лошади и\или всадника. Для лошади — при невозможности или нежелании садиться верхом используют корду, чтобы лошадь могла побегать или же используют ее для определенного тренинга. Для всадника — начинающих всадников берут «на корду», чтобы они могли отработать посадку, не отвлекаясь на управление лошадью (конем управляет кордовый — тот, кто держит корду), или же для того, чтобы контролировать лошадь, чтобы она не убежала.

Ногавки – кобуры кожаные либо из других материалов, с застежками, надеваются на ноги чтобы защитить ноги лошади от ударов. Анатомические ногавки также служат для поддержки сухожилий лошади при сильных нагрузках либо при ослабленных сухожилиях.

– используются для сухожилий лошади при сильных нагрузках либо для поддержки больных сухожилий.

Вальтрап – кусок ткани с прокладкой, кладется на спину лошади под седло, служит для лучшей амортизации и для впитывания пота лошади.

Амортизатор под седло – мех или гель, либо другая подкладка из упругих материалов, чаще всего по форме седла, кладется под седло поверх вальтрапа, для амортизации ударов седла по спине, либо при неподходящем (слишком большом) для лошади седле.

  • седёлка - применяется для поддержания хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника, и, кроме того, на нее приходится часть тягового усилия (переносится с плеч на спину), преодолеваемого лошадью. Она смягчает и частично устраняет толчки от упряжи на спину лошади при езде по неровной дороге и рывке в начале движения. Форма ее должна отвечать холке лошади.

Информация частично взята из книги «Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности» В. В. Богданов — Валерий Аркадьевич Ермолаев.

Чалая масть это

thehorses.netlify.com

Дуга на лошади как называется

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

Что такое упряжь?

В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте. Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

Перед запряганием лошади необходимо внимательно осмотреть сбрую, проверить целостность всех ремней и исправность пряжек и защелок. Также все ремни, соприкасающиеся с телом животного нужно провести рукой с внутренней стороны, дабы проверить, нет ли каких-то заломов или постороннего мусора.

Строение и виды

В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

Русская или дуговая одноконная упряжь

Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

Хомут – основа тяговой силы

В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

Хомут состоит из:

Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости. Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

Для того чтобы правильно подобрать размер хомута, нужно измерить объем шеи лошади. Длину измеряют от уровня гребня у основания холки до плечелопаточного сустава. Потом к полученному числу для транспортного хомута прибавляют 3 см, а для рабочего (возовой) – 6 см.

Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).

Остальные части
  1. Седелка – располагается на спине снизу холки и распределяет часть тягового усилия на спину. Также в ее задачи входит амортизация толчков вовремя езды. Подбирается по размеру холки.
  2. Чересседельник – располагается возле сиделки и удерживает оглобли и хомут с дугой, распределяя вес оглобель.
  3. Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
  4. Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
  5. Уздечка – используется обычная трензельная.
  6. Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель). Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.

Часто вместе с дугой можно встретить слово «зга», это диалектное обозначение кольца на дуге, куда продевается повод. В современных дуговых упряжках зга не используется, а вожжи свободно располагаются по оба бока лошади.

Бездуговая постромочная одноконная упряжь

В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты. В конструкцию сбруи входит: хомут с гужевыми мочками, постромки, седелка, подпруга, чересседельник, горты вместо гужей, уздечка с вожжами.

Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки. Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель. На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.

В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров. В противном случае шлея будет слезать и натирать круп, а слишком низкая будет мешать движению лошади. Ее длина выбирается с учетом того, чтобы между ободовым ремнем и бедрами помещалась ладонь. Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.

Дышловая пароконная

В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник. В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади. Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.

Фотогалерея

Видео «Европейская упряжь под вагонет»

В данном видео от канала Дианы Галуновой вы сможете увидеть всю конструкцию и составляющие европейского экипажа вагонета, а также сбруи, прилагаемой к нему.

Лошади чубарой масти фото

moykon.netlify.com

город Дюртюли - запряженная лошадь

Как следует из названия, "тяжеловоз" - это прежде всего тяжело-упряжная лошадь. Хотя в наше время тяжики с успехом используются и под седлом, но рано или поздно у большинства владельцев тяжей возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке. Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

Для начала - о строении сбруи и ее предназначении. Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы. Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

1. уздечка с поводом 2. хомут 3. седелка 4. подпруга 5. шлея 6. чересседельник и подбрюшник 7. вожжи 8. дуга

1. Узда. Служит для управления лошадью. Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак. Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.

1. удила (трензель) 2. кольца удил (трензельные кольца) 3. суголовный (затылочный) ремень. 4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади. 5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади. 6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади. 7. переносной, для дополнительной фиксации. 8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

1. хомутина 2. клещи 3. супонь 4. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой. 5. покрышка 6. войлочная подкладка 7. горт - ремень для пристегивания шлеи. 8. кольца, для вожжей (на основании гужей)

Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного - 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части - у ее основания.

Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину - на уровне гужевых отворов.

Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи. Приблизительно в одетом виде - ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

Хомут подходит по размеру:

Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:

Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины:

3. Седелка. Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%). Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой).

1. арчак 2. полки 3. потник 4. крышка (кожаная или из линолеума) 5. приструги (горты) 6. дужки, через которые пропускается чересседельник

4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника. 5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании. Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.

Состоит из нескольких ремней: 1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту. 2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту. 3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади. 4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый. 5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками)

6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку. Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз. 7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил. 8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места. На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.

Порядок запряжки

1. Запряжка начинается с чистки и осмотра лошади, осмотра целостности сбруи, повозки. Проверяем, одинакова ли длина у гужей. При необходимости подравниваем, иначе запряжка будет неровной и перекосится в движении. 2. Выкатываем повозку на свободную ровную площадку, выносим вожжи, дугу, чересседельник. 3. Чересседельник и подбрюшник – два отдельных ремня, одним концом пришитые к одному кольцу. Оба ремня пропускаем через кольцо так, чтобы образовалась петля. Эту петлю надеваем на левую оглоблю (здесь и далее все направления относительно лошади).

4. Надеваем на лошадь узду, седелку, хомут. Сделать это удобнее еще в деннике. Седелку кладем примерно на нижнюю половину холки. Если вы положите седелку полностью на холку – это будет слишком высоко, если за холкой на спину – слишком низко. Хомут сначала переворачиваем клещами вверх, надеваем на голову, в верхней (самой узкой) части шеи хомут переворачиваем в сторону гривы обратно клещами вниз, спускаем на плечи, выправляем гриву из-под хомута.

5. Кладем шлею на холку и расправляем её в сторону крупа, пристегиваем пряжки шлеи к ремешкам на хомуте. Если на хомуте только верхний горт, то пряжки бокового ремня пристегиваем за основание гужей. Подгоняем шлею по размеру так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми проходила ладонь. 6. Выводим лошадь во двор, заводим в оглобли. Завести лошадь в оглобли можно тремя способами: а) Завести через оглобли. Подходит для лошадей, хорошо перешагивающих жерди. б) Поставить перед повозкой и осадить в оглобли. Подходит для уступчивых лошадей. в) Накатить оглобли НА лошадь. Чаще применяется для молодых или пугливых лошадей. 7. Берем дугу, встаем перед оглоблей лицом к лошади. Дугу приставляем к правой ноге. Левой рукой берем гуж. В процессе работы сыромятные гужи растягиваются, поэтому обычно гуж перекручивают 1-2-3 раза, в зависимости от его длины, подгоняя под конкретную запряжку. Если в хозяйстве используется одна лошадь в одних и тех же оглоблях, а гужи тесмяные, то перекручивать их нет необходимости, достаточно подогнать длину гужей и периодически выравнивать их. Кладем на гуж оглоблю так, чтобы гуж лежал на расстоянии примерно 1-2 ладоней от конца оглобли. Берем дугу перед собой, кольцом от нас. Левый конец дуги вставляем в петлю гужа. Перекладываем конец дуги через оглоблю перед гужом. Одновременно разворачиваем дугу кольцом вперед, так чтобы оглобля легла в вырез дуги. Кладем дугу на шею лошади.

8. Переходим ко второй оглобле. Прикладываем дугу выемкой к оглобле на равном, с первым гужом, расстоянии. Берем второй гуж и, если есть необходимость, перекручиваем её ровно столько раз, сколько был перекручен первый. Накладываем его на оглоблю позади дуги. Натягиваем гуж: левым плечом упираемся в оглоблю, этой же рукой берем за клещи и с силой притягиваем к себе. Правой рукой надеваем петлю на дугу.

9. Затягиваем хомут. Стоя слева от лошади, обматываем супонь вокруг клещей один раз. Упираясь ногой в клещи, изо всех сил затягиваем супонь. Обматываем и затягиваем супонь еще раз. Обязательно ремень должен затягиваться с большим усилием! Если супонь затягивается легко, то необходимо снять дугу и сильнее перекрутить гужи.

10. Завязываем супонь. Большим пальцем правой руки придерживаем ремешок, левой рукой надавливаем на правую клещу, и в образовавшуюся щель продеваем кончик супони вниз. Затягиваем супонь до упора. Кончик продеваем вверх.

В образовавшуюся петельку пропускаем вторую петлю. Затягиваем. Не пытайтесь тянуть за саму петлю, достаточно подтянуть вверх первую петельку, а потом затянуть вторую.

После этого обматываем петлю концом супони. Кончик складываем вдвое и продеваем в конец петли. Супонь завязана.

После стягивания клещей и завязывания супони дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд - назад при надавливании на неё рукою.

11. Переходим к левой оглобле. Расстояние от гужей до петли чересседельника должно примерно равняться 40 см, т.е. расстоянию согнутой руки, от локтя до кончиков пальцев. Расправляем чересседельник и продеваем через дужку седелки. Расправляем подбрюшник и продеваем через шлевку подпруги.

12. Ставим лошадь в хомут: двигаем коня на шаг вперед или, если это удобнее, сдвигаем повозку назад так, чтобы хомут плотно лег на плечи. 13. Переходим на другую сторону. Берем подбрюшник, подтягиваем и перекидываем через оглоблю, для того чтобы лошадь не наступила на него. Подтягиваем чересседельник и оборачиваем вокруг оглобли, от себя. Расстояние от чересседельника до гужей на обеих оглоблях должно быть одинаковым. Подтягиваем чересседельник: левой рукой тянем ремень через седелку, поднимая левую оглоблю, правой подтягиваем за конец ремня, поднимая правую оглоблю. Таким образом мы поднимаем хомут. Оглобли поднимаем настолько, чтобы между хомутом и шеей лошади (гребнем и горлом) проходило примерно 3-4 пальца. Таким образом, лошадь может по необходимости поднять и опустить шею.

14. Есть много способов завязать чересседельник, принцип у всех одинаковый. Опишу два способа. Первый способ: после того как подняли хомут, кончик чересседельника перекидываем справа - налево через ремень и под оглоблей на себя. Обматываем вокруг оглобли снизу-вверх перед ремнем.

Пропускаем кончик под ремнем справа – налево, перекидываем сверху, делаем петлю и продеваем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.

Второй способ: После того как подняли хомут, оборачиваем чересседельник вокруг оглобли сначала перед ремнем, потом позади него, т.е. восьмеркой. Потом кончик перекидываем над ремнем справа – налево, делаем петлю и пропускаем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.

В любом случае конечная петля лежит перед чересседельником. Необходимо проследить, чтобы оглобли были подняты ровно, иначе при движении запряжку перекосит!

15. Подбрюшный ремень кладем поверх петли чересседельника. С силой подтягиваем ремень вниз и перекладываем через подбрюшник, для дополнительной фиксации. Обматываем подбрюшник вокруг оглобли.

Складываем кончик подбрюшника и пропускаем через петлю чересседельника. С силой затягиваем петлю.

Чересседельник, завязанный сзади, удерживает подбрюшник от сползания по оглобле во время движения.

16. Проверяем подпругу и, при необходимости, подтягиваем её. 17. Переходим к голове лошади. Перекрещиваем повод, чтобы он не болтался, и накидываем на шею. Пропускаем темляк через кольцо дуги и привязываем за один из гужей на такую длину, чтобы лошадь могла свободно вытянуть шею, но не смогла слишком низко наклониться. Если повод короткий, достаточно обмотать темляк вокруг дуги и завязать на кольце. 18. Поправляем шлею: длинные ремешки с кисточками перекидываем через оглобли, чтобы не путались в ногах лошади. Если есть петли с застежками – пристегиваем к оглоблям. 19. Пристегиваем вожжи к кольцам удил. Если на гужах имеются кольца, пропускаем вожжи через них. Если колец нет, нужно пропустить одну вожжу под гужом, вторую над гужом. В случае, если лошадь понесет, это даст дополнительный контроль.

Помните, правильная подгонка снаряжения и запряжка сведет к минимуму возможность травмировать лошадь!

Распрягаем в обратном порядке: 1) отстегиваем вожжи, 2) развязываем повод, 3) развязываем чересседельник (для этого достаточно просто потянуть за кончик подбрюшника и размотать ремни), вытягиваем их с другой стороны, 4) распускаем супонь, 5) снимаем гужи и дугу, 6) супонь привязываем к гужу, чтобы не порвалась:

7) снимаем хомут. Шлею можно не отстегивать, а собрать на шее, привязать шнурком к хомуту и вместе с ним снять. В следующий раз шлею можно будет надеть вместе с хомутом, 8) снимаем седелку, вешаем на хомут, перекидываем подпругу. 9) Уводим лошадь в денник, снимаем уздечку. 10) Возвращаемся к повозке. Снимаем с оглобли ремни. 11) Чересседельник и вожжи сматываем: Берем вожжи одной рукой за пряжки (чересседельник с подбрюшником за концы). Второй рукой оборачиваем вокруг локтя, вкладывая в ладонь. Кончик оборачиваем пару раз вокруг смотанных вожжей и продеваем в верхнее отверстие. Слегка затягиваем. Вешаем за получившуюся петлю (кольцо чересседельника). 12) Уносим всю амуницию в сбруйную, повозку ставим на место.

На первый взгляд всё кажется таким сложным, но после нескольких самостоятельных запряжек вы уже перестанете путаться в названиях, ремнях и узлах. Удачи!

maratsayt.ucoz.ru

Raiter • Просмотр темы - Русская запряжка

«А дуга-то, дуга золотом сияет…» Итак, дуга готова. Теперь начинается самое интересное – художественное оформление, требовавшее изрядной доли творческой фантазии и, конечно, мастерства. Сначала изделие грунтовали и красили. Краски применялись для защиты дерева от гниения и придания товарного вида. По виду краски и манере росписи, так как мода на них из столетия в столетие менялась, можно определить время изготовления дуги. Наиболее богато, нарядно дуги расписывали в середине XIX века, когда на них был самый оживленный спрос, а ямщики особенно щеголяли конским убором. Дуга богато украшалась живописью, резьбой, медными бляхами, тисненой кожей. Знаток нижегородских промыслов Д.В. Прокопьев пишет следующее: «Писали виноград, травы, цветы, круги, ромбы..»[3]. Хочется отметить, что все элементы росписи можно трактовать с точки зрения русской народной символики. Например, ромб – поле, символ плодородия; круг, розетка, цветок – символ солнца, мощный защитный оберег; виноград – относится к циклу библейской христианской символики, образ рая, богатства, «полной чаши». Некоторые мотивы росписи дуг близки к иконной орнаментике XVIII века, другие похожи на старую хохлому, сундучную роспись. Особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской. Золоченая дуга должна была "гореть" на расстоянии и резко выделяться на фоне поля или леса. Середина XIX века была временем расцвета упряжной езды в России. В 60-е годы XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными. Их роспись состояла из красных розанов и синих гроздей винограда, собранных в крупные цветовые контрастные сгустки, а также зеленых трав. Роспись оживлялась ритмичными белыми бликами. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые. Кроме прикладной цели - видеть тройку с дальнего расстояния, была еще цель эстетическая - радовать взор. В конце XIX века необъятные просторы нашей страны были стянуты воедино железной дорогой, а по улицам городов уже громыхают трамваи и первые автомобили. Ушли в небытие ямские станции и лихие почтовые тройки, но в городах еще остается частный конный извоз. В это время тяжелая дуга заменяется более тонкой, где было меньше места для резьбы и росписи. Появилась мода изображать золотые, серебряные и пестрые натуралистические букеты цветов вместе с травами и виноградом. Разноцветные краски и мелкий рисунок резали глаз своей пестротой. В конце концов дуги стали окрашивать в один цвет. Одноцветные дуги иногда перевивались цветными лентами [4]. Судя по росписи – яркие натуралистические букеты – наша дуга относится к концу XIX - началу XXвв.. Но исследовательский интерес заставил нас более четко ограничить время ее происхождения. Дело в том, что в XIX и даже начале XX вв. дуги чаще всего подписывались. Писали, как правило, имя владельца дуги, год ее изготовления, реже – имя мастера-дужника. К сожалению, на изучаемой дуге такой подписи не оказалось. Пришлось обратить более пристальное внимание на детали. В книге Прокопьева четко обозначено, что в конце XIX столетия дуги окрашивали в черный фон. Фон нашей дуги – темно-вишневый. Такую окраску дуг встречаем в каталоге шорных товаров Климова, период НЭПа (1921-1928 гг). Это было время, когда повсюду открывались ремесленные артели и вновь после Первой мировой и гражданской войны появился спрос на товары ремесленного производства. В стране с новой силой закипела жизнь, а в общественной жизни появилось новое понятие – нэпман. Нэпманы, не задумываясь, тратили деньги и любили красивые добротные вещи. Для одного из таких нэпманов, по всей видимости, и была сделана наша дуга. По темно-вишневому фону художник темперной краской написал шесть букетов. Цветы выписаны не так тонко и скрупулезно, как это делали до революции, уже сказывались новые, артельные традиции. Но и позднее данная дуга сделана быть не могла. Кроме росписи, дуга украшена чеканной згой (колечко на дуге, отсюда и поговорка – не видно не зги), концы ее (или припряг) окованы. Производство такой дуги было не только технологично (ее не могли сделать сельские кустари), но и дорогостояще. Уже в литературе 40-ых гг. XX века встречаем замечание о том, что из-за экономической целесообразности оковку дуг не делают. Таким образом, нам удалось выяснить, что изучаемая дуга была сделана не раньше 20-х, но не позже 40-х гг. XX века. Дуга – элемент, на тысячелетия определивший вид русской запряжки. Полуямская дуга использовалась как элемент полуямской упряжи. Термин «полуямская» означал, что дуга использовалась не только в традиционной ямской (троечной) запряжке, но и в одноконной или парной. Дуга играла не только утилитарную роль амортизатора, но и культурную. На дуге находило свое воплощение искусство художника, резчика, кузнеца. Сыромятным кожаным ремнем к средней части дуги привязывался колокольчик, защищавший своим мелодичным звоном от злых духов и нечистой силы. Своими колокольцами, кстати, славился не только Валдай, но и село Пурех Нижегородской губернии. Ушли те времена, когда на бескрайних дорогах Руси проносились мимо одинокого путника лихие рысаки, запряженные в традиционную упряжь. Но история дуги, а вместе с ней и русской упряжи, на этом не заканчивается. Сегодня полуямская дуга из коллекции В.Л. Сборнова обрела вторую жизнь. Она выставлялась в Музее коневодства МСХА, побывала на выставках в Раменском и Нижегородском ипподромах, в 2001 г. посетила Венсентский ипподром в Париже. Дуга востребована как реквизит в кино и как образец для современных мастеров. А во время городских праздников и гуляний, проводящихся в Н. Новгороде, она, как встарь, своей красотой и убранством тешит взор честного народа…

Литература 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : [В 4 т.] [Репр. изд.]. М.: Изд. центр "Терра", 1995. 2. Кустарные промыслы Нижегородской губернии [Сост. М.А. Плотниковым].Н. Новгород: Издание Нижегородского губернского земства, 1894. 3. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький: ОГИЗ, 1939. 4. Ганулич А.К. «Слышен звон бубенцов издалёка…» -М.: Сов. Россия,1990.

Автор статьи Мартяхина Алёна

raiter.flyboard.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта