Белгород выбрать город
Выберите город

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс. Дудко повел лошадь к реке


Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные поряд

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу. «В 1326 году тверской князь (1 – имя) получил (2 – термин) на великое княжение (3 – название княжества). Но уже через год произошло событие, кардинально изменившее соотношение сил в борьбе за великокняжеский престол – в Твери вспыхнуло восстание. В Тверь приехал ханский посол по имени (4), как его называют наши летописи, двоюродный брат хана. Посольство заняло княжеский дворец и, согласно летописям, чинило всяческие беззакония. 15 августа рано утром некий дьякон по прозвищу Дудко повёл лошадь к (5 – река), чтобы напоить её. Случившиеся на его пути татары, завидев «кобылицу младу и зело тучну», без лишних слов отняли лошадь. Дьякон стал вопить: «Люди тверские, не выдайте!» Между тверичами и татарами началась драка. Схватка переросла в побоище. Загудели тревожно городские колокола. Толпы народа собрались на (6 – орган самоуправления), где было решено всем городом выступить против ордынцев. Вооружившись чем попало, тверичи кинулись на врагов. Весь посольский отряд был уничтожен. Узнав о случившемся, хан (7 – имя) послал на Тверь крупное войско. Призванный в (8 – государство), московский князь (9 – имя) шёл вместе с ним. Тверское княжество подверглось сильному разорению. Тверской князь бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в соседний (10 – город). По вопросу о великом княжении хан принял неординарное решение: оно было поделено между двумя князьями: московским и суздальским».

Ответы:

1 Александр Михайлович  2. ярлык  3. Владимирское 4  Шевкал 5 Волга 6. 7.  Узбек 8. 9. Федорчук 10. Тверь

cwetochki.ru

2. Основные направления деятельности.

1. Поддержание хороших отношений с Ордой.

В 1327 году произошло восстание в Твери. Ордынцы Чолхана, разместившиеся в городе, всячески оскорбляли и притесняли тверичей. Прелюдией к восстанию горожан против татар стал следующий случай. 15 августа рано утром дьякон по прозвищу Дудко повёл лошадь к реке, чтобы напоить её. Встретившиеся по пути ордынцы без лишних слов отняли у священника лошадь. Дьякон стал кричать: «Люди тверские! Не выдайте!» Между горожанами и татарами началась драка, зазвенели колокола в церквях. Собравшееся городское вече решило всем городом выступить против ордынцев. Народное возмущение возглавили братья Борисовичи: тверской тысяцкий и его брат. Весь конный отряд Чолхана был истреблён. Спастись удалось только татарским пастухам, сторожившим табуны в окрестностях города. Они успели бежать в Москву, а оттуда в Орду.

Тверское восстание в 1327 году стало одним из первых выступлений против золотоордынского гнёта на Руси. Убийство ханского посла ордынцы считали тягчайшим преступлением, а совершившие его подлежали полному истреблению. В Орде стали готовиться к большому карательному походу на Тверь, а может и на всю Северо-Западную Русь.

В том же 1327 году в Сарай по приказу хана явились русские князья. Хан приказал собрать конное войско численностью около 50 тысяч всадников. Во главе стояли пять «темников великих». Летопись донесла до нас имена трёх из них – «Федорчюк, Туралык, Сюга». По имени первого из них летописцы и назвали этот поход Орды Федорчюковой ратью.

Хан повелел идти на Тверь войной и дружинам русских князей – московскому, суздальским и другим. Уклонение от расправы над мятежниками ордынцы могли расценить только как измену их великому хану. Карательное войско двинулось в поход зимой, по замёрзшему руслу Волги, что позволяло Ивану Даниловичу и князьям Суздальской земли уберечь свои владения от опустошительных действий ордынской конницы.

В Сарае понимали, что Русь могла платить огромную дань только в условиях относительного покоя и порядка. Летом 1328 года русских князей вызывали в Орду. Хан Узбек разделил великое княжение: Ивану Калите отдавалась Костромская земля и половина ростовского княжества. Суздальскому князю Александру Васильевичу, тоже принимавшему участие в походе на Тверь, достались Владимир и Нижний Новгород. На Тверское княжение ярлык получает Константин Михайлович, а его брат – на Кашинский удел.

Самой большой победой Ивана Даниловича при разделении великого княжения стало то, что хан оставил за ним богатый Новгород, где уже сидели московские посадники. Новгородцы, приславшие послов в Орду, сами просили за московского князя. В том же 1328 году хан Узбек передал под управление Москвы ещё три огромных территории с городами Галич, Белоозеро и Углич.

Разделение великого княжества на Руси просуществовало на Руси всего три года. После кончины суздальского князя хан Узбек передал его долю в руки Ивана Калиты, исправно платившего дань Орде. Случилось это важное в истории Москвы событие в 1331 году. Теперь величие Твери безвозвратно ушло в прошлое.

Получив главенство среди многочисленных русских князей, Иван Данилович важнейшей своей государственной заботой назвал мир. Он хотел дать Руси покой, обеспечив созидательный труд горожан и селян, прекратить приходы ордынских «ратей». Для того времени трудно даже представить, сколь сложной виделась эта задача.

Летописец, сообщая о получении великого княжения Иваном Калитой, писал: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и пересташа погани воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земле».

Русь с 1328 до 1368 года получила передышку от ордынских нашествий на 40 лет! Передышка эта стала возможной только потому, что Иван Калита и его сыновья-наследники – Семён Гордый и Иван Красный сумели обеспечить полную и своевременную выплату дани с русских земель. Хан Узбек, правивший 28 лет, и сменивший его Джанибек были удовлетворены этим и не мешали усилению московского князя.

Сбор дани в ханскую казну никем не контролировался. Ханских чиновников интересовала только установленная сумма дани. О том, сколько московский князь имел от сбора дани, история умалчивает. Не случайно историки будущего назовут Ивана Даниловича «денежным мешком». Он всегда носил с собою мешок или калиту, наполненную деньгами для бедных: от чего и прозван Калитою.

В конце 1331 года русские князья съехались в Сарай. Многие хотели получить ярлыки на освободившиеся «столы». Но хан рассудил иначе: всё великое княжение и Сретенская половина Ростовского княжества передавались в руки одного удельного князя – Ивана Даниловича Калиты. Это был большой политический успех московского правителя.

Решение хана Золотой Орды о передаче всего великого княжества Ивану Калите имело для Руси одно тяжелое последствие – вскоре хан объявил о решении увеличить размеры «выхода» с русских земель. Московский князь, посоветовавшись с другими князьями, решил основную тяжесть новых выплат возложить на вольный город Новгород с его богатым купечеством и приобретёнными новыми землями по рекам Вычегде, Печоре и верховьям Камы. Новгородские бояре, в свою очередь, решили возложить новую подать на Новоторжскую волость с городом Торжком. Иван Калита потребовал ещё и уплаты новой, прежде не существовавшей дани – «закамского серебра». Ряд исследователей считают, что таким образом он решил пополнить собственную казну, что чуть было не привело к кровопролитию. Переговоры с Новгородом не принесли результатов. В итоге, как полагают исследователи, Ивану Калите пришлось уплатить Орде за недособранную дань из собственного кармана. Осенью 1335 года отношения Новгорода и Москвы заметно потеплели. Предположительно, Новгород всё-таки выплатил Ивану Калите «закамское серебро».

Заметно охладевший к Ивану Даниловичу хан Узбек «пожаловал» опального тверского князя Александра и позволил ему вернуться в «отчину» - тверскую землю. Вернувшийся Александр Тверской стал готовиться к новой войне с Московским княжеством. Иван Данилович понимал, чем грозит для Русской земли новая княжеская междоусобица, и он решил перенести свой спор на суд Орды. Для этого требовалось найти обвинения против тверского князя.

Московские лазутчики отыскали в Вильно и в Риге немало озлобленных на Александра Тверского кредиторов, которые уже отчаялись получить с него немалые долги. Калита обещал им погасить долги своего врага в обмен на устные или письменные обвинения злостного должника перед ханом Узбеком. Самым тяжким обвинением была тайная связь Твери с Литвой, отношения которой с Золотой Ордой всё ухудшались. В итоге ордынский «царь» Узбек «оскорбился до зела», как отметил летописец. Прибывший в Сарай великий князь Иван Данилович сумел убедить хана оставить главенство в Северо-Восточной Руси за Москвой, а не за Тверью.

В 1339 году, прощаясь с Иваном Калитой, хан Узбек подарил ему на память шапку-тюбетейку, сделанную из искусно спаянных золотых проволочек. Пройдёт время, и московские ювелиры, слегка переделав ханский подарок, превратят его в историческую достопримечательность – «шапку Мономаха». Она стала на века символом московской государственности, драгоценной реликвией России.

Вызванный в сарай на ханский суд князь Александр Тверской и его сын Фёдор были убиты. Такого ещё не было в княжеских родах, чтобы сразу три поколения – дед, отец и сын – стали жертвами ханских палачей. Насильственная смерть оклеветанного Александра и его сына Фёдора стала в истории несмываемым пятном на репутации такой великой государственной личности, какой действительно был князь Иван Данилович Калита. После победы над тверичами Иван приказал снять колокол тверского Спасского собора и отправить его в Москву. По понятиям того времени это было очень чувствительное унижение, недвусмысленно свидетельствующее о том, что в соперничестве двух городов Москва получила полное торжество над своим противником.

Будучи в Орде, московский князь испросил разрешения у хана вновь после пожара отстроить Московский Кремль из вековых дубовых брёвен. Эти стены простоят до тех пор, пока внук Ивана Калиты Дмитрий Донской не построит новый Кремль, белокаменный.

studfiles.net

Школьный этап Москва 7 класс 2015 16

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г.ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП7 класс

Уважаемый участник!При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённуюработу, которую лучше организовать следующим образом:‒ внимательно прочитайте задание;‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационнуюзадачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен бытькратким) и его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чёткои разборчиво.‒ при ответе на тесты определите верный ответ, обведите кружком цифру(цифры), соответствующую выбранному Вами ответу.За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.Сумма набранных баллов за все решённые вопросы в двух форматах –итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 100.Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членамжюри.Желаем успеха!

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1.

Прочитайте отрывок из труда арабского географа Ибн Русте. Определите,к какому хронологическому периоду относится данное описание.«Булгар граничит с страной Буртас. Живут Булгаре на берегах реки, котораявпадает в Хазарское море и прозывается Итиль, протекая между странамиХазар и Славян. Царь Булгар, Альмуш по имени, исповедует ислам».1)2)3)4)

III‒IV вв.V‒VII вв.IX‒X вв.XII‒XIII вв.

2.

Прочитайте отрывок из работы современного историка. Укажите имякнязя, пропущенное в тексте.«По немецким хроникам, в этой битве погибло 20 рыцарей (речь идёто полноправных членах ордена, которых было всего 150 человек) и болееполутысячи рядовых ратников. Немало было пленных. Успех новгородцевнадолго умерил наступательный порыв рыцарей. Курши и жемайты воссталипротив ордена, успешно продолжил войну с ним литовский князь_______________».1)2)3)4)

ЯгайлоОльгердВитовтМиндовг

3.

Прочитайте отрывок из произведения древнерусской литературы иукажите его название.«Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть.И говорит чернец Ослябя своему брату Пересвету-чернецу: «Брат Пересвет,вижу на теле твоём раны тяжкие, уже катиться, брат, твоей голове с плеч натраву ковыль, и моему сыну Якову лежать на зелёной ковыль-траве…»1)2)3)4)

«Слово о полку Игореве»«Задонщина»«Моление» Даниила Заточника«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Ответ:1

2

3

2

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.Ответы внесите в таблицу.

4.

Какие из представленных ниже племён относятся к финно-угорскойгруппе?1) меря2) ятвяги3) весь4) мордва5) вятичи6) жмудь

5.

Какие из представленных ниже категорий населения, перечисленныхв «Русской правде», относятся к зависимым?1) закуп2) рядович3) огнищанин4) холоп5) волхв6) дружинник

6.

Через какие из представленных ниже городов проходил путь «из варягв греки»?1) Новгород2) Псков3) Переяславль4) Старая Ладога5) Великие Луки6) ЛюбечОтвет:4

5

6

3

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

7.

В приведённом ниже перечне представлены события древнерусскойистории. Сгруппируйте данные события, назвав год и записав номерапроизошедших в этот год событий в таблицу.1) захват Киева Батыем2) солнечное затмение, описанное в знаменитом литературномпроизведении3) восшествие Владимира Мономаха на великокняжеский престол4) разрушение Десятинной церкви5) восстание посадского населения в Киеве6) битва на реке Каяле7) смерть Святополка Изяславовича8) вхождение Волжской Булгарии в состав Золотой Орды9) поход князя Игоря на половцевОтвет:ГодСобытие

8.

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в рядуэлементы? Дайте максимально точный ответ.

8.1. 907 г., 911 г., 944 г., 971 г.8.2. Ногата, Гривна, Векша, КунаОтвет:8.1._____________________________________________________________________________________________________________________________________8.2._____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленныеэлементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов являетсялишним по данному основанию.9.1. 972‒980 гг., 1015‒1019 гг., 1073‒1076 гг., 1125‒1132 гг.9.2. 1016 г., 1380 г., 1497 г., 1550 г.Ответ:9.1._____________________________________________________________________________________________________________________________________9.2._____________________________________________________________________________________________________________________________________4

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

10.А)Б)В)Г)Д)Е)

Расположите в хронологической последовательности:

битва на реке Ситиначало первого крестового походапервое летописное упоминание о Москвестроительство Софийского Собора в КиевеЛюбечский съездподписание «Великой Хартии вольностей»

Ответ:

11.

Расположите в хронологической последовательности историческиесобытия. Запишите буквы, которыми обозначены исторические события,в правильной последовательности в таблицу.А)Б)В)Г)Д)Е)

Куликовская битваФлорентийская унияокончание Столетней войны«Стояние» на реке Угреначало междоусобной войны в Московском княжествестроительство церкви Вознесения в Коломенском

Ответ:

12.

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты,обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковыхномерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимыевставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую нижетаблицу.«В 1326 году тверской князь (1 – имя) получил (2 – термин) на великоекняжение (3 – название княжества). Но уже через год произошло событие,кардинально изменившее соотношение сил в борьбе за великокняжескийпрестол – в Твери вспыхнуло восстание.В Тверь приехал ханский посол по имени (4), как его называют наши летописи,двоюродный брат хана. Посольство заняло княжеский дворец и, согласнолетописям, чинило всяческие беззакония. 15 августа рано утром некий дьяконпо прозвищу Дудко повёл лошадь к (5 – река), чтобы напоить её. Случившиесяна его пути татары, завидев «кобылицу младу и зело тучну», без лишних словотняли лошадь. Дьякон стал вопить: «Люди тверские, не выдайте!» Между5

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

тверичами и татарами началась драка. Схватка переросла в побоище. Загуделитревожно городские колокола. Толпы народа собрались на (6 – органсамоуправления), где было решено всем городом выступить против ордынцев.Вооружившись чем попало, тверичи кинулись на врагов. Весь посольскийотряд был уничтожен.Узнав о случившемся, хан (7 – имя) послал на Тверь крупное войско.Призванный в (8 – государство), московский князь (9 – имя) шёл вместе с ним.Тверское княжество подверглось сильному разорению. Тверской князь бежалв Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправилсяв соседний (10 – город). По вопросу о великом княжении хан принялнеординарное решение: оно было поделено между двумя князьями: московскими суздальским».Ответ:1.2.3.4.5.

6.7.8.9.10.

13.

Перед Вами четыре пронумерованных изображения и схема.Изображённые на иллюстрациях исторические личности связаны с событиями,отражёнными на схеме. Внимательно рассмотрите предложенные изображенияи схему и выполните задания.1.

2.

6

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

3.

4.

7

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

1.

1.1. Назовите битву, которая произошла в месте, обозначенном на схемеспециальным значком.1.2. Напишите год, когда произошла эта битва.

Ответ:1.1. _________________________________________________________________1.2. _________________________________________________________________2.

Определите деятелей, изображённых на иллюстрациях.

Ответ:1. __________________________________________________________________2. __________________________________________________________________3. __________________________________________________________________4. __________________________________________________________________3.Назовите имя князя, при котором город, обозначенный на схеме цифрой 2,вошёл в состав Московского княжества.Ответ:____________________________________________________________________4.Назовите, кто возглавлял войска, движение которых обозначено на схемецифрой 4.Ответ:____________________________________________________________________5.Назовите европейский город, пехотинцы которого принимали участиев битве в составе войска, движение которого обозначено на схеме цифрой 3.Ответ:____________________________________________________________________6.Назовите любое внутриполитическое мероприятие, проведённоев русском княжестве в годы правления деятеля, осуществлявшего общеекомандование войсками, обозначенными на схеме цифрой 1.Ответ:____________________________________________________________________

8

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

14.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующихо двух известных исторических событиях. Определите, о каких событиях идётв них речь. Укажите год (годы), когда произошло каждое из событий, иконфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанномВами конфликте. Ответ внесите в таблицу.1.A. Как теснил германский меч славянствоИ в лесные топи загонял,Только где на свете постоянство?И возвратный покатился вал ‒Яростно, неодолимо, быстро,Всё сметая на своём пути.И тогда был дан совет магистру:«Чтобы выжить, надо отойти»«Отступить? Уйти? Оставить поле,На котором столько полегло?..»Никого магистр не поневолит,Он на поле всем смертям назло!Устремился он в стремнину битвы,И, проткнутый сулицей не раз,Не успел с последнею молитвойВ свой последний ‒ непобедный ‒ час.Он лежал, как дуб, уже без корня.Словно бы метелью замело:Белый плащ и доблести, и скорбиПокрывал и руки, и чело.Б. «Великий магистр, придя к заключению, что уже все силы союзниковвступили в бой, решил нанести решающий удар. Убеждённый, что силыпротивника исчерпаны, магистр с главными сановниками Ордена встал во главеидущих в бой рыцарей. Бой продолжался уже шесть часов, наступалпереломный момент сражения. Атака крестоносцев была снова направлена нато место, где, по мнению крестоносцев, находился король. Но в этот самыймомент Ягайло и Витовт ввели в бой свои резервы: поляки с одной стороныи литовцы ‒ с другой ударили на войско магистра. И в этой решающей схваткеотборные силы Ордена, «окружённые отовсюду, были поверженыи раздавлены, почти все воины, сражавшиеся под шестнадцатью знаменами,были перебиты или взяты в плен». Погибли магистр и ряд других сановниковОрдена. Войска крестоносцев стали отходить с поля битвы, часть Орденскоговойска обратилась в паническое бегство».

9

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г.Школьный этап. 7 класс

2.A. «На следующий год, после того, как была сожжена Москва, опять пришёлкрымский царь полонить Русскую землю. Города и уезды Русской земли ‒ всеуже были расписаны и разделены между мурзами, бывшими при крымскомцаре; было определено ‒ какой, кто должен держать. При крымском царе былонесколько знатных турок, которые должны были наблюдать за этим: они былипосланы турецким султаном по желанию крымского царя. Крымский царьпохвалялся перед турецким султаном, что он возьмёт всю Русскую землюв течение года, великого князя пленником уведёт в Крым и своими мурзамизаймёт Русскую землю».Б. «О, судеб твоих, владыко, и милости твоея, царю небесный! Како сильниипадоша, а немощнии препоясашаяся силою, не до конца на ны прогневался, ноизбави нас от агарянского насилия. В первый приход оскорби, ныне жеобрадова! Бояре же и воеводы и всё христолюбивое воинство радостнымигласы восклицающе: “Десница твоя, господи, прославися в крепости, деснаятирука, господи, сокруши враги и истерлеси, супостаты”. И сию преславнуюпобеду возвестили государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеяРусии».Ответ:Группа

Событие

Год

Стороны

Победитель

1

10

www.freedocs.xyz

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Биохимия
  4. Генетика
advertisement advertisement
Related documents
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс
Время выполнения - 3 астрономических часа (180 минут)
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс
окружающий мир (с ответами)
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 2014–2015 ГОД
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2014–015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7–8 КЛАСС

studydoc.ru

Николай Борисов - Иван Калита

Как выглядел Успенский собор 1327 года снаружи и внутри – можно только догадываться. Он был разобран по указу Ивана III, и на его месте Аристотель Фиораванти в 1475 – 1479 годах построил тот храм, который и поныне украшает кремлевский холм. По мнению Н. Н. Воронина, собор Калиты был небольшим, но стройным и нарядным четырехстолгшым одноглавым храмом. Он повторял архитектурные формы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1231 – 1234) – последнего каменного храма в Северо-Восточной Руси, построенного до Батыева нашествия (66, 152).

Однако последующие археологические работы в московском Кремле дали основание для совершенно иной реконструкции. По мнению новейших исследователей, "Успенский собор Ивана Калиты (1326) вовсе не был своего рода копией Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, а представлял весьма внушительное сооружение. Его подкупольные столбы имели в сечении примерно 240x240 см. Эта величина может показаться невероятной, но почти такими же мощными (233x233 см) были столбы другого собора Ивана Калиты – Архангельского. Иначе говоря, оба собора мало чем уступали по размерам современному Архангельскому собору, построенному Алевизом в 1508 году. Дмитровская же церковь конца XIII века, наоборот, была почти копией небольшого собора в Юрьеве-Польском. Сечение ее подкупольного столба составляет 136x136 см." (59, 149).

О внутреннем убранстве Успенского собора 1326 – 1327 годов также можно лишь строить предположения. В одном из списков Жития митрополита Петра сообщается, что князь Иван Данилович украсил храм "святыми иконами, а святитель святыми книгами" (120, 19). Стенописи собора были выполнены греческими мастерами митрополита Феогноста уже после кончины Калиты, в 1344 году.

Убранство Успенского собора Ивана Калиты предопределило убранство Успенского собора 1475 – 1479 годов. Преемственность образов, идей и настроений была в высшей степени характерна для московской княжеской династии. Отличительной чертой собора Ивана III стала необычайно обширная галерея образов основателей христианского монашества (на каменной алтарной преграде, в нижнем ярусе иконостаса). Первоначально она состояла из 26 фигур, ныне можно насчитать лишь 23. По мнению некоторых исследователей, появление этой галереи связано с идейной борьбой в эпоху Ивана III. Однако именно в эпоху Калиты возрождение монашества представлялось важнейшей общенациональной задачей: только праведники могли спасти Русь от гнева Божьего, от "вавилонского плена". Тема прославления отцов монашества с особой силой прозвучала уже в убранстве Успенского собора Ивана Калиты. Отсюда она перешла в иконостасы и стенописи московских и подмосковных монастырских храмов конца XIV – начала XV века. В росписях второго Успенского собора она возродилась прежде всего как дань уважения древней московской традиции, у истоков которой стоял Иван Калита.

К первому Успенскому собору, несомненно, восходят и композиции "Три отрока в пещи огненной", "Семь спящих отроков эфесских", "Сорок мучеников севастийских", изображенные в стенописях восточной части второго Успенского собора.

Падение Твери

И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, – этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.

Иеремия, 27, 8

В то время как в Москве готовились к торжественному освящению нового Успенского собора, в Твери назревали события совсем иного рода. Их общий ход можно восстановить путем внимательного изучения весьма противоречивых сообщений различных летописей.

Отряд под началом ханского племянника Чолхана разместился прямо в городе. Сам Чолхан со свитой поселился в княжеском дворце. Татары всячески оскорбляли и притесняли горожан. Терпение тверичей иссякло. Достаточно было искры, чтобы в городе полыхнул мятеж.

Как это часто случается в истории, великие события начались с мелких, незначительных происшествий, которые, непостижимым образом цепляясь друг за друга, превращались в грозную лавину. 15 августа рано утром, когда еще только собирался праздничный торг Успеньева дня, некий дьякон по прозвищу Дудко повел лошадь к Волге, чтобы напоить ее. Случившиеся на его пути татары, завидев "кобылицу младу и зело тучну", без лишних слов отняли лошадь. Дьякон стал вопить: "Люди тверские, не выдайте!" Между тверичами и татарами началась драка. Степняки схватились за сабли. Схватка переросла в побоище. Загудели тревожно городские колокола. Толпы народа собрались на вече. Предводителями здесь были братья Борисовичи: тверской тысяцкий и его брат. На вече было решено всем городом выступить против татар. Вооружившись чем попало, тверичи кинулись на врагов. Весь отряд Чолхана был уничтожен. Последние его бойцы укрылись в княжеском дворце, но были сожжены вместе с ним. Татарские пастухи, сторожившие свои табуны в окрестностях города, успели бежать в Москву, а оттуда в Орду.

Узнав о тверском мятеже, хан велел собирать большое войско для карательной экспедиции. К участию в походе на Тверь он решил привлечь и сильнейших русских князей, которые срочно прибыли в ханскую ставку.

Источники по-разному описывают эти события, украшая их множеством дополнений баснословного характера. Один из наиболее интересных рассказов содержится в Никоновской летописи. Несмотря на его фольклорную окраску, он вполне реалистичен и словно обжигает жарким дыханием обезумевшей, жаждущей крови толпы. Очень точно схвачены характерные подробности мятежа: длившаяся целый день резня на узких улочках Твери; отчаянное сопротивление обреченных татар; убийства мирных ордынских купцов и разграбление их имущества; дикая стихия огня, опьяняющая взбунтовавшийся народ...

"Прииде во Тверь посол силен зело царевич Щелкан Дюденевич изо Орды, от царя Азбяка; бе же сей братаничь царю Азбяку, хотя князей тверских избити, а сам сести на княжении во Твери, а своих князей татарских хотя посажати по руским градом, а христиан хотяше привести в татарскую веру. И мало дней пребывшу ему во Твери много зла сотво-рися от него христианом; и приспевшу дню тръжествену, а ему хотящу своя творити в собрании людей; уведев же сиа князь велики Александр Михайлович, внук Ярославль, и созва тверичь, и вооружився поиде на него; а Щелкан Дюденевич с татары противу его изыде, и съступишася обои въсходящу солнцу, и бишася весь день, и едва к вечеру одоле Александр, и побежа Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь княже Михайлов, отца Александрова, и ту згоре Щелкан и с прочими татары. А гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дю-деневичем пришли, аще и не бишася, но всех их изсекоша, а иных изстопиша, а иных в костры дров складше сожгоша.

Слышав же сиа царь Азбяк Ординский, и разгореся ярос-тию велиею зело, и во мнозе скорби и печали бысть о братаниче своем Щелкане, и рыкаше аки лев на тверских князей, хотя всех потребити, и прочее всю землю Русскую пленити, и посла на Русь по князя Ивана Даниловича Мос-ковьскаго" (22, 194).

Был ли князь Александр Тверской предводителем мятежа, как говорят одни летописи, или же он, напротив, успокаивал людей, отговаривал их от мятежа, как сообщают другие? Вероятно, наибольшего доверия заслуживает ранняя версия рассказа, содержащаяся в Рогожском летописце. Согласно ей, князь Александр "видя озлобление людии своих и не могы их оборонити, трьпети им веляше" (23, 43). Однако, когда, несмотря на уговоры князя, горожане все же восстали, он не смог остаться в стороне. Вероятно, именно он впустил ордынцев, преследуемых разъяренной толпой, в ворота княжеского дворца, а затем, уступив требованиям мятежников, позволил поджечь его.

Тверские книжники, отражая взгляды своих князей и общее настроение тверичей, уже в начале XIV века называли татар "безбожными" и "беззаконными" (86, 16). Эти эпитеты говорили о многом. Их можно было использовать, только отвергнув первоначальную идею о том, что татары приведены Богом и служат "божьим батогом". Несомненно, тверские философы нашли какое-то иное истолкование ордынского господства, допускавшее и предполагавшее возможность борьбы с ним. Между тем москвичи до времен Дмитрия Донского прочно держались за старую идею Серапиона Владимирского ("приимем покаянье от сердца, да Бог оставит гнев свой"), которая позволяла им оправдывать и свое верно-подданничество по отношению к "поганой" Орде и свою борьбу с мятежными тверскими князьями.

В то время как тверские книжники изображали своих князей горячими патриотами, благородными рыцарями и мучениками за веру, – московские, напротив, видели в них безумных богоборцев, которые своими безрассудными действиями навлекли на себя и свою землю гнев Божий. Однако со временем сама Москва встала на путь Твери: путь мятежа и неповиновения. В конце концов иго чужеземцев было свергнуто, а Тверь завоевана Иваном III и включена в состав Московского государства. Все эти перемены изменяли и отношение московских книжников к тверскому мятежу 1327 года. Редактируя старые летописи при составлении новых сводов, они изымали те факты, оценки и суждения, которые казались им неуместными, и прибавляли свои собственные комментарии, соответствовавшие взглядам их времени. Менялось со временем и отношение тверских летописцев к деяниям их прежних князей.

profilib.org

Задания школьного этапа олимпиады по истории (7 класс)

Олимпиадные задания по истории

7 класс

2017 – 2018 учебный год

Задание № 1 Верно ли?

  1. Василий III развелся с Еленой Глинской, так она не смогла родить ему наследника.

  2. Смерды в Древней Руси могли дослужиться до фельдмаршала.

  3. Стояние на Угре завершилось полным разгромом русского войска.

  4. Сергий Радонежский дал в помощь Дмитрию Донскому двух богатырей: Пересвета и Челубея.

  5. Первым русским царем был Михали Романов.

  6. В XVI веке русский флот не потерпел ни одного поражения.

  7. «Соборное уложение» - первый свод законов на Руси

(За каждый правильный ответ 1 балл)

Задание №2 О каких событиях идет речь и когда они произошли?

  1. Для вас – века, для нас – единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы.

Автор: А. Блок

  1. По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

Автор: К. Симонов

  1. Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам.

Автор: К.Рылеев

  1. Пускай у русских меньше сил,

Но страх Коловрат не знает,

Уже свой меч он затупил,

Он меч монгольский поднимает.

Автор: Н.Кончаловская

(За каждый правильный ответ – 2 балла)

Задание №3

Определите значение понятий.

  1. Патриарх

  2. Боярская Дума

  3. Земский собор

  4. Регентство.

  5. Заповедные лета.

(За каждый правильный ответ 1 балл)

Задание № 4

Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации.

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

Задание №5

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами.

«В 1326 году тверской князь (1 – имя) получил (2 – термин) на великое княжение (3 – название княжества). Но уже через год произошло событие, кардинально изменившее соотношение сил в борьбе за великокняжеский престол – в Твери вспыхнуло восстание. В Тверь приехал ханский посол по имени (4), как его называют наши летописи, двоюродный брат хана. Посольство заняло княжеский дворец и, согласно летописям, чинило всяческие беззакония. 15 августа рано утром некий дьякон по прозвищу Дудко повёл лошадь к (5 – река), чтобы напоить её. Случившиеся на его пути татары, завидев «кобылицу младу и зело тучну», без лишних слов отняли лошадь. Дьякон стал вопить: «Люди тверские, не выдайте!» Между тверичами и татарами началась драка. Схватка переросла в побоище. Загудели тревожно городские колокола. Толпы народа собрались на (6 – орган самоуправления), где было решено всем городом выступить против ордынцев. Вооружившись чем попало, тверичи кинулись на врагов. Весь посольский отряд был уничтожен. Узнав о случившемся, хан (7 – имя) послал на Тверь крупное войско. Призванный в (8 – государство), московский князь (9 – имя) шёл вместе с ним. Тверское княжество подверглось сильному разорению. Тверской князь бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в соседний (10 – город). По вопросу о великом княжении хан принял неординарное решение: оно было поделено между двумя князьями: московским и суздальским».

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

Задание №6

Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России.

  • назовите описываемое событие;

  • скажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;

  • назовите не менее двух участников события;

  • опишите произошедшее событие;

  • объясните, в чём его значение для истории русского государства

(за полный ответ по критериям – 10 баллов)

Критерии оценивания олимпиадных заданий. 7 класс

ОТВЕТЫ:

Задание №1

Все ответы неверные!

Задание №2

  1. Речь идет о том, что после завоевания Руси у монголов не осталось сил для успешного похода в Центральную Европу. 1240 – 1241 гг.

  2. Это победа князя Александра Невского на Чудском озере. Битва вошла в историю как Ледовое побоище. 1242 г.

  3. Речь идет о походе князя Олега на Царьград-Константинополь. 907 г.

  4. Речь идет о набеге рязанского боярина Евпатия Коловрата на войско Батыя. 1237 г.

Задание №3

  1. Патриарх – глава православной независимой церкви.

  2. Боярская дума – высший совещательный орган при государе.

  3. Земский собор – собрание представителей всех сословий.

  4. Регентство – временное осуществление полномочий главы государства при малолетстве наследника престола.

  5. Заповедные лета – годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день.

Задание №4

Событие – Ледовое побоище (1242 г)

Иллюстрация – №2

Задание №5

1 – Александр Михайлович 6 – вече

2 – ярлык 7 – Узбек

3 – Владимирское 8 – Золотую Орду

4 – Щелкан/Чолхан 9 – Иван

5 – Волга (Тверца) 10 – Псков

Задание № 6

Учитель оценивает полноту раскрытия каждого критерия, обращая внимание на связность материала и отсутствие фактических ошибок

infourok.ru

Падение Твери. Иван Калита

Падение Твери

И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, – этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.

Иеремия, 27, 8

В то время как в Москве готовились к торжественному освящению нового Успенского собора, в Твери назревали события совсем иного рода. Их общий ход можно восстановить путем внимательного изучения весьма противоречивых сообщений различных летописей.

Отряд под началом ханского племянника Чолхана разместился прямо в городе. Сам Чолхан со свитой поселился в княжеском дворце. Татары всячески оскорбляли и притесняли горожан. Терпение тверичей иссякло. Достаточно было искры, чтобы в городе полыхнул мятеж.

Как это часто случается в истории, великие события начались с мелких, незначительных происшествий, которые, непостижимым образом цепляясь друг за друга, превращались в грозную лавину. 15 августа рано утром, когда еще только собирался праздничный торг Успеньева дня, некий дьякон по прозвищу Дудко повел лошадь к Волге, чтобы напоить ее. Случившиеся на его пути татары, завидев «кобылицу младу и зело тучну», без лишних слов отняли лошадь. Дьякон стал вопить: «Люди тверские, не выдайте!» Между тверичами и татарами началась драка. Степняки схватились за сабли. Схватка переросла в побоище. Загудели тревожно городские колокола. Толпы народа собрались на вече. Предводителями здесь были братья Борисовичи: тверской тысяцкий и его брат. На вече было решено всем городом выступить против татар. Вооружившись чем попало, тверичи кинулись на врагов. Весь отряд Чолхана был уничтожен. Последние его бойцы укрылись в княжеском дворце, но были сожжены вместе с ним. Татарские пастухи, сторожившие свои табуны в окрестностях города, успели бежать в Москву, а оттуда в Орду.

Узнав о тверском мятеже, хан велел собирать большое войско для карательной экспедиции. К участию в походе на Тверь он решил привлечь и сильнейших русских князей, которые срочно прибыли в ханскую ставку.

Источники по-разному описывают эти события, украшая их множеством дополнений баснословного характера. Один из наиболее интересных рассказов содержится в Никоновской летописи. Несмотря на его фольклорную окраску, он вполне реалистичен и словно обжигает жарким дыханием обезумевшей, жаждущей крови толпы. Очень точно схвачены характерные подробности мятежа: длившаяся целый день резня на узких улочках Твери; отчаянное сопротивление обреченных татар; убийства мирных ордынских купцов и разграбление их имущества; дикая стихия огня, опьяняющая взбунтовавшийся народ...

«Прииде во Тверь посол силен зело царевич Щелкан Дюденевич изо Орды, от царя Азбяка; бе же сей братаничь царю Азбяку, хотя князей тверских избити, а сам сести на княжении во Твери, а своих князей татарских хотя посажати по руским градом, а христиан хотяше привести в татарскую веру. И мало дней пребывшу ему во Твери много зла сотво-рися от него христианом; и приспевшу дню тръжествену, а ему хотящу своя творити в собрании людей; уведев же сиа князь велики Александр Михайлович, внук Ярославль, и созва тверичь, и вооружився поиде на него; а Щелкан Дюденевич с татары противу его изыде, и съступишася обои въсходящу солнцу, и бишася весь день, и едва к вечеру одоле Александр, и побежа Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь княже Михайлов, отца Александрова, и ту згоре Щелкан и с прочими татары. А гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дю-деневичем пришли, аще и не бишася, но всех их изсекоша, а иных изстопиша, а иных в костры дров складше сожгоша.

Слышав же сиа царь Азбяк Ординский, и разгореся ярос-тию велиею зело, и во мнозе скорби и печали бысть о братаниче своем Щелкане, и рыкаше аки лев на тверских князей, хотя всех потребити, и прочее всю землю Русскую пленити, и посла на Русь по князя Ивана Даниловича Мос-ковьскаго» (22, 194).

Был ли князь Александр Тверской предводителем мятежа, как говорят одни летописи, или же он, напротив, успокаивал людей, отговаривал их от мятежа, как сообщают другие? Вероятно, наибольшего доверия заслуживает ранняя версия рассказа, содержащаяся в Рогожском летописце. Согласно ей, князь Александр «видя озлобление людии своих и не могы их оборонити, трьпети им веляше» (23, 43). Однако, когда, несмотря на уговоры князя, горожане все же восстали, он не смог остаться в стороне. Вероятно, именно он впустил ордынцев, преследуемых разъяренной толпой, в ворота княжеского дворца, а затем, уступив требованиям мятежников, позволил поджечь его.

Тверские книжники, отражая взгляды своих князей и общее настроение тверичей, уже в начале XIV века называли татар «безбожными» и «беззаконными» (86, 16). Эти эпитеты говорили о многом. Их можно было использовать, только отвергнув первоначальную идею о том, что татары приведены Богом и служат «божьим батогом». Несомненно, тверские философы нашли какое-то иное истолкование ордынского господства, допускавшее и предполагавшее возможность борьбы с ним. Между тем москвичи до времен Дмитрия Донского прочно держались за старую идею Серапиона Владимирского («приимем покаянье от сердца, да Бог оставит гнев свой»), которая позволяла им оправдывать и свое верно-подданничество по отношению к «поганой» Орде и свою борьбу с мятежными тверскими князьями.

В то время как тверские книжники изображали своих князей горячими патриотами, благородными рыцарями и мучениками за веру, – московские, напротив, видели в них безумных богоборцев, которые своими безрассудными действиями навлекли на себя и свою землю гнев Божий. Однако со временем сама Москва встала на путь Твери: путь мятежа и неповиновения. В конце концов иго чужеземцев было свергнуто, а Тверь завоевана Иваном III и включена в состав Московского государства. Все эти перемены изменяли и отношение московских книжников к тверскому мятежу 1327 года. Редактируя старые летописи при составлении новых сводов, они изымали те факты, оценки и суждения, которые казались им неуместными, и прибавляли свои собственные комментарии, соответствовавшие взглядам их времени. Менялось со временем и отношение тверских летописцев к деяниям их прежних князей.

Летописи времен Ивана Калиты сохранились до наших дней в списках, древнейший из которых (Рогожский летописец) относится к 1440-м годам, а почти все остальные – к концу XV – первой половине XVI века. Эти тексты представляют собой сложнейшее переплетение различных тенденций. И все же некоторые позиции московских книжников времен Ивана Калиты не вызывают сомнений. Прежде всего – это общий подход к оценке событий, основанный на Библии (тема «вавилонского плена») и наиболее авторитетных историко-литературных произведениях древности. Одним из таких произведений была «Иудейская война» римского историка Иосифа Флавия. Созданное Иосифом Флавием описание народного восстания против римского владычества в Иудее в 66 – 73 годах н. э. и его жестокого подавления императором Веспасианом привлекало древнерусского читателя не только живостью изложения и яркими батальными сценами, но и своими оценками событий.

Правоверный иудей Иосиф Флавий рассматривал римское владычество как новый «вавилонский плен», как наказание, посланное Богом за грехи иудеев. Восстание против римлян – попытка сопротивляться воле Божией. И подобно тому, как ветхозаветный пророк Иеремия проклинал всякого, кто осмелится самовольно призывать иудеев к мятежу против власти вавилонского царя Навуходоносора, – так и Иосиф осуждал вождей мятежников за попытку свергнуть установленную Богом власть римского императора.

Для читателя-христианина концепция Иосифа была вполне понятной и приемлемой. К ней следовало сделать лишь одно существенное добавление: hoi наказал иудеев римским владычеством и разорением Иерусалима главным образом за то, что они распяли Иисуса Христа. (Сам Иосиф Флавий в своей книге даже не упоминал о христианах и Иисусе Христе.)

Но особый интерес «Иудейская война» с ее идеей покорности и непротивления Божьему гневу вызывала у русских читателей XIII – XIV веков. Параллель между господством римлян в Иудее и господством татар на Руси напрашивалась сама собой. О том, что «Иудейскую войну» хорошо знали и внимательно читали во второй половине XIII века, свидетельствует ее использование неизвестным книжником при составлении Жития Александра Невского (1280-е годы). Два самых важных момента Иудейской войны – осада римлянами крепости Иотапаты и взятие Иерусалима. При штурме Иотапаты император Веспасиан проявил большое личное мужество. Этот эпизод, подробно описанный Иосифом Флавием, использовал и автор Жития Александра Невского. Восхваляя своего героя, он восклицает: «Храборство же его – акы царя римскаго Еуспесиана, иже бе пленил всю землю Иудейскую» (13, 426). Далее идет изложение рассказа Иосифа Флавия о том, как Веспасиан, оставленный своими отступившими воинами, один обратил в бегство целый отряд иудеев. «Тако же и князь Александр – побеждая, а не победим», – заключает агиограф.

Иван Калита, конечно, хорошо знал Житие своего деда. Любивший всякую книжную премудрость, он, вероятно, имел в руках и полный текст «Иудейской войны», содержавшийся в Хронографе – своего рода учебнике всемирной истории, известном на Руси уже в XIII веке. Читая Иосифа Флавия, Иван узнавал в его рассказе прообразы событий своего времени. Более того: он искал эти прообразы, ибо, как и всякий книжный человек Средневековья, понимал историю настоящего как повторение тех или иных событий, изображенных в Священном Писании. Сочинение Иосифа Флавия непосредственно примыкало к Новому Завету и было как бы его историческим послесловием. И потому изображенные историком события были почти так же «каноничны», первообразны, как и события, о которых повествует Библия.

Восстание в Твери было событием из ряда вон выходящим. По своему размаху и ожесточению оно далеко превосходило все те столкновения между русскими и ордынцами, которые случались во второй половине XIII – первой четверти XIV века. Изгнание «бесерменов» из городов Северо-Восточной Руси в 1262 году происходило, судя по летописям, на удивление мягко, бескровно. По-видимому, эту акцию организовал сам Александр Невский по согласованию с ханом Золотой Орды Берке, желавшим избавиться от администрации, присланной из Монголии, от великого хана Хубилая (1260 – 1271). Тверской мятеж не шел в сравнение и с частыми конфликтами между жителями Ростова и обосновавшимися в этом городе татарами. Так, во время смуты 1320 года, вызванной смертью ростовского князя Юрия Александровича, «злых татар» изгнали из города, но отнюдь не перебили и уж тем более не сожгли заживо, как в Твери.

То, что случилось в Твери 15 августа 1327 года, нельзя было понять иначе, как бунт против ордынской власти над Русью. Дух независимости и своеволия, отличавший тверских князей начиная с Ярослава Ярославича, незаметно передался и простонародью. Вина тверичей усугублялась тем, что они напали на ханского «посла» Чолхана. Убийство посла татары считали тяжелейшим преступлением, совершившие которое подлежали полному истреблению. Словом, тверской мятеж был началом «русской войны»...

Именно так или примерно так рассуждал Иван Данилович, узнав от примчавшихся в Москву Чолхановых татар, а затем и от своих лазутчиков обо всем, что произошло в Твери.

Мог ли он радоваться случившемуся? Едва ли. Теперь ему предстояло принять решение, от которого должно было зависеть не только его собственное будущее, но и будущее всей Руси. Как избежать ханского возмездия, нового Батыева нашествия? Как удержать своих людей от мятежа? Ведь и в Москве было немало людей, готовых последовать примеру тверичей... И не было рядом с Иваном ни отца, ни братьев, ни мудрого старца митрополита Петра. В гриднице сидели, потупив глаза, спешно съехавшиеся во дворец бояре. Они ждали княжеского слова. И тяжкое бремя ответственности – за Русь, за Москву, за своих малых детей и перепуганную княгиню – ложилось на его плечи. Он уже знал, что должен предпринять, знал, что скажет своим боярам, своему народу.

«В то время, когда почти все народы под солнцем преклоняются перед оружием римлян, вы одни хотите вести с ними войну... Где же вы думаете найти союзников против римлян? В необитаемой ли части земли? Ведь на обитаемой земле все принадлежит Риму... Таким образом, ничего больше не остается, кроме надежды на Бога. Но и он стоит на стороне римлян, ибо без Бога невозможно же воздвигнуть такое государство... Но как вы можете взывать к помощи Бога, если вы преднамеренно грешите против него. Войну начинают обыкновенно в надежде или на божество, или на человеческую помощь; но когда зачинщики войны лишены и того и другого, тогда они идут на явную гибель. Что же вам мешает собственными руками убить своих детей и жен и сжечь свою величественную столицу! Вы, правда, поступите, как сумасшедшие, но, по крайней мере, избегнете позора падения. Разумнее, мои друзья, гораздо разумнее сидеть в гавани и выжидать погоды, чем в самую бурную стихию пускаться в открытое море, потому что, если кого неожиданно постигает несчастье, тот, по крайней мере, вызывает сожаление, если же кто сам обрекает себя на гибель, на того вместе с несчастьем сыплются и укоры. Никто же из вас не станет надеяться, что римляне будут вести с вами войну на каких-то условиях и что когда они победят вас, то будут милостиво властвовать над вами. Нет, они для устрашения других наций превратят в пепел священный город и сотрут с лица земли весь ваш род; ибо даже тот, который спасется бегством, нигде не найдет для себя убежища, так как все народы или подвластны римлянам, или боятся подпасть под их владычество. И опасность постигнет тогда не только здешних, но и иноземных иудеев – ведь ни одного народа нет на всей земле, в среде которого не жила бы часть ваших. Всех их неприятель истребит из-за вашего восстания» (126, 183 – 184).

Эти слова из книги Иосифа Флавия словно предостерегали русских от повторения роковой ошибки древних иудеев, ценою которой стала гибель Иерусалима. Но с ужасом думал князь Иван о том, в чьи уста вложил Иосиф эту исполненную мудрого благоразумия речь. То была речь к народу иудейского царя Ирода...

Вероятно, не без труда князь Иван убедил москвичей в необходимости смирения. Час падения Навуходоносора еще не настал. Но Бог явил свою волю о Москве и Твери. Тверской мятеж больно отозвался для всей Русской земли. В Орде поднялась волна ненависти к русским. Узнав о гибели отряда Чолхана, Узбек в слепой ярости велел казнить ни в чем не повинного рязанского князя Василия, на свою беду оказавшегося тогда в ханской ставке. Вероятно, тогда же подверглись расправе и другие русские люди, жившие среди татар.

Описывая ханский гнев, русские летописцы использовали образы, заимствованные из той же книги пророка Даниила. Правитель Орды и царь Навуходоносор сливались в одно историческое целое. «Слышав же сиа (то есть получив весть о тверском мятеже. – Н. Б.) царь Азбяк Ординский, и разго-реся яростию велиею зело, и во мнозе скорби и печали бысть о братаниче своем Щелкане, и рыкаше аки лев на тверских князей, хотя всех потребити, и прочее всю землю Русскую пленити» (22, 194).

По-видимому, князь Иван не рискнул ехать в Орду сразу же после тверского мятежа. Он опасался попасть под горячую руку и понимал, что хан неизбежно вспомнит о нем и призовет к себе, когда утихнет первая вспышка гнева и вернется способность к трезвому расчету.

Московский князь оказался прав в своих предвидениях. Уже осенью 1327 года гонец привез в Москву ханскую грамоту с призывом немедленно явиться в Орду и обещанием «милости». Иван не заставил себя долго ждать. Вскоре он уже преклонял колена перед золоченым престолом «повелителя всех, кто живет за войлочными стенами».

В Орде Иван застал энергичные военные приготовления. Для похода на Тверь (а может быть, и на всю Северо-Восточную Русь?) хан велел собрать около 50 тысяч всадников. Во главе армии стояли пять «темников великих». (Слово «темник» происходило от слова «тьма», означавшего отряд численностью в 10 тысяч человек.) Летопись называет имена некоторых из них – «Федорчюк, Туралык, Сюга» (22, 194). По имени первого из них этот поход остался в памяти русских людей под названием Федорчкжовой рати.

Кроме Ивана Калиты, осенью 1327 года в Орду явился с изъявлением покорности и князь Александр Васильевич Суздальский со своим дядей князем Василием Александровичем. Были, вероятно, и другие русские правители. Все они присоединились к Федорчюковой рати, надеясь спасти свои владения от погрома.

Когда морозы сковали реки и болота, карательное войско из Орды двинулось на Тверь. Вероятно, татары шли по Волге. Замерзшее русло реки образовало гладкую дорогу, достаточно широкую для столь большого количества воинов. Когда-то и сам Батый завоевал Северо-Восточную Русь, двигаясь по льду замерзших рек. Путь по Волге позволял Ивану Калите и суздальским князьям уберечь свои владения от тех опустошений, которые несла с собой ордынская конница. Несомненно, князья призвали свои дружины на помощь карателям. Уклонение от участия в расправе татары расценили бы как измену.

Тверские князья оказались одинокими в своем отчаянном положении. Все их былые друзья находились в унынии и отказались помочь им. Когда Федорчюкова рать приблизилась к Твери, князья Михайловичи бежали из города. Младшие братья, Константин и Василий, вместе с матерью, княгиней Анной Ростовской, и с тверскими боярами решили переждать грозу в Ладоге, на северной окраине новгородских земель. Отсюда в случае опасности они могли уйти водным путем (через Ладожское озеро, Неву и Финский залив) еще дальше на северо-запад: во Псков или же в чужие земли. Из древней Ладоги открыт был для тверских изгнанников и другой путь бегства – на север, в глухие леса и погосты Обонежья. Предоставив тверскому княжескому семейству возможность жить в своих землях, новгородские бояре позаботились о будущем: один из братьев должен был со временем занять тверской престол. Опальный князь Александр Михайлович Тверской также просил убежища у новгородцев, но получил отказ. Никто не хотел видеть у себя гостя, по следу которого могла нагрянуть страшная Федорчюкова рать.

Потерпев неудачу в Новгороде, Александр обратился к псковичам. И те согласились принять его во Пскове. Конечно, ими двигало желание насолить Новгороду. Впрочем, здесь виден и трезвый политический расчет. Псковские бояре, соперничая с новгородскими, считали полезным поддерживать добрые отношения с врагами своих врагов. К тому же псковичи не очень боялись татар, которые никогда не доходили до них сквозь новгородские леса и литовские болота. Наконец, в лице князя Александра псковичи надеялись обрести смелого и авторитетного предводителя своего войска, надежного сторожа псковских земель от покушений западных соседей.

Можно ли считать бегство княжеского семейства из Твери проявлением малодушия? Едва ли. Точно так же поступали в безвыходных положениях многие русские князья XIII – XV веков, включая и таких безупречных бойцов, как Дмитрий Донской и Владимир Андреевич Храбрый. Конечно, тут не обошлось без некоторой доли эгоизма, органически присущего знати всех времен и народов. Не следует забывать и о том, что война в древности носила во многом личный характер. Один правитель мстил другому за подлинную или мнимую обиду. Жертвами этой мести становились прежде всего подданные. Такое положение дел считалось нормальным, естественным. Теология давала ему свое объяснение. «За государьское согрешение Бог всю землю казнит», – утверждал известный церковный публицист XV века игумен Иосиф Волоцкий (33, 176).

Личный характер средневековых войн часто заставлял того, кто не имел достаточно сил для защиты, уходить подальше от своей земли, подобно тому как некоторые птицы, завидев ястреба, летят в сторону от гнезда, надеясь увлечь его за собой и спасти тем самым свое потомство. Уходя за пределы досягаемости, преследуемый тем самым приближал конец войны, лишая ее самого увлекательного – азарта травли и погони.

В то время как тверская знать рассаживалась на новые, безопасные гнездовья, над занесенной снегом тверской землей уже стелился горький дым пожарищ. Летописи очень кратко описывают погром, произведенный Федорчюковой ратью. Возможно, это следы работы московских редакторов XV – XVI веков, не желавших вспоминать о таких темных пятнах в биографии основателя могущества Москвы, как участие в татарском погроме. Но факт остается фактом: Иван Данилович вместе с татарами опустошал тверскую землю. Тверской летописец, сообщая о нашествии татар зимой 1327/28 года, замечает: «С ними же Иван Московский грядя-ше и вож (то есть проводник. – Н. Б.) им на грады тверскыа бываше» (24, 466).

Эта лаконичная фраза клеймит князя Ивана Даниловича кровавой печатью Орды. Но в ней, как это часто бывает, смешаны два различных элемента: факт и его тенденциозное истолкование. Тверичи (а в их числе и тверские летописцы) ненавидели Калиту. В их изображении он «вож» (то есть провожатый, проводник, наводчик) татар и почти что главный виновник погрома Твери. Однако все это главным образом эмоции потрясенных горем людей.

Нет нужды идеализировать князя Ивана. Он был сыном своего жестокого века, и не просто сыном, а правителем, то есть человеком, заранее обреченным на грех. В самом его наследственном ремесле были неразделимо соединены добро и зло.

Но так ли черен был в действительности поступок Ивана, как изображает его тверской книжник? (А вслед за книжником – и множество позднейших историков!) Совершенно очевидно, что зимой 1327/28 года каратели, да и сам хан Узбек относились к русским князьям по принципу «кто не с нами, тот против нас». Уклониться от участия в походе на Тверь значило обречь свою землю на опустошение и своих людей на погибель. Ясно и то, что татары все равно разорили бы Тверь – с Иваном или без Ивана. Все русские князья ходили на Тверь, спасая свои собственные княжества, а также и свое положение как правителей. Эгоизм был до неразличимости переплетен здесь со здравым смыслом.

Что до роли Ивана как «провожатого» татар – то это явная гипербола. За сто лет владычества над Русью татары достаточно хорошо изучили дороги к ее городам. Да и городов-то в тверской земле было, собственно, всего два: Тверь на Волге и Кашин на речке Кашинке, притоке Волги. Дойти до них по рекам не составляло никакого труда. Суть же дела состояла в том, что князь Иван как старший среди участвовавших в походе на Тверь русских князей был, видимо, назначен ответственным за действия всей русской части Федорчюковой рати и в этом качестве был ее «вожем», командиром.

По рассказу летописца, тверской епископ Андрей (в действительности умерший еще в 1323 году, но оставшийся в памяти тверичей как мудрый и авторитетный владыка) убеждал князя Александра Михайловича не вступать в сражение с Федорчюковой ратью и не сопротивляться ордынскому царю, которого поставил над Русью сам Всевышний. Именно послушав совета иерарха, князь уехал во Псков. Узнав о том, что Александра нет в Твери, татары «отьидоша в свою землю» (24, 466).

Тверской летописец середины XV века выразил здесь общепринятое для того времени представление о том, что церковь удерживает князей от войны с ордынским царем, которого возвысил Бог. Следуя этим советам иерархов, князья, по натуре склонные к войне, спасают себя и свою землю от беды, от новых «казней Божиих».

Вглядываясь в логику суждений тверского летописца о восстании 1327 года, можно разглядеть и еще одну тенденцию. Мятеж тверичей, согласно летописцу, был направлен не против власти Орды в целом (ибо эта власть ниспослана свыше), а против «губителя христианства», «церковного борителя» воеводы Чолхана (24, 466). Господь руками тверичей и их князя истребил Чолхана за его гордыню. При таком понимании тверского мятежа князь Александр предстает не как богоборец, каким его изображали московские книжники Ивана Калиты, а как послушный исполнитель воли Божией. Так хитроумные тверские философы XV века примирили непримиримое: осудили идею войны против Орды, но оправдали князя Александра и своих горожан, поднявшихся с оружием в руках против «поганых».

Страшная Федорчюкова рать, напомнившая о разорении римлянами Иерусалима, отразилась в летописании всех крупнейших русских городов. Новгородская Первая летопись старшего извода (середина XIV века) в характерном для всего новгородского летописания лаконичном, но по-своему выразительном тоне так повествует о событиях 1327 – 1328 годов: «Того же лета, на Успенье святыя Богородица, князь Александр Михайлович изби татар много во Твери и по иным городом, и торговци гость хопыльскыи исече: пришел бо бяше посол силен из Орды, именем Шевкал, с множеством татар. И приела князь Олександр послы к новгородцем, хотя бечи в Новъгород, и не прияша его. Того же лета приела князь Иван Данилович наместникы своя в Новъгород, а сам иде в Орду. На ту же зиму приде рать татарьская множество много, и взяша Тверь и Кашин и Новоторжьскую волость, и просто реши всю землю Русскую положиша пусту, толко Новъгород ублюде Бог и святая Софья. А князь Олександр вбежа в Пльсков; а Костянтин, брат его, и Василии в Ладогу; и в Новъгород прислаша послы татарове, и даша им новгородци 2000 серебра, и свои послы послаша с ними к воеводам с множеством даров. Убиша же тогда татарове Ивана, князя Рязаньского» (10, 98).

Спасение своего родного города от татар новгородский летописец объяснил прежде всего Божьей милостью и покровительством святой Софии. (Во имя св. Софии был освящен главный храм Новгорода.) Земные причины спасения – посольство к татарам, уплата огромного выкупа – остаются для летописца реальностью, но как бы второго порядка: существенной, но не решающей.

По той же самой логической и теологической схеме (хотя и в иной окраске) представил эти события московский летописец. «Toe же осени (то есть осенью 1327 года. – Н. Б.) князь Иван Данилович Московский в Орду пошел. Toe же зимы и на Русь пришел из Орды; и бысть тогда великая рать татарская, Федорчюк, Туралык, Сюга, 5 темников воевод, а с ними князь Иван Данилович Московский, по повелению цареву, и шед ратью, плениша Тверь и Кашин и прочия города и волости, и села, и все княжение тверское взяша и пусто сътвориша, и бысть тогда земли великая тягость и много томлениа, множества ради грех наших, кровь хрестианская проливаема бываше от поганых татар, овых в полон поведоша, а другиа мечи изсекоша, а иныа стрелами истреляше и всяким оружием погубиша и смерти предаша, а князь Александр побежал с Твери в Псков... Того же лета убиша князя Ивана Ярославичя Рязанскаго. Великий же Спас милостивый человеколюбец Господь своею милостию заступил благовернаго князя нашего Ивана Даниловичя и его ради Москву и всю его отчину от иноплеменник, от поганых татар» (25, 90).

Согласно московскому летописцу, Москву спасла прежде всего милость Спаса, его благосклонность к благочестивому князю Ивану Даниловичу. Вероятно, этот летописец, столь чтивший Спаса, жил в Спасском монастыре, основанном в московском Кремле в 1330 году Иваном Калитой.

Никоновская летопись, соединившая в себе самые различные летописные традиции, наиболее подробно освещает ход нашествия. Татары и их русские союзники «взяша град Тверь, и Кашин, и прочна грады тверскиа, и власти (волости. – Н. Б.) и села пожгоша, а люди в полон поведоша, и Тръжек и власти пусто сотвориша, и хотяще ити к Новуграду, и не идоша: заступи бо его Господь Бог и святая Софиа, и оттуду послаша послы своя в Новъгород, они же (новгородцы. – Н. Б.) убоявшсся послаша к ним послы своя со многою честию, и со многими дары и 5000 рублев новгородцких. И тако татарове возврати шася оттуду со многим– полоном и богатьством, и бысть тогда всей Русской земле велиа тягость, и томление и кровопролитие от татар» (22, 194).

В. Н. Татищев, следовавший в своем повествовании о событиях 1327 – 1328 годов за текстом Никоновской летописи, после слов о «томлении и кровопролитии от татар» поставил запятую и прибавил уникальную страшную подробность: «зане (потому что. – Н. Б.) не токмо имения выбираху, скоты и кони забирали, но жены и дсчери емлюсче по своей воле и держаху, елико хотяху, а кто поперекова (сопротивлялся. – Н. Б), мучаху и убиваху» (38, 83).

Все летописи сообщают о гибели в ходе этой войны от рук татар рязанского князя Ивана Ярославича. Но ни одна не дает подробностей этой истории. Такая таинственность вызывает множество вопросов, на которые едва ли когда-либо найдутся ответы. Где и за что убили татары князя Ивана? Замешкался ли он вовремя явиться с покорностью в Орду? Или, не стерпев унижения, встат! с оружием в руках, чтобы защитить свою честь, спасти своих близких от жадных рук «поганых»? Или стал жертвой клеветы своих врагов? Но как бы там ни было – он принял мученическую смерть. И еще одним крестом больше стало на том печальном погосте, имя которому – русская история.

Художники Древней Руси всегда изображали святых мучеников бесстрастными, переносящими свои муки с возвышенным спокойствием. (Таков, например, святой Георгий на знаменитой новгородской иконе XIV столетия.) Даже распятый на кресте Спаситель словно спит, широко и вольно раскинув руки. Он несоизмеримо выше своих мучителей и своих мук. Сцены поругания и заушания Христа, его унижения в темнице появились в русской иконописи лишь в период ее упадка, во многом под влиянием западноевропейской живописи.

Подобно иконописцам, русские летописцы XIV – XVвеков всячески избегали не только натурализма, но даже и простого реализма. Описывая бедствия, которыми полна была тогдашняя жизнь, они прибегали к трагически-возвышенным формулам Библии. Перенося свои личные страдания в область вечного, древнерусский человек находил успокоение и забвение. Его собственная боль, встречаясь с мировой скорбью Священного Писания, пополняла ее и растворялась в ней, как капля в море.

Разгром татарами Твери зимой 1327/28 года тверская летопись (наиболее внимательная к этим событиям!) рисует буквально в двух словах: «И людей множество погубиша, а иныа в плен поведоша, а Тверь и вся града огнем пожгоша» (24, 416). Однако в действительности завоевание Твери татарами и их русскими подручниками было, конечно, далеко не легким в военном отношении делом. Тверичи защищались с отчаянием обреченных. Но силы были слишком неравны...

Дымящиеся развалины, застывшие в снегу окоченевшие трупы, над которыми пировало воронье, тишина и безлюдье кладбища – такой была гордая Тверь в начале 1328 года. Со временем она вновь оживет, наполнится людьми и даже зазвенит оружием. Но прошлого величия ей уже не вернуть. Федорчкжова рать отбросила Тверь далеко назад и словно переломила ей спину. Отныне она уже никогда не могла подняться в полный рост. Торжество удваивает силы, а участь побежденного – ненависть, зависть и страх.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта