Белгород выбрать город
Выберите город

Триумфальная арка в Москве. Арка в москве с лошадьми


Триумфальная арка в Москве на Кутузовском проспекте - Триумфальные ворота - История строительства триумфальной арки в Москве

1814 год. С триумфом и победой возвращаются русские войска из Западной Европы. Специально к этому событию у Тверской заставы сооружается деревянная триумфальная арка. Спустя 12 лет, полностью обветшавшую деревянную арку, решают заменить на более прочную - каменную.Над проектом два года работал архитектор О.И.Бове. Новый вариант арки приняли в апреле 1829 г. и уже 17 августа этого же года была осуществлена торжественная закладка первого камня. И далее в течение долгих пяти лет возводили мощные арочные стены.

Открытие памятника, состоялось 20 сентября 1834 г. Триумфальная арка у Тверской заставы простояла 102 года. А когда в начале 1936 г. решили перепланировать площадь Белорусского ж/д вокзала,  арку демонтировали. Её аккуратно разобрали и на долгие 32 года поместили на хранение в Музей архитектуры им. А. В. Щусева, который находился на территории ранее действующего Донского монастыря. Сегодня фрагменты литья старой арки, чугунные доски с гербовым оформлением и рельефными воинскими доспехами можно увидеть у входа в Большой собор.

В начале 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальных ворот, только на новом месте. Задача стояла сложная. Необходимо было по замерам, фотографиям и рисункам восстановить арку в первозданном виде. Руководил проектом В. Либсонон – один из самых известных московских реставраторов. В состав руководимого им коллектива вошли: инженеры М. Гранкина и А. Рубцова, архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен, которые приступили к реставрации только после изучения архивов. Сначала были подготовлены гипсовые слепки, формы тех деталей, которые необходимо было заново отлить. Всего надо было заново подготовить примерно 150 разных моделей точных копий элементов декора.

Отдельные фигуры были заново отлиты. Новая жизнь была дана доспехам, гербам старых городов, военным атрибутам. Мастера литья и чеканщики потрудились на славу. Позже все элементы были собраны воедино и стали частью Триумфальных ворот. Много споров и предложений вызвало место для размещения Триумфальной арки. Было предложение восстановить её на Ленинградском шоссе, граничащим с Белорусским вокзалом. Также предлагали вынести её за город на Поклонную гору и восстановить точно по проекту Бове с кордегардиями, но архитекторы «Моспроекта-1» решили восстанавливать Триумфальную арку на въезде площади Кутузовского проспекта. Арку решили превратить в монумент, который должен вписаться в городской пейзаж и не затеряться в нем. С обеих сторон её должны обтекать транспортные потоки, и она не должна была превратиться в простое ограждение или мост.

После утверждения места за дело взялись строители. Они выровняли место под арку, сровняв с землёй небольшую возвышенность на Староможайском шоссе, проложили новый проезд, подземный переход. Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Вместе с «Кутузовской избой» и музеем-панорамой «Бородинская битва» восстановленная Триумфальная арка составляет единый комплекс на площади Победы в районе Поклонной горы.

Фасадом арка обращена к въезду в Москву. В таком расположении многие видят давнюю традицию размещать арки и ворота главным фасадом к центральной дороге, ведущей в город. Основу однопролётной арки составили шесть пар 12-метровых величественных чугунных колонн. Их расположили вокруг двух арочных пилонов - опор. Каждая колонна весит 16 тонн, их заново отлили на столичном заводе «Станколит» по образцу одной оставшейся колонны, которая была в основе первой арии. Между колоннами разместили литые фигуры воинов со щитами и копьями, в шлемах и кольчугах. Над воинами разместили изящные горельефы. На тематическом барельефе изобразили русских воинов, которые оттесняют врагов, бегущих от напора мужественных освободителей.

Вся сила и мощь показана в образе воина на переднем плане со щитом, на котором изображён герб России.

В другом горельефе показано «Освобождение Москвы». Гордая красавица, олицетворявшая столицу, полулежит на щите с московским гербом. Её правая рука протянута императору Александру I на фоне зубчатых стен Московского Кремля. Вокруг изображения Геракла, Минервы, женщины, юноши и старца. Античные русские национальные мотивы чётко прослеживаются в каменных одеяниях персонажей. По периметру арки расположены гербы админ. районов России, которые участвовали в освободительном движении. Над карнизом – статуи Побед, которые выделяются на светлом фоне. У их ног сложены трофеи. На строгих лицах лёгкие улыбки. Венчает арку необычайно красивая колесница Славы, которую возглавляет шестёрка лошадей. Крылатая богиня Победа восседает в колеснице, всматриваясь во всех тех, кто въезжает в город.

mos-holidays.ru

Триумфальная арка в Москве | ARCHITECTUREGURU

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве – объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

 

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году. Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов. По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Описание

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями. Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие. Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью. Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

Интересные факты

  • Московский митрополит отказался освятить памятник из-за того, что на нем установлены скульптурные изображения мифологических богов.
  • Триумфальная арка – главный символ Филевского автобусно-троллейбусного парка.
  • Белый камень для облицовки стен арки был добыт у подмосковного села Татарово.
  • Неподалеку от арки находится каток с искусственным льдом — популярнейшее место среди детей и молодежи Москвы.

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

architectureguru.ru

Триумфальная арка — стиль классицизм

Триумфальная арка на площади Победы (Кутузовский проспект) была построена в 1966–1968 гг. и явилась точной копией Триумфальных ворот, которые были сооружены в Москве в 1829–1834 гг. по проекту архитектора О. Бове.

Первые Триумфальные ворота располагались на площади Тверской заставы и являлись въездными воротами в Москву. Первоначально по обеим сторонам ворот шла решетка и стояли два здания для размещения гвардейцев.

Заново воссозданные ворота лишились решетки, многие чугунные детали арки заменены новыми моделями, отлитыми на Мытищинском заводе. Также на заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся колонны были изготовлены новые чугунные колонны высотой 12 м., весом 16 т. Подлинными элементами арки является колесница с богиней победы Никой, венчающая арку, а также фигуры воинов. В ходе реконструкции был изменен текст на аттике Триумфальной арки.

Первые Триумфальные ворота в Москве появились по настоянию императора Николая I как памятник победы и дань памяти Александру I.

Открытие памятника состоялось 20 сентября (2 октября) 1834 г. Ворота были спроектированы в парадном стиле ампир. По аттику шла лента с чугунными рельефами гербов российских городов, принявших участие в войне. Ворота были украшены чугунными панно-горельефами, изображающими бегущих галлов, и Москву, спасенную Александром I. Над фигурами воинов работали скульпторы И. Витали и И. Тимофеев. Воины, облаченные в античные доспехи, являлись аллегорическими изображениями Победы, Славы и Храбрости. Любопытный факт: приглашенный на открытие митрополит Филарет (Дроздов) ворота с изображениями «мифологических богов, богинь и подобных эмблем монумента» освящать отказался.

В 1936 г. ворота были разобраны. По Генеральному плану 1935 г. площадь Тверской заставы должна была подвергнуться реконструкции. Арка была тщательно обмеряна сотрудниками Музея архитектуры им. Щусева, что впоследствии позволило воссоздать ее с максимальной точностью.

Проведенные в 2008–2010 годах по заказу Мосгорнаследия исследования показали, что скульптура, изображающая богиню победы, колесница и шестерка коней, а также отчасти скульптуры Твердости и Храбрости находятся в аварийном состоянии. Все они были поражены коррозией и утратили защитное покрытие. В некоторых местах буквально зияли дыры. Колеса колесницы частично разрушились из-за попадания воды в трещины металла и морозного расширения, на ноге фигуры богини Победы утрачен фрагмент. Кроме того, статуя Ники накренилась. Не исключалась возможность ее обрушения. 

В 2012 году была проведена научная реставрация Триумфальной арки с восстановлением первоначального вида. Венчающие арку скульптуры были демонтированы из-за технической невозможности проведения работ на месте. Остальные скульптуры восстанавливались на месте. Реставраторы сняли многочисленные слои кузбасслака, использовавшегося в качестве защитного покрытия, и нанесли уникальное современное покрытие, предохраняющее металлические элементы от химических агентов в воздухе и дождевой воде. Состав сплава, из которого изготовлены скульптуры (в него входили бронза, олово, элементы серебра), был использован и в ходе реставрации. Произведена докомпоновка утраченных металлических деталей и зачеканка отверстий. Бетонные постаменты под скульптурами воинов заменены гранитными. Кроме того, была обновлена большая часть белокаменной облицовки Триумфальной арки, так как старая пострадала от многолетнего воздействия загрязненного воздуха Кутузовского проспекта. После замены и очистки камень был покрыт защитным раствором. Долгие годы чугунные колонны были покрашены в черный цвет. Во время последней реставрации был восстановлен цвет, задуманный Бове,— графитовый. Кроме того, была смонтирована система архитектурно-художественной подсветки памятника, благоустроена озелененная территория вокруг арки, создан самый крупный цветник в России площадью 5,7 тыс. кв. м.

В ходе реставрации был найден пожелтевший листок бумаги со следующим текстом: "18 октября 1968 года отсюда последним уходил производитель работ по воссозданию Триумфальной арки на Кутузовском проспекте Федор Давыдов". Решено было заложить в верхней части монумента капсулу со списком всех 232 участников реставрации Триумфальной арки и послание потомкам от современных реставраторов. На табличке, под которой находится капсула, написано— "Вскрыть потомкам в 2062 году". Обновленная Триумфальная арка была торжественно от- крыта 4 сентября 2012 года в период празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

В 2012 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация".

Прочитать статью об этом доме в "Московском журнале"

um.mos.ru

Триумфальная арка - Прогулки по Москве

Московские Триумфальные Ворота - сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.История этого памятника начинается в 1814 году - на площади Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся домой после победы над Наполеоном.

Николай I пожелал, чтобы в Москве был возведен монументальный памятник, посвященный событиям Отечественной войны Осуществить этот замысел император поручил архитектору О.Бове. Возведение Триумфальных ворот продолжалось пять лет. 20 сентября 1837 года строительство было завершено.

В те годы с залазом на арку все было значительно проще ;)

В 1936 году в ходе реконструкции площади Тверской заставы Арку разобрали. Фото площади 1940 года.

В 1966 году было принято решение восстановить её на Кутузовском проспекте, рядом с Музеем панорамы «Бородинская битва». На фото запечатлен процесс строительства.

Монтаж Колесницы Славы крыше арки. Кроме Триумфальной арки в Москве есть еще как минимум две квадриги. Одна установлена на Московском Ипподроме, другая на Большом Театре.

В 2008-2010 годах на объекте были проведены научно-исследовательские и проектные работы, которые выявили крайне неудовлетворительное состояние монумента.

К первому этапу работ на памятнике специалисты уже приступили. Арку обставили полностью лесами и огородили часть площади вокруг нее, благодаря этим лесам нам удалось подняться на самый вверх.

В рамках реставрационных мероприятий предусмотрен демонтаж квадриги "Колесница Победы", одной из немногих скульптурных композиций, сохранившихся в подлиннике. Скульптурные элементы будут очищены от устаревших покрытий (кузбаслак), разрушающих чугунную поверхность.

Как видно на фото состояние квадриги желает оставлять лучшего, практически все скульптуры покрылись ржавчиной. Залезать на квадригу было очень опасно, казалось буд-то сейчас в любой момент от статуи, что-то отвалится.

Реконструкцию арки хотят завершит в начале августа 2012 года.

Парк Победы.

Кутузовский проспект.

Спасибо сайту Oldmos.ru за прекрасную подброку фотографий старой Москвы.

moscow-walks.livejournal.com

Триумфальная арка в Москве. Интересные факты. Добавил Виталий Сёмин — VilingStore.net

История Триумфальной арки

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.

Триумфальные ворота у Тверской заставы

Триумфальная арка в Москве

Торжественная закладка арки

состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Постройка Триумфальных ворот

— первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья — чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.

В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.

Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Проблема установки грандиозного памятника

не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на окраине столицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурной композиции, то современным градостроителям предстояло установить монумент в сложившемся городском пейзаже, среди высоких зданий, превосходящих своими размерами арку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его не закрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся между ними и чтобы издали можно было рассмотреть его неповторимое декоративное убранство. Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.

После того как Исполком Моссовета утвердил проект реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект, приступили к работам строители. Им предстояло сделать абсолютно ровной площадь вокруг будущей арки, срыв возвышенность у Староможайского шоссе, проложить новый проезд шириной 15 метров для автотранспорта и подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с участком в середине проезжей части, на котором вырастала арка.

Над возведением монумента с большой любовью трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов. Триумфальная арка на Кутузовском проспекте г. Москвы

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.

Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка

обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.

Основу памятника

составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор — пилонов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники — дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.

Горельеф «Изгнание галлов из Москвы» на фасаде триумфальной арки

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над по верженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов — освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Композиция решена мастерски.

Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Однако это не мешает горельефу удачно вписываться в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой

горельеф — «Освобожденная Москва»

—выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы

, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре аттика, над проезжей частью,

по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М. И. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На главном фасаде повторен текст закладной доски. И, читая эти строки, мы, потомки пятого поколения героев Двенадцатого года, словно теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод,— он тогда перестраивался. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов — черного чугунного литья и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве.

Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Великолепно было найдено создателями и решение стройных архитектурных пропорций всех элементов Триумфальной арки. Попробуйте мысленно увеличить высоту фигур воинов — и они помешают восприятию горельефов. Измените размеры цоколя арки — и придется менять размеры чугунных колонн. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров — и все ее лепное убранство станет мелким и потеряется на фоне стенных проемов. Это подтверждает правильность выбранных пропорций, их жесткую взаимозависимость.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием.

Совершенная красота формы

, жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829—1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

Прошло девять лет с момента воссоздания арки, и в сентябре 1977 г. ее снова окружили строительные леса. В течение нескольких недель здесь трудились, сменяя друг друга, кровельщики, пескоструйщики, герметчики, сварщики, механики, монтажники, гранильщики, каменщики треста Мосстрой № 7. Рубероидную крышу арки под копытами бронзовых коней заменили более устойчивой к воздействию дождя, снега и солнца теоколовой мастикой, проложенной стеклотканью; цинковое покрытие — медным с усиленной системой закрепления. Кое-где появившийся на литье коррозионный налет счистили до блеска, а эти места покрыли свинцовым суриком и специальной черной краской с темно-зеленым отливом под старину. Подновили гранитный цоколь, расчистили стены и надписи, выровняли плиты на окружающей арку площадке.

Триумфальная арка

— это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.

vilingstore.net

Золотые, Красные и Невские ворота, Триумфальная арка и арка Главного штаба.

Парадный въезд в город и ворота старинной крепости, триумфальная арка и инженерное решение для складских помещений — проходим под сводами российских архитектурных памятников.

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота во Владимире — самые древние на территории России. Их построили в 1164 году по указу владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Тогда они были частью валов, опоясывавших город. Золотые ворота были парадными: они вели в княжеские кварталы.

Сегодня от них осталась проездная арка с боковыми пилонами и часть боевой площадки. Остальные архитектурные элементы были пристроены позже: ворота несколько раз реконструировали. В конце XVIII века заново возвели арочные своды и укрепили всю конструкцию. В 1810 году построили новую надвратную церковь. В настоящее время Золотые ворота — часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Красные ворота в Москве

На месте Красных ворот трижды возводили деревянные арки: по случаю победы в Северной войне (1709 год), в честь коронации Екатерины I (1724 год) и Елизаветы I (1742 год). Каменные Красные ворота построили в 1753 году по проекту Дмитрия Ухтомского. Они копировали екатерининский образец — типично барочный, украшенный скульптурными рельефами и росписью. Завершала композицию бронзовая скульптура трубящего ангела.

В XIX веке, чтобы ворота оправдывали свое название, их выкрасили в красный цвет. Но в 1926 году арку снова побелили. Тогда в столице даже появилось четверостишие: «Была белая Москва, / Были красные ворота, / Стала красная Москва, / Стали белыми ворота». В 1927 году арку снесли, когда расширяли Садовое кольцо. Сегодня фрагменты ворот хранятся в нескольких музеях. В Историческом музее можно увидеть ангела с верхней части арки, в Музее архитектуры имени Щусева — фигурки херувимов, а в музее-заповеднике «Коломенское» — элементы кладки большой и малой арок.

Невские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге

Первые ворота, ведущие из Петропавловской крепости к Неве, были возведены еще при Петре I. Тогда крепость была деревянной. В конце 1720-х годов итальянский архитектор Доменико Трезини построил на месте старых ворот каменные. За следующие полвека их трижды реконструировали. Проект современной каменной арки создал архитектор Николай Львов. В 1787 году были возведены гранитные ворота высотой 12 метров с тосканскими колоннами. Их фронтон украсило изображение якоря и языков пламени — символ побед Российской империи.

Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге

Новая Голландия была заложена при Петре I. Сначала здания использовали как складские помещения. Визитной карточкой архитектурного комплекса стала арка из красного кирпича в стиле классицизма. Ее построил архитектор Жан Батист Мишель Валлен-Деламот в 1787 году. Строгая арка с гранитными колоннами и скромным декором должна была сдерживать внутреннее давление на стены складских помещений: там хранились корабельные бревна, и поэтому ее ширина — больше восьми метров.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота построили для торжественной встречи победителей Отечественной войны 1812 года. Первую деревянную арку возвели всего за месяц по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Но ворота пришли в негодность, поэтому спустя 20 лет на их месте появилась арка по проекту архитектора Василия Стасова. Ее венчала фигура Славы, управляющая шестеркой лошадей. Ворота декорировали скульптурами витязей и крылатыми женскими фигурами, барельефами и золотыми надписями. Авторами скульптур стали Степан Пименов, Петр Клодт, Иван Леппе, Василий Демут-Малиновский.

Сегодня в Нарвских воротах находится филиал Музея городской скульптуры.

Триумфальная арка в Москве

В 1826 году император Николай I дал распоряжение построить и в Москве арку в память о победе над Наполеоном. Проект создал архитектор Осип Бове, ворота возвели в 1834 году.

Каменные ворота украсили чугунные скульптуры — богиня Ника в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, барельефные композиции «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Их выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. В 1936 году ворота были разобраны. Часть скульптур Триумфальной арки хранится в Музее архитектуры имени Щусева.

Точную копию ворот воссоздал спустя три десятилетия архитектор Владимир Либсон. Новая арка появилась на Кутузовском проспекте, недалеко от парка Победы.

Арка главного штаба в Санкт-Петербурге

Здание Главного штаба в Петербурге строили в 1819–1828 годах по проекту Карла Росси. В память о победе России в Отечественной войне 1812 года архитектор соединил два отдельно стоящих здания изысканной аркой в стиле ампир. Ее декорировали барельефами и скульптурами на военные сюжеты. «Колесницу славы» с богиней Никой, увенчавшую арку, изваяли Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

Изначально фигуры были изготовлены из очень тонких листов меди на металлическом каркасе. Со временем они начали разрушаться: Ника осталась без лаврового венка, лошади — без хвостов, двуглавый орел потерял одну голову. Арку и скульптуры несколько раз реконструировали.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Бранденбургские ворота в Калининграде — одни из семи сохранившихся городских ворот. Они до сих пор используются по прямому назначению: под арками расположена проезжая часть, по которой ходит транспорт.

Первые деревянные ворота на этом месте были построены еще в 1657 году. Они находились на пути к замку Бранденбург, от которого и получили свое название. Через сто лет по указу короля Пруссии Фридриха II здесь возвели массивные кирпичные ворота в неоготическом стиле. Арку с двумя проездами перестроили в середине XIX века, тогда ворота были украшены остроконечными декоративными фронтонами, цветочными рельефами, гербами и медальонами.

Королевские ворота в Калининграде

Два самых узнаваемых архитектурных символа Калининграда — это Кафедральный собор и Королевские ворота. В своем современном виде арка появилась здесь в 1850 году. Автором проекта был немецкий военный инженер Эрнст Людвиг фон Астер. По сторонам центрального проезда были возведены казематы с зубцами на крыше и стилизованными дозорными башенками на нижнем ярусе. Барельефы трех королей, украсившие ворота, создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

После Великой Отечественной войны арку не реставрировали почти 60 лет, поврежденные барельефы калининградцы прозвали «тремя безголовыми королями». В 2005 году ворота и украшавшие их декоративные элементы полностью восстановили по архивным фотографиям. Сегодня внутри архитектурного сооружения находится экспозиция «Великое посольство» историко-культурного центра.

Фридрихсбургские ворота в Калининграде

Ворота — это все, что сохранилось от Фридрихсбургской крепости, основанной в 1657 году. Их возвели в 1852 году по проекту немецкого архитектора Фридриха Шлютера. Центральную арку в неоготическом стиле, казематы и круглые башни сложили из обожженного фигурного кирпича. Ворота декорировали зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами.

Здание было повреждено в годы Великой Отечественной войны. После реставрации в 2011 году ворота с башнями, гербом на фасаде, железными дверями и мощеным двориком приобрели свой первоначальный вид. Сегодня они принадлежат Музею Мирового океана. Внутри расположена экспозиция «Корабельное воскресение», посвященная истории кораблестроения и возрождению исторических судов.

www.culture.ru

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Триумфальная арка, Москва, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Триумфальная арка в Москве, столице России  - символ мужества российского народа. В 1837 году на Тверской площади была построена арка в деревянном исполнении, в честь победы над наполеоновской армией. Николай I таким образом решил возвеличить  славные эпизоды войны 1812 года. Разработку проекта он поручил ваятелям И.Тимофееву и И.Витали, а также зодчему О.Бове. Строительство грандиозного монумента велось 5 лет. Осипу Бове удалось создать редкостный и наиболее выразительный образ непобежденной Москвы, которая поднялась «из пепла и развалин».

При открытии собрались тысячи москвичей, которые увидев памятник, были сильно потрясены его уникальным украшением. Шесть пар колонн пересекались нишами, в которых стояли скульптуры  русских воинов, на вершине стояла мощная  колесница Славы, ниже были показаны моменты бесславного бегства французской армии. Со временем Арка пришла в негодность и в 1936 году была разобрана. И только в 1966 году власти Москвы решили воссоздать творение Бове и установить его на Кутузовском проспекте. Арку сделали уже из железобетона и облицевали гранитным материалом. Все элементы отлили из чугуна, взяв за образец части старого монумента.

Немалого усердия потребовалось для того, чтобы из большого числа элементов собрать такую же композицию. Создать новый проект взялся коллектив «Моспроект-3». Перед ними стояла труднейшая задача: в одну только перекладину следовало уложить 1276 разрозненных деталей. Архитекторы, инженеры, художники по сохраненным рисункам, фотоснимкам, измерениям создавали тот самый облик памятника, который был раньше. Трудились буквально над каждым элементом. Трудности вызывал и выбор места, если первая Арка строилась между низенькими постройками, то новый памятник должен был не только вписаться в новый образ Москвы, но и стать его украшением. В 1968 году был воссоздан самый великий памятник столицы в честь победы русских воинов в битве 1812 года. Теперь это не просто отдельный монумент, а часть мемориального комплекса, посвященного победным сражениям против наполеоновской орды.

Дойти до Триумфальной арки можно за несколько минут от ст. метро «Парк Победы».

 

Фото достопримечательности: Триумфальная арка

 

Триумфальная арка на карте:

www.1000mest.ru


Foliant31 | Все права защищены © 2018 | Карта сайта